Родители тянули меня на золотую медаль. Почему я считаю, что учиться на круглые пятерки — вредно

Психология
1 год назад

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок был отличником: учителя гордятся, одноклассники уважают, родственники восхищаются. Но мало кто задумывается, что стоит за пятерками в дневнике. И это не только блестящие способности, хорошая память и ревностное усердие, но еще и сильнейший стресс, страх совершить ошибку и глубокое чувство опустошенности.

Меня зовут Ольга, и специально для ADME я, как бывшая золотая медалистка, хочу рассказать о сложностях, с которыми столкнулась, учась на круглые пятерки.

«Будешь плохо учиться — станешь дворником»

Я всегда была отличницей. С 1-го по 11-й класс. В целом учеба давалась мне легко. Правда, довольно быстро я поняла, что изучать гуманитарные предметы мне гораздо интереснее. В 4-м классе передо мной впервые замаячила перспектива получить в табеле четверку по информатике. Когда я пришла домой и сообщила маме эту замечательную новость, она театрально вдохнула и с досадой в голосе сказала: «Будешь плохо учиться — станешь дворником». В тот момент я почувствовала себя так, будто разочаровала всех, кого можно. Это сильно повлияло на мою самооценку. Оставшиеся школьные годы я рыдала над плохо написанными контрольными и горестно представляла, как буду подметать двор и мыть полы в подъездах.

Нет права на ошибку

Скажу честно, отличники не воспринимают ошибки как способ обучения. Для них получить плохую оценку — все равно что расписаться в собственной глупости и несостоятельности. Трудно не поддаться страху, когда в ответ на плохую отметку учителя и родители как один разводят руками и укоризненно качают головой: «Отличница — и завалила контрольную! Ну как же так? Что с тобой происходит?»

Ботаникам не прощают ошибок, особенно по тем предметам, в которых они делают успехи. Поэтому, когда в 8-м классе я отчебучила, написав в диктанте «бесвкусное платье», учительница гневно перечеркнула работу красной ручкой и крупными буквами нацарапала: «Позор!». Идти домой было настолько стыдно, что я несколько часов околачивалась по дворам, а потом и вовсе выбросила злополучную тетрадь. Соврать, что я ее потеряла, было гораздо легче, чем сознаться в своем провале.

Отметки уже давно не мой приоритет, но я все еще боюсь ошибиться. Не только на учебе или работе, но и в жизни. Любой промах оборачивается для меня чувством стыда и самобичеванием. Чувствовать себя «посредственностью» и «неудачником» настолько невыносимо, что я нередко убегаю от своих страхов в прокрастинацию. За что немедленно начинаю себя ругать.

От «хорошей девочки» до «еще чуть-чуть, и скатишься» — один балл

В 10-м классе у меня появились серьезные трудности с физикой. Все эти задачи с абстрактными «телами», подвешенными на высоту «шариками», фотонами, электронами... Предмет и поныне остается для меня непостижимым. Сколько бы я ни сидела над книжками, понять не получалось ничего. Максимум, на что меня хватало, так это на зазубривание формул и заучивание параграфов из учебника.

Убедить маму в том, что я не перевариваю физику, было невозможно. «Ты просто не хочешь стараться. Ты ленишься!» — с укором в голосе говорила она. Когда я получила 2 тройки подряд, дома мне устроили концерт: «Еще чуть-чуть, и ты скатишься! Будешь болтаться по подворотням, свяжешься с плохой компанией». Чтобы защититься, я тогда впервые нахамила родителям и прогуляла уроки. На самом деле мне не хотелось ни пропускать школу, ни шататься по сомнительным местам. Но чувство вины и бессилия было столь велико, что выплеснуть эти эмоции было реально, только сделав что-то из ряда вон выходящее.

Оценки потом я все же с горем пополам исправила. Физичка, видя мои потуги, однажды подозвала меня после уроков и сказала: «Ты же на медаль идешь? Давай я тебе пятерку нарисую, только пообещай мне, что не будешь сдавать ЕГЭ». Так что смело могу сказать, что одна отметка в моем аттестате точно фиктивная.

Нет «хочу» или «не хочу», есть слово «надо»

Большинство отличников из моего класса к моменту окончания школы точно так же, как и я, не имели ни малейшего представления о том, чем хотят заниматься в будущем. Трудно понять, к чему лежит душа, когда, судя по табелю, преуспеваешь по всем предметам. Годы дрессировки на хорошие оценки приводят к тому, что навык прислушиваться к себе попросту притупляется: «Нравится — не нравится, учи, моя красавица». К 11-му классу я настолько наелась знаниями, что единственное, чего мне хотелось, — это просто лежать на диване и не делать ничего. И в университет я поступала не потому, что горела желанием глубже изучать какую-то дисциплину, а просто потому, что так надо. Надо, и все.

Привычка переступать через собственные чувства и делать то, что положено, через не хочу и сегодня присутствует в моей жизни. Это касается как рабочих моментов, так и отношений с людьми. Какими бы изнуряющими ни были дела или связи, всегда кажется, что нужно немного потерпеть, приложить усилия, поднажать — и вот тогда все наладится. Но во взрослой жизни эта логика не работает. К счастью, организм на такие вещи реагирует незамедлительно: проблемами со здоровьем или прокрастинацией.

Все ценное должно даваться с трудом

В нашем обществе издавна поддерживается стереотип о том, что все ценное должно даваться с трудом: «Счастье в воздухе не вьется, а руками берется», «Терпенье и труд все перетрут». Поэтому нужно регулярно страдать и напрягаться: и в работе, и в учебе. А вот жить легко и беззаботно могут лишь поверхностные и ленивые люди, которые жизни не нюхали.

Я со школьных лет привыкла направлять силы туда, где у меня что-то не получается: нужно же подтянуть и закрепить! Долгое время эта установка не позволяла мне найти работу по душе. Ведь если дело приносит радость, а процесс доставляет удовольствие, значит, это не работа, а развлечение. На самом деле призвание не должно вызывать никакого внутреннего сопротивления и чувства вины. Понять это я смогла, только набив собственные шишки и потратив несколько лет на работу, от одной мысли о которой до сих пор испытываю отвращение.

Быть отличником — значит быть в меньшинстве

У многих отличников есть проблемы с социализацией. Вместо того, чтобы общаться со сверстниками и гонять мяч во дворе, бедные дети сидят над домашкой и зубрят очередной параграф к завтрашнему уроку.

У меня, к счастью, таких проблем не было. Тем не менее я всегда чувствовала, что для одноклассников являюсь чем-то вроде ходячей «Википедии». На контрольных работах они услужливо наклонялись ко мне с соседних парт, чтобы списать, но стоило прозвенеть звонку, как все разбегались. После школы у меня осталось несколько приятелей и парочка настоящих подруг. Но я и сегодня помню то горькое чувство, когда к тебе относятся как к функции, а не как к живому человеку.

Хорошее отношение нужно заслужить

Отличные отметки расценивались как само собой разумеющееся, а вот тройки и четверки были отклонением от нормы. Мама считала, что если она начнет хвалить меня за хорошие оценки, то я расслаблюсь и вообще ничего делать не буду. В дальнейшем у меня выработался рефлекс: обращать внимание только на негативные замечания и пропускать мимо ушей любые добрые слова. Став взрослой, я так и не научилась ни принимать комплименты, ни поощрять себя за проделанную работу.

Желание «быть хорошей» в собственных глазах и в глазах окружающих порождает привычку всегда оправдывать чьи-то ожидания. Чаще всего мамины (подсознательно): «Мне все равно, что у всех тройки. Моя дочь — не все». Уже отучившись в школе, получив золотую медаль и красный диплом, я никак не могу перестать оглядываться на мнение окружающих и разрешить себе ошибаться. Было сложно поверить, что кого-то могут любить просто так и что для этого не нужно быть самой умной, хозяйственной, полезной и эффективной.

Конечно, отличная учеба в школе имеет и свои плюсы. Благодаря постоянной зубрежке у меня хорошая память. Прочитанные книги помогли расширить словарный запас. Едва ли я уступаю кому-то в усидчивости и умении идти к цели, прилагая нечеловеческие усилия. Но тянуть своего ребенка на золотую медаль и пугать его страшилкой про дворника я бы точно не стала. Единственная мотивация хорошо учиться — это личный интерес, а не желание угодить родителям и страх оказаться лузером.

А как вы учились в школе? Как сложилась судьба у ваших одноклассников, которые были круглыми отличниками?

Комментарии

Уведомления

Может, не в тему, но ночами спать не дает не то, что со мной как-то не так когда-то поступили, а то, что я когда-то не так сделала в отношении других людей( Увы, да, могла, практиковала

-
-
Ответить

Училась на "отлично". Родители за плохие оценки не ругали, просто говорили, что они огорчены. Окончила школу с золотой медалью. На медаль не только не тянули, но даже на выпускном экзамене во избежание разговоров учителя ко мне не подходили, только на сочинении ко мне "подослали" учительницу географии узнать, какую я выбрала тему. Никаких проблем с социализацией - всегда была "душой компании", заводилой во многих мероприятиях, никогда не считалась "ботаном", до сих пор поддерживаю отношения со многими бывшими одноклассниками - бывшими "хорошистами" и "троечниками" (мне уже 65, если что). От своих детей никогда не требовала блестящих результатов, считала, что это не главное, тем не менее дети учились блестяще и их интересы не исчерпывались учёбой.. Так что "учиться на круглые пятерки - вредно" - это бред! Вредно - когда это самоцель, когда тебя тюкают родители и ты озабочен только получением отличных оценок. Но, уверяю вас, огромное число отличников не имеют подобных проблем и живут полноценной (для своего возраста) жизнью! Словом, "не ровняйте всех под одну гребёнку"!

-
-
Ответить

Я в школе училась на отлично. Автор, ну, не у всех так, как у вас. Не надо обобщать. У меня не было таких проблем, как у вас. Вообще никаких проблем, связанных с отличной учебой, не было. Скорее, у вас проблема с мамой, и эту проблему вы переносите на учебу.
Мой опыт совсем другой. За годы учебы я сменила десять школ, в связи с переездами родителей (отец военный). Да, моя мама контролировала мою учебу, и стимулировала меня учиться на отлично. И тоже говорила, что если я буду плохо учиться, то буду "шпалы таскать". Но я этого совсем не боялась. Не знаю, почему. Я легко успевала по всем предметам, схватывала новый материал на лету, а зубрежкой не увлекалась. На зубрежку мне не хватало времени и сил. Параллельно я еще училась в художественной школе, и это был моя мечта с 6-ти лет - научиться рисовать. Поэтому для меня важнее был художественная. Учиться мне нравилось, и к 8-му классу я ощутила, что процесс, в котором у меня все ОТЛИЧНО, мне очень нравится. Это давало ощущение удовлетворенности, порядка, завершенности. Ощущение победителя. Очень приятное ощущение. Хотя я не перфекционистка. Если появлялись "четверки", ни я, ни мама по этому поводу не парились. Это не воспринималось ошибкой, и тем более каким-то фатальным промахом. Ну, просто не повезло)) Сейчас я бы сказала - звезды не так сошлись.
С одноклассниками также - никаких проблем.
С выбором места дальнейшей учебы, после школы, у меня тоже не было никаких проблем. Мама говорила, что если я буду учиться на отлично, то смогу выбрать любой ВУЗ. А я думала, что зачем мне любой, если мне нужен один-единственный. Учеба на отлично нисколько не отвлекала меня от того, чтобы выбрать, чем заниматься в жизни. И вообще ни от чего не отвлекала. Поступила в тот ВУЗ, в который хотела, в лучший в стране по моей специальности (это было еще в СССР).
Единственное, о чем я жалею, вспоминая школьные годы, это что у меня не было возможности учиться еще лучше. Я тогда не понимала этого, но сейчас вижу, что все-таки переезды, когда подчас приходилось пропускать школу целыми неделями, смена учебных коллективов, учителей, - все это сказывалось на качестве. Я не всегда ощущала удовлетворенность и порядок. На мой взгляд, я училась не идеально) Хотя, когда обстоятельства позволяли, и это удавалось - о, какой восторг!
В первом классе я ничего этого, конечно, не понимала. Мама сказала так: "Я бы от тебя не требовала, если бы ты не тянула на отлично. Но ты же можешь! Зачем упускать те возможности, которые у тебя есть?" И я все школьные годы думала, - я ведь действительно могу... Так что, думаю, здесь ответ такой. Можешь - учись на отлично. Не можешь - насиловать себя не нужно.

-
-
Ответить

сказать честно, мне всё равно, прочитает ли этот комментарий кто-то. мне действительно нужно выговориться. сегодня я перешла в 10 класс, будучи круглой отличницей все предыдущие 9 лет.
на глаза наворачиваются слёзы после каждого заголовка, потому что с каждым случаем знакома. и это отвратно. мне уже 15 лет, а я до сих пор не могу разобраться в себе. напротив, с каждым годом это становится всё сложнее и сложнее. такое ощущение, что в процессе усердной учёбы я теряю свою собственную личность. она становится размытой и непонятной даже для меня.
мне обидно, завидно что другие подростки проводят "самые лучшие" годы, тусуясь с друзьями и делая то, что они хотят. а я не могу ни вписаться в общество, ни делать то что я хочу. я чувствую, как заплываю ленью за каникулы. и не потому, что я какая-то слабая тряпка, нет. у меня просто сил ни на что не осталось. я выгорела.
я стала ужасной перфекционисткой. я виню себя за любую оплошность и ошибку. всё везде должно быть идеально, особенно в учёбе, иначе я чувствую себя неудовлетворённой и опустошённой.
меня никто не способен понять. всех моих друзей хвалят за четвёрки, в то время как меня обвиняют в получении таких оценок. а те люди, которые делают это, не всегда учились и на четвёрки. всю свою позицию аргументируют тем, что "ну вот ты умная, обидно, если ТЫ не сможешь что-то сделать". на то, как я себя чувствую в психологическом плане всем наплевать, а если я пытаюсь как-то сказать об этом, получаю лишь издевательства и насмешки "ты ещё не выросла, чтобы говорить о проблемах".
когда в школе я получаю четвёрку, я иду домой с ужасными ощущениями на сердце.
я не спорю, что у всех по-разному, но иногда родителям было бы полезно задуматься о чувствах и психическом здоровье их детей, а не о цифре в их дневнике

-
-
Ответить

Похожее