AdMe
AdMe

Что было бы, если бы вам платили за то, что вы ничего не делаете

Представьте: вы целыми днями в течение рабочего времени сидите в комнате и ровным счетом ничего не делаете, при этом вам платят зарплату в полном размере. Если в вашей голове пронеслась мысль: «Как это здорово!», не спешите с выводами. Например, американских учителей, обвиняемых в неправомерных действиях или некомпетентности, до 2010 года помещали на время дисциплинарных слушаний в распределительные центры. Они проводили там месяцы, а то и годы без удобной мебели, без выхода в интернет, без права заниматься сколько-нибудь полезными общественными делами.

AdMe.ru расскажет, какие подводные камни для человеческой психики таит в себе привлекательное на первый взгляд оплачиваемое ничегонеделание. Можно ли назвать происходившее в американских школах счастьем или пыткой?

Что такое «резиновые комнаты»

Распределительные центры, более известные под названием "резиновые комнаты", или "комнаты с мягкими стенами", напоминали боксы в психиатрических клиниках, обитые матрасами. Отстраненный от работы преподаватель приходил в комнату, как на работу, проводя в помещении по 6–8 часов в день. На это время он лишался телефона и каких-либо контактов с внешним миром. Пользоваться ноутбуками не воспрещалось, однако интернет отсутствовал.

За что учителей отправляли в «резиновые комнаты»

«Ты за что тут?» — мог спросить один учитель другого. Этот разговор больше походил на диалог заключенных под стражу преступников. Поводом для отстранения от работы могло послужить как нелепое недопонимание, так и серьезный проступок: некомпетентность, помощь в списывании, избиение ребенка, сексуальные домогательства и пр.

Создаваемые системой условия походили во многом на пытку: длительное пребывание преподавателей в комнате специально делали невыносимым, побуждая увольняться по собственному желанию.

Отстранение и принудительное заточение могли тянуться годами. Средний срок пребывания в центре в ожидании рассмотрения дела учителя составлял около трех лет. Были и те, кто провел в комнате 10 и даже 12 лет.

Что происходило в «резиновых комнатах»

Нередко скука оказывала на заточенных учителей разрушающее воздействие. Драки и крики могли негативно отразиться на результатах проверок, когда до их дела наконец доходила очередь.

Чтобы поспать в предложенных обстоятельствах, учителям приходилось проявлять недюжинную смекалку. Так, они приноровились связывать пронесенные на себе несколько свитеров, создавая некое подобие спального места. После того как «надзиратели» пронюхали, в чем подвох, сон в комнате превратился в увлекательную игру по занятию наиболее удивительной позы. Засыпали под столом или облокотившись на картотеку. Верхом мастерства было уснуть над тарелкой с едой, чтобы при падении лица раздался смачный хлопок.

Келли, одна из побывавших в центре, делилась наблюдениями:

  • "Одна женщина записывала длинные ряды цифр – по одной по прошествии каждой минуты пребывания в центре. Отлучившись, она возвращалась со словами: «Вот и еще пять минут прошли!», а далее вычеркивала пять чисел. Сделав отжимания, например, перечеркивала еще с десяток. Оставшееся время в течение дня она таращилась на часы, зачеркивая поочередно цифры одну за другой.
  • Среди «заточенных» был поклонник писателя Тома Клэнси. Свой срок заключения он посвятил составлению списка персонажей и созданию фанатских теорий.
  • Другая женщина души не чаяла в телесериале «Остаться в живых» и, по ее собственному мнению, отлично проводила время в распределительном центре. Дома она распечатывала снимки героев, а будучи в комнате, делала с их помощью двусторонние тематические открытки.
  • Одна из учительниц как-то пронесла ингредиенты для приготовления черничных кексов. Замесив тесто на столе, она отправила их запекаться прямо под лампочку. Другое ее изыскание – создание солнечной плиты из фольги для хот-догов. Не то чтобы ей так хотелось готовить, скорее ее действия имели методологическую подоплеку. Ее целью было раздражение сотрудников. Она надеялась, что безумные выходки ускорят рассмотрение ее ситуации.
  • После своего "освобождения" проведшая в центре 1 год и 2 недели Келли говорила, что нахождение в комнате только звучит неплохо. На деле же обольщаться не стоит. Да, первые пару недель вы действительно можете отдохнуть и расслабиться, поиграть во что-то. Но вскоре безделье вам надоест: захочется работать и делать что-либо значимое.

Чем дело кончилось

В 2008 году были опубликованы исследования, вызвавшие широкий общественный резонанс. Согласно отчету, практика помещения преподавателей на время рассмотрения их дел в «резиновые комнаты» обходилась налогоплательщикам в 65 миллионов долларов в год. Благодаря шумихе, созданной СМИ, и выходу на широкий экран одноименного документального фильма, центры перераспределения были упразднены в 2010 году.

В разгар первой публичной презентации фильма о центрах между департаментом образования и профсоюзом американских учителей была достигнута договоренность по отмене данной практики: более 700 бездельников, обвиняемых в неправомерном поведении или некомпетентности, были «выпущены на свободу».

Спустя несколько лет «резиновые комнаты» для педагогов вернулись в видоизмененном обличье: вместо заточения учителей стали нагружать административной работой. Чтение литературы и многочасовой сон оказались труднее, нежели перекладывание бумажек в архивах. По мнению побывавших там, бесчеловечным пребывание в распределительных центрах делало именно безделье.

Комментарий психолога

AdMe.ru попросил эксперта поделиться своим мнением о том, что происходит с психикой человека, когда он оказывается в подобных условиях. Отвечает Анастасия Воробьева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН:

"В 1950-х годах в канадском Университете Макгилл Д.Хеббом и его сотрудниками были проведены психологические исследования на тему сенсорной депривации человека, частично напоминающие условия "заключения" в "резиновых комнатах". Они показали, что в зависимости от жесткости ограничений какой-либо стимуляции возникают разные последствия: снижение способности решать простые умственные задачи, галлюцинации, бред.

Последствия такого рода изоляции зависят от степени жесткости условий и от индивидуальных особенностей личности. В книге В.И.Лебедева "Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции" подмечено следующее:

  • Экстраверты переносят подобные ситуации хуже, чем интроверты.
  • С увеличением срока пребывания в таких условиях у человека нарастает переживание слабости, тревоги, депрессии.
  • Фактор оплаты (в рамках эксперимента участники получали вознаграждение, как и отстраненные преподаватели - заработную плату) не играет роли в том, как люди переносят ограничения.
  • Некоторые из последствий оказались обратимы (расстройства памяти), другие - нет (бредовые идеи).
  • В рамках эксперимента отмечен всплеск креативности. Люди в схожих с "заточением" в "резиновой комнате" обстоятельствах писали рассказы, сочиняли стихи, что-то мастерили.
  • Можно смело сказать, что творчество - хороший способ борьбы с условиями ограничения пространства, перемещений и каких-либо впечатлений, что мы и наблюдали в том числе среди отстраненных преподавателей".

А вы согласились бы на подобный эксперимент? Делитесь в комментариях.

Поделиться этой статьёй