AdMe
НовоеПопулярное
Творчество
Свобода
Жизнь

История женщин Рембрандта, одна из которых подарила ему ребенка, вторая угодила в психлечебницу, а третья обвинялась в распутстве

В жизни каждого мастера есть муза, не будь которой мир, возможно, так и не узнал бы его лучших творений. Знаменитого художника Рембрандта Харменса ван Рейна вдохновляли три женщины. Три совершенно разных истории, которые способны как растрогать, так и оттолкнуть почитателей великого голландца. И в каждой истории замешаны неподдельные чувства и страсти.

Редакция AdMe.ru захотела узнать, какими же были спутницы прославленного художника, и готова поведать вам об их судьбе — весьма непростой, ибо это тяжелый крест — любить гения.

Саския ван Эйленбюрх

Однажды Рембрандт, чей отец был бедным мельником на грани разорения, решил выбраться из голландских окраин в Амстердам, надеясь попытать там счастья. В то же время из другого конца страны в столицу прибыла Саския ван Эйленбюрх — 21-летняя сирота, искавшая своих родственников. Через своего кузена, занимавшегося продажей картин, девушка и познакомилась со своим будущим супругом.

Саския была благочестивой, тихой женщиной, вдохновлявшей Рембрандта на картины. Поэтому ни для кого не стало удивлением, когда спустя несколько лет после знакомства художник попросил руки девушки у ее братьев.

Саския и Рембрандт устроили пышную свадьбу, однако, как сообщают некоторые источники, на празднике не было никого из окружения художника: видимо, он хотел окончательно порвать со старой жизнью в бедности. Но после свадьбы выяснилось, что Рембрандт немного не такой, каким представлялся женщине. Во время знакомства с Саскией Рембрандт казался благопристойным, но после свадьбы изобразил себя и жену в роли посетителя таверны и блудницы.

Смелая и даже немного разнузданная картина «Блудный сын в таверне», основанная на библейском сюжете, была сотворена Рембрандтом вскоре после женитьбы.

Как бы то ни было, жизнь влюбленных складывалась хорошо. Творческие дела художника шли в гору, и скоро он смог позволить себе переехать с женой в собственный дом. Только с продолжением рода им не везло. Первые два ребенка возлюбленных скончались в младенчестве, и только третий — Титус — выжил.

«Посмертный портрет Саскии в образе Флоры».

Вскоре скончалась от туберкулеза сама Саския, едва дожив до 30 лет. Своим состоянием она распорядилась так: завещала все имеющееся Титусу, а мужу полагалось получать проценты со сбережений до совершеннолетия сына, ведь женщина не знала, что муж скоро опять окажется на грани банкротства. В завещании была еще одна деталь: Рембрандт имел право на часть имущества женщины до тех пор, пока не женится снова.

Вернувшись домой с похорон, Рембрандт снял со стены портрет Саскии, написанный спустя несколько лет после их помолвки, и добавил образу жены нарядное платье, меха и дорогие украшения. Видимо, так он хотел почтить ее память.

Гертье Диркс

На момент смерти матери Титусу не было и года, а отец не мог должным образом ухаживать за ним: Рембрандт целые дни посвящал работе в художественной мастерской. Так в доме художника появилась молодая служанка Гертье Диркс, ставшая Титусу няней.

Хотя Рембрандт и был сильно подавлен смертью супруги, между ним и Гертье быстро завязался бурный роман. Он даже дарил женщине украшения, принадлежавшие Саскии. К слову, считается, что именно служанка стала прототипом для известной картины «Даная» (на самом деле история чуть сложнее: картина была написана еще до встречи с Гертье, и лишь позже художник доработал полотно, придав лицу женщины на нем черты возлюбленной).

Судя по откровенным картинам, вышедшим из-под пера художника в тот период, отношения между ним и служанкой вряд ли были исключительно платоническими.

Их отношения нельзя было назвать серьезными, да и пожениться они не могли из-за завещания покойной супруги художника. Поэтому Рембрандт не давал Гертье никаких обещаний, а когда она захотела помолвки, он предложил ей выплату в 160 гульденов, желая откупиться от любовницы. Но Гертье слишком привязалась и к маленькому Титусу, и к самому Рембрандту, поэтому подала на художника в суд с требованием либо ежегодных выплат, либо немедленной женитьбы. Как аргумент она использовала украшения, подаренные ей художником.

Суд постановил повысить «жалование» до 200 гульденов, но такую сумму Рембрандт, снова начавший разоряться, позволить себе не мог. И позже усилиями художника Гертье была отправлена в «женский исправительный дом», а по сути — в тюрьму для нищих и душевнобольных, откуда женщина выбралась лишь спустя 5 лет. Вскоре после этого Гертье тяжело заболела и умерла.

Хендрикье Стоффелс

Одной из причин разрыва с Гертье стало появление в жизни Рембрандта Хендрикье Стоффелс, которая познакомилась с ним как раз в период, когда его отношения с Гертье свелись к постоянным ссорам. Разумеется, на этом фоне хрупкая, но спокойная и стойкая Хендрикье смотрелась выигрышно, и они с художником сблизились. Женщина даже свидетельствовала на суде против Гертье.

Впоследствии Хендрикье заменила Гертье на должности няни и экономки, но понимала, что серьезные отношения с Рембрандтом вряд ли сложатся: он был беден и из-за завещания предыдущей супруги брак невозможен. Зато Рембрандт, похоже, считал их отношения идеальными: Хендрикье стала его новой музой, он восхищался ее лицом и фигурой.

Вскоре вокруг пары поползли слухи: женщину называли блудницей, однако она не придавала этому никакого значения. Немногим позже Хендрикье забеременела от Рембрандта и осталась с ним, несмотря на то что пару вызвали на Церковный совет, который обвинил Хендрикье в занятии древнейшей профессией и внебрачном сожительстве, отлучил ее от причастия и запретил какие-либо контакты с Рембрандтом.

Вскоре у них родилась дочь, которую назвали Корнелией — в честь матери Рембрандта и двух умерших девочек от Саскии.

В 1663 году Хендрикье умерла от чумы, не дожив до 40 лет. Рембрандт пережил всех трех своих муз.

Как вы считаете, можно ли судить о гении по меркам строгой морали?

Фото на превью Rembrandt / Wikimedia Commons