19 фактов о фильме «12 стульев», который даже спустя 50 лет остается актуальным

Кино
3 года назад

Роман «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова даже спустя 92 года на редкость точно иллюстрирует некоторые стороны жизни нашего общества. Мы и сегодня можем встретить Эллочек-людоедок, отчаянно бегущих за модой, и Остапов, способных ради наживы на все. Поэтому неудивительно, что вышло множество экранизаций этого шедевра. Но сердцу нашего зрителя близки лишь две — от Леонида Гайдая (1971) и Марка Захарова (1976).

Коллектив AdMe.ru желает каждому читателю получить «ключи от квартиры, где деньги лежат» и раскрывает перед вами малоизвестные факты о двух легендарных фильмах.

12 стульев (1971, режиссер — Леонид Гайдай)

  • Изначально роман «Двенадцать стульев» собирался экранизировать Георгий Данелия. Но вскоре он перегорел и «подарил» съемки Леониду Гайдаю, который давно мечтал снять этот фильм, но не успел вовремя подать заявку в Госкино.
  • Получив должность режиссера, Гайдай развернул масштабный поиск своего Остапа Бендера. В списке претендентов были Андрей Миронов, Валентин Гафт, Муслим Магомаев и даже Владимир Высоцкий. Последний, судя по слухам, и предложил Гайдаю взять на роль Бендера малоизвестного грузинского актера Арчила Гомиашвили.
  • Кандидатура Гомиашвили сначала не устраивала студию, поскольку никто не хотел видеть Бендера грузином. Однако Гайдай, который готов был биться за актера до конца, сказал: «Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой?»
  • На роль мадам Грицацуевой планировалось взять либо Галину Волчек, либо Нонну Мордюкову. Но Мордюковой роль показалась несмешной, да и Гайдай уже хотел взять Волчек, когда звукорежиссер фильма, Владимир Крачковский, привел на площадку свою жену Наталью. Гайдай увидел ее и сказал: «Вот она, мечта поэта!» И утвердил Крачковскую на роль.
  • Михаил Пуговкин почти без проб получил роль отца Федора. Но ждать его согласия пришлось около месяца. Дело том, что его мама была очень набожной женщиной, и актер беспокоился о ее реакции на такой спорный образ священнослужителя. В конце концов мама дала согласие.
  • Гайдаю никак не удавалось найти гамбсовский гарнитур для съемок. Когда его наконец разыскали, режиссера ждала еще одна неприятность: хозяйка наотрез отказалась продавать стулья. Разрешила только сфотографировать их и снять мерки. Режиссер не растерялся и заказал стулья у специалистов из далеких Арабских Эмиратов.
  • Гайдай очень долго снимал сцену того, как Киса и отец Федор пинали друг друга, держась за один стул. Ему не нравилось, как смотрелись пинки, да и ноги в кадре он хотел видеть подлиннее. Актеры чуть не поругались с режиссером из-за постоянных придирок. В конце концов Гайдай сам встал перед камерой, и именно его ноги мы видим в кадре.
  • Голос Арчила Гомиашвили никогда не звучал в фильме. Его дублировал другой актер — Юрий Саранцев. Слухи о причинах разнятся: одни говорят, что Гомиашвили был болен, другие — что Гайдая смущал грузинский акцент актера.
  • Арчил Михайлович был очень обижен на Гайдая за это. Он сказал: «Если бы я знал, что Гайдай так поступит, никогда бы не стал сниматься в этом фильме». На что режиссер ответил: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, никогда не снимал бы тебя в своей картине». После этой перепалки они не общались несколько лет.
  • А помирила их экранизация от Марка Захарова. В день премьеры режиссер позвонил актеру и сказал: «Включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!»
  • Оба деятеля искусства называли версию Марка Захарова «опереточным фарсом», но зрителям, пусть и не сразу, все-таки понравилась новая картина.

12 стульев (1976, режиссер — Марк Захаров)

  • И Андрей Миронов, и Анатолий Папанов ранее пробовались на эти же роли в картине Гайдая, но не смогли убедить режиссера.
  • Сначала отношения у этих двух именитых актеров были не ахти. Вот как описывает их режиссер Марк Захаров: «Папанов говорил что-то в духе: „Ну кто такой Миронов?! Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности — это черствое пирожное и остывший кофе!“ Но он быстро сменил гнев на милость и проникся к Андрею уважением».
  • Изначально песня «Белеет мой парус» даже не присутствовала в фильме. Ее предложил автор текстов Юлий Ким, и она неожиданно стала чуть ли не главной композицией картины.
  • На Лидию Федосееву-Шукшину, которая сыграла мадам Грицацуеву, в одной из сцен падал отнюдь не бутафорский карниз. Актриса старалась удачно выгнуться, чтобы не чувствовать боли за время съемок большого количества дублей.
  • Елена Шанина, которая сыграла Эллочку-людоедку, так хотела получить роль у Захарова, что выполнила его требования и сбросила больше 40 кг за 2 месяца до съемок. Но режиссера не устроил результат, и актриса похудела еще на 10 кг.
  • Для Любови Полищук этот фильм стал трамплином на большой экран, но, судя по слухам, цену она за это заплатила немалую. В знаменитой сцене танго с Мироновым, где актер эффектно ронял свою спутницу, Полищук часто падала мимо заготовленных матрасов.
  • Фильм был полностью снят на студии, включая сцены на открытых пространствах. Режиссер был не очень доволен декорациями и называл их «некачественными и фанерными».
  • Захаров всегда говорил, что не хотел снимать фильм как чистую экранизацию. Это музыкальная комедия. Но рискованный ход не сразу оправдал себя, и первый показ фильма на ТВ стал почти провальным. Актер Михаил Козаков сказал тогда Марку Анатольевичу, что картина просто опередила свое время. Так и случилось. Чуть позже она станет не менее почитаемой, чем работа Гайдая.

Самые известные цитаты неподражаемого Остапа Бендера

  • Время, которое у нас есть, — это деньги, которых у нас нет.
  • Вы прямо герой труда. Вам памятник нерукотворный поставить надо!
  • Вы мне, в конце концов, не мать, не сестра и не любовница. (Воробьянинову. — Прим. ред.)
  • Утрите ваши глазки, гражданка. Каждая ваша слезинка — это молекула в космосе.
  • Мы чужие на этом празднике жизни.
  • Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
  • Скоро только кошки родятся.
  • Отдай колбасу, дурак! Я все прощу!
  • От мертвого осла уши, получишь у Пушкина...
  • Командовать парадом буду я!
  • Заграница нам поможет.
  • Ну, пока! Пишите письма!

А какая из экранизаций нравится вам больше? Какой момент из картин самый любимый?

Фото на превью 12 стульев / Мосфильм

Комментарии

Уведомления

Песни во втором фильме хорошие, а вот фанерные декорации - и правда фуфло и халтура. Ну да тогда многие фильмы так делали ради экономии

-
-
Ответить

Насколько люблю Миронова, но какой же из него Остап, ну нет же! Бендер в исполнении Миронова настолько манерный, переигранный, жеманный, каким этот персонаж и в самых страшных снах авторов книги не мог быть. Хотя обожаю Миронова, но Бендера он позорно уничтожил как персонажа… Да и остальные персонажи. Ну какая из Федосеевой-Шукшиной мечта поэта?! Да пряааам… Знойнее Крачковской вряд ли кто смог бы. Вся история, острейшая сатира, горькая и убийственно смешная одновременно, превратилась у Захарова в неуместную оперетту с совершенно другими персонажами. А Бендер - Гомиашвили - это прямо ух какой сын турецкоподданного) Никакой манерности, зато - решительность, сила, ум, находчивость, наглость, тонна обаяния, смелость, физическая форма, маскулинность, уверенность в себе и всё то, что должно быть в Остапе. Короче так нежно люблю эту книгу и так сильно не люблю, как над надругался Захаров Т__Т

Кстати, если кому интересно - есть совершенно восхитительная аудиокнига "12 стульев" в исполнении Антона Кукушкина. Я, как большой ценитель и хороших чтецов, и Ильфа и Петрова, могу сказать, что круче Антона Кукушкина эту книгу не читал никто)))

-
-
Ответить

Оба фильма не идеальны. Гайдаевский сильно портит Гомиашвили, хотя все остальные актеры - 100% попадание цель. Захаровский очень портит неравномерное повествование - начало сильно растянуто, на события в уездном городе N и в Старгороде посвящено две серии (половина фильма), хотя это лишь треть книги, смакуются самые мелкие детали и фразы, и как результат - вторая половина фильма сумбурна и скомкана. К актерам тоже много претензий, в Гайдаровском фильме актеры убедительнее и лучше подобраны (эх , если бы Гомиашвили все не портил!), хотя конечно дуэт Миронова и Папанова прекрасен.

Мне кажется, что самый лучший фильм про Бендера это конечно же "Золотой теленок" Михаила Швейцера, самый лучший Бендер - это конечно же Сергей Юрский. Именно такого Бендера я представлял когда читал 12 стульев и теленка. Жаль что Швейцер не снял 12 стульев, мне кажется это был бы лучший фильм из всех трех.

-
-
Ответить

Похожее