Статья, после которой вы ни за что не станете заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой

Психология
2 года назад

Нынешнему поколению школьников безумно повезло: никто не парится по поводу того, в какой руке они держат ручки и карандаши. Правша? Отлично! Левша? Да тоже без проблем. Зато лет ...дцать назад маленьким левшам приходилось несладко: их буквально силком приучали пользоваться «правильной» рукой. И как вы думаете, они догадывались, к чему это может привести?

Специально для AdMe.ru я расскажу о том, как живется переученному левше. Ведь смена ведущей руки редко проходит без последствий.

«Надо делать так, как все»

Примерно на 6-м году моей жизни домашние спохватились, что я рисую и пытаюсь выводить первые каракули левой рукой, и дружно кинулись это исправлять. Предлог был следующий: «А что скажут в школе?!»

Конечно, зверств вроде зашитых слева карманов или привязанной руки не было. Просто из моей левой руки методично вытаскивали ложку, вилку, иголку, веник и прочие функциональные штуки. Вкладывали в правую и учили, «как надо».

Надо сказать, что я попала под самый финал разборок с левшами. Это было самое начало 90-х годов, когда ученикам понемногу стали предоставлять свободу выбора. Кстати, один из моих одноклассников спокойно писал левой рукой, и педагога это никоим образом не волновало.

Кляксы, суеверия и лень педагогов

Уже в более сознательном возрасте я стала задумываться, откуда пошло такое отношение к левшам. Есть множество версий на эту тему: от банального суеверия (левая рука — «от лукавого») до нежелания педагогов и родителей работать с ребенком, который не вписывается в общепринятые стандарты.

Есть любопытная версия, что традиция переучивать левшей связана с необходимостью писать перьевыми ручками. Раньше дети писали чернилами, которые могли размазаться, если случайно задеть написанное. А ведь левши ведут руку как раз над новой строкой.

Еще одну версию мне озвучила знакомая учительница. Звучало это следующим образом: «Правильно, что раньше переучивали. Представь, что в классе 30 детей, у каждого пропись и тетрадь в косую линеечку с классическим наклоном букв. Все пишут как надо, а с двумя-тремя учениками нужно отдельно возиться. Многим жалко времени, гораздо проще запретить писать левой рукой».

К чему это привело: курьез с ручкой

Старания родителей увенчались успехом: сейчас я пишу правой рукой. Ем, подметаю пол и пришиваю пуговицы тоже правой. Правда, не обошлось без мелких казусов. Попытка приучить меня держать ручку «как все», чтобы в школе не обращали внимания, не привела к желаемому результату.

Да, я держу ручку в правой руке. Но вот так.

Переучить меня держать ручку уже не удалось. В итоге я стала объектом повышенного внимания со стороны абсолютно всех учителей — от начальной школы и до выпускного класса. С моей природной застенчивостью это было настоящим шоком для меня. Однако природное упрямство все-таки победило.

На качестве письма подобное положение ручки совершенно не сказывается. Наоборот, в институте у меня развилась своеобразная скоропись, и я могла записывать лекции даже за самыми «быстрыми» преподавателями. А еще я могу писать зеркально и быстро читаю текст справа налево. И левой тоже могу писать. Почерк, конечно, похуже: все-таки я ее специально никогда не тренировала.

Вот так выглядит моя попытка писать обеими руками. Специально не тренировалась.

Удивительно, но мой сын, который долго не мог определиться, правша он или левша, взял ручку точно таким же образом (зато сразу в правую руку). Честное слово, не показывала и не учила. И вообще, я сейчас больше печатаю, чем пишу от руки. В 1-м классе ребенку пришлось выдержать кучу попыток переучивания. Поэтому я взяла ситуацию в свои руки. Есть такие магические фразы: «Ему так удобно», «Я сама пишу так же и до сих пор жива» и «Под мою ответственность».

Синяки от велосипеда и проблемы с парковкой

Передачи в машине приходится переключать правой рукой. Неудобно, но можно привыкнуть.

Со временем переученный левша привыкает жить в мире правшей. Тем не менее некоторые моменты остаются с ним на всю жизнь.

  • Безумно тяжело резать овощи. До сих пор вспоминаю, как моя бабушка брала в руки картофелину и прямо на весу нарезала ее на ровные аккуратные полосочки для жарки. А у меня эту операцию получается проделывать только на разделочной доске.
  • С началом велосипедного сезона у меня открывается сезон синяков на ногах. Я всегда спрыгиваю с велика на правую сторону, а подножка у него находится слева. Чтобы закрепить «железного коня» в устойчивом положении, мне приходится делать пируэт вокруг него, придерживая одной рукой за руль.
  • Не умею танцевать, не хожу на групповые занятия по фитнесу. Сложно повторить за тренером даже простые движения. Когда смотрю на этот процесс в зеркале, мне автоматически хочется двигаться в обратную сторону.
  • Ненавижу работу в стиле «кружок умелых рук» — от вышивания до бисероплетения.
  • Сложно выполнять действия, когда я не вижу своих рук. Например, застегивать цепочку. А в детстве я доводила родню до белого каления «неумением» заплетать косу.
  • Те же проблемы с координацией возникли, когда я пошла учиться на права. На автодроме есть такие упражнения, как «параллельная парковка» и «заезд в гараж», когда нужно двигаться задним ходом. Сколько стоек я сломала, уму непостижимо. Ну и коробка передач на механике у нас была справа, ага.

Сейчас навык вождения тоже отработан до автоматизма, поэтому сдавать назад я уже не боюсь. А вот привычка странно переходить через дорогу осталась: сначала я смотрю направо, и только потом налево, а посреди дороги — еще раз направо (уже правильно).

Но если подумать, все не так уж плохо

Это были основные минусы. К прочим проявлениям праворукого мира я привыкла. Спокойно пользуюсь мышкой (но никогда не пользуюсь «правыми» цифрами на клавиатуре, только теми, что сверху), открываю консервные банки, жму нужную руку при встрече со знакомыми.

Левшой мне быть нравится. Есть в этом какая-то фишка — чувствовать себя не таким, как все. Периодически я проверяю, не пропала ли моя леворукость (а вдруг!), и успокаиваюсь: все в норме. По классическому тесту четырех букв я показываю ЛЛПЛ, и девушка на этой гифке у меня всегда вращается против часовой стрелки, указывая на более активную работу правого полушария.

А вы левша или правша? Как вы считаете, стоит ли переучивать маленьких левшей?

Комментарии

Уведомления

Мне на гифке с этой девшкой переключать её направление вращения помогает отражение её ног :)

-
-
Ответить

Мой брат левша. Батюшка, в монастыре спросил его;
- Почему ты крестишься левой рукой?
- Я левша.
- Православный?
- ДА.
- Ну и почитай БОГА как можешь ОН с тобой!
ПУСТЬ ГОСПОДЬ БУДЕТ СО ВСЕМИ ВАМИ!!!

-
-
Ответить

Спасибо за статью. Я как раз искала ответ на вопрос, откуда в советском воспитании пошла такая обязаловка переучивать. Мое детство пришлось на конец 70-х, начало 80-х и до сих пор помню случай как однажды в школе на уроке ко мне подошла пожилая училка, увидев, что я пишу левой. Она ахнула и сказала такую фразу: "Ой, какая хорошая девочка и пишет левой!". Дело в том, что у меня с детства была нарушена моторика правой руки и, конечно, все попытки хоть как-то привести меня к "стандартам" не увенчались успехом. Моя мама боялась, что в школе у меня будут большие проблемы с одноклассниками, что будут обзывать и с трудом научила меня пользоваться хотя бы ножницами. Я пришла домой тогда в слезах и рассказала все маме. А моя мама незадолго перед этим прочитала в журнале "Здоровье" статью том, что левшей переучивать не стоит, и пошла в школу давать "перцу" горе-воспитателям. Больше меня никто не трогал. Правда, дома мне доставалось от бабушки, которая, видимо, считала, что леворукие, это как руко..опые, ничего не умеют по-человечески. Когда на учила меня выжимать белье, то кричала, что я не так делаю, не в ту сторону выжимаю, когда учила шить, то же самое - не в ту сторону шитье.. Но потом, видимо, мама провела ей лекцию по той статье и она просто стала тихо прикалываться надо мной: "У тебя все не с той стороны, толку с тебя не будет". В общем, в результате маминых стараний я: 1) держу ручку как обычный правша, а не как некоторые - как-то сверху, нависая над буквами, видимо, чтобы не испачкаться. А я всю жизнь размазываю чернила по тетрадкам:); 2) ножницами режу обеими руками, хотя рефлекторно хватаю их правой; могу писать зеркально, справа налево, обеими руками сразу, как амбидекстры. Но правую руку развиваю игрой на синтезаторе (куда ж деваться?), хотя искушение играть одной левой присутствует; мышкой пользуюсь исключительно правой рукой, когда училась в УПК на секретаря-машинистку, был и есть крен в сторону левой руки.

А еще - спасибо за тест на полушарность. Я проверила себя и мужа. :)) У меня ПЛЛЛ. Все совпадает. Вот только с фигурой балерины до сих пор недоумение: в самом начале она двигалась против часовой, но когда я отвела взгляд, потом посмотрела снова - теперь, блин, она вращается по часовой.

А! С крутящейся балериной похоже на развод! :) Я пристально смотрела на нее какое-то время, она крутилась в одну сторону, а потом - в другую. Сама. Автоматически. :))

-
-
Ответить

На этой гифке хорошо видно, что фигура долго вращается против час.стрелки, затем ее чуть клинит -- этот момент заметен хорошо -- и она вращается по час.стрелке. Да, я тоже переученная. Развила амбидекстерность, спасибо большое школе. До сих пор не понимаю, на кой это было надо, воспринималось как тупое насилие, т.к. рацион. объяснений моему "зачем" я не получала. Режу левой. Надо будет, смогу правой. Пишу обеими. Хотя если честно, начала развивать оставленное на уровне 1-го класса умение писать левой зеркально, когда поняла, что это не совсем я, без письма левой рукой. Забавно было наблюдать, как стремительно "взрослел" почерк.

-
-
Ответить

Похожее