14 устаревших школьных установок, от которых отказываются все больше родителей для блага своих детей

Психология
1 год назад

Кому-то нравилось учиться в школе, а кто-то с нетерпением ждал последнего звонка. Так или иначе, почти на каждого из нас школа наложила свой отпечаток, сформировав отношение к определенным вещам. Его же мы транслируем и собственным детям. Однако порой стоит задуматься: а насколько правильны эти установки?

ADME изучил мнение современных экспертов касательно некоторых школьных правил и свежим взглядом посмотрел на то, от чего пора избавиться, чтобы процесс обучения не стал для ребенка сущим кошмаром и не повлиял отрицательно на его дальнейшую жизнь.

Учитель всегда прав

Нет! Он может ошибаться. И, разумеется, может чего-то не знать. Так, школьники порой намного лучше разбираются в современных технологиях и гаджетах, используемых при обучении, чем их учителя. К тому же учителя порой намеренно допускают ошибки, чтобы повысить внимание учеников и пробудить их инициативу.

С учителем нельзя спорить

Раз учитель всегда прав, то спорить с ним нельзя, так как он «лучше знает», а ты пока еще лишь учишься.

Но ведь речь идет не о ругани или кидании канцелярскими принадлежностями друг в друга. Скорее, тут про то, что в спорах рождается истина. И если ученик придумал что-то новое или выходящее за привычные рамки и может это доказать, то почему бы не организовать аргументированную дискуссию. Заодно и soft skills прокачать можно.

Двоечник — значит, глупый

Навешивание ярлыков из-за оценок давно уже кажется прошлым веком, однако мы все равно еще не можем окончательно избавиться от этих стереотипов. Например, Уинстон Черчилль и мультимиллионер Ричард Брэнсон плохо учились в школе, но вряд ли у кого-то язык повернется назвать их глупыми.

Низкие оценки ученик может получать из-за того, что он:

Ни один из вышеперечисленных пунктов не говорит о реальных знаниях ребенка.

Оценки на первом месте

Мы часто спрашиваем у детей, какие оценки они получили в школе или как закончили четверть / год. Таким образом, сами того не подозревая, приучаем их к тому, что важны прежде всего оценки, а не полученные знания.

Так, бывший старший вице-президент Google по работе с персоналом Ласло Бок считает, что оценки — худший критерий для найма. Они не только становятся самоцелью, что противоречит смыслу обучения в школе, но и повышают тревожность, а также учат мыслить шаблонно. Ведь, чтобы получить хорошую отметку, надо все сделать строго по определенным правилам.

Чтобы начать менять эту установку, достаточно приучить себя спрашивать ребенка: «Что нового ты сегодня узнал в школе? Что было интересно и полезно?»

Правильное оформление работы важнее самой работы

А вот еще кое-что о правилах. Наверняка каждый хоть раз сталкивался с тем, что оценку снизили за помарки, одну пропущенную строку вместо двух или за то, что работа была выполнена черной, а не синей ручкой.

На знаниях это вряд ли отразится, а вот желание экспериментировать или творчески подходить к решению задачи может отбить.

Школьная форма — это святое (и она обязательна)

«Белый верх, темный низ» — эта фраза наверняка уже оскомину набила. Да, с одной стороны, определенный дресс-код все-таки дисциплинирует и создает ощущение общности, а также некоторой официальности. С другой — исследования показывают, что непосредственной связи между успешным усвоением новых знаний и ношением школьной формы нет. Более того, порой ученики, наоборот, чувствуют себя комфортнее в привычной для них одежде. И, к счастью, некоторые школы это понимают и постепенно отменяют обязательное ношение формы.

Есть обязательные предметы и не очень

«Математике и русскому языку уделяй больше внимания, а на изо и музыку можно потратить оставшееся время». Приходилось ли вам слышать нечто подобное от родителей? А может, даже вы сами говорили нечто подобное своему ребенку. Однако сегодня, когда креатив и нестандартный подход к задачам востребованы практически везде, возможно, именно такие вот дополнительные предметы могут сыграть решающую роль в развитии творческих способностей у ребенка. И не стоит ими пренебрегать.

Ошибки — это плохо

Как бы странно это ни звучало, но ошибки — это на самом деле хорошо! Благодаря им видно, что идет процесс обучения. Но в школе и дома, к сожалению, учеников часто наказывают за ошибки, и дети учатся их избегать. А потом, вырастая, мы очень боимся что-то сделать не так и приучаемся к тому, что порой вообще лучше ничего не делать, нежели сделать не так.

Школа — это работа

В идеале школа должна не только дать знания, но и «влюбить» в сам процесс обучения, а также в какой-нибудь предмет, чтобы помочь определиться ребенку с выбором жизненного пути. Взрослые же часто сравнивают учебное заведение с местом работы. Однако не стоит забывать, что это разные вещи с разными целями и условиями. В школу ребенок ходит, чтобы чему-то научиться. На работу же нанимают специалиста, который уже умеет выполнять определенные задачи. Да и за нее платят, в конце концов.

Учить может только учитель

Как выглядит стандартный урок? В класс приходит учитель, что-то рассказывает, дает ученикам задания, потом проверяет работу, вызывает к доске. Скучно, страшно, не всегда понятно.

Однако если посмотреть на этот процесс с другой стороны и предоставить школьникам возможность самим обучать друг друга, то может получиться вполне неплохо. У учеников повысится мотивация, они станут более ответственно подходить к выполнению задания, и им будет гораздо интереснее.

Конечно, в таком виде на учителя ложится дополнительная нагрузка, как правильно организовать работу в группах. Но результат того стоит.

Все свое ношу с собой

Тяжеленные портфели с кучей учебников по каждому предмету, набитые пеналы — это обычные школьные реалии, несмотря на то что все вокруг говорят о техническом прогрессе. Требование о том, чтобы у каждого ученика был свой комплект принадлежностей, выглядит очень уж старомодным, но почему-то до сих пор оно актуально.

А ведь если подойти к этому вопросу иначе и предложить, например, брать один учебник на двоих, то в качестве бонуса еще и навыки общения среди учеников можно развивать. К слову сказать, по мнению некоторых исследователей, эти навыки сегодня гораздо важнее, чем академические знания.

Есть только один правильный способ учиться

В школах учат по одной и той же школьной программе, с одинаковой скоростью, почти не делая никаких исключений. Но люди учатся по-разному, и это нормально. Кто-то быстрее изучает материал, кто-то медленнее. Кому-то проще усваивать на слух, а кому-то — читая текст и рассматривая картинки и схемы. И это не говоря уже о кривых обучения, которые школа и вовсе не учитывает.

Обучение — это творческий и индивидуальный процесс. И, к счастью, благодаря современным технологиям его можно сделать простым и приятным, подобрав для каждого ученика свой график.

Образование — это статус

Школьное и вузовское образование приобрело формальный характер, став символом некоего статуса. Безусловно, раньше окончание учебных заведений давало какие-то привилегии и почти могло гарантировать наличие определенных знаний и умений у человека. Но с течением времени школа и институт все больше превращаются в то, что требуется лишь «для галочки».

Поэтому сейчас гораздо важнее не то, какую школу или вуз вы окончили (и окончили ли вообще), а то, как вы можете применить полученные навыки на практике. Именно умение использовать их в разных сферах жизни принесет желаемый результат.

Так, например, Рэй Брэдбери вырос в бедной семье и не смог поступить в колледж. Однако в течение 10 лет он трижды в неделю посещал библиотеку и впоследствии называл себя человеком, окончившим библиотеку вместо колледжа.

Школа необходима

Наверняка многие родители до сих пор считают, что школа нужна всем и каждый ребенок просто обязан через нее пройти. Но в мире появляется все больше альтернативных систем (например, домашнее обучение или онлайн-образование), которые помогают детям получать новые знания. При этом нередко результаты превосходят типично школьные, а некоторых проблем, например травли одноклассников, удается избежать.

А от каких школьных установок посоветовали бы избавиться вы?

Внимание: в декабре 2021 года мы исправили фактические неточности в этой статье.
Фото на превью Depositphotos.com, Depositphotos.com

Комментарии

Уведомления

«Математике и русскому языку уделяй больше внимания, а на изо и музыку можно потратить оставшееся время» - а знаете, почему так? Потому что физически невозможно быть молодцом по всем предметам, программа составлена крайне тупо, поэтому приходится уделять внимание тем предметам, за которые больше мозг выносят.
Мелкая фейспалмила, что их учительница рисования какую-то ерунду классу рассказывает, совершенно неверные принципы и в результате кривой результат. А попробуй исправить! Почему в штате такой специалист? А потому что предмет второстепенный, не всё ли равно, как его преподают. Изначально система неверная. Было бы несколько обязательных предметов и несколько на выбор, дети могли бы по интересам выбрать и уж тогда куда старательнее изучать предметы. А сейчас 20 предметов и по каждому куча требований - зашибись всё нужное, ага.
Короче, проблемы, описанные в статье, особо никуда не делись.

-
-
Ответить

Да чтоб вас.
Я обчиталась про отцов и детей Тепляковых и подумала: "А пойду-ка на АдМе, отдохну от этой паскудной темы!"

-
-
Ответить

"Чтобы получить хорошую отметку, надо все сделать строго по определенным правилам". Есть области, в которых мышление исключительно по шаблонам — признак непрофессионализма, а есть те, где работать нужно строго по инструкции и без лишнего креатива. А то заменить водопроводную трубу на АЭС крашеным ломом — однозначно признак нешаблонного мышления (сроки горят, трубы нет, поставщик задерживается, вваривай лом), но я почему-то не могу поаплодировать такому решению.

Касательно оценок, главное — втолковать детям, что оценки — всего лишь обратная связь. Если у тебя "2" за тему "Прогрессии", значит, тебе надо разобрать эту тему подробнее, только и всего. К сожалению, учителя (особено старой закалки) называют это словом "скатилась/ся", как будто это исключительно вина ребёнка.

-
-
Ответить

Не важно, закончил ли некто школу или ВУЗ или нет.
Не соглашусь. Простите, но я не пойду к врачу, что научился оперировать по интернету и не полечу на самолете, который был сконструирован по роликам в Ютубе.
Мой дядя однажды сказал классную фразу: "вышка дает другое понимание мира". И это действительно так. Часто мы живем в мире привычных вещей, о которых внезапно ничего не знаем. Что происходит с живыми организмами, когда озеро замерзает? Почему молнии бывают разного цвета? Почему вчера в этом городе было тепло, а сегодня холодно? Почему нужна белковая пища? Как преобразуется энергия по пути от Солнца к процессу разрушения прибрежных скал? Почему финансовые кризисы происходят при "хорошей" и при "плохой" власти?
Конечно, в системе образования полно недостатков и полно "воды", но все же образование дает возможность видеть взаимосвязи и умение искать информацию, среда обучения также дает возможность развивать навыки коммуникации и способности к решению нетипичных задач. Конечно, есть люди, которые способны к самостоятельному образованию, но пока таких немного.

-
-
Ответить

"Заодно и soft skills прокачать можно" - что прокачать, пардон? Russian, please на русскоязычной странице

-
-
Ответить

Похожее