Как Амстердам превратился в одну из «зеленых» столиц Европы и чему стоит поучиться у голландцев

Путешествия
1 год назад

Из небольшой рыбацкой деревушки в прошлом Амстердаму удалось превратиться в один из наиболее ярких и популярных городов Европы. Причем сегодня столица Нидерландов — это не только тюльпановые поля, музеи, пейзажи Ван Гога и идиллические каналы, но еще и один из самых экологичных и «зеленых» городов Европы.

Мы в ADME были поражены, какие изменения претерпел Амстердам за последние несколько десятков лет, причем все эти новшества явно пошли городу на пользу.

1. Велосипеды победили автомобили: к 2030 году планируется ввести полный запрет на въезд в город машин и мотоциклов

Одно время Амстердам ничем не отличался от любого другого европейского города и тоже делал ставку на автомобилизацию. Однако в какой-то момент власти города отказались от этой идеи в пользу велосипедов и прочих более экологичных видов транспорта. Сегодня Амстердам по праву называют «велосипедной столицей Европы»: до 40 % жителей имеют велосипеды и пользуются ими регулярно. Ежедневно на улицы города выезжает более 400 тыс. велосипедистов. Для них создана удобная инфраструктура: широкие велосипедные дорожки, специальные светофоры, парковки.

Более того, власти приняли решение о полном запрете на въезд в город машин и мотоциклов с бензиновыми и дизельными двигателями к 2030 году. Чтобы план сработал, будет введен ряд льгот для владельцев электрокаров. Ограничения также коснутся общественного транспорта и такси — к 2022 году любому транспорту, работающему на бензине, будет запрещен въезд в центр города. Еще через 2 года новые правила распространятся на прогулочные кораблики и мопеды.

2. В Амстердаме есть супермаркеты и магазины, которые совсем не используют пластик

Год назад в Амстердаме открылся первый в мире супермаркет голландской сети Ekoplaza, который не использует пластик. В магазине продается более 700 товаров в биоразлагаемых и экологичных упаковках. Таким образом владельцы бренда выступили в поддержку движения по борьбе с пластиковыми отходами. Ранее исследование издания The Guardian показало, что супермаркеты являются важнейшим источником пластиковых отходов.

К концу 2019 года эту инициативу планируется ввести во всех 74 филиалах сети. Генеральный директор Ekoplaza рассчитывает, что его инициатива даст старт для изобретения и тестирования новых биоразлагаемых материалов, которые предложат более экологичную альтернативу пластику.

3. В городе приветствуются экобренды и безотходный бизнес

Zero waste — это образ жизни, при котором человек стремится максимально сократить количество отходов и старается ничего не выбрасывать в мусорные баки. Идеи движения базируются на 5 принципах: «Откажись, уменьши, используй повторно, перерабатывай и компостируй».

В Голландии на государственном уровне поставлена стратегическая цель — к 2050 году стать страной с экономикой замкнутого цикла. Это значит, что экономика будет основана на возобновлении ресурсов. Поэтому в городе очень популярны бренды, продукты и услуги, которые минимизируют свои отходы и различные виды загрязнений. В интернете можно найти специальные карты и приложения, на которых указано, где в городе находятся магазины и кафе, работающие по принципу нулевых отходов. Так, в Амстердаме есть рестораны, которые подают блюда только из тех продуктов, которые в данный момент есть на кухне, чтобы свести к минимуму пищевые отходы. В столице Нидерландов есть даже экоотели. Как правило, они работают на энергии ветра, используют моющие сердства без агрессивных химикатов и подают исключительно натуральные напитки и еду.

4. Здесь распространен экотуризм: можно собирать мусор из каналов во время экскурсии на лодке

В столице Нидерландов есть множество красивых водных каналов, которые связывают улицы города. Правда, до недавнего времени эти водные артерии не отличались особой чистотой. Чтобы очистить каналы от пластика и прочих отходов, компания Plastic Whale придумала довольно необычные экскурсии — с сачком для сбора мусора.

Каждому желающему прокатиться на кораблике по каналам Амстердама выдают это приспособление, и, пока экскурсовод рассказывает увлекательные истории о городе, туристы вылавливают из воды бутылки и другой мусор. Эта идея пришла в голову основателю компании Plastic Whale во время его поездки по странам Азии.

5. Жителей стимулируют сортировать мусор с помощью экомонеток, которые можно потратить в кафе и ресторанах

В Нидерландах мусор сортируется на уровне муниципалитетов. В городах расположено большое количество специальных баков для пластмассы, стекла, бумаги, текстиля и прочих отдохов. Для удобства власти города разработали специальную карту, чтобы жители могли найти ближайший к ним контейнер. Лампочки и батарейки принимаются практически в любом супермаркете.
К 2020 году в Амстердаме планируется разделять как минимум 65 % отходов (в среднем в Нидерландах этот показатель равен 50 %).

Чтобы стимулировать жителей сортировать мусор и сдавать вещи в переработку, было решено ввести в оборот специальные монетки, ECO coins, которые можно обменять на еду или напитки в кафе и магазинах. Раньше монетки были пластковые, а сейчас — виртуальные. Контейнеры для мусора оборудованы QR-кодами: человек кладет в контейнер пакет, отправляет фотографию в специальном приложении и получет ECO coins на свой счет.

Кроме того, все контейнеры и урны Амстердама оборудованы ультразвуковыми датчиками, которые в режиме реального времени сообщают об их переполненности.

6. В столице Нидерландов научились делать мебель из мусора и пиво из дождевой воды

Раздельный сбор мусора — это хорошо, но у многих возникает логичный вопрос: что с этим мусором происходит потом? Так, в Амстердаме дизайнеры стартапа The New Raw с помощью 3D-принтера превращают собранный пластик в стильную уличную мебель для города. Цель компании — показать, что пластик — это не мусор, а новое сырье.

Среднестатистический житель Амстердама создает около 23 кг пластиковых отходов в год. Если взять семью из 3 человек, то собранный ею за год мусор позволяет переработать и сделать большую универсальную скамейку для парка. Из отходов можно также создавать скамейки, бордюры, столбы, вазоны и декоративные элементы. По словам дизайнеров, такие изделия часто не уступают в прочности деревянным.

Кроме того, в Амстердаме решили по-новому взглянуть на дождевую воду. Дело в том, что в Западной Европе довольно часты наводнения, вызванные дождями, и владельцы компании Hemelswater решили использовать это в своих целях. Для производства пива компания берет дождевую воду, собранную с крыши отеля Volkshotel. Пиво так и называется — «Дождевое».

7. Из промышленного перенаселенного города Амстердам превратился в популярный туристический центр

Сейчас, глядя на все эти инновационные решения, трудно поверить, что еще несколько десятков лет назад Амстердам был исключительно промышленной столицей с некрасивой застройкой, неудобными улицами и большим количеством машин. Изменения в лучшую сторону начались с тех пор, когда власти города решили отказаться от нерентабельной индустриальной промышленности в пользу развития торговли, туризма и сферы услуг. Ежегодно столицу Нидерландов посещает более 18 млн туристов.

Бонус: у города есть крутой логотип

Несколько лет назад дизайнеры придумали для города оригинальный логотип — I Am Amsterdam («Я Амстердам»). Тем самым они показали причастность каждого жителя или гостя к городу. Всемирную известность этому логотипу принесла огромная конструкция «I Am Amsterdam» на Музейной площади города.

Вам нравятся подобные экоинициативы? Может быть, вы бывали в Амстердаме и можете поделиться своими впечатлениями от города?

Комментарии

Уведомления

Ну не знаю. Слишком много туристов. Мне больше Den Haag понравился. Вообще, чем дальше в глубинку, тем лучше. Красивые частные дома на берегу каналов, зелень, природа...

-
-
Ответить

Похожее