10 оплошностей, которые допустили мировые художники, а мы и не заметили

Художники
1 год назад

Спустя сотни лет после появления знаменитых произведений искусства эксперты анализируют творчество мастеров, но где замысел, а где случайность, объективно определить уже невозможно. Нам остается лишь наслаждаться созерцанием шедевров, подмечая в них то, что можно назвать недочетами: несимметричные стопы на картинах Боттичелли или косоглазие скульптуры «Давид».

ADME решил рассказать о тайнах, скрытых в работах великих мастеров живописи, архитектуры и скульптуры. А в наших бонусах вы увидите Джоконду и Илью Репина с неожиданной стороны.

Жан Энгр, «Портрет графини де Хаусонвилль»

На портрете графини де Хаусонвилль искажена правая рука: кажется, что предплечье больше, чем нужно, локоть слишком далеко, изгиб пальцев — неестественный. В зеркале видны пальцы руки, которую модель держит у шеи, но они не должны там отражаться.

Работы Жана Энгра разительно отличаются: одни полотна завораживающе реалистичны, на других художник нарушает пропорции. Натурализм его работ критики называли вульгарным, и, вероятно, пренебрежение анатомией стало протестом мастера.

Теодор Жерико, «Скачки в Эпсоме»

Так выглядит работа Мейбриджа — лошадь в движении. Фотограф доказал, что бег лошади не может быть таким, как на полотне Жерико.

Положение ног лошадей на картине «Дерби 1821 года в Эпсоме», или «Скачки в Эпсоме», неверное: одновременно вытянутые в противоположные стороны задние и передние ноги создают эффект не бегущих, а парящих над землей животных. Ошибку на картине нашел фотограф Эдвард Мейбридж спустя 50 лет после ее создания. Да, на долю секунды скакуны отрывают от земли 4 ноги, но из-за особенностей анатомии это выглядит по-другому.

Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры»

Сандро Боттичелли, «Весна».

В работах Боттичелли присутствуют неточности в анатомии стопы, и это относится как к ключевым фигурам полотна, так и к второстепенным. Почему так сложилось — остается загадкой, но на картинах «Весна» и «Рождение Венеры» на фоне сложной композиции немного кривые стопы выглядят так, будто художник спешил. Возможно, он стремился к собственному идеалу и целенаправленно уходил от реализма в декоративность.

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры».

Микеланджело Буонарроти, «Пьета»

«Оплакивание Христа», или «Пьета», — единственная работа, которую Микеланджело подписал. Скульптура создает уместное ситуации настроение, и она так прекрасна, что небольшие неточности перестаешь замечать. Но обратите внимание на соотношение тел Марии и Христа — ее хрупкую фигуру пришлось «усилить» огромным количеством драпировок, чтобы композиция пришла в баланс. Ее руки, ноги и плечи выглядят крупнее, чем у Христа.

Кентерберийский собор

Кентерберийский собор — главный англиканский храм Великобритании, яркий пример готической архитектуры Средневековья. И здесь не обошлось без недочетов: на фото выше можно увидеть, что элемент трифория несимметричен.

Андреа Мантенья, «Мертвый Христос»

На работе Мантеньи четко прослеживается искажение пропорций: большая голова Христа, длинные руки и короткие ноги. Считается, что художник намеренно уменьшил размер ступней. Внимание благодаря этому акцентировано на грудной клетке.

Ян Госсарт (Мабюз), «Портрет купца» и «Автопортрет»

У Мабюза пальцы рук на некоторых картинах слишком длинные, необычно изогнуты, и изумительная реалистичность живописи усиливает этот эффект. Долго и неподвижно позировать проблематично, поэтому неудивительно, что детали полотен могли меняться в процессе, а ошибки были неизбежны.

Микеланджело Буонарроти, «Давид»

Вот уже 5 столетий Давид считается идеалом мужской красоты. Но если посмотреть прямо в лицо статуи, становится заметно косоглазие: правый глаз направлен немного вверх, тогда как левый смотрит прямо. Можно возразить, что выдающийся мастер, каким был Микеланджело, сделал это намеренно, ведь с других ракурсов 5-метровая скульптура выглядит отлично. Но, как сказано в одном исследовании, офтальмолог с трудом поверил бы, что Давид смог одолеть Голиафа с таким зрением.

Бонус № 1: Леонардо да Винчи, «Мона Лиза»

Пока взгляды всего мира прикованы к хитрой симметрии лица Джоконды, а ученые проводят отдельные исследования, посвященные истинному смыслу ее улыбки, пейзаж на заднем плане обделен вниманием. Если присмотреться, возникает ощущение, что правая и левая стороны заднего плана никак не связаны между собой. По одной из версий, это был результат экспериментов художника.

Бонус № 2: Илья Ефимович Репин и финальные правки

Может быть, вы тоже замечали ошибки на шедеврах мирового искусства?

Фото на превью Sandro Botticelli / commons.wikimedia

Комментарии

Уведомления

Это просто возмутительно!

Господа авторы! Не позорьтесь Бога ради! Изучите вопрос, а потом пишите свои умозаключения! ПОЗОРИЩЕ!

-
-
Ответить

Везде читаешь "анатомически не правильно", "анатомически неверно". И тут выходишь на улицу, а там у кого-то слишком длинные руки по сравнению с телом, короткие ноги и длинное туловище, слишком длинные пальцы, длинная или короткая шея, пальцы вообще бывают сильно искаженные и т.д.. Продолжать список можно бесконечно. Вот так вот нарисует кто-нибудь такого человека, а ему скажут ты анатомически неверно нарисовал. Где вообще правило, что рисовать нужно только правильные ровные пропорции.

-
-
Ответить

Они ещё не видели, как выглядит кисть руки моего сына после операции хирурга-дуболома :((

-
-
Ответить

Статуя Давида такого размера, что ни один зритель никогда бы не посмотрел ей прямо в лицо. А снизу никакого косоглазия не видно. Греческие скульпторы именно на это и рассчитывали (по этой же причине у многих статуй встречается непропорционально длинная шея - чтобы для смотрящего снизу она выглядела нормально)

-
-
Ответить

Похожее