Интересно!
Почему модерн называют последним архитектурным стилем и как всего за 30 лет он поменял наши города
Модерн называют последним большим архитектурным стилем. На рубеже XIX–XX веков он нарушил каноны архитектуры и сильно изменил облик городов. Стиль просуществовал всего лишь около 30 лет (с конца 1880-х до 1914 года), но его влияние чувствуется до сих пор — не только в архитектуре, но и в менталитете обычных людей.
Нам в ADME очень нравятся причудливые модерновые домики. Поэтому мы решили разобраться, чем они пленяют даже тех, кто не разбирается в архитектуре.
Модерн возникает как естественная реакция на события в обществе и искусстве
Во 2-й половине XIX века европейское искусство развивалось под знаменами историзма: творцы то и дело интерпретировали своих предшественников. В ответ на это у более молодых художников возникает желание найти новый и оригинальный стиль.
К тому моменту в мире произошла промышленная революция — переход от ручного труда к массовому производству. Деятели эпохи модерна при помощи своих произведений (не только архитектурных, но и художественных) стремились сломать границы между изобразительным и прикладным искусством, сочетать природные мотивы и новые технологии.
В зданиях должно быть минимум одинаковых элементов
Архитекторы модерна сознательно отходят от устоявшихся принципов. Здесь гораздо реже встречается симметрия, а четкие линии уступают место более плавным силуэтам. Яркий пример — доходный дом Лидваль в Санкт-Петербурге. У него нет повторяющихся балконов: один оплетает паутиной чугунный паук, другой — этакий классицизм на новый лад.
Фасад тоже трудно назвать единообразным: в доходном доме можно найти 4 разновидности обработки камня, а некоторые элементы искусно облицованы керамической плиткой.
Модерн вплетал передовые научные достижения в облик домов
Например, в петербургском особняке балерины Матильды Кшесинской в декоре фасада, по одной из версий, можно увидеть мегафоны. Незадолго до возведения дома Александр Попов изобрел радио. Архитектор решил внедрить это передовое достижение в виде украшения.
Модерн отвергает устоявшиеся каноны и видоизменяет привычные линии
Вдохновители и творцы модерна, кажется, поставили архитектуру с ног на голову. Вместо строгих прямых линий бал правит кривая, так называемая линия хлыста.
В декоре преобладают вертикальные линии, которые стремятся вверх, формы перетекают одна в другую. При отделке архитекторы использовали эмаль и мозаику.
Творцы использовали новые материалы и конструкции
Активно используются такие элементы, как стекло, керамика, гранит, железо, медь, сталь. Но строители не забывают и о проверенном временем материале — дереве. Ворота и перила обильно украшают коваными деталями.
В это время проектируют дома с металлическим каркасом внутри — это дало более широкие возможности архитекторам. Благодаря новшеству стало возможным создавать огромные окна во всю стену, которые стали визитной карточкой стиля.
Модерн вдохновлен природой и не только
В декоре отчетливо видны стебли растений, лианы и цветки. Модерн очаровывает своей живостью и плавностью, а не цветом — здания окрашены в приглушенные оттенки.
Хоть принципы архитектуры и были переосмыслены, строители не забывали наследие прошлого. Внимательный зритель увидит отсылки к античности, готике, русскому стилю и не только.
Архитектор модерна проектировал не только внешний, но и внутренний облик дома...
Творец продумывал все до мельчайших деталей. Он не только оформлял фасад или выбирал решение и материалы для отделки. На плечи архитектора ложилась разработка внутреннего убранства: от дверных ручек и решеток на окнах до лестниц и светильников.
Так поступил один из пионеров французского модерна (более известного как ар-нуво) Эктор Гимар. В его знаменитом замке Беранже архитектором спроектирована не только конструкция дома, но им же выбраны дизайн коврового покрытия, лестниц, мебели и дверных ручек.
Именно Гимар разрабатывал входы для первых станций Парижского метрополитена. Они были неоднозначно восприняты критиками и публикой. Всего было создано 154 входных группы, и 86 сохранились до наших дней и охраняются как исторический памятник.
...и старался сделать дом функциональным
Дом Мила в Барселоне — последнее законченное здание Антонио Гауди. Строение отличается специфической конструкцией лифтов — они есть только на четных этажах. Это не досадная оплошность, а замысел испанского архитектора. Он хотел, чтобы жильцы с разных этажей встречались на лестницах и общались друг с другом.
Жанр имеет разные названия в зависимости от страны
Во Франции этот стиль известен как ар-нуво, в России он называется модерн, в Германии — югендстиль, в Италии — либерти, в Испании — модернизмо, в Венгрии и Австрии — сецессион, в Швейцарии — еловый стиль. В Скандинавских странах одно из ответвлений модерна называют национальным романтизмом.
Отличительные особенности модерна варьируются от региона к региону
В Венгрии в стиль вплетались непривычные персидские или мавританские детали. Например, крыша Казначейства в Будапеште украшена искусной мозаикой и майоликой.
Здание расположено посреди узких улочек, откуда филигранно исполненную крышу не было видно. Архитектора Эдена Лехнера спрашивали, зачем он потратил столько усилий на украшение крыши. Лехнер ответил: «Чтобы птицы могли любоваться ею».
В национальном романтизме нет обилия мелких деталей. Архитекторы обращаются к фольклорным мотивам, запечатлевают в камне национальную флору и фауну, сочетают природные и искусственные материалы.
Яркий пример — здание вокзала в Хельсинки. Оно облицовано финским гранитом. При входе гостей встречают гранитные исполины, держащие в руках огромные лампы.
По зданиям эпохи модерна можно было запросто узнать профессию их владельца
Этот балкон с выступающим носом лодки — часть комплекса зданий «5 континентов» в Антверпене. Он был построен для кораблестроителя П. Ройса и состоял из 4 домов. До наших дней дошло лишь 3 здания, в том числе «с маленькой лодочкой», как называют его местные жители.
Деталь фасада на особняке Шрётера в Санкт-Петербурге занимает не только любителей архитектуры, но и сторонников теорий заговора. Под балконом расположен необычный знак — циркуль и треугольник. Его часто трактуют как масонский символ, однако это знак Петербургского общества архитекторов, которое основал Виктор Шрётер. То есть он указывает на профессию владельца дома.
А иногда зодчие зашифровывали в своих творениях целые сюжеты
В одном из самых узнаваемых творений Гауди спрятал фантазийное существо. Черепичная крыша по форме напоминает спину дракона. Дело тут совсем не в любви к фольклору: архитектор зашифровал в доме победу святого Георгия (покровителя Каталонии) над драконом.
Меч победителя символизирует небольшая башенка. А балконы и колонны Каса-Батльо — отсылка к драконьей добыче: эти элементы напоминают черепа и кости.
Модерн повлиял и на современную архитектуру
Попытки соединить прикладное искусство и высокое в начале XX века вылились в несколько стилей. Один из них — функционализм. Адепты этого стиля пренебрегали декором в пользу утилитарности, сохранив материалы модерна. Здание архитектурной школы Баухаус демонстрирует новые принципы. А идеи самой школы (а значит, и модерн) актуальны в архитектуре и сегодня.
Модерн передал более поздним направлениям и свои источники вдохновения. Например, модернизм, господствовавший до 60-х годов XX века, опирался на плоды промышленной революции.
На какое здание вы готовы смотреть бесконечно? Почему именно на него?
Комментарии
Обожаю этот стиль. И если готика это безукоризненое слияние инженерной мысли с архитектурной задумкой, то модерн (ар нуво) это чистая эстетика. Квинтэссенция эстетического удовольствия во всех своих проявлениях, и в архитектуре и в предметах обихода.
особняк Рябушинского, Москва - архитектор Шехтель. Наружных своих фото почему то не нашла, зато нашла внутренние :) Лестница-волна там - умопомрачительная.
Как то по весне проходила маршрут по мастеру и маргарите, и были фото особняка с "голыми" деревьями - вот только найти не могу.
Ну да, по сравнению с теми уродскими зданиями, которые строят сейчас, довольно красиво. Не, ну отдельные красивые и сейчас попадаются, но в основном это деградация - примитивные формы, сайдинг, металлопрофиль, пластик, кривое зеркальное стекло, и как можно дешевле. Не то что там строить на века - если сразу не развалится, уже хорошо.
Крупные городские объекты, те же бизнес-центры, концертные залы, музеи, по-прежнему строят на века, по всем нормам. Сайдинг, пластик и металлопрофиль – это про какое-то частное строительство вы говорите.
Да, может где-то и строят
Тут стоит отметить еще одну особенность архитектуры модерна (как и барокко): своей изогнутостью детали как бы преклоняются перед хозяином, готовые выполнить любую его прихоть. А поскольку быть повелителем своих вещей ("умный дом") - сокровенная мечта многих, то модерн бессмертен. (Сейчас его реинкарнация - в творениях Захи Хадид.)
Как хорошо, что вы ее упомянули! Опередили меня.) Потрясающая Заха Хадид, совершенно бесстрашная в своей архитектуре – как Гауди в своё время. Но это, пожалуй, единственное, что их роднит. Потому что Заха была деконструктивистом, ее стиль в архитектуре – урбанистический, футуристический, но это никак не модерн.
Ну конечно, не модерн. Некий "неомодерн" (масло масляное).
Только вот зачем ее запихивают в деконструктивизм? Ведь ее здания - соединение ар-нуво именно с конструктивизмом! Так сказать, конструктивизм, только кривой.
Хаха, представила название «кривой конструктивизм».)) Так потому и называется деконструктивизмом такой стиль из-за кривых и изломанных линий. Что касается ар-нуво, то все эти округлые плавные линии, нарочитая художественность всё-таки не свойственны архитектуре Захи.
Да, в отличие от мэтров ар-нуво с их вниманием к мелочам, Хадид работала по-крупному.
Спасибо, автор, за статью. Текст слегка неуклюжий, но вкупе с иллюстрациями он выглядит как вид из чистого окна на умытый дождём сад - среди бесконечной череды обвисших брылей и задниц звёзд 90-х, токсичных отношений, обид на родителей и мимимишных котиков. :-))
Вот он, особняк Рябушинского, дом-музей Горького в Москве, с которого началась моя личная любовь к модерну:
Начитавшись ранних романтических рассказов великого пролетарского писателя Максима Горького классе эдак в четвёртом, я полезла за подробностями в Детскую Энциклопедию и с изумлением обнаружила, что пролетарский писатель жил в особняке - Опа! Вот те на! - там прилагалось фото лестницы :
"Революция, ты научила нас верить в несправедливость добра" - первые ростки понимания сути революционэров взошли именно благодаря месту проживания тов. Горького. Остров Капри был в те времена для меня пустым звуком. Побочным эффектом стала пылкая любовь к стилю модерн. Потому что эту лестницу можно зачарованно разглядывать с любого ракурса:
Любая деталь этого особняка, построенного гениальным Шехтелем, заслуживает внимания - будь то витраж:
...балкон:
... или переплёт окна:
Я могу постить эти фото бесконечно, с тем же энтузиазмом, с которым Конфуз постит фотки мясистых патлатых волооких томных мужиков, но всё хорошее должно когда-нибудь заканчиваться. Вот вам напоследок потолок, и закруглимся с нашей подзатянувшейся экскурсией :-))
спасибо Вам за этот краткий экскурс!
Тетя Нюра, простите мне мое невежество, а особняк сейчас как музей работает? Или там учреждение какое? Как туда внутрь попадают?
Я - не тетя Нюра, но отвечу :) Работает он как музей М.Горького. В посещении есть только один тонкий момент - в отличие от большинства музеев он не работает в государственные праздники, т.е. например в новогодние. Но в обычные выходные работает.
А еще рядом музей А.Толстого - в нем внезапно очень неплохое собрание живописи.
Да, выставочный центр всего год просуществовал, как раз в 2019г закрыли.
P.S. а у меня мечта глобальнее и еще менее "сбыточная": посетить особняк Морозова на Спиридоновке. Он всего один раз участвовал в днях культурного наследия. Хотя ... все равно получить там места на интересные объекты мне ни разу не удавалось. Невезучая я :(
Спасибо вам большое! Буду учитывать этот нюанс при планировании визита. Фото и комментарии побудили сделать это в ближайшее время. Как раз осень, непогода на пороге - идеальное время для посещения музеев.
Сейчас вообще идеальное время для посещения музеев. Я в июле сходила в Кремль: в Благовещенском соборе было 4 служащих и 6 посетителей. Провела там больше часа. А потом в Архангельском соборе не могла найти одну фреску, так к поискам присоединились двое служащих :)
О да, это правда) Нам так в августе повезло оказаться в полупустом Русском музее и музее современного искусства «Эрарта». Такая возможность - редкое удовольствие оказаться «один на один» с искусством, рассмотреть детали или просто задержаться подольше и насладиться произведением.
Петергоф, кстати, тоже должен быть прекрасен без людей. Жаль, что дворец так и не открыли.
P.S. в прошлом году поехала в Царское село. Очередь во дворец начиналась от ворот, часа на 4 - я, конечно, не пошла. Разговорилась со служащей на улице, и она сказала, что при всей свой любви к истории и культуре, стоять ее тоже бы не стала :)
Да, Петергоф без людей (относительно, конечно, не могу сказать, что их не было, но меньше чем в прошлые мои визиты, факт) прекрасен, был бы ещё больше прекрасен, если бы половину времени мы не прятались под зонтами. Да, во дворцах мало того, что очередь, внутри из-за большого количества людей не очень комфортно, просто движешься в потоке. Лет 15 назад был зимой в составе экскурсионной группы во дворцах Петергофа, Пушкина, Павловска, повторить желания не было. А вот один из этих парков для меня маст визит при каждом посещении Питера.
Тоже пережила ад движения в потоке при посещении Петергофа. А вот в Павловске была за пару часов до закрытия и получила почти пустые залы.
Из парков больше всего люблю Павловск, он почти безлюден во второй половине дня до 18:00. Потом он становится бесплатным, и его активно наполняют местные жители.
P.S. Дворцы та же служащая посоветовала посещать в ноябре, когда настолько мерзкая и депрессивная погода, что туристов немного.
Этот нюанс я узнала на собственном опыте. На майские пару лет назад решила устроить своей подруге экскурсию "знакомство с Шехтелем". Как раз этот район идеально подошел - 5 зданий в шаговой доступности. Все шло идеально, я говорю: "а сейчас я тебе покажу внутренний интерьер работы Шехтеля". И облом :)
Просто чтобы жить в таком особняке, надо хорошо заработать на рассказах о босяках.
Надо дорого продаться! Но чтобы дорого продаться, надо что-то из себя представлять. И вдобавок обладать такой, знаете ли, гибкостью... как граф Алексей Толстой, к примеру - "Золотая рыбка на посылках" - писала про него незабвенная Новодворская :-))
Так и почему модерн называют последним архитектурным стилем?? задолбал этот прием у ЭдМи, который в последнее время все чаще они используют - впихнуть интересный вопрос в заголовок и никак на него не ответить. Сама тема интересна, но стиль изложения ужасен - неуклюжый, грубый, фрагментированный и бессвязный. Как будто надергали инфы из Википедии и других сайтов, порерайтили слегла и выпустили. Ну не пишите на такие темы, если не получается. Или наймите авторов, которые умеют искать и осмысливать инфу и внятно ее излагать.