20+ фактов о фильме «Сияние», который стал классикой, но рассорил писателя и режиссера
Фильм «Сияние» по роману Стивена Кинга до сих пор будоражит сознание любителей хоррора и считается эталоном этого жанра. Картина возглавляла многочисленные списки самых страшных фильмов в истории мирового кино. Однако писатель и режиссер создали совершенно разные произведения, и кинотриллер стал причиной их недовольства друг другом.
Мы в AdMe.ru пересмотрели шедевр 1980 года и хотим вспомнить самые интересные факты о том, как снимали это неоднозначное и тревожное кино о семье, которая приезжает в отдаленный заснеженный отель, чтобы позаботиться о нем в отсутствие постояльцев.
Почему Стенли Кубрик решил снимать фильм по роману начинающего писателя
- Когда Кубрик решил снимать «Сияние», он уже был именитым режиссером, а вот Стивен Кинг — лишь молодым писателем, известность которого только зарождалась. Режиссер говорил, что увидел в романе игру мысли, которая его очаровала, и он захотел передать распад личности главного героя, его лабиринты разума, порождающие чудовищ и призраков.
- Несмотря на звездность режиссера, его последний фильм, снятый перед «Сиянием», — «Барри Линдон» — оказался неудачным. Кубрику срочно нужна была реабилитация в виде чего-то необычного, такой картины, которую обязательно должны были оценить зрители и критики.
Стивен Кинг обрадовался экранизации, но быстро об этом пожалел
- Кингу льстило внимание именитого режиссера, но он быстро разочаровался и не ожидал от выхода фильма ничего хорошего. Кубрик сократил количество мистики, в которую абсолютно не верил, но которая была визитной карточкой Кинга (призраки в фильме — это по большей части плод фантазии семьи Торренсов). И абсолютно изменил финал: в книге отель сгорает, а Джек погибает в огне и дает возможность своей семье спастись; в фильме же отель остается поджидать новые жертвы, а главный герой замерзает, что совершенно не соответствовало задумке писателя об «искупительной жертве Джека».
- Кубрик отстранил Кинга от работы над сценарием и стал работать с любимой романисткой Дайаной Джонсон. В паре с ней он убирает из сценария важные для писателя психологические моменты, ведь главный герой являлся альтер эго Кинга.
- К тому же Стивен Кинг был недоволен выбором актеров на главные роли. Венди в книге — стереотипная блондинка, которая не сталкивалась в жизни с серьезными трудностями, но все же она девушка с твердым характером. В фильме же уже сама внешность актрисы Шелли Дюваль говорила об опыте, страдании, слабости, зависимости. Что же касается Джека Николсона, то свое отрицательное отношение к актеру в этой роли писатель объяснил тем, что внешность и сформировавшаяся манера игры говорили о том, что актер уже не мог попасть в придуманый писателем типаж.
- В 1997 году был снят одноименный сериал по роману. И на этот раз писатель выступил исполнительным продюсером и принимал непосредственное участие в подборе актеров и написании сценария. Типажи были максимально приближены к тем, которые Кинг описал в книге.
- Среди претендентов на роль Джека были Роберт Де Ниро и Робин Уильямс. Они могли бы сыграть того по-настоящему «хорошего парня», о котором было написано в книге.
Но кино все равно получилось глубоко психологическим с отсылками к историческим событиям
- Режиссер считал, что он убрал личностные истории героев, чтобы добраться до символизма романа, показать лицо Безумия и Зла. Некоторые кинокритики отмечают, что часто попадающие в кадр консервные банки с профилем индейца, индейская символика намекают нам на геноцид этой народности в США. Пишущая машинка Джека немецкого производства — символ Третьего рейха, а цифра 42, которая постоянно повторяется, — отсылка к году начала полномасштабного уничтожения евреев. На холокост указывает и нагромождение чемоданов, которые непонятно кому принадлежат.
- Отразились в фильме и личные разногласия Кубрика с Кингом. Так, например, считается, что режиссер показал, «кто здесь главный», в сцене, где Дик Хэллоран проезжает аварию. Грузовик раздавил красный «фольксваген», точь-в-точь такой, какой был у Кинга. Интересно, что через 20 лет такая ситуация случилась в реальной жизни писателя и он чудом остался жив.
Актеры на съемках действительно страдали
- Актер Дэнни Ллойд, сыгравший сына главного героя, — единственный в съемочной группе, кто не знал, что снимается в фильме ужасов. Он посмотрел его полностью, только когда ему исполнилось 16 лет. Режиссер берег психику малыша, которому на момент съемки исполнилось только 5 лет. Для всех остальных актеров он создавал максимально дискомфортные условия, чтобы психическое напряжение в кадре было естественным.
- Шелли Дюваль доставалось больше других: Кубрик потребовал от всей группы, чтобы никто на съемках не здоровался с ней, не симпатизировал ей, не сочувствовал и не говорил комплименты. Сам же Кубрик постоянно критиковал ее игру, поддерживая актрису во взвинченном состоянии. Доходило даже того, что режиссер в присутствии всей команды кричал на Шелли, обвиняя ее в том, что она впустую тратит его время и время съемочной группы.
- Николсона он нервировал интересным способом — заставляя его есть бутерброды с сыром. Актер ненавидел их, его постоянно тошнило.
- Бесконечные дубли изматывали актеров: например, прежде чем сцена убийства Дика Хэллорана — чернокожего повара, удовлетворила режиссера, было снято 40 дублей. Актер Скэтмэн Крозерс, которому тогда было почти 70 лет, был на грани нервного срыва. Джек Николсон уговорил Кубрика проявить уважение к возрасту актера и не мучить его.
- Желание «бежать из этого ада» проявляли и члены съемочной группы, которые работали наизнос. Кроме прочего, Кубрик включал музыку, которая потом звучала за кадром, прямо во время съемок, чтобы нагнести обстановку.
А действия режиссера вошли в Книгу рекордов Гиннесса
- 127 дублей сцены, в которой Венди отступает от Джека по лестнице, размахивая битой, — это абсолютный рекорд на съемках, его занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Но и остальные ключевые сцены Кубрик переснимал много раз, стремясь довести их до совершенства.
- Знаменитые кадры, где из-за дверей лифта льются потоки крови, снимали в течение целого года, пока режиссер не решил, что кровь наконец похожа на настоящую.
- Кадр, в котором персонаж Джека Николсона заглядывает в проломленную дверь, стал одним из самых узнаваемых за всю историю кино. Для съемок этой сцены были изготовлены облегченные двери в ванную комнату, которые актер ломал без усилий. Чтобы все выглядело правдоподобнее, позже на съемочную площадку заказали более тяжелые двери. Из-за этих нюансов отрывок снимали 3 дня. За это время Николсон собственноручно поломал 60 дверей.
Фильму придали колорита импровизации актеров и нестандартный подход к декорациям
- Для съемок финальной сцены в заснеженном лабиринте потребовалось почти 900 тонн соли и пенопласта. Позже этот искусственный снег вывезли для использования на планете Хот в «Звездных войнах».
- Все неудачные дубли режиссер приказал сжигать на заднем дворе, и черный дым иногда попадал в кадр.
- Фраза «А вот и Джонни», которую говорил персонаж Николсона, вошла в историю кино. Это чистая импровизация актера: он решил развлечь съемочную группу, напомнив им одно популярное в то время шоу (ведущий начинал свою передачу именно этой фразой).
- Сцена, когда Дэнни разговаривает со своей второй личностью, шевеля пальцем, была придумана самим 5-летним актером. Это поразило Кубрика, и он с удовольствием использовал идею мальчика.
Бонус
- 30 октября 2019 года в прокат вышел фильм «Доктор Сон» — сиквел «Сияния». Он тоже основан на произведении Кинга: зрители узнают, кем же вырос Дэнни, сын злополучного Джека.
Нам кажется, что даже те, кто не любит фильмы ужасов, видели эту картину или читали книгу. А вы знакомы с «Сиянием»? Что думаете о нем?
Комментарии
Ну так Венди должна была быть забитой, нервной и испуганной, а Джек злым. Поэтому и методы разные. Пол тут ни при чем.
...И именно поэтому мне не нравится "Сияние" Кубрика. Серьёзно, там ничего от книги не осталось. И зачем-то убили моего любимого персонажа...
А мне как раз фильм больше по душе. А тот сериал по Сиянию, который точно по Кингу сняли и сам Кинг был сценаристом - нелепый и совсем не страшный.
Согласен с вашим мнением. Стивен Кинг, конечно, король ужастиков, но его произведения лучше читаются, чем смотрятся. В В "Сиянии" Кубрика много нестыковок с первоисточником и с задумкой писателя, но он по своему получился шедевральным и одной из лучших работ Кубрика, и многие "не любители ужастиков" после этого фильма заинтересовались Кингом и в каком то смысле зауважали его. Чаще фильмы получаются лучше, когда режиссёры некоторые моменты ипровизируют, и вносят свою режжисерскую изюминку, чем когда просто копируют. Но все же, в случае с Кингом и другими участниками проекта, Кубрик перегнул палку
Спасибо огромное! Посмотрела 3 части сияния 1997 года, понравилось безумно!!!! Всплакнула даже. Понимаю тво именно хотел донести Кинг, понимаю его, сравнивая фильмы! Ещё раз Спасибо
Одна из тех книг, которые произвели на меня сильное впечатление. Я её ещё в школе читала, как и Оно. Поэтому оба фильма не смотрела. И не собираюсь, похоже.
и не смотрите сияние. полное разочарование
ну, заводной апельсин кубрик тоже завалил. вернее, обрубил сильно и из-за этого вообще весь смысл потерялся
Читал сияние в начале 90х. Не знал, что автор знаменит. В прошлом году прочитал про Купол, не знал, что это тот же автор. Фильмы не видел. Книги понравились и запомнились, может когда нибудь еще что нибудь куплю и почитаю. Книга читается на одном дыхании, но это не разовое чтиво, сюжет первой помню почти тридцать лет
Книгу Кинга я так и не смогла прочитать, мне всегда было страшно. Начинала и все, хватит. А фильм посмотреть смогла, он не такой "полный" что ли не такой насыщенный. По сравнению с книгой это типичный ужастик.
Отель слишком красивый в фильме - интерьеры. Из-за этого мне было не страшно. И номера там громадные... Я, как человек, выросший в довольно скромных условиях, не понимаю, как может быть ужасно там, где так просторно и шикарно)
«Сияние» немного скучновато вышло, на мой взгляд. Проработаны детали до идеала, а вот общая картинка смотрится тяжело. И все же надо как-то с автором считаться, его книга, идея и прочее.
А вот «Доктор Сон» превзошёл ожидания! Очень круто, живо и в некоторых сценах жестоко. Ничего лишнего в сюжете, отличные актеры! Шла скептически настроенной на сеанс, а в итоге шикарное кино.
Посмотрите сериал, который сняли, считаясь с Кингом. Шлак полный. Иногда режиссер действительно знает как лучше. Серьезно.
Это какой сериал? Касл-Рок?
Я не спорю, что каждый должен своим делом заниматься))
Но если режиссёр решает все переиначить на свой вкус, тогда бы и обозначали, что фильм снят по мотивам книги, а не называли это экранизацией))
Как можно назвать "Барри Линдон" - неудачным фильмом Стенли Кубрика ?! Это настоящий шедевр, безумно тонкий, красивый, эмоциональный. Крайне новаторский в своей реализации. Манипулирующий чувствами зрителя. Берущий в плен при просмотре...каждый кадр-это фреска, картина...произведение искусства. Всё выверено до мельчайшей детали. Собственно, эти характеристики соответствуют всем фильмам Кубрика. Гений кинематографа XX века. И Сияние тому подтверждение.
В восторге от Джека Николосона и только из-за его блестящей игры посмотрела недавно этот фильм. Не знаю, почему он считается ужастиком, но отыграно первоклассно.
Один из моих любимых фильмов! "Доктор сон" бледная тень.
Не понимаю, как можно вообще смотреть такую чушь.
Книгу читал очень давно, фильм смотрел ещё раньше. То единственное, что мне не понравилось в книге - "живые" кусты у отеля. Серьёзно, я вообще не понял, для чего они нужны (впрочем, ознакомившись в течении 12 лет почти со всем творчеством Кинга понял, что это один из недостатков его писательской деятельности - привнести что-то в повествование, и пусть само живёт как хочет). Фильм же понравился абсолютно. Да, от мистики "Сияния" в нём осталось немного, но Кубрик настолько "утяжелил" атмосферу происходящего в кадре, что страшно становится от одного только взгляда на экран.
Что же касается "Доктора Сна", то это типичный поздний (поставарийный 19-99) Кинг, не блещущий ничем. Все бегают-прыгают-мечутся-скачут и матерятся. Хуже только "Под куполом". ИМХО
wierd
*weird
Я бы не сказала, что в книге главгероиня - это типичная блондинка, которая не видела жизни.
Сначала мама - прямо маэстро пассивной агрессии и активных придирок, потом муж - алкаш, который не завязал пить даже после того, как сломал ребенку руку.
Венди в книге не избалованый цветочек, а достаточно настрадавшаяся женщина.
Фильм очень беден в сравнении с книгой.Книга замечательна.Фильм сам по себе и претендует на другое название.