9 хитростей маркетологов, перед которыми бессильны даже очень экономные покупатели

Психология
4 года назад

Отправляясь на шопинг, каждый хочет потратить свои деньги только на то, что действительно ему нужно. Но специалисты по маркетингу не дремлют: раз за разом они придумывают что-нибудь новенькое, чтобы заинтересовать клиентов именно своим магазином и заставить вернуться туда снова. Берут на вооружение даже достижения нейробиологии. Неудивительно, что наши сумки на выходе из торгового зала оказываются значительно объемнее, чем планировалось.

Мы в AdMe.ru вспомнили свой опыт посещения магазинов и проанализировали способы, которые гуру маркетинга изобрели ради привлечения покупателей.

1. Смелые слоганы

В сети можно найти интервью с авторами книги «Скрытое убеждение: 33 метода психологического влияния в рекламе». Они рассказывают о психотехнике гарантированного возмещения: если покупатель не удовлетворится продуктом, ему обещают вернуть потраченные на него средства. То есть в любом случае клиент остается в выигрыше. А это на корню пресекает сомнения и скептицизм покупателя относительно покупки.

Тут же вспоминается щедрое обещание из рекламы: «Если товар не понравится, мы вернем вам деньги». Нам как-то не доводилось ставить такие опыты, но гугл подсказал немало интересных историй.

Так, представители «Аргументов и фактов» в целях эксперимента какое-то время мыли голову шампунем известной марки. Их волосы, вопреки обещаниям, так и не стали густыми и крепкими. Журналисты обратились сначала в магазин, а потом к производителю с целью возместить свои затраты, но не преуспели в этом.

2. Вирусные акции

В 2017 году сеть белорусских супермаркетов предложила своим покупателям акцию: игрушка-липучка «Бонстик» в подарок за фиксированную сумму в чеке. За некоторые виды товаров выдавались дополнительные «Бонстики». Стоит ли говорить, что эти товары мгновенно сметались с прилавков, хотя вряд ли кому-то жизненно необходимо было сразу 5 пачек дешевого рассыпного чая.

Идея липучек была неновой: изначально тренд на такие бонусы появился в США — там были популярны Stikeez. В 2010 году лицензию купила сеть известных супермаркетов в Германии, Испании и Венгрии. Позже подключились Голландия, Великобритания, Литва, Украина, Россия. В Беларуси же результат превзошел ожидания. Ажиотаж был так велик, что на волне успеха «Бонстикам» даже пришлось прокатиться с гастролями по городам и весям.

3. Перепланировка торгового зала

Многие покупатели уже давно поняли, что в крупных магазинах их направляют против часовой стрелки и по непрерывному лабиринту из стеллажей. Но у маркетологов еще хватает козырей в рукаве. Один из них — перестановка товара. Когда человек часто посещает один и тот же магазин, он запоминает, в каком отделе что находится, и идет прямиком в нужный, минуя лишнее.

Видимо, таких «умных» стало слишком много, поэтому гипермаркетам пришлось принять меры. Теперь они время от времени меняют локации отделов по принципу «кручу, верчу, запутать хочу». Так, заскочивший за свежей выпечкой покупатель проходит на автопилоте «по маршруту» и вдруг обнаруживает себя посреди бакалеи. Приходится возвращаться в «лабиринт» и искать вожделенный хлеб.

4. Искусственный дефицит

Мерчандайзерам не разрешают оставлять дырки в стройных шеренгах товара с целью создать видимость его востребованности. Поэтому они нашли другой способ. Возьмем для примера молочную продукцию.

Покупателю предлагается широкий ассортимент: целые батареи бутылок и тетрапаков от разных производителей толпятся на полках холодильника. А одной-двух популярных марок — всего лишь сиротливый рядок вглубь, порой даже не полный. Реакция людей чаще всего предсказуема: «Ого, почти все разобрали»; «Лучше возьму про запас несколько пачек, а то потом не будет».

Наблюдение: товары с истекающим сроком годности услужливо выставлены в авангард. А более свежие стыдливо прячутся в глубине полки. Приходится быть начеку.

5. Кросс-продажи и правило «перекрестного опыления»

В гипермаркетах при выкладке товара часто следуют так называемому правилу перекрестного опыления: сопутствующая продукция располагается неподалеку от основной. Рядом с пивом — чипсы и пакетики с сушеной рыбкой, рядом с печеньем и конфетами — кофе или чай, рядом с туфлями — ремни и сумки и т. д. Все для того, чтобы вы купили побольше всяких «заодно». Такая схема работает в любом магазине, а не только в продуктовых и обувных.

А когда консультант в магазине электротоваров любезно помогает вам подобрать модель нового гаджета, а потом ненавязчиво рекомендует фирменный чехол для усиленной защиты, это уже кросс-продажа. Расчет на то, что забота о новой покупке выше, чем о давней.

6. Консультанты-хамелеоны

В теории речь идет о способности продавца адаптироваться к каждому конкретному клиенту. Цель — выглядеть советчиком, достойным доверия. Видимо, поэтому консультанты так любят вскользь упомянуть о своих родственниках и друзьях, которые прямо сейчас пользуются вот именно этим телефоном/ кухонным комбайном/ вентилятором (нужное подчеркнуть) и счастливы неимоверно.

По логике, нет ничего удивительного в том, что человек, имеющий отношение к торговле, знает, какой из товаров действительно хорош, и обзаводится им сам либо рекомендует близким. Но все равно у кого-то из покупателей это может вызвать подозрение.

7. Совместные акции

Одна голова хорошо, а две — лучше. Так решили маркетологи одного из минских гипермаркетов и объединились с местным аквапарком. Результатом стали ощутимые скидки в 30–50 % на услуги аквазоны и термального комплекса. Несмотря на то что территориально аквапарк далек от любого из гиперов, те минчане, которые закупают в них продукты, не ленятся съездить на другой конец города, чтобы поплавать.

Воодушевившись результатом, магазин подружился и с сетью супермаркетов для детей, и с ювелирным, и со многими другими компаниями. За определенную сумму в чеке каждый покупатель теперь получает один или несколько актуальных сезону купонов. Например, в прошлом году это были скидки на школьную одежду к 1 сентября.

8. Изящный плагиат

Нередко видишь попытки одной компании подняться на успехе другой. Все, что нужно сделать, — лишь слегка видоизменить известный дизайн упаковки или логотип. И юристы не подкопаются, и у любителей популярной продукции возникает подсознательное желание приобрести новый, но так похожий на оргинал товар.

Чаще всего внешне малоотличимые продукты воспринимаются людьми как плагиат. Но вот насчет вывески «Шаурма», как на фото, мнения некоторых в корне расходятся: это даже остроумно. Как тебе такое, Рональд Макдональд?

9. Медицина в помощь торговле

Многие известные бренды вкладывают деньги в исследования нейромаркетологов, которые для эффективности используют популярные у современных врачей методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ).

Именно благодаря этому компания Johnson & Johnson выяснила, что нас привлекают детские лица и мы сразу же смотрим на рекламный плакат с изображением ребенка. А стоит маркетологам направить взгляд малыша в нужную им точку, как эффективность такой рекламы возрастает в несколько раз. Ведь сразу после любования ребенком потенциальный покупатель проследит за его взглядом.

Также эти исследования выявили закономерность: если на входе в магазин расположить отдел с фруктами и овощами, то последующие не столь полезные для здоровья покупки клиент сделает охотнее. Запасшись сразу «правильными» продуктами, он мысленно поставит галочку на пункте «Здоровое питание» и с удовольствием порадует себя за это чем-нибудь «неправильным».

Это нелегко, но вдруг у вас получается устоять перед уловками маркетологов? Расскажите нам, как вы этого добились?

Иллюстратор Yekaterina Ragozina специально для AdMe.Media

Комментарии

Уведомления
4 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.

Встречал ситуацию, когда товары одной и той же категории разнесены по разным концам зала. В результате сыры в одном месте, сметана в другом, а где находится молоко, вообще никто не знает.

4
-
Ответить

Постоянно пользуюсь акциями и распродажами. На днях Магнит стал сливать некоторые позиции вина для обновления линейки, набрал со скидками на 10000р. Так же беру варенье, йогурты, молочку. Магнит Косметик 15го числа - скидки на всё. Одежду беру во время распродаж: закупиться по хорошей цене заранее, пускай лежит, ждёт своего часа.

Вот и думай: сэкономил или потратился?

3
-
Ответить
4 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
4 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.

Не, не убийцы. К нам такой приходил, но без предварительного звонка. Посмотрел наше недавно установленное окно и насчитал "доделок" на 500у.е. - калибровка, уплотнение, ещё какая-то чушь. Он не из фирмы-установщика, просто какой-то зарабатыватель. Короче, прогнали мы его.

10
-
Ответить

А мог бы и стырить чего-то. Нельзя же пускать не пойми кого под предлогом "бесплатного обслуживания". Понятно же, что таких идиотов, которые по доброте душевной попрутся к вам домой бесплатно обслуживать окна, безо всякого левого умысла, в природе не существует.

6
-
Ответить

У меня папа пускает всех и всегда. Я была маленькая, к нам в дверь позвонила пьяная женщина без юбки! Сказала, что молния сломалась и надо починить, папа ее пустил, посадил на кухне, стал молнию чинить. Мама с работы пришла... Просто я была свидетелем появления этой дамы, а то и до развода дошло бы, наверное.

10
-
Ответить
4 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?

втюхиватели.

Сейчас, боюсь, на волне новостей о сибирских катаклизмах и обязательном страховании, пойдёт волна втюхивателей-страховщиков. И ладно бы втюхивали, просто обманывают ведь! Маме моей фильтр в 6 раз дороже цены ЛеруаМерлен установили. Наврали, что сейчас всем обязательно устанавливают в рамках замены стояков в доме (в квартиру попали, сказав, что проверка от водоканала), про деньги и речи не было. Подписали акт приёма-передачи после установки, и только потом всплыл договор, что это не бесплатно. Мудаки.

А фильтр - говно. Установили так, что это опасно просто заливом квартиры. Да ещё испортили столешницу. Уроды и жопоруки.

2
-
Ответить

А все обращали внимание, что когда заходишь в магазин просто поглазеть, моментально подходит консультант со своим: "Вам что-нибудь подсказать?", а когда приходишь купить что-то конкретное, то их хрен найдешь?

23
-
Ответить

Да я думаю, тут даже наметанности особой не нужно. Человека, который целенаправленно идет к нужному стеллажу, от глазеющего отличать можно запросто.

3
-
Ответить
4 года назад
Красиво сказано… но не к месту.
4 года назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.

Такая шаурма, наверно, в каждом городе есть. Оригинально - дальше некуда, впрочем мне не кажется, что на это кто-то ведётся.

А вот какие-то дурацкие игрушки - это да, эффективно. Сами по себе они ничего не стоят, заказывают, наверно, из Китая по 100$ за тонну. Но эти игрушки берут, отдают детям, а детям потом что? Надо собрать всю коллекцию. Ну и понеслась.

Нас так ещё в детстве разводили наклейками в жвачках. Такие были альбомы, которые нужно было заполнить наклейками и выиграть суперприз! Но кидалово в том, что некоторых наклеек то ли вообще не было, то ли они были очень редкими, во всяком случае никто их никогда не видел, только слухи ходили, что знакомому брата моей бабушки такая попалась. И в итоге глупые наивные дети закупали целые блоки этой жвачки и конечно находили там только по 50му разу одни и те же наклейки.

6
-
Ответить
4 года назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.

Я эту "оригинальную" шаурму только в одном Краснодаре раз десять видела. Ппц, как креативно!

1
-
Ответить

"Мерчандайзерам не разрешают оставлять дырки в стройных шеренгах товара с целью создать видимость его востребованности."

В нашей "Ленте" это делают постоянно.

А вообще, существует только один принцип этого избежать, но его надо затвердить намертво - любая реклама и неординарная акция магазина есть по определению обман! Даже если ты не знаешь, в чем он заключается.

Мне помогает.

3
-
Ответить

Если я вижу, что товара мало, но он мне не нужен или меня не устраивает на него цена, то брать я его не буду. Пусть хоть один товар на всю полку останется.

Лично я не могу сказать, что особа падка на уловки. Обычно покупаю то, что нужно, и балую себя незапланированной покупкой лишь в тех случаях, когда, как бы странно это не звучало, её планирую. Вот говорю себе, что куплю что-нибудь лишнее, только тогда и покупаю.

Мой максимум - это купить не одну упаковку товара, а две или три, поддавшись условиям акции, но это лишь в тех случаях, когда товар нужен, покупаю я его постоянно и он может храниться долгое время, а не испортиться на следующий день.

2
-
Ответить
4 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.

Со списком+ограниченным запасом денежных средств))) кстати, и женщина с этими двумя "составляющими" менее вероятно купит что-то лишнее, а еще имеет значение время с последней зарплаты (чем давнее получил, тем меньше позволяешь себе "для удовольствия")))

5
-
Ответить

Да мужик даже со списком покупок четверть списка не увидит, четверти списка в магазе не будет, четверть списка купит другую, потому что скидки, а еще четверть списка купит другую, потому что думал, что оно лучше, чем то, что в списке.

1
-
Ответить

Ну мужик мужику рознь... мой муж например со списком справляется а вот без него скорее что-то спутает... если "в магазе не было", то либо в другой ближний пойти может, либо если совсем нигде нет то альтернативы, типа свинины вместо говядины (все равно ж мясо))) или риса вместо гречки (все равно ж гарнир))) рецепты где нужно "конкретно именно вот это и ничего другого не подойдет" используем не каждый день, в основном типа "кинул на сковородку и пожарил/в кастрюлю и сварил" (после работы-то), а что до акций, так по ним можно и что-то из списка взять

а вообще, у нас в семье покупки "потому что увидела и захотелось и было на что" скорее я делаю, но тоже в разумных пределах, соответствующих семейному бюджету))

1
-
Ответить

Ничто не защищает от уловок маркетологов лучше, чем пустой кошелек и жизнь от зарплаты до зарплаты

1
-
Ответить