9 доказательств того, что художники — те еще юмористы (Только взгляните на Анну Катенину и мем про Наташу)

Художники
3 года назад

Когда рассматриваешь картины в музее или учебнике по искусству, складывается ощущение, что их авторы были невероятно серьезными людьми. Кажется, что они целиком и полностью посвятили себя творчеству и не отвлекались ни на какие мирские глупости. Но стоит копнуть немного глубже, как сразу понимаешь, что художникам никогда не было чуждо чувство юмора.

В AdMe.ru от души посмеялись над выходками живописцев и оценили их смелые работы. А в качестве бонуса к этой статье мы приготовили для вас отрывок из книги Терри Пратчетта, герой которого научит вас отличать непристойное изображение от высокого искусства. Разумеется, это тоже будет не всерьез.

9. Бэнкси и сбежавшая картина

Неуловимый уличный художник умудрился навести шороху даже на аукционе «Сотбис». В 2018 году здесь была выставлена на продажу знаменитая «Девочка с воздушным шаром» (да-да, она существует не только в виде граффити). Ставки быстро поднимались, и в итоге победил анонимный покупатель, который вел торги по телефону. Вроде бы все шло как обычно.

«Кажется, нас отбэнксили», — сказали на аукционе, когда картина, купленная за 1 млн фунтов, вдруг начала медленно сползать вниз и распадаться на тонкие полоски. С последним ударом молотка заработало устройство для измельчения бумаг, встроенное в нижнюю часть рамы. Реакция публики была бесценна. В итоге происшествие решили считать перформансом от непредсказуемого Бэнкси, а покупатель не отказался от своего приобретения.

8. Фернандо Ботеро и его мегаперсонажи

Работы этого колумбийского художника не спутаешь ни с чьими произведениями. В основном благодаря солидным формам их героев. Ботеро рисует исключительно грузных и тучных персонажей и заодно представляет на суд зрителей свое видение картин знаменитых художников. Как вам его Мона Лиза?

Еще одним увлечением Фернандо Ботеро стало создание скульптур. И да, он продолжил работать в своем фирменном стиле. В 2004 году автор подарил 23 бронзовые скульптуры музею в своем родном городе Медельине. Их установили у фасада здания. Это место стало известно как Ботеро Плаза и быстро завоевало популярность среди любителей оригинальных фотосессий.

7. Омар Райан и обаятельные чудовища

В 2010 году Райан получил престижную премию «Жаворонок» за вклад в развитие жанра фантастики и продолжил творить не покладая рук. Он иллюстрирует книги и придумывает героев для компьютерных игр. Но самый большой восторг у поклонников художника вызывают его знаменитые монстры. Ведь эти чудища только на первый взгляд страшные, а если приглядеться, то добрые и потешные.

На некоторые работы Райана вдохновили известные литературные произведения. Среди них оказался роман Льва Толстого «Анна Каренина» — по его мотивам художник написал свою «Анну Катенину».

6. Гаэтано Кьеричи и деревенские забавы

Эти картины похожи на перенесенные на холст анекдоты из сельской жизни. На одной мальчик отбивался от злого гуся, на другой семья бурно радовалась вкусной еде, на третьей рыжий котяра выпрашивал у девочки что-нибудь вкусное.

Самое интересное, что писавший наполненные теплым юмором картины итальянец Гаэтано Кьеричи был солидным человеком при серьезных должностях. Он занимал пост директора Рабочей школы рисования, а с 1900-го по 1902 год даже был мэром своего родного города.

5. Питер Брейгель Старший и зашифрованные пословицы

В 1559 году художник порадовал своих современников картиной, на которой люди занимались всякими странными вещами. Но на самом деле это полотно изображало буквальные значения пословиц.

«Держать плащ по ветру» означало не иметь своего мнения и подстраиваться под ситуацию (мы говорим «переобуться на ходу»). Женщина, несущая огонь в одной руке и воду — в другой, была символом двуличия. Парень, которого раздражали солнечные блики на воде, олицетворял зависть к чужому успеху.

Конечно, современникам автора было проще оценить его тонкий юмор. А нынешние исследователи до сих пор не могут расшифровать некоторые моменты, потому что не все эти нидерландские выражения дошли до наших дней.

4. Иван Похитонов и картины-миниатюры

Пейзажи этого автора нужно рассматривать, буквально водя носом по холсту. Уж слишком много деталей на этих миниатюрах размером не более тетрадного листа. Все дело в профессиональных секретах, которыми пользовался Иван Похитонов. Он писал тончайшими кисточками, рыбьими костями и даже скальпелем. Чтобы прописать мельчайшие элементы, он брал лупы и надевал специальные очки с увеличительными стеклами.

Похитонов был любимым художником коллекционера Третьякова, который собирал его миниатюры в своей галерее. Да и коллеги искренне восхищались мастерством автора крошечных работ. «Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет — никак не поймешь... Чародей!» — говорил Илья Репин.

3. Эдуард Мане и спаржа на сдачу

Один коллекционер пообещал Эдуарду Мане 800 франков за картину «Пучок спаржи», а заплатил целую 1 000. Художник отправил ему остроумную записку: «Эта веточка выпала из вашего пучка», — и сопроводил ее картиной с изображением той самой «пропажи».

Да-да, Мане действительно не поленился написать еще одну картину для своего щедрого заказчика. Вот только в наши дни эти работы оказались разлучены: пучок находится в кельнском Музее Вальрафа-Рихарца, а веточка переехала в парижский Орсэ.

2. Корнелиус Гисбрехтс и его картины-обманки

Некоторые художники просто обожают тромплей — жанр гиперреалистической живописи, который позволяет им создавать чуть ли не 3D-изображения. Складывается ощущение, что предметы, изображенные на картине, можно потрогать руками: открыть шкафчики, пожать руку человеку, отдернуть занавески.

Настоящим виртуозом этого жанра был Корнелиус Норбертус Гисбрехтс, творивший в XVII веке. Его работа «Оборотная сторона картины в раме» выставлялась в Королевской кунсткамере. Эту картину-обманку специально прислонили к стене, чтобы посетители захотели развернуть ее и посмотреть, что же изображено на «лицевой стороне». Чтобы ввести зрителей в заблуждение, художник не поскупился на детали — он изобразил и крошечные гвоздики и инвентарный номер, и неровности на «деревянной раме».

1. Soamo, Шилов и мем про Наташу с котиками

Наверняка вы не раз натыкались на мем про котов, которые будят хозяйку, рассказывают ей всевозможные новости и заодно сообщают, что напакостили в квартире. Эта картинка стала настолько популярной, что некоторые художники даже решили увековечить ее в своих работах.

Владимир Камаев, который живет в Санкт-Петербурге и творит под псевдонимом Soamo, назвал свое произведение «Картинка по мотивам мема про Наташу».

А это творение художника-карикатуриста Вячеслава Шилова. Кстати, картина уже нашла своего покупателя. «Работу забронировали из Испании, а отправить попросили в Сыктывкар. Ну что ж, почему бы и нет. Пусть у всех все будет хорошо», — написал автор на своей странице в фейсбуке.

Бонус: что в искусстве прилично, а что — нет

Пользователи нередко спорят на эту тему: то античные статуи покажутся им слишком откровенными, то рубенсовские красавицы наведут на неприличные мысли. Чтобы исключить сомнения, можно воспользоваться шуточным методом, который предлагается в книге Терри Пратчетта «Бац!» (в другом переводе — «Шмяк!»).

Фред Колон заколебался. В глубине своего сердца он знал, что кувыркание вверх тормашками на шесте в костюме, который можно продеть в иголку, Искусством не является. С другой стороны, изображение фигуры, лежащей на кровати в одной улыбке и кисточке винограда, было настоящим серьезным Искусством, но ответить, в чем собственно заключается разница, было довольно затруднительно.
— Ваз нет, — наконец сказал он.
— Каких ваз? — спросил Шнобби.
— Обнаженные женщины являются искусством, только если рядом с ними стоит ваза. — сказал Фред Колон. Даже для него это прозвучало неубедительно, и поэтому он добавил: — Или пьедестал. И то и другое еще лучше. Это такой секретный знак, поставленный художниками, он показывает, что это настоящее Искусство, на которое прилично смотреть.

Как вы думаете, можно ли назвать шуточные произведения настоящим искусством? Или картины должны только воспитывать хороший вкус и отражать события эпохи, а не развлекать зрителя?

Фото на превью banksyfilm / youtube

Комментарии

Уведомления

Это как в литературе: есть Пушкин, Толстой, Шекспир и Маркес, а есть беллетристика. И то, и другое – литература. Только одна для воспитания чувств, а другая – для удовольствия. Так и здесь. )

-
-
Ответить

С Banksy и девочкой с шариком все было совсем не так. Сначала попытались "наебэнксить " Бэнкси , и это был это ответ. Конечно, подготовленный заранее. Он принципиально против того, чтобы его произведения продавались на аукционах или чтобы вообще продавались. Конкретно у этой картины как-раз такое условие было. Ну, хозяин решил продать, а Bаnksy был готов к такому повороту вещей и уничтожил ее в тот момент, когда молоточек упал в последний раз. Кстати, устройство вроде спускалось сигналом мобильного телефона, и есть предположение, что автор сам был в тот момент в зале аукциона.

-
-
Ответить

Похожее