20+ вещей, которые мы всегда хотели узнать у проводника поезда, но стеснялись об этом спросить

Путешествия
1 год назад

Поездами в нашей стране каждый год ездят более 1 млн человек. Поезд — это особый колорит: стук колес, кружка чая в подстаканнике, задушевные разговоры. Проводник из Ростова-на-Дону Дмитрий Софьянников в своем аккаунте в Twitter рассказал, как выглядит железная дорога «с обратной стороны». Сколько получает проводник, в каком вагоне лучше не ехать и почему вам всегда предлагают купить чай — вот лишь некоторые из вопросов, на которые он ответил.

Мы в ADME почерпнули для себя много нового, и некоторые вещи изменили наше представление о поездах. Самыми полезными и интересными открытиями мы хотим поделиться с вами.

Полезные бонусы, о которых вы не знали

  • В новых вагонах у проводника есть холодильничек. Он предназначен для перевозки детского питания, но если попросить, то проводник может положить туда и ваши продукты.
  • Вы не обязаны сдавать постельное белье проводнику, когда выходите на своей станции. И проводник не может заставить вас отнести ему комплект белья, максимум — за полчаса быть готовым к выходу.
  • В летний период можно очень дешево ездить на дальние расстояния в хороших вагонах. Скидки на верхнюю полку в купе — 50 %: можно и сэкономить, и избавить себя от плацкарт и постоянной ходьбы по вагону.
  • Влажная уборка должна производиться минимум 2 раза в день, сухая — по мере загрязнения вагона, но не меньше 2 раз. Во многих случаях слишком частая влажная уборка вагона проводником приводит лишь к взлету пыли снизу вверх, поэтому проводники не свиньи, это особенности эксплуатации. Исключение — в дождь, это страшный сон проводника: пол моется в 3 раза чаще, а тряпку для вытирания ног обычно перешагивают.
  • Если в туалете капает с потолка — дайте проводнику по шапке: он не проследил, чтобы при заправке вагона вовремя отсоединили шланг, и вагон «перелили».
  • В купейных вагонах можно перевозить животных.

  • В старых вагонах в двух тамбурах есть карманы для хранения угля. Там температура ниже, чем по всему составу; если вы везете, например, с севера на юг рыбку, договоритесь с проводником и везите рыбку в этом кармане.

  • Проводник обязан оказать первую помощь пассажиру, которому стало плохо. Этому специально учат, поэтому не стесняйтесь просить о помощи. На ближайшей крупной станции в вагон уже придут врачи и проведут профессиональный осмотр. Аптечка также прилагается, но в ней нет лекарств — только бинты, марля, пластыри, перчатки, йод. Проводнику запрещено давать пассажирам свои лекарства.

  • Если вы хотите по-настоящему отблагодарить проводника за поездку, позвоните на горячую линию. Вероятность получения премии вырастет в несколько раз.

Чего не стоит делать в поездах

Про запреты на курение и зарядку гаджетов от розеток в вагоне знают почти все. Чего еще не стоит делать в поезде?

  • Покупать фрукты, овощи, обеды на небольших станциях у бабушек. Чаще всего такие покупки заканчиваются очередью в туалеты.

  • Выходить «размяться» на небольших станциях. Проводнику запрещено выпускать людей на станциях, где длительность стоянки менее 5 минут. Отнеситесь с пониманием, не нужно вот этого «да я быстро покурить». Это вопрос безопасности.

  • Передавать посылки (даже конверты).

  • Напиваться. Проводник имеет право высадить или даже не пустить в вагон пассажира, который кажется ему слишком пьяным; взять пару подтверждений от свидетелей труда не составит. Будь у него даже самый дорогой билет на самое крутое место.
  • Срывать стоп-кран. Проводник должен срывать стоп-кран ТОЛЬКО в случае угрозы жизни пассажиров. Во всех остальных случаях составляется акт со штрафом около 5 тысяч. Плюс даже минутный простой поезда на путях обходится в копеечку.
  • Везти сверхгабаритный багаж.
  • Пользоваться матрасом без белья. Если вы решили сэкономить и не купить белье, ваш удел — лежать на полочке или гулять по вагону.
  • Обсуждать с проводниками их работу и организацию-работодателя. По корпоративным правилам, проводнику нельзя обсуждать с пассажирами свою работу, поэтому большинство из них не поддержит ваш разговор о том, какие «РЖД» плохие со старыми вагонами.
  • Мусорить. Рассовывать и прятать мелкий мусор, раскидывать шелуху от семечек и особенно выкидывать коробки из-под лапши быстрого приготовления в пакет, не слив воду.

Про туалеты

  • Туалетом во время санитарных зон можно пользоваться, только если надо умыться и почистить зубы, побриться и т. п. Проводник обязан стоять рядом и смотреть, чтобы не использовался унитаз. Если срочно надо сходить ребенку, отказать не имеют права, но в таком случае нельзя нажимать на педаль смыва. Вообще же, санитарные зоны — вещь достаточно условная. При полном вагоне достаточно закрыть туалет за 5 минут до станции и открыть через 5 минут после отправления.
  • Кидать бумагу в биотуалет нельзя. Такой туалет не чинится в дороге, и будет страдать весь вагон.

  • Жалоба на грязный туалет у одного проводника губит премии всего состава, поэтому в целом ситуация с чистотой в туалетах сильно улучшилась.

Про окна и кондиционер

  • 3-е и 5-е купе — аварийные выходы, окна там не открываются, поэтому летом в них невыносимо жарко. И ничего не сделаешь, если нет кондиционера. Учитывайте это, если собрались ехать далеко.
  • Кондиционер в вагоне работает от генератора, который начинает работать только тогда, когда поезд набирает скорость больше 30 км/ч. Именно поэтому поездка по черноморскому побережью (4 часа со скоростью 30–35 км/ч и остановками) превращается в ад.
  • Зона ответственности проводника — чистый вагон и хороший сервис, если сломался кондиционер и в вагоне жарко, то его максимум — открыть форточки и молиться на ремонтников. В вопросе работы кондиционера проводник на стороне пассажиров: смены длятся 12 часов, и все это время надо быть «по форме».

О работе проводника

  • Ставка проводника 3-го разряда (студентов) плавает от 75 до 85 рублей в час. Самое интересное, что в учет рабочего времени не идет время стоянок: хоть она 2 минуты, хоть 40. Средняя зарплата студента-проводника — 25–30 тысяч рублей в месяц. Может казаться, что для студента это крутая зарплата, но большая часть денег уходит на то, чтобы просто поесть. С 3-го разряда сдаешь на 4-й — работаешь в двухэтажках и «сименсах», зарплата выше процентов на 15.
  • Проводники в рейсах моются в туалетах: набирается тазик теплой воды, отрезается донышко от пятилитровки и выливается на себя. В некоторых составах есть услуга — душ в штабном вагоне. Стоит 100–250 рублей, но проводников доходчиво просят не купаться в этом душе.

  • Проводник перед рейсом должен быть гладко выбрит.

  • Проводники не едят одни «дошираки», за время работы учатся готовить на титане гречку с мясом, макароны по-флотски, куриный суп, сосиски и салаты. В вагоне-ресторане их могут также покормить с небольшой скидкой.
  • Вагон-ресторан — отдельная каста. Повара и официанты в нем практически живут, и ночью расстилают постель прямо на полу, потому что больше негде.
  • План продаж для проводников — грустная реальность. Средний план продаж чайной продукции на пассажира — 25 рублей с человека. Остатки чайной продукции проводник выкупает или продает потом.

  • Деньги от продажи благотворительных открыток действительно идут в фонд помощи детям. Этим занимается специальный отдел.
  • Сувенирная продукция и лотереи в плане продаж не учитываются. Также обычно начальник поезда дает лотереи, чаще всего 3 штучки — они уже как бы считаются купленными, поэтому задача проводника — по-любому их продать.
  • Вода в титане не бесконечная, поэтому нужно всегда следить, чтобы заправляли вагон водой. Электрокипятильник тоже работает только в движении, поэтому нужно особо следить за уровнем воды, потому что можно сжечь ТЭНы.
  • Летом на многих составах работают студенческие отряды. Большинство из них действительно стараются и работают хорошо, иначе бы их просто не было на составах. Вагонные депо организуют для студентов на лето общежития в старых вагонах на постоянной стоянке.

Ради чего стоит работать проводником

  • Наблюдать встречи и расставания — это действительно волшебная вещь, ради которой стоит работать проводником. Целые истории пролетают рядом.
  • Если вы хотите сбросить вес, идите в проводники. По словам Дмитрия, за 3 рабочих лета меньше 15 кг он ни разу не терял.
  • Работа проводника — место, где можно найти любовь: многие пары начали встречаться, именно будучи напарниками в вагонах.

  • Хочешь узнать Россию изнутри — добро пожаловать в вагон поезда! Здесь обсуждают всё самые разные слои нашего общества: от маляров до таможенников порта Новороссийск.

Бонус: что же все-таки случится, если в унитаз поезда бросить лом?

А вы пользуетесь поездами? Поделитесь впечатлениями от вашей последней поездки в комментариях.

Фото на превью Dmitry Sofyannikov / twitter

Комментарии

Уведомления

Хилый какой-то проводник, лом ему нести тяжело :))))

11
4
Ответить
5 лет назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.

Ой, при диаметре 2 см нести такую фигню в вертикальном положении не проблема от слова "совсем", только чуть над землей приподнять.
Правда, лом потяжелее 4 кг будет

2
1
Ответить

почти угадали, стандартный строительный лом весит 4.5 кг. хотя есть варианты в обе стороны, мне попадался --- 11 кг

6
-
Ответить

Было интересно почитать. На поезде не ездила много лет-практически с детства. В детстве много путешествовали поездом )

8
-
Ответить

Почему телефон заряжать нельзя? На стоянке, особенно длительной, еще как можно, главное выбрать розетку 220В. И эта фигня с санитарными зонами, слава богу, закончилась, биотуалеты везде. А еще у проводника можно одолжить столовые приборы.

Очень удивило, что проводников не кормят в вагоне-ресторане, уверена была, что еда у них должна быть бесплатной, труд ведь очень тяжелый, ответственный и не очень оплачиваемый.

14
-
Ответить

телефон заряжать нельзя потому что 220в там не всегда 220в из-за технологических особенностей... и можно запросто спалить ваше зарядное устройство, ну и в худшем случае (ЗУ дешевое кетайское) спалить и телефон (или чего вы там пытаетесь зарядить)

4
-
Ответить

что за особенности? я заряжала, все нормально было. но на стоянке, на ходу телефон разряжается еще быстрее

1
1
Ответить

ну можете погуглить "скачки напряжения в сети".... если и это сложно для понимания --- бортовая сеть 220В в поезде слабозащищена и небезопасна для любых электроприборов, которые может вывести из строя.... особенно опасны к использованию (не только в поездах) дешевые зарядки из китая, в которых напрочь отсутствует защита от перегрузок в сети и при их использовании запросто можно убить телефон..........

6
1
Ответить

Ой, не везде биотуалеты... В беспересадочном вагоне "Санкт-Петербург- Рига", например, был обычный туалет с дыркой. А это, между прочим, поезд, который идёт в Евросоюз! Хотя не буду кривить душой, вагон этот вроде принадлежал не РЖД.

7
-
Ответить

На ДВ, да и в Сибири, наверняка, до сих пор ездят те самые "с дыркой", РЖДковские

2
-
Ответить

ну по крайней мере они много где уже есть) недавно о такой роскоши и мечтать не приходилось))

-
-
Ответить
4 года назад
На этот комментарий прилегла кошка.

> Ставка проводника 3-го разряда (студентов) плавает от 75 до 85 рублей в час...
> Остатки чайной продукции проводник выкупает или продает потом.
Рабство, однако...
> Деньги от продажи благотворительных открыток действительно идут в фонд помощи детям.
Не сомневаюсь. Вопрос - чьим?

12
2
Ответить
5 лет назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!

Добрый день, Iskander! Да просто работой немного придавило...
Как у вас дела?

2
-
Ответить
5 лет назад
Это слишком личное, не можем показать.

у проводника так же можно попросить настолки-шашки,шахматы,домино.а еще в штабном вагоне (9 номер) есть душ.Хотя может уже и не так-давненько не было "романтики под стук колес"

2
-
Ответить

Люблю поезда, там так здорово спать :) Правда немного напрягают люди вокруг поначалу, но потом привыкаешь :)

6
-
Ответить
5 лет назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.
5 лет назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.
5 лет назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.

Кто-нибудь пользовался душем в поезде?
Я только слышала, что они есть, но опробовать не довелось.

2
-
Ответить
5 лет назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.

Я пользовалась. Вода теплая, льется только не сильно щедро, но это же поезд. Ну кстати, когда воду дома отключают горячую, мне хватает 10 литров воды - и на голову и на тушку. Так что за 10-15 минут вполне можно помыться.

1
-
Ответить

за 30 минут до прибытия проводник должен собрать бельё когда просит сдать он на самом деле просто не хочет его выдергивать из под вас,и надеется на понимание (проводник материально ответственный за бельё)и если вы за что-то отвечали б вы тоже позволите человеку просто уйти не убедившись что все в порядке

3
-
Ответить

За работниками вагона-ресторана закреплены купе в штабном вагоне.При заправке вагона водой излишки сливаются через умывальник в туалете с нерабочей стороны вагона.Следить надо зимой чтобы слив в умывальнике не замёрз.Вот тогда заправщик не увидит что баки полные.Может весь вагон залить.

5
-
Ответить

Мы последнее время пользуемся больше европейскими сервисами поездов. Из России ездим в Финляндию на Аллегро. Там нравится все: комфортные сидения, детская игровая площадка, есть книжки на полочках. Обслуживание в европейских поездах весьма качественное. Снуют туда-сюда большое количество народа. Одни напитки разносят, другие тоже заняты. Но вот проводников на короткие расстояния почти не видела. Так понимаю, что такие поезда приравниваются к электричкам и обязанности проводника делят между собой весь обслуживающий персонал. В ночных поездах по Европе не ездили, может там можно найти проводников?

-
-
Ответить

Статья прекрасная, фото просто чудо - ностальгия одолела... Озадачила "рыбка", которую везут. Золотая? или киска - рыбка?
Странный пассаж...

-
-
Ответить

Не беру чай у проводника, потому что пью зеленый, а у них всегда только черный.

Но теперь буду покупать какой есть :)

1
-
Ответить

В 2012 ездили в Абхазию: до Адлера и обратно на поезде 2 дня, 3 ночи в одну стоону. Ребёнку тогда было 2,5 года ( кстати, для удобства в поездке сшила ему жд-манеж) Туда попались очень противные проводники.... А вот обратно проводниками были видимо студенты-практиканты, парни молодые. Они подошли ко всем, кто ехал с детьми, сказали что для ребёнка откроют туалет в любое время. Не было кондиционера - обычный плацкарт - задыхались от жары. Ребята-проводники по всему поезду поснимали в тамбурах стёкла, устроили сквозняк, стало намного легче ехать. И вообще были очень доброжелательные и милые :)

-
-
Ответить

Про чай, печенье, вафли, газеты - правда. Выдают проводнику товара, к примеру, на тысячу рублей. Не важно, продал он его или нет - в конце поездки он обязан сдать эту тысячу. Не продал - забирай домой.
Про животных - однажды бабка в сумке пронесла козленка. Втихую. Теперь я(чисто городская жительница, без родни в деревне), знаю, почему обзывают "козёл вонючий". Хотя бабуська за козленком убирала постоянно и мыла, перед выходом тоже купе вымыла. После её ухода купе ещё раз обработали, все равно вонь стояла...

-
-
Ответить

Денежная часть статьи уже не особо актуальна. Ставка минимум 120 для студента без учета надбавок, в среднем не меньше 60к за месяц выходит. Плюс теперь нет никакой обязанности продавать чайную продукцию. Проданное идет процентами в зарплату, а после рейса просто пополняется или сдается в штаб, никто ничего не платит. Лотерейные билетики тоже сгинули. Студентам дают нормальную общагу, ни в какие старые вагоны никого не селят. Единственное, что инструктаж может быть вечером, а рейс утром, тогда просто идёшь спать в свой вверенный вагон. Да и мытье зависит от рейса. Если это не сильно длинный рейс, где-то до двух суток, то просто моются в депо в пунктах оборота. Такие дела

-
-
Ответить