20+ фактов о фильме «Сияние», который стал классикой, но рассорил писателя и режиссера

Кино
4 года назад

Фильм «Сияние» по роману Стивена Кинга до сих пор будоражит сознание любителей хоррора и считается эталоном этого жанра. Картина возглавляла многочисленные списки самых страшных фильмов в истории мирового кино. Однако писатель и режиссер создали совершенно разные произведения, и кинотриллер стал причиной их недовольства друг другом.

Мы в AdMe.ru пересмотрели шедевр 1980 года и хотим вспомнить самые интересные факты о том, как снимали это неоднозначное и тревожное кино о семье, которая приезжает в отдаленный заснеженный отель, чтобы позаботиться о нем в отсутствие постояльцев.

Почему Стенли Кубрик решил снимать фильм по роману начинающего писателя

  • Когда Кубрик решил снимать «Сияние», он уже был именитым режиссером, а вот Стивен Кинг — лишь молодым писателем, известность которого только зарождалась. Режиссер говорил, что увидел в романе игру мысли, которая его очаровала, и он захотел передать распад личности главного героя, его лабиринты разума, порождающие чудовищ и призраков.
  • Несмотря на звездность режиссера, его последний фильм, снятый перед «Сиянием», — «Барри Линдон» — оказался неудачным. Кубрику срочно нужна была реабилитация в виде чего-то необычного, такой картины, которую обязательно должны были оценить зрители и критики.

Стивен Кинг обрадовался экранизации, но быстро об этом пожалел

  • Кингу льстило внимание именитого режиссера, но он быстро разочаровался и не ожидал от выхода фильма ничего хорошего. Кубрик сократил количество мистики, в которую абсолютно не верил, но которая была визитной карточкой Кинга (призраки в фильме — это по большей части плод фантазии семьи Торренсов). И абсолютно изменил финал: в книге отель сгорает, а Джек погибает в огне и дает возможность своей семье спастись; в фильме же отель остается поджидать новые жертвы, а главный герой замерзает, что совершенно не соответствовало задумке писателя об «искупительной жертве Джека».
  • Кубрик отстранил Кинга от работы над сценарием и стал работать с любимой романисткой Дайаной Джонсон. В паре с ней он убирает из сценария важные для писателя психологические моменты, ведь главный герой являлся альтер эго Кинга.
  • К тому же Стивен Кинг был недоволен выбором актеров на главные роли. Венди в книге — стереотипная блондинка, которая не сталкивалась в жизни с серьезными трудностями, но все же она девушка с твердым характером. В фильме же уже сама внешность актрисы Шелли Дюваль говорила об опыте, страдании, слабости, зависимости. Что же касается Джека Николсона, то свое отрицательное отношение к актеру в этой роли писатель объяснил тем, что внешность и сформировавшаяся манера игры говорили о том, что актер уже не мог попасть в придуманый писателем типаж.
«Когда мы впервые видим Джека Николсона, мы сразу понимаем, что он ненормальный, как сортирная крыса. Все, что он делает, становится еще более ненормальным. А в книге это парень, который борется за свое психическое здоровье — и в конце концов теряет его. По-моему, это трагедия. В фильме нет никакой трагедии, потому что он на самом деле не меняется».
  • В 1997 году был снят одноименный сериал по роману. И на этот раз писатель выступил исполнительным продюсером и принимал непосредственное участие в подборе актеров и написании сценария. Типажи были максимально приближены к тем, которые Кинг описал в книге.
  • Среди претендентов на роль Джека были Роберт Де Ниро и Робин Уильямс. Они могли бы сыграть того по-настоящему «хорошего парня», о котором было написано в книге.

Но кино все равно получилось глубоко психологическим с отсылками к историческим событиям

  • Режиссер считал, что он убрал личностные истории героев, чтобы добраться до символизма романа, показать лицо Безумия и Зла. Некоторые кинокритики отмечают, что часто попадающие в кадр консервные банки с профилем индейца, индейская символика намекают нам на геноцид этой народности в США. Пишущая машинка Джека немецкого производства — символ Третьего рейха, а цифра 42, которая постоянно повторяется, — отсылка к году начала полномасштабного уничтожения евреев. На холокост указывает и нагромождение чемоданов, которые непонятно кому принадлежат.
  • Отразились в фильме и личные разногласия Кубрика с Кингом. Так, например, считается, что режиссер показал, «кто здесь главный», в сцене, где Дик Хэллоран проезжает аварию. Грузовик раздавил красный «фольксваген», точь-в-точь такой, какой был у Кинга. Интересно, что через 20 лет такая ситуация случилась в реальной жизни писателя и он чудом остался жив.

Актеры на съемках действительно страдали

  • Актер Дэнни Ллойд, сыгравший сына главного героя, — единственный в съемочной группе, кто не знал, что снимается в фильме ужасов. Он посмотрел его полностью, только когда ему исполнилось 16 лет. Режиссер берег психику малыша, которому на момент съемки исполнилось только 5 лет. Для всех остальных актеров он создавал максимально дискомфортные условия, чтобы психическое напряжение в кадре было естественным.
  • Шелли Дюваль доставалось больше других: Кубрик потребовал от всей группы, чтобы никто на съемках не здоровался с ней, не симпатизировал ей, не сочувствовал и не говорил комплименты. Сам же Кубрик постоянно критиковал ее игру, поддерживая актрису во взвинченном состоянии. Доходило даже того, что режиссер в присутствии всей команды кричал на Шелли, обвиняя ее в том, что она впустую тратит его время и время съемочной группы.
  • Николсона он нервировал интересным способом — заставляя его есть бутерброды с сыром. Актер ненавидел их, его постоянно тошнило.
  • Бесконечные дубли изматывали актеров: например, прежде чем сцена убийства Дика Хэллорана — чернокожего повара, удовлетворила режиссера, было снято 40 дублей. Актер Скэтмэн Крозерс, которому тогда было почти 70 лет, был на грани нервного срыва. Джек Николсон уговорил Кубрика проявить уважение к возрасту актера и не мучить его.
  • Желание «бежать из этого ада» проявляли и члены съемочной группы, которые работали наизнос. Кроме прочего, Кубрик включал музыку, которая потом звучала за кадром, прямо во время съемок, чтобы нагнести обстановку.

А действия режиссера вошли в Книгу рекордов Гиннесса

  • 127 дублей сцены, в которой Венди отступает от Джека по лестнице, размахивая битой, — это абсолютный рекорд на съемках, его занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Но и остальные ключевые сцены Кубрик переснимал много раз, стремясь довести их до совершенства.
  • Знаменитые кадры, где из-за дверей лифта льются потоки крови, снимали в течение целого года, пока режиссер не решил, что кровь наконец похожа на настоящую.
  • Кадр, в котором персонаж Джека Николсона заглядывает в проломленную дверь, стал одним из самых узнаваемых за всю историю кино. Для съемок этой сцены были изготовлены облегченные двери в ванную комнату, которые актер ломал без усилий. Чтобы все выглядело правдоподобнее, позже на съемочную площадку заказали более тяжелые двери. Из-за этих нюансов отрывок снимали 3 дня. За это время Николсон собственноручно поломал 60 дверей.

Фильму придали колорита импровизации актеров и нестандартный подход к декорациям

  • Для съемок финальной сцены в заснеженном лабиринте потребовалось почти 900 тонн соли и пенопласта. Позже этот искусственный снег вывезли для использования на планете Хот в «Звездных войнах».
  • Все неудачные дубли режиссер приказал сжигать на заднем дворе, и черный дым иногда попадал в кадр.
  • Фраза «А вот и Джонни», которую говорил персонаж Николсона, вошла в историю кино. Это чистая импровизация актера: он решил развлечь съемочную группу, напомнив им одно популярное в то время шоу (ведущий начинал свою передачу именно этой фразой).
  • Сцена, когда Дэнни разговаривает со своей второй личностью, шевеля пальцем, была придумана самим 5-летним актером. Это поразило Кубрика, и он с удовольствием использовал идею мальчика.

Бонус

  • 30 октября 2019 года в прокат вышел фильм «Доктор Сон» — сиквел «Сияния». Он тоже основан на произведении Кинга: зрители узнают, кем же вырос Дэнни, сын злополучного Джека.

Нам кажется, что даже те, кто не любит фильмы ужасов, видели эту картину или читали книгу. А вы знакомы с «Сиянием»? Что думаете о нем?

Фото на превью The Shining / Warner Bros., The Shining / ABC

Комментарии

Уведомления
4 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.

Ну так Венди должна была быть забитой, нервной и испуганной, а Джек злым. Поэтому и методы разные. Пол тут ни при чем.

16
2
Ответить
4 года назад
Этот комментарий спрятан в надёжном месте.
4 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.

...И именно поэтому мне не нравится "Сияние" Кубрика. Серьёзно, там ничего от книги не осталось. И зачем-то убили моего любимого персонажа...

22
-
Ответить

А мне как раз фильм больше по душе. А тот сериал по Сиянию, который точно по Кингу сняли и сам Кинг был сценаристом - нелепый и совсем не страшный.

2
4
Ответить

Согласен с вашим мнением. Стивен Кинг, конечно, король ужастиков, но его произведения лучше читаются, чем смотрятся. В В "Сиянии" Кубрика много нестыковок с первоисточником и с задумкой писателя, но он по своему получился шедевральным и одной из лучших работ Кубрика, и многие "не любители ужастиков" после этого фильма заинтересовались Кингом и в каком то смысле зауважали его. Чаще фильмы получаются лучше, когда режиссёры некоторые моменты ипровизируют, и вносят свою режжисерскую изюминку, чем когда просто копируют. Но все же, в случае с Кингом и другими участниками проекта, Кубрик перегнул палку

1
-
Ответить

Спасибо огромное! Посмотрела 3 части сияния 1997 года, понравилось безумно!!!! Всплакнула даже. Понимаю тво именно хотел донести Кинг, понимаю его, сравнивая фильмы! Ещё раз Спасибо

3
-
Ответить

Одна из тех книг, которые произвели на меня сильное впечатление. Я её ещё в школе читала, как и Оно. Поэтому оба фильма не смотрела. И не собираюсь, похоже.

9
-
Ответить
4 года назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.

Читал сияние в начале 90х. Не знал, что автор знаменит. В прошлом году прочитал про Купол, не знал, что это тот же автор. Фильмы не видел. Книги понравились и запомнились, может когда нибудь еще что нибудь куплю и почитаю. Книга читается на одном дыхании, но это не разовое чтиво, сюжет первой помню почти тридцать лет

1
-
Ответить

Книгу Кинга я так и не смогла прочитать, мне всегда было страшно. Начинала и все, хватит. А фильм посмотреть смогла, он не такой "полный" что ли не такой насыщенный. По сравнению с книгой это типичный ужастик.

4
1
Ответить

Отель слишком красивый в фильме - интерьеры. Из-за этого мне было не страшно. И номера там громадные... Я, как человек, выросший в довольно скромных условиях, не понимаю, как может быть ужасно там, где так просторно и шикарно)

4
1
Ответить
4 года назад
Это слишком личное, не можем показать.

«Сияние» немного скучновато вышло, на мой взгляд. Проработаны детали до идеала, а вот общая картинка смотрится тяжело. И все же надо как-то с автором считаться, его книга, идея и прочее.

А вот «Доктор Сон» превзошёл ожидания! Очень круто, живо и в некоторых сценах жестоко. Ничего лишнего в сюжете, отличные актеры! Шла скептически настроенной на сеанс, а в итоге шикарное кино.

6
1
Ответить

Посмотрите сериал, который сняли, считаясь с Кингом. Шлак полный. Иногда режиссер действительно знает как лучше. Серьезно.

1
1
Ответить

Это какой сериал? Касл-Рок?

Я не спорю, что каждый должен своим делом заниматься))

Но если режиссёр решает все переиначить на свой вкус, тогда бы и обозначали, что фильм снят по мотивам книги, а не называли это экранизацией))

1
-
Ответить

Как можно назвать "Барри Линдон" - неудачным фильмом Стенли Кубрика ?! Это настоящий шедевр, безумно тонкий, красивый, эмоциональный. Крайне новаторский в своей реализации. Манипулирующий чувствами зрителя. Берущий в плен при просмотре...каждый кадр-это фреска, картина...произведение искусства. Всё выверено до мельчайшей детали. Собственно, эти характеристики соответствуют всем фильмам Кубрика. Гений кинематографа XX века. И Сияние тому подтверждение.

2
2
Ответить

В восторге от Джека Николосона и только из-за его блестящей игры посмотрела недавно этот фильм. Не знаю, почему он считается ужастиком, но отыграно первоклассно.

1
-
Ответить

Книгу читал очень давно, фильм смотрел ещё раньше. То единственное, что мне не понравилось в книге - "живые" кусты у отеля. Серьёзно, я вообще не понял, для чего они нужны (впрочем, ознакомившись в течении 12 лет почти со всем творчеством Кинга понял, что это один из недостатков его писательской деятельности - привнести что-то в повествование, и пусть само живёт как хочет). Фильм же понравился абсолютно. Да, от мистики "Сияния" в нём осталось немного, но Кубрик настолько "утяжелил" атмосферу происходящего в кадре, что страшно становится от одного только взгляда на экран.

Что же касается "Доктора Сна", то это типичный поздний (поставарийный 19-99) Кинг, не блещущий ничем. Все бегают-прыгают-мечутся-скачут и матерятся. Хуже только "Под куполом". ИМХО

2
-
Ответить

Я бы не сказала, что в книге главгероиня - это типичная блондинка, которая не видела жизни.

Сначала мама - прямо маэстро пассивной агрессии и активных придирок, потом муж - алкаш, который не завязал пить даже после того, как сломал ребенку руку.

Венди в книге не избалованый цветочек, а достаточно настрадавшаяся женщина.

3
-
Ответить

Фильм очень беден в сравнении с книгой.Книга замечательна.Фильм сам по себе и претендует на другое название.

-
-
Ответить

Похожее