Почему модерн называют последним архитектурным стилем и как всего за 30 лет он поменял наши города

Культура
1 год назад

Модерн называют последним большим архитектурным стилем. На рубеже XIX–XX веков он нарушил каноны архитектуры и сильно изменил облик городов. Стиль просуществовал всего лишь около 30 лет (с конца 1880-х до 1914 года), но его влияние чувствуется до сих пор — не только в архитектуре, но и в менталитете обычных людей.

Нам в ADME очень нравятся причудливые модерновые домики. Поэтому мы решили разобраться, чем они пленяют даже тех, кто не разбирается в архитектуре.

Модерн возникает как естественная реакция на события в обществе и искусстве

Во 2-й половине XIX века европейское искусство развивалось под знаменами историзма: творцы то и дело интерпретировали своих предшественников. В ответ на это у более молодых художников возникает желание найти новый и оригинальный стиль.

К тому моменту в мире произошла промышленная революция — переход от ручного труда к массовому производству. Деятели эпохи модерна при помощи своих произведений (не только архитектурных, но и художественных) стремились сломать границы между изобразительным и прикладным искусством, сочетать природные мотивы и новые технологии.

В зданиях должно быть минимум одинаковых элементов

Архитекторы модерна сознательно отходят от устоявшихся принципов. Здесь гораздо реже встречается симметрия, а четкие линии уступают место более плавным силуэтам. Яркий пример — доходный дом Лидваль в Санкт-Петербурге. У него нет повторяющихся балконов: один оплетает паутиной чугунный паук, другой — этакий классицизм на новый лад.

Фасад тоже трудно назвать единообразным: в доходном доме можно найти 4 разновидности обработки камня, а некоторые элементы искусно облицованы керамической плиткой.

Модерн вплетал передовые научные достижения в облик домов

Например, в петербургском особняке балерины Матильды Кшесинской в декоре фасада, по одной из версий, можно увидеть мегафоны. Незадолго до возведения дома Александр Попов изобрел радио. Архитектор решил внедрить это передовое достижение в виде украшения.

Модерн отвергает устоявшиеся каноны и видоизменяет привычные линии

Вдохновители и творцы модерна, кажется, поставили архитектуру с ног на голову. Вместо строгих прямых линий бал правит кривая, так называемая линия хлыста.

В декоре преобладают вертикальные линии, которые стремятся вверх, формы перетекают одна в другую. При отделке архитекторы использовали эмаль и мозаику.

Творцы использовали новые материалы и конструкции

Активно используются такие элементы, как стекло, керамика, гранит, железо, медь, сталь. Но строители не забывают и о проверенном временем материале — дереве. Ворота и перила обильно украшают коваными деталями.

В это время проектируют дома с металлическим каркасом внутри — это дало более широкие возможности архитекторам. Благодаря новшеству стало возможным создавать огромные окна во всю стену, которые стали визитной карточкой стиля.

Модерн вдохновлен природой и не только

В декоре отчетливо видны стебли растений, лианы и цветки. Модерн очаровывает своей живостью и плавностью, а не цветом — здания окрашены в приглушенные оттенки.

Хоть принципы архитектуры и были переосмыслены, строители не забывали наследие прошлого. Внимательный зритель увидит отсылки к античности, готике, русскому стилю и не только.

Архитектор модерна проектировал не только внешний, но и внутренний облик дома...

Творец продумывал все до мельчайших деталей. Он не только оформлял фасад или выбирал решение и материалы для отделки. На плечи архитектора ложилась разработка внутреннего убранства: от дверных ручек и решеток на окнах до лестниц и светильников.

Так поступил один из пионеров французского модерна (более известного как ар-нуво) Эктор Гимар. В его знаменитом замке Беранже архитектором спроектирована не только конструкция дома, но им же выбраны дизайн коврового покрытия, лестниц, мебели и дверных ручек.

Именно Гимар разрабатывал входы для первых станций Парижского метрополитена. Они были неоднозначно восприняты критиками и публикой. Всего было создано 154 входных группы, и 86 сохранились до наших дней и охраняются как исторический памятник.

...и старался сделать дом функциональным

Дом Мила в Барселоне — последнее законченное здание Антонио Гауди. Строение отличается специфической конструкцией лифтов — они есть только на четных этажах. Это не досадная оплошность, а замысел испанского архитектора. Он хотел, чтобы жильцы с разных этажей встречались на лестницах и общались друг с другом.

Жанр имеет разные названия в зависимости от страны

Во Франции этот стиль известен как ар-нуво, в России он называется модерн, в Германии — югендстиль, в Италии — либерти, в Испании — модернизмо, в Венгрии и Австрии — сецессион, в Швейцарии — еловый стиль. В Скандинавских странах одно из ответвлений модерна называют национальным романтизмом.

Отличительные особенности модерна варьируются от региона к региону

В Венгрии в стиль вплетались непривычные персидские или мавританские детали. Например, крыша Казначейства в Будапеште украшена искусной мозаикой и майоликой.

Здание расположено посреди узких улочек, откуда филигранно исполненную крышу не было видно. Архитектора Эдена Лехнера спрашивали, зачем он потратил столько усилий на украшение крыши. Лехнер ответил: «Чтобы птицы могли любоваться ею».

В национальном романтизме нет обилия мелких деталей. Архитекторы обращаются к фольклорным мотивам, запечатлевают в камне национальную флору и фауну, сочетают природные и искусственные материалы.

Яркий пример — здание вокзала в Хельсинки. Оно облицовано финским гранитом. При входе гостей встречают гранитные исполины, держащие в руках огромные лампы.

По зданиям эпохи модерна можно было запросто узнать профессию их владельца

Этот балкон с выступающим носом лодки — часть комплекса зданий «5 континентов» в Антверпене. Он был построен для кораблестроителя П. Ройса и состоял из 4 домов. До наших дней дошло лишь 3 здания, в том числе «с маленькой лодочкой», как называют его местные жители.

Деталь фасада на особняке Шрётера в Санкт-Петербурге занимает не только любителей архитектуры, но и сторонников теорий заговора. Под балконом расположен необычный знак — циркуль и треугольник. Его часто трактуют как масонский символ, однако это знак Петербургского общества архитекторов, которое основал Виктор Шрётер. То есть он указывает на профессию владельца дома.

А иногда зодчие зашифровывали в своих творениях целые сюжеты

В одном из самых узнаваемых творений Гауди спрятал фантазийное существо. Черепичная крыша по форме напоминает спину дракона. Дело тут совсем не в любви к фольклору: архитектор зашифровал в доме победу святого Георгия (покровителя Каталонии) над драконом.

Меч победителя символизирует небольшая башенка. А балконы и колонны Каса-Батльо — отсылка к драконьей добыче: эти элементы напоминают черепа и кости.

Модерн повлиял и на современную архитектуру

Попытки соединить прикладное искусство и высокое в начале XX века вылились в несколько стилей. Один из них — функционализм. Адепты этого стиля пренебрегали декором в пользу утилитарности, сохранив материалы модерна. Здание архитектурной школы Баухаус демонстрирует новые принципы. А идеи самой школы (а значит, и модерн) актуальны в архитектуре и сегодня.

Модерн передал более поздним направлениям и свои источники вдохновения. Например, модернизм, господствовавший до 60-х годов XX века, опирался на плоды промышленной революции.

На какое здание вы готовы смотреть бесконечно? Почему именно на него?

Фото на превью Vasyatka1 / Wikipedia

Комментарии

Уведомления

особняк Рябушинского, Москва - архитектор Шехтель. Наружных своих фото почему то не нашла, зато нашла внутренние :) Лестница-волна там - умопомрачительная.

Комментарий с изображением на AdMe.Media
-
-
Ответить

Ну да, по сравнению с теми уродскими зданиями, которые строят сейчас, довольно красиво. Не, ну отдельные красивые и сейчас попадаются, но в основном это деградация - примитивные формы, сайдинг, металлопрофиль, пластик, кривое зеркальное стекло, и как можно дешевле. Не то что там строить на века - если сразу не развалится, уже хорошо.

-
-
Ответить

Тут стоит отметить еще одну особенность архитектуры модерна (как и барокко): своей изогнутостью детали как бы преклоняются перед хозяином, готовые выполнить любую его прихоть. А поскольку быть повелителем своих вещей ("умный дом") - сокровенная мечта многих, то модерн бессмертен. (Сейчас его реинкарнация - в творениях Захи Хадид.)

-
-
Ответить

Спасибо, автор, за статью. Текст слегка неуклюжий, но вкупе с иллюстрациями он выглядит как вид из чистого окна на умытый дождём сад - среди бесконечной череды обвисших брылей и задниц звёзд 90-х, токсичных отношений, обид на родителей и мимимишных котиков. :-))

-
-
Ответить

Так и почему модерн называют последним архитектурным стилем?? задолбал этот прием у ЭдМи, который в последнее время все чаще они используют - впихнуть интересный вопрос в заголовок и никак на него не ответить. Сама тема интересна, но стиль изложения ужасен - неуклюжый, грубый, фрагментированный и бессвязный. Как будто надергали инфы из Википедии и других сайтов, порерайтили слегла и выпустили. Ну не пишите на такие темы, если не получается. Или наймите авторов, которые умеют искать и осмысливать инфу и внятно ее излагать.

-
-
Ответить

Похожее