Родители тянули меня на золотую медаль. Почему я считаю, что учиться на круглые пятерки — вредно

1 год назад

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок был отличником: учителя гордятся, одноклассники уважают, родственники восхищаются. Но мало кто задумывается, что стоит за пятерками в дневнике. И это не только блестящие способности, хорошая память и ревностное усердие, но еще и сильнейший стресс, страх совершить ошибку и глубокое чувство опустошенности.

Меня зовут Ольга, и специально для ADME я, как бывшая золотая медалистка, хочу рассказать о сложностях, с которыми столкнулась, учась на круглые пятерки.

«Будешь плохо учиться — станешь дворником»

Я всегда была отличницей. С 1-го по 11-й класс. В целом учеба давалась мне легко. Правда, довольно быстро я поняла, что изучать гуманитарные предметы мне гораздо интереснее. В 4-м классе передо мной впервые замаячила перспектива получить в табеле четверку по информатике. Когда я пришла домой и сообщила маме эту замечательную новость, она театрально вдохнула и с досадой в голосе сказала: «Будешь плохо учиться — станешь дворником». В тот момент я почувствовала себя так, будто разочаровала всех, кого можно. Это сильно повлияло на мою самооценку. Оставшиеся школьные годы я рыдала над плохо написанными контрольными и горестно представляла, как буду подметать двор и мыть полы в подъездах.

Нет права на ошибку

Скажу честно, отличники не воспринимают ошибки как способ обучения. Для них получить плохую оценку — все равно что расписаться в собственной глупости и несостоятельности. Трудно не поддаться страху, когда в ответ на плохую отметку учителя и родители как один разводят руками и укоризненно качают головой: «Отличница — и завалила контрольную! Ну как же так? Что с тобой происходит?»

Ботаникам не прощают ошибок, особенно по тем предметам, в которых они делают успехи. Поэтому, когда в 8-м классе я отчебучила, написав в диктанте «бесвкусное платье», учительница гневно перечеркнула работу красной ручкой и крупными буквами нацарапала: «Позор!». Идти домой было настолько стыдно, что я несколько часов околачивалась по дворам, а потом и вовсе выбросила злополучную тетрадь. Соврать, что я ее потеряла, было гораздо легче, чем сознаться в своем провале.

Отметки уже давно не мой приоритет, но я все еще боюсь ошибиться. Не только на учебе или работе, но и в жизни. Любой промах оборачивается для меня чувством стыда и самобичеванием. Чувствовать себя «посредственностью» и «неудачником» настолько невыносимо, что я нередко убегаю от своих страхов в прокрастинацию. За что немедленно начинаю себя ругать.

От «хорошей девочки» до «еще чуть-чуть, и скатишься» — один балл

В 10-м классе у меня появились серьезные трудности с физикой. Все эти задачи с абстрактными «телами», подвешенными на высоту «шариками», фотонами, электронами... Предмет и поныне остается для меня непостижимым. Сколько бы я ни сидела над книжками, понять не получалось ничего. Максимум, на что меня хватало, так это на зазубривание формул и заучивание параграфов из учебника.

Убедить маму в том, что я не перевариваю физику, было невозможно. «Ты просто не хочешь стараться. Ты ленишься!» — с укором в голосе говорила она. Когда я получила 2 тройки подряд, дома мне устроили концерт: «Еще чуть-чуть, и ты скатишься! Будешь болтаться по подворотням, свяжешься с плохой компанией». Чтобы защититься, я тогда впервые нахамила родителям и прогуляла уроки. На самом деле мне не хотелось ни пропускать школу, ни шататься по сомнительным местам. Но чувство вины и бессилия было столь велико, что выплеснуть эти эмоции было реально, только сделав что-то из ряда вон выходящее.

Оценки потом я все же с горем пополам исправила. Физичка, видя мои потуги, однажды подозвала меня после уроков и сказала: «Ты же на медаль идешь? Давай я тебе пятерку нарисую, только пообещай мне, что не будешь сдавать ЕГЭ». Так что смело могу сказать, что одна отметка в моем аттестате точно фиктивная.

Нет «хочу» или «не хочу», есть слово «надо»

Большинство отличников из моего класса к моменту окончания школы точно так же, как и я, не имели ни малейшего представления о том, чем хотят заниматься в будущем. Трудно понять, к чему лежит душа, когда, судя по табелю, преуспеваешь по всем предметам. Годы дрессировки на хорошие оценки приводят к тому, что навык прислушиваться к себе попросту притупляется: «Нравится — не нравится, учи, моя красавица». К 11-му классу я настолько наелась знаниями, что единственное, чего мне хотелось, — это просто лежать на диване и не делать ничего. И в университет я поступала не потому, что горела желанием глубже изучать какую-то дисциплину, а просто потому, что так надо. Надо, и все.

Привычка переступать через собственные чувства и делать то, что положено, через не хочу и сегодня присутствует в моей жизни. Это касается как рабочих моментов, так и отношений с людьми. Какими бы изнуряющими ни были дела или связи, всегда кажется, что нужно немного потерпеть, приложить усилия, поднажать — и вот тогда все наладится. Но во взрослой жизни эта логика не работает. К счастью, организм на такие вещи реагирует незамедлительно: проблемами со здоровьем или прокрастинацией.

Все ценное должно даваться с трудом

В нашем обществе издавна поддерживается стереотип о том, что все ценное должно даваться с трудом: «Счастье в воздухе не вьется, а руками берется», «Терпенье и труд все перетрут». Поэтому нужно регулярно страдать и напрягаться: и в работе, и в учебе. А вот жить легко и беззаботно могут лишь поверхностные и ленивые люди, которые жизни не нюхали.

Я со школьных лет привыкла направлять силы туда, где у меня что-то не получается: нужно же подтянуть и закрепить! Долгое время эта установка не позволяла мне найти работу по душе. Ведь если дело приносит радость, а процесс доставляет удовольствие, значит, это не работа, а развлечение. На самом деле призвание не должно вызывать никакого внутреннего сопротивления и чувства вины. Понять это я смогла, только набив собственные шишки и потратив несколько лет на работу, от одной мысли о которой до сих пор испытываю отвращение.

Быть отличником — значит быть в меньшинстве

У многих отличников есть проблемы с социализацией. Вместо того, чтобы общаться со сверстниками и гонять мяч во дворе, бедные дети сидят над домашкой и зубрят очередной параграф к завтрашнему уроку.

У меня, к счастью, таких проблем не было. Тем не менее я всегда чувствовала, что для одноклассников являюсь чем-то вроде ходячей «Википедии». На контрольных работах они услужливо наклонялись ко мне с соседних парт, чтобы списать, но стоило прозвенеть звонку, как все разбегались. После школы у меня осталось несколько приятелей и парочка настоящих подруг. Но я и сегодня помню то горькое чувство, когда к тебе относятся как к функции, а не как к живому человеку.

Хорошее отношение нужно заслужить

Отличные отметки расценивались как само собой разумеющееся, а вот тройки и четверки были отклонением от нормы. Мама считала, что если она начнет хвалить меня за хорошие оценки, то я расслаблюсь и вообще ничего делать не буду. В дальнейшем у меня выработался рефлекс: обращать внимание только на негативные замечания и пропускать мимо ушей любые добрые слова. Став взрослой, я так и не научилась ни принимать комплименты, ни поощрять себя за проделанную работу.

Желание «быть хорошей» в собственных глазах и в глазах окружающих порождает привычку всегда оправдывать чьи-то ожидания. Чаще всего мамины (подсознательно): «Мне все равно, что у всех тройки. Моя дочь — не все». Уже отучившись в школе, получив золотую медаль и красный диплом, я никак не могу перестать оглядываться на мнение окружающих и разрешить себе ошибаться. Было сложно поверить, что кого-то могут любить просто так и что для этого не нужно быть самой умной, хозяйственной, полезной и эффективной.

Конечно, отличная учеба в школе имеет и свои плюсы. Благодаря постоянной зубрежке у меня хорошая память. Прочитанные книги помогли расширить словарный запас. Едва ли я уступаю кому-то в усидчивости и умении идти к цели, прилагая нечеловеческие усилия. Но тянуть своего ребенка на золотую медаль и пугать его страшилкой про дворника я бы точно не стала. Единственная мотивация хорошо учиться — это личный интерес, а не желание угодить родителям и страх оказаться лузером.

А как вы учились в школе? Как сложилась судьба у ваших одноклассников, которые были круглыми отличниками?

Комментарии

Уведомления

Знаю людей, которые хорошо учились в школе и теперь хорошо зарабатывают. А также знаю людей, которые типа золотая медаль и красный диплом, а работают за 20-30т.р. всю жизнь и никаких успехов после школы больше не было. И знаю немало троечников, у которых свой бизнес, доходы и успех. Я не знаю от чего успех в жизни зависит. Но мне кажется не от оценок.

49
-
Ответить
3 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?
3 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.

У тех, с кем я имела дело, просто не хватало ума это грамотно организовать. Так что ни знаний, ни навыков менеджмента по итогу.))
Но один бизнес правда открыл, да. Собак воровал - а потом их возвращал за вознаграждение.

4
-
Ответить
3 года назад
Этот комментарий съел енот.

Дело в том, что настоящим отличником не станешь, если будешь только учиться. Максимум очень хорошистом. Потому что при выставлении высших баллов уже играют роль другие факторы. Умение понравиться, создать правильное впечатление, иногда даже надавить, убедить. Вполне себе ценные для карьеры качества.

2
-
Ответить
3 года назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.
3 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
3 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.
3 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.
3 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.
3 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.
3 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
3 года назад
Красиво сказано… но не к месту.
3 года назад
Это слишком секретные материалы.
3 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.
3 года назад
Комментарий слишком горяч, чтобы его показывать. Берегите руки.
3 года назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.
3 года назад
Комментарий был не про авокадо. Пришлось удалить.
3 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.
3 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!
3 года назад
На этот комментарий прилегла кошка.

Нет. Должны быть четвертные четверки и пятерки, а годовые -пятерки . Текущие -какие угодно, главное, чтобы по итогу оказались пятерки .

14
-
Ответить
3 года назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.
3 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.

Я как-то болтала на уроке с местным "отличником", да он хорошо учился, но на отличника его тянули, т.к блатной, а мне пришлось сменить школу посреди 11 класса и авторитета там не заработала еще. Так вот, нам сделали несколько замечаний, а потом обоим поставили по двойке, т.к. не смогли ответить на заданный вопрос по теме (оба его просто не слышали, а второй раз его из принципа не повторили). Ему это двойку стерли и поставили 5, моя двойка осталась. Я подняла шум, мне сказали, что он ее исправил, я возразила, что исправляют, это когда рядом с "2" ставят "5", а не вместо. Мне намекнули, что я вообще ничего не сдам на выпускных, если буду много возмущаться. В новой школе, без поддержки и далеко от родителей, я не стала возмущаться и оставила все так.
Так что да, исправляют оценки. Есть такое.

6
-
Ответить

Учиться исключительно на пятёрки невозможно. Текущую тройку иметь можно, главное, чтобы в четверти была пять. А с тройкой получить пять в четверти сложновато, хотя и можно.
Ради меня переписывали весь журнал, потому что принципиальная физичка поставила-таки в одной из четвертей четвёрку. Физичке сделали небольшой втык, журнал целиком (!) переписали.
Ни о чём не жалею :)

3
1
Ответить
3 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.
3 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
3 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.
3 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.

А если человек заболел? Не было его 2 месяца, пропустил програму. Потом переписывали контрольные, исправляли оценки. Это разрешено, оставлено на усмотрение учителя.
Плюс потом началась другая тема, которую она могла понять. Вот електродинамику не понимала совсем, а механику - норм.

2
-
Ответить

у меня так было, проболела почти 2 месяца, целую четверть меня не было, вывели итоговую оценку из 2 штук что были, поставили 4 за четверть, за остальные четверти были 5, за год поставили 5.

2
-
Ответить
3 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.
3 года назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.
3 года назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.

закончила школу в 2008 с медалью, 3ки можно было иметь промежуточные - значение имели итоговые за четверть и годовые. А так же результаты экзаменов. На золотую все экзамены должны были быть "на отлично", на серебряную допускалась одна 4 либо за экзамен, либо итоговая.

5
-
Ответить

Интересно было бы послушать, каких высот добился автор, раз сумел так критично оценить ущерб, причиненный отличной учебой)) дело не в отметках, а в том что либо вам плевать на оценки всех окружающих (в том числе и родителей, которые пытаются свои амбиции в дите впихнуть), либо вам очень важно, чтобы Оля и Вася с вами дружили. Они не дружат не из-за оценок, а потому что ну не нравитесь вы им - собственно, вам ведь тоже не все нравятся. Увы, без дразнилок и обидок никуда, даже во взрослой жизни: бывает, придешь на работу в новый коллектив, все в Шанель и Гуччи, а у вас Зара несчастненькая, и все, и уже неважно, что вы интереснейший троечник, бренд туфель у вас не тот)) зато отличная учеба по собственному желанию учит добиваться своих целей, а не угождать ожиданиям всех вокруг. Так что, господа отличники, с вами не все еще потеряно!

15
-
Ответить
3 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.

Абсолютно с вами согласна. Не помню, чтобы отличная учеба прям ужасно напрягала, само как-то получалось. Проблема наверное только в тех случаях, когда из ребенка выжимают больше, чем он может, чтобы "перед людьми стыдно не было". А так то обычную школьную программу на нормальном уровне вполне себе можно осилить

3
-
Ответить
3 года назад
Комментарий закрыт на реставрацию.

есть еще тугодумы (( У нас старший такой. Очень тяжело идет. Но я не требую пятерок, мне и тройки хватит. Главное - понимание. А с этим просто швах! столько усилий уходит, чтобы эту математику понять. Задача про Карлсона. Поменяли цифры и всё! Это другая задача, хотя только что решил и алгоритм перед глазами. С ужасом жду физику и химию.

3
-
Ответить
3 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.
3 года назад
Этот комментарий спрятан в надёжном месте.
3 года назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.
3 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.
3 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.
3 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».

Хорошо, что люди описывают свой жизненный опыт, но применять его ко всем - неосмотрительно.
Да, слово "надо" существует. Да, в самом любимом деле есть момент самопринуждения. Лично я не считаю, что это ужасно :) Не понимаю, почему понятие дисциплины и самодисциплины воспоинимается настолько "в штыки".
Как хроническая отличница в школе не сталкивалась ни с одной из перечисленных проблем - но это уже мой опыт.
В выпускном классе в диктанте написала слово "жЫзнь", через "ы". Учительница поставила рядом смайлик и даже не засчитала как ошибку :))

-
-
Ответить

Самодисциплина-великая вещь. Говорю как человек способный, но совершенно лишенный самодисциплины. Именно поэтому и отличницей не закончила школу, хоть и начала, и вообще, ее сильно не хватает во многих сферах жизни.

-
-
Ответить

У меня есть - благодаря родителям :) лет этак с четырёх у меня были совершенно определенные и конкретные обязанности, которые никто, кроме меня не выполнял, волей-неволей приходилось выполнять :)

-
-
Ответить

Ну, мне-то в попу дули, и это ошибка, хоть мама и добрейшей души любимый всеми человек, но в воспитании это может даже помешать. А вот с дочкой моей и ее характером еще повоевать надо... Дисциплина с боем)

-
-
Ответить
3 года назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.

А потом люди так искренней удивляются - надо на работу ходить и там работу работать, как так-то? :)) У нас молодые преподаватели иногда стонут - ах, по расписанию на лекции ходить, никакой свободы творчества! Это при том, что диспетчера у нас очень лояльны - если ты "сова" и сказал об этом диспетчеру, то первую пару тебе не поставят, её дадут преподавателю-"жаворонку" :)
Я у таких спрашиваю: вот если, не дай бог, случится что-то плохое, согласны ли вы будете, что у дежурного хирурга в больнице "скорой помощи" сегодня нет настроения работать и он ушел писать стихи? Пыхтят на это :) Это они могут творчески творить, а пожарные, хирурги, водители и так далее обязаны по графику, и с самодисциплиной, их творческого величиства для :)
( я в вашем комментарии прочла не "на порше", а "на параше"; изумилась, прочла ещё раз - таки "Порш" :)))

-
-
Ответить
3 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.

Есть ведь и другой путь учиться в школе - как учился, например, физик Фейнман, нобелевский лауреат. Он никогда не учил что-то просто потому что "надо", но только то, что ему было интересно. Проблема наших школ и методистов в том, что они не умеют организовать учебу так, чтобы процесс не превращался в изнурительную каторгу.

-
-
Ответить
3 года назад
Никто. Не должен. Видеть. Этот. Комментарий.

Говорят, что каждый ребенок рождается гением 😉, а уж родители, школа, окружение обрезают ему крылья.

-
-
Ответить

Или как великий Максвелл - лучший ученик во всех четырех учебных заведениях, при учете того, что образование он получал классическое - языки, филология, философия... :)

-
-
Ответить

Проблема в том, что маме надо было только пятёрку. Мне моя так и говорила: ну что это такое, 4? Лучше уж сразу 2. То есть на 4 не надо работать, её дают просто так? Это обесценивание усилий ребёнка. Вот надо 5 и всё, идёт предмет, нет, можешь, не можешь - не важно, главное, чтобы 5. Вот такое тут надо.

-
-
Ответить

От внешних факторов тоже зависит. Например, если учителя ненавидят и занижают оценки, одноклассники травят, дома не всё в порядке, человек переключается на "выжить", а на учебу уже сколько сил осталось, столько и поучился. А если не поучился - домой идешь как на казнь, и дом уже не место, где восстанавливаются силы, а место, где ты урод, разочаровавший весь мир и не имеешь права ни на отдых, ни на удовольствие, только пахать как проклятый, все остальное - для успешных. Потом силы не восстановил и всё по кругу.
Все это дело нарушает базовую потребность в чувстве безопасности и учеба это уже не процесс познания путем труда, а просто принудительная пытка.
Родитель должен ребенка любить независимо от оценок, а по истории выходит, что когда тройка - его ненавидят и он не нужен, а когда пятерка ему просто разрешают там жить.

-
-
Ответить

Недавно с младшим на эту тему говорила. Он начал было - не хочу, не буду. Пришлось объяснить про самоответственность и "надо". Есть программа, значит её делаешь! Всё, что за ней - после обязательной части! И это относится и к обычной школе, и к музыке, и к шахматам. Поговорили, посидел, подумал. Теперь у него стимул - быстро разобрать домашку, чтобы спокойно почитать то, что он хочет, а не учитель, или поиграть те мелодии, которые ему хочется, а не к экзамену требуют.

-
-
Ответить
3 года назад
Комментарий скрылся за пределы галактики.
3 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.

кстати, со старшим такое не прокатывает (( Бросает всё и занимается своими делами. Приходится прямо караулить стоять.

-
-
Ответить

Отличницей была в младшей школе. Когда в 5 классе стало больше учителей, я узнала от них, что такое личная неприязнь) Учитель русского языка и литературы почему-то невзлюбила меня, у доски я не успевала сосредоточиться, чтобы воспроизвести что-нибудь вслух, как она начинала меня унижать. Но писала я грамотно, списывать у меня пытались многие, сочинения давались хорошо, а вот у доски - ступор. Из-за этого сложно было и с другими устными предметами, но там учителя были понятливые, вызывали к доске редко, но давали больше письменных заданий. Все изменилось в старших классах, когда поменялся учитель. В аттестате итоговые - "отлично".
Из одноклассников у меня одна Подруга, с ней дружим с 5 класса. Мне просто не нужно было много общения, я от него вообще устаю. В классе было два отличника, никто их не сторонился, общались с ними как со всеми. И, кстати, были они отличниками не по принуждению, им самим так хотелось)
Самодисциплина нужна, все дело в подаче и в примере.
Вообще меня родители в первый класс привели, за все годы учебы были на собраниях может раз пять, потом на выпускной сходили. Всё)

-
-
Ответить

Да, вот тоже насчет друзей со школы удивило. Не знаю, сколько автору лет, но пара подруг со школы и несколько приятелей это же очень хорошо. У многих моих знакомых друзей со школы вообще нет, или вот так же пара подруг. Мало кому повезло с дружным классом и друзьями на всю жизнь со школы, независимо от итоговых оценок.

-
-
Ответить

Да у меня и воспоминаний школьных меньше, чем студенческих. Никто из одноклассников не поступил в универ, в котором училась я. Только спустя 20 лет 8 человек со всего класса нашлись, создали группу, периодически общаемся, подаем голос)) Но это так, ностальгия)

-
-
Ответить

Если бы можно было дать совет себе в те годы, то сказал бы:
Не заморачивайся с оценками, на дальнейшую жизнь после школы они никак не повлияют. Плюй на всё, что тебе не интересно. Не трать время на те предметы, которые никак не понадобятся потом в жизни. Лучше потрать это время на то, что тебя интересует и нравится

-
-
Ответить

А как узнать, понадобится или нет? Подруга плюнула в своё время на художку. Бросила. Сейчас платно учится у репетитора, т.к. потребовалось знание рисунка. А одноклассница не любила черчение, а потом при поступлении пришлось дополнительно заниматься, чтобы поступить на нужную ей специальность (сейчас архитектором работает)

-
-
Ответить

Если хоть немного планируешь будущее, то уже примерно ясно. Я например собирался получать какую-нибудь техническую профессию, так что там было понятно, что биология или литература будут не нужны, а нужны математика и физика

-
-
Ответить

я тоже была отличница, все 10 лет. Очень многое из описанного правда. Тоже могу написать похожую статью: и про амбиции мамы, и про нервные срывы в 11 классе, и про вечные попытки обесценить мои старания как некоторых одноклассников, так и взрослых людей (что отличники по жизни неудачники мне и 20 лет назад уже говорили).
НО, НО и еще раз НО, только действительно повзрослев (это когда за 30 перевалило) я могу также и указать плюсы и навыки, которые я приобрела уже к 12 годам, которых как правило не было у вечных троечников и середнячков. Кстати, в том числе безразличие к мнениям окружающих, открою секрет, отличники тоже очень часто подвергаются осуждениям, особенно от завистников. А насчет приобретения друзей, я вообще не считаю, что оценки в школе как-то на это влияли, может разве что в младшей школе.
Господа отличники, хватит себя жалеть)

-
-
Ответить

Хочу сказать, что отличники могут испытывать давление не только от родителей. Тебя учителя постоянно пихают на разные ненужные тебе мероприятия. В школе хорошо шла матеша. Меня начали совать регулярно на олимпиады, и там я из года в год занимала хорошие места всегда. В 11 классе завалила районную, чуть ли не последнее место. Когда узнала, вообще ничуть не расстроилась, подумала, ну и класс, меньше геморра будет в моей жизни без следующего этапа. А потом мне позвонила завуч школы и... отчитала меня, что я такая-сякая подвела школу, как я могла так плохо нарешать и тд и тп. Как будто это был мой святой долг. Было неприятно, рыдала весь вечер. И еще был случай. Училка по языку меня тоже заставляла на олимпиаду по ее предмету, я не хотела. И она мне начала угрожать) Да-да) Сказала, запомни, у тебя же в этом году экзамен, и я тебе отказ твой припомню.

UPD Дипломы за олимпиады мне нигде и никогда не пригодились. Великим математиком не стала, да и не хотела

-
-
Ответить
3 года назад
Не шумите. Комментарий спит.

О да, про олимпиады как вспомню, так вздрогну) У меня отлично шли русский и литература. Как-то, классе в 10-ом, я отказалась идти на олимпиаду, потому что она проводилась в 8 утра в воскресенье. Непонимание и разочарование учительницы надо было видеть) И уже после олимпиады меня отчитали за то, что я не пришла в выходной в школу, несмотря на то, что я сразу сказала "нет". Далее мне было напророчено непоступление в университет и еще много чего из-за той олимпиады пропущенной.
Как-то после школы дошли руки разобрать альбом со всяким хламом. И первыми на помойку отправились все эти грамоты.

-
-
Ответить

Я закончила школу с медалью, но страданий, описанных в статье не испытывала. Амбиции родителей если и были, я о них не знала. У меня были свои "принципы"- все кто желал, могли у меня списать, например. С одноклассниками, правда, бывали проблемы. Но у кого их не было?

-
-
Ответить

У меня в классе учился мальчик, которого ругали и били за четверки. И заставляли из-за одной помарки переписывать всю тетрадь.

-
-
Ответить

У меня батя такой был - капец! А в 8 классе одна девочка из-за четверки суицид совершила, т.к. боялась реакции мамы... Это жутко! Стараюсь своим говорить, что ошибки - не страшно, главное - понять их, исправить и больше не делать повторно. На ошибках учатся. Пока плохо понимают, но я книги подбираю, потом читаем и обсуждаем. Так им понятнее становится.

-
-
Ответить

Все-таки у девочки прежде всего проблемы с родителями. Отсюда неуверенность, ощущение давления, и прочее. От родителей многое зависит. Ощущение, что у тебя за спиной люди, которые поддержат всегда, много дает. Ребенок мой-отличница, но я сразу сказала, мы не требуем отличной учебы, расслабься. Нравится быть отличницей-старайся. Получила плохую отметку-иди к учителю, спроси, можно ли исправить, сделать дополнительное задание, или что-то еще. Ей пока хочется, у них в школе отличников мотивируют. Но я полностью согласна с тем, что важнее развивать интересные ребенку направления и его сильные стороны. Однако, отличная учеба все-таки приучает трудиться, главное, правильная мотивация.

-
-
Ответить

++++ Тоже своим всегда говорю - не понял, уточни! Не иди домой с вопросами в голове, лучше сразу задай (сегодня младший не уточнил непонятку, пришлось делать двойную работу). А если двойки и тройки расстраивают, значит занимайся лучше!

-
-
Ответить

К сожалению, задавать вопросы не всегда эффективно.. От учителя зависит. Есть учителя, которые дополнительно и не объяснят. Но это тоже на пользу-ребенок учится взаимодействовать со старшими, с "начальством", так сказать. Всегда говорю, в школе дети получают не только знания, но и навыки общения и взаимодействия с разными людьми.

-
-
Ответить

Я была ребёнком способным, но ооооочень ленивым. На все сетования, что я могла бы быть отличницей, спрашивала: "А зачем?". Доходило до того, что если нужно, например, на четвёрку в контрольной решить\сделать четыре задания из шести - делала только их и вообще не парилась, пиная балду остальную часть урока.)
По математике долгое время "выезжала" на том, что мне она тяжело даётся и мне верили, пока учитель не запалила меня на переменке быстренько решающей на коленке домашнее задание. Кстати, она меня тогда так пристыдила, что до сих пор вспоминаю. Особенно фразу, что "лучше бы ты списывала, ей-богу".

-
-
Ответить

Статья как будто про меня. И даже с физикой у меня были те же проблемы. До сих пор ее не понимаю.

Решила добавить из собственного опыта:

1. Если ты отличник и прогуливаешь вместе с классом (да, такое бывает), то отдуваешься только ты за весь класс. Перед завучем, директором, классным руководителем.
2. В то время, как твоих одноклассников хвалят за четверки, для тебя это позор.
3. Суббота и воскресенье - это не выходные, а дни олимпиад. В том числе и по ненавистной физике).

-
-
Ответить

Из школы ушёл после 8 класса, окончил техникум, а затем институт с красными дипломами. Никто меня никуда не тащил, мне было просто интересно учиться и узнавать что-то новое. Спасибо родителям, которые привили интерес к учёбе в частности и к жизни в целом. Мне до сих пор интересно всё - от того, где зимуют чёрные аисты, до того, какая мощность мотора того дрона, который прилетел на Марс. Да, а с однокашниками никогда проблем не было. Они же люди, и все разные, друг на друга не похожие - как может быть не интересно с ними общаться?
И еще хотел написать: да, мои два диплома не сделали меня олигархом. Ну и что? Мне достаточно средств для обеспечения потребностей семьи. Поэтому в отличие от автора я считаю, что учиться на одни пятёрки ни разу не вредно. Вредно терроризировать детей, наносить им травмы: хоть в учёбе, хоть в спорте, хоть в быту. А учиться на пятёрки полезно. Учитесь на пятёрки, не пожалеете. :)

-
-
Ответить
3 года назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.
3 года назад
Уборщица тётя Маня случайно стёрла этот комментарий.
3 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.

У меня папа был отличник , закончил школу с медалью, два высших образования, была интересная и престижная работа, но ему все очень легко давалось. Запоминал с одного раза, была очень быстрая реакция , если я подолгу сидела ,читала и зубрила что-то , ему было достаточно пару раз пробежать текст. Учиться его вообще никто не заставлял, но бабушка была учительницей и брала его с собой в школу, шла война и не с кем оставить, он в 5 лет учился наравне с первым классом и так и остался в этом классе. Может, это и повлияло, старался догнать старших.. Но больше это его способности, так мозг развивался и работал, он очень многое успевал , а вот чем занять себя в отпуске, например, не знал и скучал. Мне он очень много помогал с уроками, но у меня и близко не было его данных, я училась так себе, даже чтобы держаться среднего уровня, сидела с уроками до ночи. Не представляю, сколько бы мне надо было сидеть, чтобы стать отличницей, в сутках нет столько часов. Химию делала часа по три, каждый раз весь материал заново проходила, в голове ничего не откладывалось. Или геометрию с физикой. Не в коня корм, но я не расстраивалась, только жалко время, потерянное на эти предметы, никогда ничего из них не пригодилось.

-
-
Ответить

Ой, сколько драааамы... Все отличники - прям жертвы-невротики, завсегдатаи психологов и клубов анонимных алкоголиков.
Школу закончила с золотой медалью, первое образование - с красным дипломом.
Хочу сказать только одно - не надо грести всех под одну гребёнку. Говорить, что троечники - творческие люди, которые потом открывают свои бизнесы, а пятёрочники - сплошь безынициативные исполнители, только и знающие, что пахать, пахать, пахать. Истинные отличники (а не зубрилы, которые берут усидчивостью) - это смесь ума и хитро*опости, они где заучат прямо перед уроком, где виртуозно спишут, где за счёт фоновых знаний выедут. И выучат, когда надо, разумеется, и задание выполнят, и над примером подольше посидят, если не получается. Они сначала работают на дневник, зачётку, а потом всё это начинает работать на них. Ну и опять же, они ведут себя по-человечески, не хамят, не срывают уроки. И в ответ, как правило, получают то же отношение.
Возможно, всё вышенаписанное - типичная ошибка выжившего. Мои родители никогда не требовали отличных оценок (мне самой нравилось), всегда хвалили меня, учителя относились ко мне хорошо, хоть я и ни к кому не подлизывалась, одноклассники не считали инструментом, напротив, я пользовалась неким авторитетом. Кстати, если кто-то из учителей относился не очень, то тогда на мою защиту вставали другие учителя и даже директор.
У моих университетских подруг (таких же отличниц и краснодипломниц) похожие истории. Так что не надо так категорично. А то прям мода пошла, клеймить отличников.

-
-
Ответить
3 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.

а потому, что в это очень заманчиво верить, так же как в то, что все талантливые творцы были наркоманы-алкоголики (поэтому не страшно, что я бухаю), а все успешные бизнесмены взлетели только благодаря счастливому случаю (поэтому буду ждать случая и тоже обязательно взлечу)

-
-
Ответить

А я соглашусь с автором. Очень жалею, что тратила столько времени, чтобы получить не 9, а 10. Лучше бы читала больше книг. А то сейчас уже времени нет читать, да и надо уже самому что-то выдавать. Но вот надо было пройти на бюджет, вот и впахивала.

-
-
Ответить

К сожалению, грош цена этим медалям, потому что ради медали в школе готовы "нарисовать" всё, что угодно. Училась в универе на потоке почти из сплошных медалистов (исключения можно было по пальцам пересчитать). Одногруппницы радостно рассказывали, как они сдавали экзамены с учебниками, шпаргалками и перерывом на обед, во время которого всем подсказывали. Ну и что в итоге? А в итоге я этих многих медалисток подтягивала по высшей математике, физике и другим предметам, с ними связанными. Некоторые девочки были очень хорошими, но не могли понять даже самые простые вещи, как медали получили - загадка. А в моей школе плевать все хотели на медали, что заслужил, то и получил. Потому и всех золотых медалистов за всю историю школы знают в лицо и очень уважают. Ведь их единицы и они действительно заслужили медали, а не вот это вот всё.

-
-
Ответить

Я в школе училась плохо. Лет с 2х я знала, что буду парикмахером.По этому, когда родители ругали за школьные оценки, я им говорила, что не всё, чему учат в школе мне пригодится. В итоге родители от меня отстали совсем: 2 так 2 , 4 так 4. Учила только те темы, которые были интересны. После 9 кл.поступила туда, куда хотела. С 15 лет работаю сама на себя, наработала свою базу клиентов. Мне нравиться быть независимой, самодостаточной. Я счастлива потому, что для меня работа является увлечением приносящим не только удовольствие, но и финансы.

-
-
Ответить

Я со своими 4 четверками среди всех пятерок в школе (по физре, истории и географии, которые я ненавидела всей душой, а вот за русский было обидно - всегда была пятерка, снизили балл из-за того, что я была "лишней" в толпе медалистов) и красным дипломом в универе построила себе "карьеру наоборот": в юности была арт-директором, а стала маляром :)
Но меня это не печалит! Мне нравится делать людям красиво)

-
-
Ответить

Может, не в тему, но ночами спать не дает не то, что со мной как-то не так когда-то поступили, а то, что я когда-то не так сделала в отношении других людей( Увы, да, могла, практиковала

-
-
Ответить

Училась на "отлично". Родители за плохие оценки не ругали, просто говорили, что они огорчены. Окончила школу с золотой медалью. На медаль не только не тянули, но даже на выпускном экзамене во избежание разговоров учителя ко мне не подходили, только на сочинении ко мне "подослали" учительницу географии узнать, какую я выбрала тему. Никаких проблем с социализацией - всегда была "душой компании", заводилой во многих мероприятиях, никогда не считалась "ботаном", до сих пор поддерживаю отношения со многими бывшими одноклассниками - бывшими "хорошистами" и "троечниками" (мне уже 65, если что). От своих детей никогда не требовала блестящих результатов, считала, что это не главное, тем не менее дети учились блестяще и их интересы не исчерпывались учёбой.. Так что "учиться на круглые пятерки - вредно" - это бред! Вредно - когда это самоцель, когда тебя тюкают родители и ты озабочен только получением отличных оценок. Но, уверяю вас, огромное число отличников не имеют подобных проблем и живут полноценной (для своего возраста) жизнью! Словом, "не ровняйте всех под одну гребёнку"!

-
-
Ответить

Я в школе училась на отлично. Автор, ну, не у всех так, как у вас. Не надо обобщать. У меня не было таких проблем, как у вас. Вообще никаких проблем, связанных с отличной учебой, не было. Скорее, у вас проблема с мамой, и эту проблему вы переносите на учебу.
Мой опыт совсем другой. За годы учебы я сменила десять школ, в связи с переездами родителей (отец военный). Да, моя мама контролировала мою учебу, и стимулировала меня учиться на отлично. И тоже говорила, что если я буду плохо учиться, то буду "шпалы таскать". Но я этого совсем не боялась. Не знаю, почему. Я легко успевала по всем предметам, схватывала новый материал на лету, а зубрежкой не увлекалась. На зубрежку мне не хватало времени и сил. Параллельно я еще училась в художественной школе, и это был моя мечта с 6-ти лет - научиться рисовать. Поэтому для меня важнее был художественная. Учиться мне нравилось, и к 8-му классу я ощутила, что процесс, в котором у меня все ОТЛИЧНО, мне очень нравится. Это давало ощущение удовлетворенности, порядка, завершенности. Ощущение победителя. Очень приятное ощущение. Хотя я не перфекционистка. Если появлялись "четверки", ни я, ни мама по этому поводу не парились. Это не воспринималось ошибкой, и тем более каким-то фатальным промахом. Ну, просто не повезло)) Сейчас я бы сказала - звезды не так сошлись.
С одноклассниками также - никаких проблем.
С выбором места дальнейшей учебы, после школы, у меня тоже не было никаких проблем. Мама говорила, что если я буду учиться на отлично, то смогу выбрать любой ВУЗ. А я думала, что зачем мне любой, если мне нужен один-единственный. Учеба на отлично нисколько не отвлекала меня от того, чтобы выбрать, чем заниматься в жизни. И вообще ни от чего не отвлекала. Поступила в тот ВУЗ, в который хотела, в лучший в стране по моей специальности (это было еще в СССР).
Единственное, о чем я жалею, вспоминая школьные годы, это что у меня не было возможности учиться еще лучше. Я тогда не понимала этого, но сейчас вижу, что все-таки переезды, когда подчас приходилось пропускать школу целыми неделями, смена учебных коллективов, учителей, - все это сказывалось на качестве. Я не всегда ощущала удовлетворенность и порядок. На мой взгляд, я училась не идеально) Хотя, когда обстоятельства позволяли, и это удавалось - о, какой восторг!
В первом классе я ничего этого, конечно, не понимала. Мама сказала так: "Я бы от тебя не требовала, если бы ты не тянула на отлично. Но ты же можешь! Зачем упускать те возможности, которые у тебя есть?" И я все школьные годы думала, - я ведь действительно могу... Так что, думаю, здесь ответ такой. Можешь - учись на отлично. Не можешь - насиловать себя не нужно.

-
-
Ответить

сказать честно, мне всё равно, прочитает ли этот комментарий кто-то. мне действительно нужно выговориться. сегодня я перешла в 10 класс, будучи круглой отличницей все предыдущие 9 лет.
на глаза наворачиваются слёзы после каждого заголовка, потому что с каждым случаем знакома. и это отвратно. мне уже 15 лет, а я до сих пор не могу разобраться в себе. напротив, с каждым годом это становится всё сложнее и сложнее. такое ощущение, что в процессе усердной учёбы я теряю свою собственную личность. она становится размытой и непонятной даже для меня.
мне обидно, завидно что другие подростки проводят "самые лучшие" годы, тусуясь с друзьями и делая то, что они хотят. а я не могу ни вписаться в общество, ни делать то что я хочу. я чувствую, как заплываю ленью за каникулы. и не потому, что я какая-то слабая тряпка, нет. у меня просто сил ни на что не осталось. я выгорела.
я стала ужасной перфекционисткой. я виню себя за любую оплошность и ошибку. всё везде должно быть идеально, особенно в учёбе, иначе я чувствую себя неудовлетворённой и опустошённой.
меня никто не способен понять. всех моих друзей хвалят за четвёрки, в то время как меня обвиняют в получении таких оценок. а те люди, которые делают это, не всегда учились и на четвёрки. всю свою позицию аргументируют тем, что "ну вот ты умная, обидно, если ТЫ не сможешь что-то сделать". на то, как я себя чувствую в психологическом плане всем наплевать, а если я пытаюсь как-то сказать об этом, получаю лишь издевательства и насмешки "ты ещё не выросла, чтобы говорить о проблемах".
когда в школе я получаю четвёрку, я иду домой с ужасными ощущениями на сердце.
я не спорю, что у всех по-разному, но иногда родителям было бы полезно задуматься о чувствах и психическом здоровье их детей, а не о цифре в их дневнике

-
-
Ответить

Похожее