AdMe
НовоеПопулярное
Творчество
Свобода
Жизнь

20+ подробностей о том, как снимали искрометную комедию «Покровские ворота», которую давно растащили на цитаты

38 лет назад на экраны вышел фильм Михаила Козакова «Покровские ворота». Надо сказать, что изначально он вызвал у зрителей и критиков противоречивые чувства. Возможно, дело было в том, что из показанной версии было вырезано немало колоритных сцен и фраз. Однако со временем картина пережила второе рождение и приобрела новых поклонников. Все-таки режиссеру удалось отлично воссоздать образ Москвы 50-х годов с ее «дворовой культурой» и особой атмосферой коммунальных квартир.

Мы в AdMe.ru неравнодушны к старым фильмам, поскольку они помогают лучше понять старшее поколение и их ценности. Сегодня мы решили вспомнить яркие факты о съемках искрометной комедии «Покровские ворота».

  • В основу сценария легла элегическая комедия драматурга Леонида Зорина «Покровские ворота», которую он написал в 1974 году. Автор пьесы подчеркивал, что это автобиографическое произведение, которое он написал в год своего 50-летия. Зорин просто захотел вернуться во времена своей молодости, когда он жил в московской коммуналке на Петровском бульваре, 13: «Я решительно ничего не придумывал, разве только что сдвинул время действия почти на десяток лет вперед и поселил своих героев „в непосредственной близости от Покровских ворот“. Камуфляж был обязателен, так как в ту пору мои герои еще были живы».
  • Персонаж Олега Меньшикова Костик Рюмин был списан с самого Леонида Зорина. Будучи студентом, он также снимал комнату, где и познакомился прототипами будущих героев. Так, колоритную Маргариту Павловну он списал с переводчицы с французского, чей первый муж был специалистом по французской литературе, а второй был крайне далек от этой сферы.
  • Новую пьесу решил подхватить актер и режиссер Михаил Козаков, который вскоре поставил по ней спектакль в Театре на Малой Бронной. Так как он с успехом шел несколько лет, Козаков решил снять одноименный фильм. Однако «Ворота» стали ярчайшим примером картины, где изначально все пошло не по плану.
  • Режиссер был уверен, что сценарий картины тут же будет утвержден, но руководство «Госкино» посчитало историю слишком легкомысленной и неактуальной для того времени. В качестве компромисса Козакову было предложено сыграть роль Дзержинского в сериале «Государственная граница»: «Миша, хотите, чтобы вас запустили с вашей сомнительной комедией, сыграйте Дзержинского!» Дело в том, что Козакова давно звали на эту роль, но он категорически отказывался.
  • В итоге актер был вынужден согласиться и даже получил за роль 3 премии. Однако с разрешением на съемки «Покровских ворот» все равно затягивали. Неожиданно на помощь пришла актриса МХАТа Софья Пилявская, которая сыграла тетушку Костика. Каким-то чудом она убедила чиновников, что картина получится отличной.
  • Когда разрешение на съемки было получено, предстояло утвердить актерский состав. Самым сложным оказалось найти актера на роль Костика. На пробах было рассмотрено 19 претендентов, но ни один из них не устраивал режиссера. Тогда жена Козакова пригласила на пробу юного студента Щукинского училища Олега Меньшикова, которого она однажды увидела в каком-то фильме по телевизору.
  • После проб оператор сказал: «У нас появился актер, без которого бы не было нашей комедии. Дальше уже все было проще». Ему вторил Леонид Зорин, который сразу же понял, что Меньшиков — это попадание в яблочко: «Минуты хватило, чтобы понять: он именно тот, о ком мечталось! Он был еще студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста». Так Олег был утвержден, и «Покровские ворота» стали его третьим фильмом.
  • Правда, перед началом съемок выяснилось, что до этого Меньшиков был утвержден на одну из ролей в фильме «Частная жизнь». Тогда Зорин лично написал тому режиссеру письмо с просьбой отпустить актера, а тот с «королевской щедростью» согласился. Однако, по другой версии, итоговый выбор сделал сам Олег. Якобы в том проекте ему предстояло работать с мэтром Михаилом Ульяновым, но, не желая быть в тени именитого актера, Меньшиков решил сделать выбор в пользу «Покровских ворот».
  • Интересно, что его персонаж Костик в своей шутке «На дне озера Титикака обнаружен весьма древ­ний город, так что до свидания, дорогая, я надол­го уезжаю» предсказал будущее. Так, в 2000 году на дне этого озера археологи действительно нашли древний индейский храм, относящейся к доинкской эпохе.
  • Далее сложности с кастингом не заканчивались, так как нужно было подобрать актеров на роль колоритного трио Маргариты Хоботовой, Льва Хоботова и Саввы Ефимова. Сначала режиссер хотел предложить сыграть этих героев Наталье Гундаревой, Андрею Миронову и Никите Михалкову, но последний сразу же отказался от предложенной роли, поскольку ему «резко не понравился» сценарий.
  • А вот Андрей Миронов был не против сыграть Хоботова, потому как ему нравился спектакль «Покровские ворота». В итоге были сформированы два актерских состава. Первый включал в себя признанных звезд: Андрей Миронов, Наталья Гундарева, Евгений Лазарев. Второй включал в себя неизвестные имена: Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Виктор Борцов.
  • Худсовет, конечно, настаивал на «звездном» варианте. Однако, подумав, Козаков решил, что ему больше подходит второй состав, поскольку эти артисты не были знакомы зрителям, а значит, лучше впишутся в атмосферу коммунальной квартиры. Миронову он сказал так: «Ты слишком известен для жителя коммуналки». Да и в целом Козаков объяснил свое решение следующим образом: «Коммуналка — это неизвестные лица. И среди них — одно известное, Велюров. Он — артист». На роль Велюрова был утвержден Леонид Броневой.
  • Роль Льва Хоботова досталась 46-летнему артисту из Театра имени Ленсовета Анатолию Равиковичу, и именно она принесла ему настоящую популярность. При этом сам Равикович стал заложником одной роли: «Конечно, я всю свою жизнь после „Покровских ворот“ хожу в тени Хоботова в разных его вариантах. Не то что роли, даже рекламу — и ту мне предлагают такую, что в ней действует некто похожий на Хоботова. Я сначала дергался. А потом подумал: „Значит, такая судьба“».
  • Для актрисы Инны Ульяновой роль Маргариты Хоботовой тоже стала знаковой, поскольку до этого момента она появлялась лишь в небольших эпизодах. Интересно, что в «Покровских воротах» есть сцена, где Хоботова собирается пойти с мужем на фильм «Карнавальная ночь». Именно эта картина стала дебютом Инны Ульяновой в кино — ее можно увидеть в одном из эпизодов.
  • После съемок Инна Ульянова подарила Козакову медаль «За спасение утопающих», поскольку он спас ее карьеру. Она искренне полагала, что до встречи с ним «тонула» как актриса.
  • Елена Коренева, которой была предложена роль медсестры Людочки, сначала отказалась от предложения, поскольку ее не вдохновили ни героиня, ни сценарий: «Какой-то натужный юмор. Оперетта, да и только!» Однако ее уговорила мама, которая работала в картине вторым режиссером. Более того, во время работы актриса опиралась на образ своей матери «в лирическом шарже», посчитав, что чрезмерная наивность Людочки — типичная черта поколения 50-х.
  • На роль «серьезного поэта Соева, писавшего плохие стихи» Козаков утвердил Евгения Моргунова, и в этом заключалась некая прозорливость режиссера, поскольку он сумел разглядеть в комическом актере более глубокое творческое «я». При этом сам Моргунов считал эту свою роль одной из лучших.
  • Роль пловчихи Светланы могла достаться Ирине Муравьевой, но в итоге юную спортсменку из «Трудовых резервов» сыграла Татьяна Догилева. Часть съемок проходила в бассейне, но вместо актрисы там плавала дублерша, а вот задорные танцы исполняла сама Татьяна. Козаков лично учил Догилеву и Меньшикова движениям популярного ранее рок-н-ролла, но все равно в итоге получилась только «слабая пародия» на танцы 50-х годов.
  • А вот загадочного мотоциклиста Савранского, которого невозможно догнать, сыграл каскадер и профессиональный мотогонщик Леонид Машков. За свою карьеру он появился почти в 100 фильмах, но очень редко показывался в кадре с открытым лицом. Позднее Машков вспоминал, что после выхода ленты один из руководителей ДОСААФ позвал его к себе и отчитал за то, что каскадер снимался в «затрапезном» шлеме: «Мы что, тебе нормальный шлем не могли дать?»
  • По воспоминаниям актеров, у режиссера была своя, особая система работы на съемочной площадке, которую каждый трактовал по-своему. Например, Татьяна Догилева говорила о съемках фильма восторженно: «Была блестящая компания, и заслуга Михаила Козакова в том, что он создал совершенно невероятную атмосферу во время съемок». Он показывал актерам, как нужно играть, и всегда приходил на площадку подготовленным, зная наизусть весь текст. А вот Анатолий Равикович вспоминал о съемочном процессе как о «муках», поскольку режиссер не разрешал никому импровизировать и хоть немного отходить от сценария.
  • Саму коммуналку у Покровских ворот построили на территории «Мосфильма», а подходящий дворик, где герои играли в лото и шахматы, нашелся у Гоголевского бульвара. Правда, его нужно было грамотно задекорировать. В соседнем дворе была найдена гипсовая статуя пионера, которую было решено «позаимствовать» для съемок.
  • Особую роль в фильме играл каток, на котором в какой-то момент встретились все герои. Надо сказать, что катание на коньках стало проблемой для всех актеров, ведь им пришлось учиться этому прямо на месте. Что интересно, по сюжету действие должно было происходить на Чистых прудах, но герои катаются на Патриарших. Зрители, конечно, заметили это несоответствие, но общее впечатление оно не испортило.
  • «Покровские ворота» еще не успели смонтировать, а у него уже начались проблемы. Во-первых, актриса Елена Коренева неожиданно для всех уехала за рубеж, и это бросило тень на фильм. Во-вторых, худсовет «Телефильма» воспринял картину весьма неоднозначно. Например, режиссер Марк Захаров назвал ленту «просто китчем» и сказал, что она его разочаровала. В итоге после многочисленных исправлений, которые были внесены по требованию телевизионных руководителей, фильм был допущен к эфиру.
  • Премьерный показ «Покровских ворот» в урезанном виде состоялся на телевидении в 1983 году. В последующие годы из ленты то вырезались, то возвращались в нее различные куски. Так что фильм был оценен массовым зрителем не сразу. Олег Меньшиков утверждал, что известность пришла к нему «через очень-очень много лет после премьерного показа». Однако в 2017 году он, будучи худруком Театра имени М. Н. Ермоловой, решил вспомнить фильм своей молодости и в рамках проекта «Кино на сцене» сделал экспериментальную постановку. Это была коллективная читка сценария «Покровских ворот».
  • Тогда в фойе театра была воссоздана атмосфера московского дворика 50-х, а на сцене артисты читали реплики героев «Ворот». Причем сами актеры узнали о распределении ролей всего за час до выступления. Сам Меньшиков исполнил символическую роль повзрослевшего Костика, «тройственный союз» четы Хоботовых и Саввы Игнатьевича сыграли Юрий Стоянов, Анна Ардова и Сергей Степанченко. В роли медсестры Людочки выступила Кристина Асмус, а тетушку Костика сыграла специально приглашенная звезда — Ирина Купченко.

    По словам актеров, это был незабываемый опыт. В 2018 году состоялся повторный показ спектакля, что еще раз доказывает, что эта история не теряет своей актуальности и по сей день.

Цитаты из фильма

  • Спит родимый аквариум.
  • Заметьте, не я это предложил!
  • Ты любить не способен, как все тайные эротоманы.
  • А кто не пьет? Назови. Нет, я жду!
  • ― Высокие, высокие отношения.
    ― Нормальные для духовных людей.
  • Я не знаю, я вся такая внезапная, такая противоречивая вся.
  • ― Разве ваша жена за вами не смотрит?
    ― Жена... Видите ли, она занятой человек, у нее напряженная духовная жизнь. Да, а кроме того, мы расстались.
  • Нет... Он сомнителен. Он сомнителен. Я бы ему не доверял.
  • ― Звякнуть ей, что ли, на старости лет?! А... пусть живет безмятежно.
  • Маргарита Павловна Хоботова, женщина весомых достоинств.
  • ― Хоботов, это мелко.
    ― Пусть.
  • У вас вид триумфатора. Кого вы разбили под Аустерлицем?
  • ― Нет у меня никакого приступа!
    ― Будет!
  • И все-таки поверьте историку: осчастливить против желания нельзя.

Вам нравится этот фильм или кажется уже немного устаревшим? Как вы в целом относитесь к старым фильмам, часто ли их пересматриваете?