20 скульптур, история которых напомнит вам о самом важном

Дизайн
1 год назад

Есть скульптуры, мимо которых проходишь и сразу забываешь о них, а есть такие, что западают глубоко в душу. Мы вспоминаем о них, ищем их тайный смысл и пытаемся разгадать замысел художника. Искусство выходит за рамки фактов и статистики, а потому способно привлечь внимание миллионов людей к проблемам, о которых принято молчать.

ADME собрал скульптуры, которые помогут задуматься о том, что происходит в мире, и напомнят о важном.

1. «Заботливая рука», Гларус

Наверное, вы уже догадались, что «Заботливая рука» (Caring Hand) создана как послание об экологической ответственности и заботе. Скульптура расположена в живописном месте- кантоне Гларус, где как раз хочется думать о том, как сохранить всю эту красоту вокруг. Авторы работы — Ева Оертли и Бит Хубер (Eva Oertli and Beat Huber).

2. «Раненая звезда», Барселона

Скульптура представляет собой 4 покосившихся ржавых куба из железа и стекла, напоминающих игрушечный домик. Название «Раненая звезда» (La Estrella Herida) возникло не случайно. Это реквием создателя памятника по всему, чего больше нет: по мечтам, которым так и не суждено было сбыться; по местам, в которых раньше кипела жизнь, но теперь они опустели; по всему, что могло случиться, но так и не произошло; но главное — по прекрасной юности, которая так быстро проходит.

Место выбрано тоже не случайно: именно тут, прямо у воды, в районе Барселонета были трущобы и самое бедное рыбацкое поселение в городе. Здесь в крохотных бараках на пляже теснились многодетные семьи и бедняки, звучали серенады, мужчины уходили в море, чтобы добыть пропитание. Позже пляжи заполонили легендарные закусочные чирингито, но их снесли перед летней Олимпиадой 1992 года — так город потерял частичку своей индивидуальности. Теперь тут чистейший пляж Сан Мигель и нет и следа былой жизни. Зато есть памятник мечтам.

3. Скульптура-инсталляция «Поглощенные светом», Амстердам

Работа британской художницы Гали Май Лукас (Gali May Lucas) в рамках Амстердамского фестиваля света призвана подчеркнуть одержимость технологиями и зависимость людей от смартфонов. Три фигуры сидят на скамейке в привычных позах пользователей смартфонов: склонив головы, набирая сообщение, их лица подсвечены экраном. По словам автора, ее задачей было донести мысль о том, что людей постоянно тянет к экранам, которые освещают жизнь, но свет от них не только доносит информацию, но и уводит нас от реального мира.

4. «Прилив», Лондон

4 конных всадника на берегу Темзы то исчезают, то появляются вновь в зависимости от прилива. Автор, скульптор и защитник окружающей среды Джейсон Декерс Тейлор (Jason deCaires Taylor), создал композицию, чтобы привлечь внимание общественности к чрезмерной зависимости человечества от нефти и напомнить о том, как современная индустрия влияет на изменение климата. Да, вам не кажется: вместо голов у лошадей нефтяные насосы. Фигуры в костюмах, которые сидят на двух лошадях, глядя вдаль, являются прямой отсылкой к политикам и бизнесменам, которые берут у природы столько, сколько могут унести, игнорируя все, что с ней происходит.

5. «История любви», Киев

Скульптура посвящена уникальной истории Луиджи Педутто и Мокрины Юрзук, любовь которых преодолела время и расстояния. Пара познакомилась в 1943 году в австрийском лагере для военнопленных. По окончании войны влюбленных разлучили. В дальнейшем они оба обзавелись семьями, жили, но продолжали помнить друг о друге, и почти через 60 лет итальянец отыскал любимую через передачу «Жди меня».

Когда влюбленные встретились, им было уже за 80. Луиджи предложил Мокрине руку и сердце, но, к сожалению, они так и не успели пожениться. Скульптура стала символом любви, которую можно пронести через всю жизнь. Копию киевского памятника установили в родном городке Луиджи — итальянском Кастель-Сан-Лоренцо.

6. «Памятник потерянному времени», Калуга

Установка была инициирована поисковым отрядом «Лиза Алерт». Внутри песочных «часов» — кукла, имитирующая 6-летнего ребенка, в другой чаше — песок. Смысл памятника понятен: во время поисков детей счет идет на секунды.

Символ времени, ускользающего сквозь пальцы, перед которым беззащитен ребенок, «путешествал» по российским городам, а сейчас обосновался на территории Калужского инновационно-культурного центра.

Волонтеры «Лизы Алерт» переодевают куклу внутри часов при смене времени года, подчеркивая таким образом сложность сезонных поисков.

7. «Дерево без корней», Тель-Авив

«Парящее апельсиновое дерево» (Suspended Orange Tree) находится в Яффо, старом городе. Апельсин для Израиля — фрукт особый. В 1948 году, когда государство только образовалось, именно за счет экспорта цитрусовых удавалось поддерживать экономику на плаву. Дерево посажено в глиняный горшок яйцевидной формы и подвешено на тросах между домами.

Скульптор Ран Морен (Ran Morin) утверждает, что его творение очень похоже на человечество, которое так увлеклось индустриализацией и погоней за техническим прогрессом, что утратило свои корни — связь с природой. Мы, как и это дерево, все еще растем из ниоткуда, стремимся все выше и выше, теряя почву для своих корней. Есть и другая интерпретация значения парящего в воздухе дерева: растение без почвы символизирует скитания израильского народа и трудности иммигрантов.

8. «Мужчины тоже плачут», Мальме

На набережной расположена фигура мужчины в берете, который стоит, спрятав руки в карманы, и плачет. Подойдя к ней поближе, можно заметить, что слезы текут по ее щекам. Этот памятник-фонтан создан по эскизам художницы и режиссера Мари-Луизы Экман (Marie-Louise Ekman) и называется «Шведский язык» (Det Svenska Tungsinnet). Моделью для скульптуры послужил шведский актер Йёста Экман (Gösta Ekman), муж Мари-Луизы.

Смысл скульптуры в том, что мужчины в современном мире должны выдерживать все жизненные трудности, переживать кризисы и депрессию, но при этом не падать духом.

9. «Дети — жертвы пороков взрослых», Москва

Скульптурная композиция установлена на Болотной площади в Москве. Автор — Михаил Шемякин. Памятник состоит из 15 скульптур и символизирует борьбу со злом и общественными пороками. Фигуры детей окружают монстры, олицетворяющие «взрослые» пороки: наркоманию, пропаганду насилия, невежество, алкоголизм.

Воровство, к примеру, символизирует фигура мужчины с головой кабана, уносящего мешок с деньгами; садизм — носорог в наряде мясника; а фигура рыцаря в доспехах, с крыльями и в противогазе, держащего бомбу, — символ войны. Центральное место в композиции занимает фигура, символизирующая равнодушие, с телом наподобие саркофага, закрывающая руками глаза и уши.

10. «Метаморфозы», Канкун

26 детских фигур (Vicissitudes) — одна из самых ярких композиций, ставших частью подводного музея на западном побережье Гренады. Главная задача музея — возрождение морских флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения. Статуи стали искусственной средой обитания для кораллов и растительности. Скульптурная композиция весит 15 тонн, чтобы противостоять сильным течениям и приливам. Кольцо из детей символизирует жизненный цикл и ответственность человечества за состояние окружающей среды перед будущими поколениями.

11. «Нерожденным детям», Рига

В рамках акции «За жизнь» в Риге была представлена экспозиция из 27 скульптур малышей. Количество скульптур символично: согласно статистике, именно столько детей в Латвии каждый день становятся жертвами аборта. Целью акции было дать семьям информацию об абортах и их последствиях.

Рядом с каждой скульптурой есть небольшой постамент с табличкой на 3 языках (английском, латышском и русском), поясняющей причины, по которым люди идут на такой шаг. Например, у женщины уже есть ребенок, а муж погиб, и она решает, что не сможет вырастить двоих полноценных членов общества, и соглашается на аборт, чтобы хотя бы одному обеспечить достойное будущее. На другом постаменте история о том, как мама во время беременности заболела гриппом и по совету врача сделала аборт.

12. «Сочувствие», Москва

На станции метро «Менделеевская» установлен памятник «Сочувствие», создателями которого стали скульптор Александр Цигаль, художник-анималист Сергей Цигаль, Андрей и Петр Налич. Памятник посвящен бродячему псу по кличке Мальчик, жившему и погибшему в подземном переходе метро. Его насильственная смерть вызвала огромный общественный резонанс. Надпись на памятнике гласит: «Сочувствие. Посвящается гуманному отношению к брoдячим животным».

13. «Памятник беременной художнице», Лондон

На Трафальгарской площади есть 4 пьедестала с традиционными бронзовыми памятниками. 4-й пьедестал стал знаковым местом популяризации современного искусства — скульптуры на нем постоянно меняются. Там успели побывать модель английского военного корабля в бутылке, гигантский синий петух, большой палец — символ лайка. Сейчас там стоит копия древней персидской скульптуры.

Одной из самых оригинальных и спорных стала работа Марка Куинна (Marc Quinn), изображающая беременную художницу-инвалида Элисон Лэппер (Alison Lapper). Из-за врачебной ошибки женщина родилась без рук и с короткими ногами. Родственники отказались от нее, и детство женщины прошло в приюте. Это не помешало ей научиться рисовать, удерживая кисточку зубами, жить полной жизнью и даже родить ребенка. Скульптура стала олицетворением человеческой красоты и невероятной жизненной силы, а в 2012 году была выбрана как символ Паралимпийских игр в Лондоне.

14. «Монумент жертвам Холокоста», Майами

Местоположение монумента может показаться необычным, но именно сюда, в Южную Флориду, бежали евреи от Холокоста. Америка приняла беженцев, и вся боль и скорбь о судьбе народа вылилась в создание этого мемориала.

В работе над комплексом участвовали Кеннет Трейстер (Kenneth Treister) и еще 45 скульпторов и архитекторов. Композицию мемориала образуют полукруглая классическая колоннада из светлого камня, пруд с цветущими лилиями и остров в центре ансамбля. К острову ведет узкий каменный коридор, на стенах которого высечены названия концентрационных лагерей. В центре острова возвышается скульптура огромной руки, которая тянется к небу с просьбой о помощи. Со всех сторон рука окружена 130 фигурами в полный рост.

По замыслу Трейстера, памятник призван не только отдать дань памяти жертвам геноцида, он предназначен также для духовной поддержки выживших и предотвращения забвения произошедшей трагедии.

15. «Призрачная девушка», Лондон

«Призрачная девушка» (Ghost Girl) — работа британского скульптора Кевина Фрэнсиса Грэя (Kevin Francis Gray), изображающая девушку, чье лицо скрыто за длиннной вуалью из кристаллов. Любопытный зритель заглядывает под вуаль, а там — череп. Руки девушки покрыты шрамами. Так художник изображает человека, не желающего мириться с реальностью.

Работа автора немного пугает, однако находит отклик у людей: выставки работ Фрэнсиса Грэя активно проходят по всему миру. «Призрачная девушка» стала символом замкнутых людей и в полной мере демонстрирует драматизм их одиночества.

16. «Памятник Человеку», Берген

Бродяга, прислонившийся к стене у входа в Центральный банк, — памятник Человеку. Он призван напомнить о том, что любой достоин внимания и помощи, — неважно, беден он или сказочно богат. На табличке написано: «Никто не может являться всего лишь тем, кого вы видите. Церковная миссия Бергена». Памятник создан для того, чтобы люди не забывали о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

17. Кит из морского пластика, Брюгге

Арт-инсталляция была представлена в рамках Триеннале современного искусства. Огромного кита, готового выброситься на берег, разместили в главном канале города Брюгге. Состоит он из 5 тонн морского пластика, который собрали на побережье за 4 месяца. Здесь и пластиковые контейнеры, и бутылки, и есть даже стулья и ведра.

«Пластиковый кит» (Skyscraper) призван привлечь внимание к проблеме загрязнения океана и тому факту, что скоро количество пластика может превзойти количество морских обитателей. По оценкам ученых, в океане сейчас находится 150 млн тонн пластикового мусора, причем каждый год добавляется еще примерно по 8 млн. Создатели скульптуры надеятся, что их кит, красноречиво демонстрируя масштаб проблемы, заставит человечество задуматься над тем, как оно использует пластик в современном мире.

18. «Несовременные современники», Лейпциг

Композицию составляют фигуры педагога, диагноста, рационализатора, городского оформителя и теоретика искусства. Все они обнажены и балансируют на балке. Некоторые детали позолочены и поэтому особенно бросаются в глаза (пила, лавровый венок, слуховая трубка и другие). На бронзовой балке, где они балансируют, написано: «Само собой разумеется, во имя принципа можно пожертвовать жизнь, но только собственную».

Фигуры изображают тех, кто принял решение взорвать университетскую церковь Святого Павла на площади Августа — единственный готический храм, сохранившийся после войны; в его стенах играли Бах и Мендельсон. Церковь была взорвана в 1968 году по решению правительства ГДР, поскольку не соответствовала социалистическому оформлению площади. Подарив городу эту скульптуру, ее автор Бернд Гебел (Bernd Goebel) оставил вечное напоминание о том, как действия группы людей, неспособных видеть дальше своего носа, могут привести к необратимым последствиям.

19. «Перемены», Осло

Монументальная 16-метровая скульптура, построенная из стали и стеклянных панелей, призвана продемонстрировать власть природы над человеческими усилиями.

Скульптура плавает в воде на бетонной платформе и поворачивается вокруг своей оси в соответствии с приливом и ветром, что является напоминанием о постоянных изменениях погоды. Она похожа на айсберг: вода отражается от стеклянных панелей. Эта массивная гора «льда» — символ силы и великолепия Севера. А подвижность скульптуры говорит о том, что природа сильнее и способна свести на нет все человеческие старания, поэтому с ней необходимо считаться.

20. «Памятник уничтоженным книгам», Берлин

Пустые книжные полки на площади Бебельплац напоминают о том, что далеко не все склонны считать книгу лучшим другом. Так, в мае 1933 года студенты-нацисты сожгли более 20 тыс. томов, среди которых были творения Ильфа и Петрова, Максима Горького, Михаила Зощенко. Рядом есть табличка с цитатой Генриха Гейне: «Это была лишь прелюдия: там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».

А какие памятники с необычной историей знаете вы? Давайте продолжим список.

Фото на превью gettyimages

Комментарии

Уведомления

Чего только люди не наскульпутрят. Кит из тазиков хорош-)

"Памятник уничтоженным книгам" самый сильный. О войне, но не в лоб, а опосредованно.

9
1
Ответить
4 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
4 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.
4 года назад
Не шумите. Комментарий спит.
4 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.

Памятник книгам, нерожденные дети и пластиковый кит впечатлили больше всего. А вообще подборка хорошая

8
-
Ответить
4 года назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.

Возможно, но мы прошли всю набережную....конечно может и внимания не обратили к сожалению

-
-
Ответить

Меня сильно задели нерожденные дети... Хотя считаю, что аборты запрещать нельзя. Но истории возле каждого ребёнка, вроде и банальщина и может даже преувеличение, но прям до слез!

А бездомные животные и огромное количество живодёрств это моя вечная боль((

7
-
Ответить
4 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.

"Нерождённые дети" были инсталляцией, это не постоянный памятник.

А истории - да, типичные истории. Банально, но не преувеличено.

-
-
Ответить
4 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.

Всё.

Для убийства или самоубийства тоже "нужно только желание". И для любой мерзости, увы, движение воли необходимо.

2
3
Ответить

Вот представляете: вы вышли замуж/женились на человеке, с которым потом прожили всю жизнь, завели детей, радовались внукам, до самой смерти... а потом ставят памятник - он с другой женщиной, которую встретил давно в молодости и знал совсем недолго.

Ужасно горько :( Как-будто перечеркнули всё то, что было между нами... как-будто вся ваша жизнь - это его бесконечное притворство, для галочки, лишь бы было, но типа я тебя никогда не любил - вот даже памятник у меня есть, доказывающий это. Вообще я считаю, крайне не этично было такой памятник делать. Неэтично по отношению к законным семьям этих людей :(

Ловлю минусы...

5
-
Ответить

Да, другая сторона медали тоже есть, но... Они встретились, когда оба уже овдовели, и их покойные супруги этого памятника не видели.

Памятник открыли ещё при жизни этой пары, на открытие Мокрина не приехала из-за плохого самочувствия, но приехали её родственники. Думаю, если бы они считали это неэтичным, не стали бы приезжать.

Но да, неоднозначно всё это.

Через несколько месяцев после открытия скульптуры Луиджи умер. Может, потому что уже в очень преклонном возрасте был, а может, потому что памятники при жизни ставить - не к добру. Может, просто так совпало...

-
-
Ответить

"Дети - жертвы пороков взрослых" - видела, гуляла, специально к нему приехала, очень впечатляет. Есть о чем подумать и что обсудить в кругу семьи. Там много скульптур и каждую нужно рассмотреть и осмыслить.

3
-
Ответить

Около Ospedale Santo Spirito в Риме очень интересная скульптурная группа. В свете фонарей она производит глубокое впечатление.

Три фигуры в человеческий рост, укутанные в ткани, сделаны настолько реалистично, что от протягивающей руку я отпрыгнула от неожиданности - думала, и правда сидит человек.

Будете в Риме - обязательно посмотрите, но лучше - вечером.

Комментарий с изображением на AdMe.Media
5
-
Ответить
4 года назад
Комментарий был не про авокадо. Пришлось удалить.
4 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.

Что-то вспомнилось:

" - Ну, иду дальше, смотрю... туалет... ровно такая же веревочка и подпись: «Туалет не работает».

Я стал думать, это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»?

- Так... и что оказалось?

- Не знаю. А я подумал, туда же все равно писать нельзя, потому что... либо туалет не работает - закрыто, нельзя, либо, ты нассышь в произведение искусства... прямо художнику в душу.

И пошел искать произведение искусства под названием «Туалет работает»."

© "О чём говорят мужчины"

3
2
Ответить

Похожее