20 советов от Михаила Лабковского, чтобы вырастить из ребенка по-настоящему счастливого человека

1 год назад

Воспитывать счастливых детей можно, только будучи счастливым, уверен известный российский психолог с 30-летним стажем Михаил Лабковский. Он был школьным психологом в Москве, работал с семьями и трудными подростками в Иерусалиме, написал книгу, а сейчас проводит индивидуальные и публичные консультации, выступает в авторских теле- и радиопередачах.

Мы в ADME прослушали лекции и эфиры Михаила, и его подход к педагогике нас заинтересовал.

  • Дети, как и вся остальная часть животного мира, воспитываются по аналогии. То есть когда вы усаживаете напротив себя ребенка и воспроизводите знаменитые строки «Крошка сын к отцу пришел», ребенок в этот момент вообще ничего не воспринимает. Вы тупо теряете время. А когда вы ругаетесь с женой или мужем, выясняете отношения с тещей, пьете с друзьями на даче, в этот момент ребенок воспринимает окружающий мир.
  • Ваши поступки, действия, общение, семейная обстановка, характер формируют психику вашего ребенка. И будет он счастливым или нет, зависит от того, что вы сделаете со своей головой. Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив.
  • Чтобы ребенок хотел ставить цели и их достигать, ему нужны родители, которые с радостью бегут на работу, счастливо бегут с работы домой, а отдыхают еще лучше, и все у них хорошо. А когда дома все уныло, то вы можете сколько угодно ставить цели перед ребенком — это все пустое.
  • Ребенка, как и себя, надо любить просто за то, что он родился и есть. А все эти амбиции, требования, недовольство — признаки недовольства собой, собственных неудовлетворенных амбиций.
  • Карманные деньги должны быть у ребенка лет с 6. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.
  • Когда у вас в семье рождается второй, третий, пятый ребенок, не говорите старшим, что они уже взрослые. Ни поведением, ни словами не давайте им понять, что, мол, «ты уже большой». Во-первых, он хоть и старший, но по отношению к родителям все равно остается маленьким, и это единственно нормальная позиция. А во-вторых, все эти рассказы про «ты теперь за старшего» дети воспринимают как знак того, что его уже не любят или любят меньше.

Как выстроить доверительные отношения?

  • Если родители в каждый момент времени знают о ребенке все: с кем он говорит по телефону, во сколько обедает, когда заканчивает делать уроки (и при этом проверяют эти уроки!), им кажется, что ситуация под контролем. А на самом деле чем больше родители контролируют ребенка, тем дальше ситуация от их контроля: он растет, подверженный чужому влиянию, и кто угодно может склонить его куда угодно. Почему? Да потому что у ребенка нет своего мнения: его всегда контролировали.
  • С того момента, когда он сидит за одним столом с родителями, нужно спрашивать, что он хочет есть, а не наливать ему в тарелку суп, потому что «у нас так принято». Учитывать его мнение во всем: «Ты это хочешь? Не хочешь? А что об этом думаешь? А как к этому относишься?» Ребенок должен осознавать значимость своего мнения изначально.
  • Страх заставляет врать и скрывать. Ведь ребенок, который никогда не боялся родителей и последствий своего поведения, так как ему давали возможность оценивать и решать, что он сам об этом думает, врать не будет. У него даже опыта такого нет. Заметьте: маленькие дети не врут, они начинают это делать с возрастом, потому что вынуждены, опасаясь неприятных последствий!

Как воспитывать сыновей матерям-одиночкам?

  • Не надо брать на себя роль отца, хотя многие женщины стремятся таким образом компенсировать отсутствие папы за счет якобы мужской жесткости, твердости, мужественности. Тогда ребенок может начать бояться всех женщин.
  • Если отец не общается с сыном, объясните, что папа его все равно любит. Не стоит отзываться об отце негативно. Иначе у ребенка будет конфликт с собой, потому что он отождествляет себя с отцом.

Как относиться к учебе ребенка?

  • Уроки с ребенком делать не надо. Так он вырастет несамостоятельным. Школа существует, чтобы научить ребенка самостоятельности.
  • Ваш ребенок должен иметь хотя бы пару свободных часов в день. В это время он не ходит ни в какие секции и кружки, не делает уроки. Проводя время наедине с собой, он научится быть нескучным самому себе.
  • Отличницы все тревожные перфекционистки. На них, как правило, давят. Они мазохистки уже в 5-м классе. Здоровая девочка не может быть отличницей, как и мальчик. За счет тревожности они это из себя вымучивают.

  • Таланты ребенка не надо развивать. Допустим, нравится девочке танцевать. Ее отдают в секцию танцев. С этих пор она начинает ненавидеть танцы, потому что в секции не танцуют — там разучивают движения. Если ребенок сам хочет, это не обсуждается, конечно, его надо поддержать. Но если родители видят у него способности и пытаюсь что-то выжать из этого, я против.

Как правильно наказывать?

  • Некоторые родители, когда ударят ребенка, выпускают пар. Сдерживать себя не надо. Потом вы взорветесь все равно, но втихаря будете ненавидеть детей. Нужно избавиться от первопричины — агрессии.
  • Нет никакого физического наказания. Есть физическое насилие. И точка.
  • В разговоре с ребенком говорите не о том, какой он плохой, а о том, что вы чувствуете. Нужно говорить ему не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Ребенок как бы должен оставаться в стороне, обсуждается только действие.
  • Сломать ребенка можно в любом возрасте, причем делается это элементарно. А потом удивляются, почему ребенок вырос безынициативным и бесхребетным.
  • Нужно четко разделять ребенка и его поступок. Если ребенок накосячил, главное в этот момент — не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и что из вашего ребенка вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты неделю не получишь». А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.

Согласны ли вы с мнением Лабковского по поводу воспитания детей? Какими принципами в воспитании детей руководствуетесь вы?

По материалам labkovskiy.ru

Комментарии

Уведомления

Абсолютно точно про рукоприкладство!!!! Нельзя ни в коем случае никогда обижать ребёнка! Ты большой, а он маленький, хочешь кого-то ударить, у тебя агрессия, иди найди себе подобного и шлепни, чтоб в ответ прилетело!!!!

-
-
Ответить

Лично привычку ко лжи - настоящей, обдуманной, хладнокровной лжи - мне привили именно родители в детстве. Я то исключение из правила, что "кто жалеет розгу. тот губит ребёнка", впрочем. у меня с рождения кошмарный характер, это ещё в садике заметили (когда выяснилось, что нет приёма, заставляющего меня есть то, что я не хочу, не говоря уже о Эпических Сончасных Лежачих Забастовках). В детстве меня серьёзно наказывали - за потерянные или испорченные вещи, но особенно за тройки. За ложь тоже, но уже к третьему классу я поняла, что рассказав правду. наказание (физическое, психологическое или материальное) ты получаешь всегда, а вот если удачно соврёшь - можно и выкрутится, ну или хотя бы отыграть время (например. если у тебя есть шанс исправить тройку, факт её получения будет не таким ужасным. потерянную или испорченную вещь можно найти-починить-заменить. или у них не получится наказать меня лишением чего-то обещанного. а там как-нибудь перетопчемся) К концу девятого класса я мастерски научилась не только лгать, но и прятать улики. подделывать документы (росписи всех учителей. родителей и даже директорскую). могла виртуозно разобрать - собрать тетрадь или дневник, убирая или вставляя туда нужные страницы (их пронумеровывали. но мне это не мешало). Думаю, будь в моём детстве электронные дневники, я бы стала хакером. В конце девятого класса я, закончив год с тройкой (позор! позор на всю жизнь. что люди-то скажут, да с тобой никто и здороваться не будет, горе нам горе, Папа Римский опозорен!) выписала сама себе грамоту, но прокололась на том, что на настоящих были печати, а вот чем изобразить печать мне, я так и не нашла. Впрочем. разоблачили меня не сразу. До сих пор иногда вру на автомате там, где вполне можно сказать правду, но очень стараюсь не врать своему мужу - это придаёт отношениям совершенно необычайный оттенок.

-
-
Ответить

прекрасные советы. если бы родители им следовали, меньше бы обвиняли в агрессии компьютерные игры

-
-
Ответить

Наказывать ребёнка нельзя.

Наказание - насилие и не уважение личности его.

Если смотреть под другим углом -

Когда вы наказываете его, вы наказываете себя.

Почему?

Потому что ребенка учите вы.

Токсичное поведение.

Действуя так, вы даёте понять ребёнку что он не может бять собой в этом мире, что он должен жить только так как нравится вам, а ещё отменяете себе это право.

-
-
Ответить

что за бред, что нельзя делать домашку с ребенком? не нельзя, а надо! но не делать за него, а участвовать в процессе. когда я училась, после школы мы делали домашку. я сидела в тетрадке писала буквы или что там было задано, а мама рядом сидела, делала свою работу. если возникал вопрос, помогала мне его решить. где-то класса с 5 я уже могла спокойно делать все сама, без участия взрослых. сейчас смотрю на своих коллег, которые отфутболивают детей, мол "делай сам" и отворачиваются. и дети в итоге двоечники... и не любят делать домашку... а всего-то и надо, что сделать заинтересованный вид.

-
-
Ответить

Похожее