AdMe
НовоеПопулярное
Творчество
Свобода
Жизнь

20+ фактов о легендарной Фаине Раневской, которая за иронией и сарказмом скрывала чувство глубокого одиночества

В 1896 году на свет появилась Фаина Георгиевна Раневская. Жизнь этой великолепной актрисы была непростой, но богатой на яркие встречи, роли и события. Ее афоризмы и реплики из фильмов давно ушли в народ и цитируются до сих пор, при этом ей ни разу не предложили сыграть главную роль в фильме.

Мы в AdMe.ru высоко ценим творчество Фаины Раневской и решили вспомнить самые яркие факты из ее биографии.

  • Будущая актриса родилась в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Ее отец был хозяином фабрики красок и магазина стройматериалов, а также владел пароходом и несколькими домами. У девочки было 3 брата и младшая сестра Белла.

Фаина (слева) с гувернанткой, сестрой Беллой и братом Яковом. 1900 год.

  • Настоящее имя актрисы — Фанни Гиршевна Фельдман, а свой псевдоним она взяла в честь героини пьесы Чехова «Вишневый сад» Любови Раневской. Якобы однажды Фаина получила в банке крупную сумму денег, но порыв ветра вырвал их из ее рук. Глядя на улетающие купюры, актриса сказала: «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» Тогда ее коллега, который был рядом с ней, воскликнул: «Да ведь вы Раневская! Только она могла так сказать». Так Фаина Фельдман стала Раневской. А вот близкие друзья называли ее Фуфой.
  • Также интересный факт связан с отчеством артистки. Ее отца звали Гирш, а в документах было написано Фаина Григорьевна. При этом в жизни ее называли Фаиной Георгиевной. На вопрос, почему так случилось, Раневская отвечала: «Вот уж никогда не задумывалась над этим! Называют и называют — какая разница как! Может, мне хотят польстить? Ведь Гришка — Отрепьев, а Георгий — Победоносец!»
  • Сначала Фанни отдали в элитную женскую гимназию. Однако ей там совсем не нравилось. Дело в том, что она была скромным и очень застенчивым ребенком, к тому же девочка заикалась, ей было некомфортно со сверстниками. Фанни постоянно упрашивала родных: «Пожалейте человека, возьмите меня из гимназии!» В конечном итоге ее перевели на домашнее обучение, и она получила стандартное образование для девочки из богатой семьи: училась музыке, пению, иностранным языкам и много читала.
  • В подростковом возрасте Фанни всерьез заинтересовалась театром и кинематографом. Она объявила родителям, что будет учиться на профессиональную актрису, и это стало причиной разрыва ее отношений с отцом — он долгие годы не мог принять выбор дочери.
  • Сегодня в это трудно поверить, но изначально Фаина не прошла конкурс ни в одну из театральных школ — «по неспособности». В итоге девушка смогла посещать занятия лишь в частной театральной студии, которую она окончила в 18 лет.
  • В 19 лет Фанни уехала в Москву. Поскольку отец не дал дочери ни копейки, а мама смогла выделить только крошечную сумму, будущая актриса поселилась в маленькой комнатушке на Большой Никитской. Несмотря на финансовые проблемы, она была по-настоящему счастлива, и именно в те годы познакомилась с такими легендарными личностями, как Цветаева, Мандельштам, Ахматова, Маяковский. К тому времени вся ее семья покинула Россию и переехала в Прагу.
  • В 1915 году Фаина наконец-то нашла себе работу в качестве актрисы, правда, не в Москве, а в Керчи. На актерской бирже она подписала контракт на работу в местной труппе — актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом».
  • Надо сказать, что в молодости у девушки была очень яркая внешность: рост 180 см, густые темные волосы, пронзительный взгляд и горделивая осанка. Отчасти поэтому она успела поработать во многих театральных труппах — от Феодосии до Ростова-на-Дону.
  • В конечном итоге после многочисленных переездов актриса все-таки осела в Москве и стала служить в театре им. Моссовета. Правда, пребывание в этом театре сопровождалось частыми конфликтами и даже скандалами с главным режиссером. Дело в том, что у Раневской было свое видение игры и свой творческий метод. Так, получив эпизодическую роль в спектакле «Шторм», актриса полностью изменила ее и сыграла на свой лад. Конечно, режиссер был не в восторге от взбалмошного характера актрисы. Тем не менее в этом театре она играла 25 лет.
  • Потом Раневская перешла служить в театр им. А. С. Пушкина. Там она познакомилась с начинающим актером Владимиром Высоцким. Фаина Георгиевна сразу же прониклась к нему особой симпатией и взяла под свою опеку. Однажды она даже спасла его карьеру: Высоцкий немного загулял и не появлялся в театре несколько недель, а Фаина Георгиевна каким-то чудом сумела убедить руководство не увольнять молодого артиста.
  • В кино Раневская появлялась не очень часто. Она любила повторять фразу: «Деньги съедены, а позор остался». А еще говорила: «Сняться в плохом кино то же самое, что плюнуть в вечность: не сотрешь». Впервые публика увидела Фаину Георгиевну на экране в роли колоритной госпожи Луазо в драме «Пышка» в 1934 году.
  • Потом последовали сразу 3 небольшие, но очень запоминающиеся роли в картинах «Человек в футляре», «Ошибка инженера Кочина» и, конечно, в «Подкидыше». После этой роли ее стали узнавать на улицах, а крылатая фраза «Муля, не нервируй меня» преследовала актрису на протяжении всей жизни.
  • Когда высокопоставленный чиновник на вручении премии вместо приветствия сказал Раневской: «А вот идет наша Муля — не-нервируй-меня!», она ответила: «Так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!» Тогда генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».
  • В конце 40-х фильмография актрисы пополнилась комедией «Весна», в которой Раневская произнесла еще одну культовую фразу: «Да... Красота — это страшная сила». И в этом же году она сыграла неподражаемую мачеху в сказке «Золушка». Причем сценарист картины Евгений Шварц дал Фаине полный карт-бланш и позволил ей дописывать реплики и играть так, как ей захочется.
  • Сама Раневская вспоминала об этом так: «Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья — это я сама придумала: мне показалось очень характерным для мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!»
  • Также Раневская принимала участие в озвучивании мультфильмов. Ее голосом говорит знаменитая «домомучительница» Фрекен Бок в мультике «Карлсон вернулся». Говорят, что изначально актриса не хотела браться за эту работу, считая персонажа неприятным и некрасивым. Однако ее уговорили, сказав, что Фрекен Бок точно понравится детям. Так и вышло.
  • Последним появлением Фаины Георгиевны в кино стала роль директора цирка в ленте 1966 года «Сегодня — новый аттракцион». Тогда актрисе было 70 лет.
  • За свою почти 60-летнюю творческую карьеру Фаина Раневская сыграла несколько десятков ролей на сцене и более 20 в кино. Актриса получила звание народной артистки и ушла со сцены и с экранов в возрасте 86 лет.
  • Один из биографов Фаины Георгиевны писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя ее не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“».
  • А вот личная жизнь звезды оказалась несчастной. Она ни разу не была замужем, так как в юности пережила травму. Девушка влюбилась в коллегу-актера и пригласила его в гости. Он пришел с другой дамой и попросил Фаину выйти погулять. С тех пор Раневская старалась избегать отношений, которые могли причинить ей боль.
  • В пожилом возрасте, глядя на цветы от поклонников, она часто говорила: «Как много любви, а в аптеку сходить некому».
  • В какой-то момент, чтобы не чувствовать себя совсем одинокой, Раневская переехала к своей давней приятельнице, актрисе Павле Вульф. Женщины дружили с молодости, и Фаина искренне считала внука Павлы своим. Правда, она не смогла долго жить в чужом доме и вернулась в свою квартиру.
  • Кстати, окна ее квартиры выходили во внутренний дворик, откуда был виден кинотеатр «Иллюзион», а рядом разгружали фургоны с хлебом. Так что Раневская остроумно замечала, что «живет над хлебом и зрелищем».
  • Вообще чувство юмора было спасательным кругом для актрисы и ее визитной карточкой. Ей приписывали авторство множества фраз и афоризмов, правда, не всегда можно сказать достоверно, говорила их Раневская или нет. Зато актриса Ольга Аросева вспоминала такой эпизод: однажды, будучи уже пожилой, Раневская упала на тротуаре. Но она не растерялась и своим неповторимым голосом воскликнула: «Поднимите меня! Народные артистки на дороге не валяются».
  • В последние годы жизнь актрисы скрашивал преданный друг — пес по имени Мальчик. Эту беспородную собаку с толстым животом и облезлым хвостом Раневская подобрала на улице, и с тех пор не чаяла души в своем питомце. А он отвечал ей тем же — иногда Фаина Георгиевна даже брала его с собой на репетиции, потому что дома он очень скучал и скулил. Мальчик пережил свою хозяйку на 6 лет — после смерти актрисы его забрала к себе ее близкая приятельница.
  • У Фаины Георгиевны было слабое здоровье — она часто лежала в больницах и ходила по врачам. Но и здесь актрису не покидало чувство юмора и самоиронии. На вопрос «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» она отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».
  • Великая актриса скончалась в июле 1984 года от инфаркта, отягощенного пневмонией. Фаине Раневской было 88 лет. На ее надгробии установлена фигурка ее верного спутника — Мальчика.
  • Сегодня многие актеры считают Фаину Георгиевну Раневскую одной из величайших актрис XX века. В прошлом году в Петербурге был установлен памятник в ее часть. На гранитном постаменте выгравирована одна из ее крылатых фраз: «Все сбудется, стоит только расхотеть».

Какая роль Раневской ваша любимая?

Фото на превью Подкидыш / Мосфильм