Сын подсел на гаджеты, и я готова признаться в том, что мы упустили, а также рассказать, как мы боролись с этой зависимостью

1 год назад

Меня зовут Ольга Товпеко, я психолог, и однажды я поняла, что наш ребенок зависим от гаджетов. Да, такое страшное осознание пришло к нам с мужем. Вдвойне обидно, что мы знали правила использования гаджетов и обучали им ребенка. Приняли все меры предосторожности, но все равно кое-что упустили. Так что с меня откровенный рассказ о том, как даже психолог может сесть в лужу.

Специально для ADME я делюсь этой историей, потому как понимаю, что многим родителям приходится буквально отдирать детей от смартфонов, приставок и компьютеров. Надеюсь, мой опыт будет для вас полезен.

Подарили телефон и установили правила

Когда Андрею исполнилось 6 лет, он попросил телефон. Честно, я была не в восторге, но муж обещал подарить гаджет, если сын научится читать. А выполнять обещания — святое. Читать, кстати, он научился быстро и бойко: чудеса мотивации. И тут как раз у бабушки обнаружился лишний телефон. Пазл сложился.

Зная, что гаджеты вызывают привыкание и зависимость, мы подготовились. Заключили самый настоящий договор, обсудили вопросы безопасности и правила, которые Андрей должен будет соблюдать. Ибо при их нарушении придется телефон вернуть. Среди правил были такие: не садиться за стол с гаджетом; не пользоваться им в кровати; не превышать установленное время использования. Мы установили родительский контроль, а еще поставили пароль на скачивание приложений.

Андрей очень ответственно выполнял все пункты, контролировал себя, и я радовалась, что ребенок учится самоконтролю. Первые полгода дела шли отлично, сын мало играл, много общался с друзьями, смотрел мультики без рекламы, но спустя время у этой истории обнажилась обратная сторона.

С чего началась зависимость

Тревогу забили, когда заметили, что Андрей как-то более резко, чем обычно, себя ведет. Стал чаще маяться и говорить «мне скучно», огрызаться, раздражаться и спешить поскорее схватить телефон. Проанализировав его поведение, мы поняли: причина в гаджетах. Мы с мужем были просто в ужасе.

— Оставьте меня в покое! — услышала я от сына, когда его попросили отложить телефон. Он стал раздражительным, грубым и хотел поскорее вернуться с прогулки, чтобы доиграть. И ссоры, ссоры, ссоры. Мой обычно понимающий ребенок явно переживал синдром отмены, когда мы настаивали на ограничениях в гаджетах. И это притом что первые полгода он отлично справлялся с правилами и следовал всем договоренностям. Но что-то пошло не так, и Андрей подсел на видеоигры. Они еще и сделаны хитро: когда долго не играешь, у тебя сгорают очки. Специально, чтобы заманить игрока побыстрее вернуться.

Ситуация нехорошая. Мы устроили с мужем мозговой штурм. Он наконец признал, что идея так рано давать ребенку телефон была не самой удачной. Приятно, но поздно.

Что мы делали неправильно

Проанализировав все, что произошло, я пришла к определенным выводам и теперь могу точно сказать, в чем мы облажались.

  • Не установили ограничения по времени на приложения.
  • Видеоигры на телефоне — это не ок. Но кто же знал, что все зайдет так далеко? Ведь поначалу это были собиралки, гонки — ничего такого.
  • Сами нарушили одно правило из договора. Под предлогом прослушивания аудиосказки разрешили ложиться в кровать с телефоном. Плавно это перешло в обмен сообщений с друзьями... Плохая идея. Телефона не должно быть в кровати, и точка.

Ошибки осознали. Теперь что делать? Ведь любые новые ограничения — это бунт, плач и споры.

«Нет, мама, не надо!» — такие умоляющие стоны и взгляд кота из Шрека я ожидала в ответ на наше решение. Ну или хлопанье дверью и обиду на всю жизнь. Но каково же было наше удивление, когда никаких возмущений не последовало.

Как удалось справиться с зависимостью

В процессе работы над ошибками на семейном совете было решено видеоигры на телефоне запретить. Знаю, защитники свободы детского выбора в комментариях наверняка скажут «#аштотакова, прогресс не остановишь, не у себя, так у друзей будет играть». Я в курсе. Поэтому, помимо пустого запрета, решили следующее.

  • Формировать культуру пользования гаджетами, показывать позитивные и полезные возможности: музыка, фотография, программы для рисования.
  • Развивать критическое мышление — понимание того, как гаджеты влияют на нас и с чем связаны наши запреты. А еще решили, что необходимо больше увлекать ребенка без гаджетов. В нашем случае приоритет — чтение.
  • Установили ограничения по времени пользования каждым видом приложения и запретили гаджеты в кровати.
  • «Да» — общению с друзьями вживую. Гости, походы, прогулки.

Как же получилось, что сын с пониманием воспринял все эти перемены? Я объяснила ему свою обеспокоенность, он признал, что проблема есть. Огласила список изменений заранее — кажется, за 2 недели. До этой даты — играй сколько хочешь, но, как только она наступит, стоп.
В день икс все игровые приложения снесли, тайминг поставили, доступ к скачиванию и так был защищен паролем. Андрей сказал «хорошо» — и конец истории.

Я думаю, ему было легко, потому что, во-первых, он знал вес моего слова. То, что сказано, будет сделано. Во-вторых, все изменения ему объяснили, и он правильно их понял. Но это уже его заслуга. Он молодец. В-третьих, чтобы скрасить потерю, мы добавили активностей. Больше историй, совместных игр. Только мы, родители, можем помочь ребенку верно расставить приоритеты.

А вы, когда даете детям гаджеты, обсуждаете правила или справляетесь без них?

Фото на превью ponomarencko / depositphotos

Комментарии

Уведомления

а сами они в гаджетах не сидят, ни в кровати, ни за столом? я просто не понимаю, как я запрещу ребенку, когда сама постоянно обращаюсь и к телефону и к ноутбуку.

В самих ли гаджетах дело? Вспомните наше детство (у меня в 90е) был телек, видеомагнитофон, куча кассет с мультиками, денди у многих - сиди смотри/играй весь день, почему мы не сидели?

я лично потому что знала, если не сделаю уроки, получу оценку 4, то мама убьет, другой мотивации у меня не было. А если каникулы мне интереснее было во дворе с друзьями, чем дома.

-
-
Ответить

Мне 30 лет, компьютер появился с 4х. Постоянно играла в игры и никто меня не ограничивал. Из-за того, что времени было много, начинала маиться, когда все игры и мультики надоедали и хотелось делать что-то другое. Самой хотелось, а не из под родительской палки. Так я открыла для себе фотошоп, с которым сейчас связана моя работа. С фотошопом и с играми, и к тому же хорошо оплачивается и приносит мне удовольствие.
Если бы мне давали всего 2 часа в день на комп, я бы точно ничего полезного там не делала, потому что за два часа игры просто не успеют надоесть.

-
-
Ответить

Интересно, а психолог забыла что 6-7 лет это очередной кризис? ЧТо общаться 24/7 с ними ребенок не обязан, что игры тоже развивают? еще очень много вопросов остается...

-
-
Ответить

Очень это трудное дело - отлепиться от игр. Помнится, когда нас в самоизоляцию отправили, я тоже в какие-то игры (наверное на нервной почве) играть начала. Но как-то быстро стало понятно, что "залипаю". Пришлось включать характер. =) Т.ч. сочувствую родителям, у которых дети подсели на гаджеты.

-
-
Ответить

А у нас сын в два года сидел за компьютром и бился в сапера. Теперь это даже смешно, когда старые друзья это припоминают. Смартфонов и планшетов тогда еще не было. Но от компьютера ему никуда не было деться, так как и мама и папа были дизайнерами и компьютер не выключался сутками. Естественно, в дальнейшем случилась зависимость. Но посовещавшись с мужем, мы решили не использовать запретительную тактику. Своего рода зависимость от компьютерных игр была у нас у всех, взрослых людей, с момента появления компьютера. Но так или иначе, если у человека есть еще какие-то интересы, то увлечение играми постепенно сходит на нет. Так было у всех наших знакомых, взрослых дядек и тетек)) Поэтому мы , не запрещая играть, старались просто вовлекать ребенка в другие занятия, решив что скорее всего, компьютерные игры ему со временем надоедят также, как и всем нам. Ждать пришлось до 7 лет))) однажды,прийдя из школы слегка шокированным, сын рассказал что хочет научиться играть на пианино. Он увидел, что на уроке музыки его одноклассник сел за пианино и сыграл . И был потрясен. Ведь раньше он считал, что это могут делать лишь взрослые, а тут - такое! Он стал уговривать записать его в музыкалку. Я стала его отговаривать и убеждать, что это очень трудное дело и серьезное. Просила хорошо подумать, потому что если он начнет заниматься музыкой, то ни на какие ´танчики´ у него не останется время. А то ведь уже играл в танки-онлайн. Сын подумал и сказал: я пойду в музыкалку, а играть в компьютере я брошу. Это было сильно))) так в 8 лет он был принят в музыкальную школу и больше никогда не играл ни в танчики ни во что другое. Вообще стал равнодушен к компьютерным технологиям настолько, что испытывал трудности на уроках информатики и во время дистанционки. Зато с большим удовольствием закончил музыкальную школу и выбрал музыку своей будущей профессией. Сейчас учится в колледже культуры и искусства на дирижера. Так наша незапретительная тактика сработала в избавлении от игровой зависимости.

-
-
Ответить

Похожее