Почему младенцы на старых картинах больше похожи на дряхлых стариков

Культура
1 год назад

В любом музее, где есть экспозиция, посвященная средневековому искусству, с вероятностью в сто процентов можно увидеть статуи богов, бюсты философов, гобелены из древних замков и картины со странными младенцами. Их замечают многие, и почти все из них потом ломают над этим головы.

Мы в ADME собрали все теории в одной статье, чтобы наконец понять, чем так не угодили средневековым художникам дети, а бонусом и кое-кто еще.

Мастерство, которое было утеряно

Еще на заре живописи люди умели прилично рисовать. Существовали вполне реалистичные изображения людей и зверей. Но потом что-то пошло не так.

Возможно, причина кроется в Великом переселении народов. Многие знания в V веке оказались утраченными, в том числе и художественные приемы. Мастерам пришлось открывать их заново. И к XIII-XIV векам они просто не успели.

Главное — смысл, а не внешний вид

В Средние века явления и предметы были ценны не своими реальными качествами, а сутью. Изобразить ее, конечно, дело непростое. Так что средневековое искусство в большей степени было символичным, нежели реалистичным.

И поэтому в картине главный не ребенок, а все те арфы, лиры, цветочные венки и прочие предметы, которые его окружали. Так художники составляли послания, которые, как правило, сводились к пожеланиям благополучия или запретам. Дети тоже были символами — образами героев, многие из которых подвиги свои совершали уже будучи взрослыми, так что им с рождения полагалось быть мужественными и суровыми.

Традиции, которые боялись нарушать

Художники Средневековья были скорее экспрессионистами, чем натуралистами. Идея творческой свободы, когда художник рисует как ему вздумается, еще не прижилась. Так что традиционный образ младенца, похожего на обрюзгшего мужчину средних лет, сохранялся по крайней мере до Ренессанса.

Суровая правда жизни

В Средневековье не было понятия детства. Сыновья и дочери ценились скорее как помощники в хозяйстве. Малыш мог в любой момент умереть, потому эмоционально к нему не слишком привязывались. Большинство матерей, особенно в знатных семьях, родив ребенка, тут же отдавали его кормилице и няне. А когда он становился чуть старше — сразу начинал работать без всяких скидок на юный возраст.

Не очень-то удавалось побездельничать и детям из знатных семей. На портретах, которые появились уже в конце XV века, малыши не играют с отцовскими скипетрами и не прячут под козетки ордена. Они все еще выглядят серьезными, осознающими свою ответственность перед родом и государством. А еще малышню очень часто изображали вместе с собачкой или птичкой, потому что хорошее воспитание ассоциировалось с преодолением животной природы.

Элеонора Толедская с ее сыном Джованни, Аньоло Бронзино. Каждой королевской семье полагалось иметь по крайней мере 4 мальчика, которые должны были дожить до взрослого возраста. Первый сын станет Великим герцогом. Второй — кардиналом, с хорошими шансами стать в будущем Папой. Третий будет предводителем армии, а четвертый — заниматься семейным бизнесом: банковским делом.

Идея создания сразу взрослого человека

В Средние века была популярна алхимия. А одним из основных ее направлений были попытки создания человека искусственным путем. Его называли гомункулом и представляли уже полностью сформировавшимся мужчиной.

Живопись не отставала, и на картинах появлялись лысеющие, обрюзгшие, какие-то побитые жизнью младенцы. Не было ни пухлых щечек, ни больших глаз. Зато у них могли расти бороды.

Отсутствие возможности изучить анатомию

Медицина была в очень сложном положении, потому что считалось, что человек, который обращается к врачу, совершает что-то неприличное. А уж если кто-то решил изучить тело усопшего — вообще жуть. Единственный человек, который имел официальный доступ к изучению анатомии, — палач. А они, как правило, не рисовали.

Чтобы нормально изобразить человека, нужно было серьезно потрудиться и рискнуть жизнью. И художники, и скульпторы изучали тело ночью. Очень секретно и очень втихаря.

Веселых поводов написать картину не было

В основной своей массе люди не умели читать. Книг тоже было немного. К тому же они были жутко ценными, а потому делались огромными, чтобы их сложнее было украсть. Так что картины оставались практически единственным общественно доступным способом распространять и получать информацию. Почти как комиксы. Только историй про супергероев тогда не было. Сюжеты были библейские или исторические и не очень-то и веселые.

Так почему детей стали изображать красивыми?

  • В Новую эпоху процветало светское искусство: люди захотели смотреть не на символических, а на собственных детей. Особенно настаивали флорентийские богачи, против которых было идти не с руки.
  • В эпоху Возрождения у художника возник новый интерес — наблюдать за природой и изображать вещи такими, какими он их видит. Экспрессионизм Средних веков ушел, что и привело к появлению реалистичных изображений младенцев.
  • Уже во время Ренессанса происходит трансформация самой концепции ребенка: из маленьких взрослых дети превращаются в исключительно невинных созданий. Это произошло, когда в обществе распространилась идея о том, что каждый ребенок рождается безгрешным и еще ничего не знает о мире.

Бонус: средневековые художники странно изображали не только детей. Сильно досталось и котейкам

А вы раньше замечали странных младенцев на средневековых картинах? Или, может быть, там есть другие детали, которые вас удивляют еще больше?

Комментарии

Уведомления

Западное средневековье не зря зовут темным, там тьма непонятного и странного. Картины, разумеется более интересные и красивые, начиная с Возрождения, связанные с именами Микеланджело, Рафаэля, Ван дер Меера.

Более близко русское иконотворчество, там все очень схематично, ну и как- то более адекватно что ли воспринимается, чем странный западный примитив. Хотя виньетки в русских книгах сказок тоже странные - эти птицы с женской грудью, к примеру.

9
-
Ответить

У меня серьёзные сомнения насчёт терминологии экспрессионизма в этой статье. С одной стороны, конечно, в Средние века начинали рисовать как понимали и чувствовали, но с другой после эти чувства стали нерушимыми канонами. Можно сказать, в Средние века была принята такая стилизация и художники практически не отходили от неё в соответствии со своими чувствами. Собственно, искусство Средних веков не может считаться экспрессионизмом, т. к. имеет очень жесткие рамки

10
-
Ответить

"Бонус: средневековые художники странно изображали не только детей. Сильно досталось и котейкам"

Я бы чуть подправил эту фразу. Сильно досталось ВСЕМ. Для интересующихся: вбейте в гугл-картинки "Страдающее средневековье" и наслаждайтесь результатами :).

18
-
Ответить
3 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.
3 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
3 года назад
Не шумите. Комментарий спит.
3 года назад
Комментарий закрыт на реставрацию.
3 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.
3 года назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.
3 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.
3 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.
3 года назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.
3 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
3 года назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.
3 года назад
Этот комментарий спрятан в надёжном месте.
3 года назад
Это слишком секретные материалы.
3 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.

Извините, не могла пройти мимо как историк. Средневековье не темное, это упрощенное видение, обусловленное в том числе политическими и религиозными мотивами. Средневековое искусство полно глубокого символизма, и не всегда оно несет оттенки презрения к телу и к жизни (как антагонизм Ренессансу). Если изучать творчество Джотто, Чимабуэ, то видно поклонение перед красотой человека, просто гимн жизни, Человеку и Богу. Ренессанс не взялся сам по себе, ниоткуда, ему предшествовал период Проторенессанса, глубого интегрированный в средневекую идентичность. Короче говоря, кто ищет, тот найдет в Средневековье потрясающую красоту, культуру, открытия и прогресс, что еще более удивительно на фоне войн, эпидемий и всего прочего. Рекомендую от души к прочтению серию книг Жака Ле Гоффа, посвященную средневековью, а так же «Осень Средневнковья» Иоанна Хейзинга.

18
-
Ответить
3 года назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.
3 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.
3 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
3 года назад
Этот комментарий съел енот.
3 года назад
Красиво сказано… но не к месту.
3 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».
3 года назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.
3 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.

Между прочим, это не картина, а миниатюра. Причем нарисованная, видимо, чем-то проде туши с использованием пера или кисточки. А не шариковой ручки и не фломастера.

И бумага очень неровная.

2
-
Ответить

А меня в картинах до 1700 года удивляют даты - там вместо первой единицы часто написаны i, j и их большие версии. Наблюдение не мое, но проверяла - не только картины, но и всякие монеты и прочее с датами типа книг с таким встречается.

В самой статье смутил термин экспрессионизм, он не ложится на эти картины.

3
-
Ответить

Похожее