Психоаналитик дал 5 советов молодым родителям (Но не все педиатры с ними согласятся)

1 год назад

Новорожденные не умеют плакать (потому что у них еще не развиты слезные железы), зато могут спать с открытыми глазами. Начинающие родители часто не знают физиологических и психологических особенностей младенцев и пугаются, когда видят подобные явления. Многие жалеют, что к их ребенку не прилагается инструкция по применению.

Мы в ADME решили составить небольшой гид по маленьким детям. В этом нам помогла психоаналитик Марина Боронникова — специалист с 20-летним стажем и мама 2 дочек. Она ответила на 5 самых распространенных вопросов, возникающих у молодых родителей.

1. Брать ли ребенка на руки, когда он плачет, или не приучать к рукам?

Младенца надо обязательно брать на руки, как только он начинает плакать. Объясню почему.

Когда ребенок был в животе, он находился в ситуации стабильности. Ему всегда было тепло, он всегда был сыт, он не знал, что такое не выспаться. Потом он родился, и в его жизни появилась ритмичность: вдох-выдох, сытость-голод, тепло-холод. В общем, комфорт и дискомфорт. Малыш стремится продлить стадию комфорта и минимизировать дискомфорт. Сам он этого делать не умеет, поэтому ему нужна мама.

При этом младенец иначе воспринимает время. У него есть ощущение, что комфорт мимолетен и проходит сразу, а дискомфорт не закончится никогда, что это самое худшее состояние, которое было, что хуже не бывает. В ответ на это возникнет агрессия.

Но если ребенка утешают, держат на руках, любят, холят и лелеют, то этой агрессии будет немного, а если ребенка оставили прокричаться в люльке, то тогда уровень дискомфорта, а значит, и агрессии будет совершенно другой.

В первые 3 месяца жизни человека формируется то, что психолог Эрик Эриксон называет «базовое доверие к миру». Если потребности малыша удовлетворяют максимально быстро после того, как он о них заявил, значит, мир для него хороший и добрый, ему можно доверять. Если на крик ребенка никто не приходит, значит, мир плохой и враждебный — так формируется постоянное чувство одиночества и того, что тебя не любят. И оно остается с человеком на всю жизнь.

2. Как правильно кормить — по требованию или по режиму?

Когда новорожденный впервые испытал чувство голода, он еще не знает, будет ли он когда-то есть: у него просто нет такого опыта. Он не знает, что по режиму должен принимать пищу раз в 2–3 часа, поэтому может начать плакать спустя 10 минут после того, как его покормили. Дело не в том, что он голоден, а в том, что он не уверен, покормят ли его снова.

Если на каждый свой плач новорожденный получает еду, он начинает верить, что грудь или бутылочка появятся тогда, когда они будут ему необходимы. Поэтому со временем его способность переностить дискомфорт будет расти. И, возможно, вскоре вы даже сможете выстроить режим питания на основе потребностей ребенка.

3. Сколько кормить грудью?

Сейчас скажу вещь, за которую меня заклевали на одном из «мамских» форумов: грудное вскармливание желательно завершить до года. Дело в том, что после полугода вводится прикорм — овощи, мясо, каши, и ближе к году грудное молоко перестает быть основной пищей. Зато остается отличным средством успокоения.

Некоторые мамы каждый раз, когда уже подросший ребенок плачет, продолжают давать ему грудь, не разбираясь в причинах плача. А он может жаловаться на боль, скуку, физический дискомфорт и так далее. Но вместо решения проблемы он получает мамину грудь. Так у человека формируется привычка заедать свои беды, то есть расстройство пищевого поведения.

Часто мамы говорят: «Через грудное вскармливание формируется наша близость». Важно понимать, что грудное молоко — это еда, а близость формируется в телесном контакте, в вербальном общении, в совместных играх.

4. «Я ничего не запрещаю своему ребенку» — это нормальный подход к воспитанию?

Да, но только в определенном возрасте. С 9 до 14 месяцев у детей длится фаза практики, или «роман с окружающим миром». Ребенку интересно все, что вокруг него, но все вещи для него — это игрушки. Он не понимает разницу между погремушкой и любимой маминой вазой. Вот он берет игрушку, и мама говорит: «Молодец, это кукла». А потом тянется к стеклянной тарелке и слышит: «Нельзя!» И так постоянно: «молодец», «нельзя», «поиграй», «не трогай».

Малыш привязывает слово «нельзя» к действиям, которые он совершает. И запрет, который он слышит от родителей, постепенно убивает его инициативу. Запрещать ребенку в возрасте от 9 до 14 месяцев можно только в тех ситуациях, которые опасны для его жизни. А чтобы таких ситуаций не допустить, постарайтесь создать дома максимально безопасное для малыша пространство.

5. Когда приучать к горшку?

Не мучайте горшком детей до года или даже до полутора лет: это бесполезно. До этого возраста у них не работают сфинктеры — клапанные устройства в организме, регулирующие переход содержимого из одного органа в другой. Поэтому младенец не чувствует наполняемость прямой кишки и мочевого пузыря.

В возрасте от 12 до 18 месяцев сфинктеры начинают работать. Но если ребенок в подгузнике, он не чувствует дискомфорта от мокрых штанишек, потому навык контролировать процессы в своем организме не формируется в соответствии с возрастом. Так что после года желательно увеличивать то время, когда малыш находится без подгузника.

Какие еще вопросы про младенцев вы хотели бы задать психоаналитику?

Комментарии

Уведомления

Все дети индивидуальны. Старшая дочь была нежно привязана к ГВ до года, а потом сама не захотела. Младший – почти до 2 лет.

На горшок пошли поздно: в 2 года и в 3 года. Зато без истерик и бесконечных уговариваний. Сейчас старшей 10 лет, а младшему – 5. Обычные дети. Позднее приучение к горшку никак и ни на чем не отразилось, так же как и довольно длительное грудное вскармливание.

-
-
Ответить

Сейчас у нас советы по уходу за младенцами вообще дают все, кому ни лень.

И вот точно последний, чьи советы по грудному вскармливанию я бы стала слушать - это психоаналитик.

Ну и агргументация доставляет - прекратите ГВ в год ,потому как НЕКОТОРЫЕ мамы, не разобравшись, дают грудь по первому капризу. Детям после года? Правда?

И если как и формируется неправильное пищевое поведение и привычка заедать стрессы - то точно не от грудного молока, а от "ребёнок плачет - дай ему конфетку" и "нужно доесть всё, что лежит на тарелке".

-
-
Ответить

Автор, психоаналитик - психолог, который работает, основываясь на психоанализе Фрейда. Возможно, было бы более корректно сказать, что советы дает возрастной или детский психолог.

-
-
Ответить

1. Брать или не брать на руки. А почему нет третьего варианта? Не брать, но и не давать плакать? Я не могла сына на руках постоянно таскать, времени не было и когда он плакал, то я подходила к кровати и разговаривала с ним, гладила, успокаивала. он не плакал, но и не был на руках. Позже я могла гладить белье и если он заплачет я просто начинала что то говорить "а кто это проснулся? радость моя меня зовет, здесь я конечно, мое сокровище, рядом и всегда рядом буду" и далее по тексту стандартная ванилька. Он слышал мой голос и это его, видимо, развлекало. Но он у меня спокойный был, до 2-х месяцев спал и ел и моего контакта во время кормления ему вполне хватало, а вот уже где-то с 2,5 я просто была рядом и гладила, когда он начинал плакать.

-
-
Ответить

На счёт молока: в норме молоко в значимом количестве должно присутствовать до 4-5 лет, постепенно снижая потребность, кому-то раньше, кому-то позже. В год молоко в том или ином виде должно составлять примерно половину рациона, и до двух лет диетологи и маркетологи не рекомендуют детям не адаптированное молоко. Человеку, как ни странно, лучше всего подходит человеческое молоко, а не молоко для телят или козлят. Переводить ребенка на искусственные заменители человеческого молока только потому, что какой-то мужик решил, что так удобнее?

-
-
Ответить

Похожее