Мы узнали 20+ секретов авиадиспетчеров, которые покажут, что скрыто за нашими комфортными перелетами

1 год назад

Когда мы путешествуем по воздуху, складывается ощущение, что самые важные люди, отвечающие за безопасность, — это пилоты и бортпроводницы. Однако есть и другие работники, которых мы не видим и с которыми никак не контактируем. Да, речь об авиадиспетчерах, чья профессия считается одной из самых стрессовых и ответственных. Ведь ежедневно в руках каждого из них находятся десятки, а то и сотни тысяч жизней.

Мы в ADME не можем не восхититься этими людьми, поэтому и решили пройтись по форумам и блогам, чтобы найти побольше фактов об авиадиспетчерах. Оказывается, для этой работы необходимы особый склад ума, знание не только английского, но и специального авиационного языка и многое другое.

  • Авиадиспетчеры — специалисты, управляющие воздушным трафиком. И абсолютно на всех этапах: от выезда на взлетную полосу и самого полета до приземления с заходом на стоянку.

  • Существует несколько специальностей: диспетчер руления, старта, взлета, круга, подхода, райцентра, посадки. Все они делают одну работу, но на разных участках, передавая самолет друг другу.

  • Да, управление воздушным движением обеспечивают не роботы, а живые люди. А еще они уводят пилотов от плохой погоды, управляют движением самолета с малым количеством топлива, контролируют исправность средств связи. Ниже представлено фото с последствиями простого града; на нем видно, насколько это важные функции.

  • Одновременно под наблюдением диспетчера находится около 10 экипажей. А из-за большой загруженности часто бывает и больше — 13–14 самолетов, что уже считается напряженной работой.

  • Не каждый авиадиспетчер сидит на вышке, более того, не все даже работают в аэропорту. Это касается тех, кто регулирует движение самолетов, летящих за пределами аэродрома, что можно сделать исключительно по приборам. Для этого подойдет и темная комната без окон за сотню километров от взлетной полосы.

  • А вот работникам, сидящим на вышках, окна крайне необходимы. Им важно видеть обстановку вокруг не только по приборам, потому что так можно обработать больше трафика.

Немного о тех, кто становится авиадиспетчером

  • Прежде всего это стрессоустойчивые люди с творческим складом ума. При поступлении в авиационный на соответствующий факультет проходят любопытные тесты. Например, распутывание нарисованного на листке бумаги клубка ниток одними глазами или определение времени по часам без цифр.

  • Профессия достаточно редкая и малоизвестная, поэтому попадают в нее в основном те, у кого не получилось стать пилотом — и им предложили такую альтернативу.

  • Несмотря на то что работа считается стрессовой, авиадиспетчеры не ощущают этого. И лишь менее 5 % выполняемых обязанностей заставляют поволноваться.

  • «Когда приходишь работать стажером, в определенный момент понимаешь, что за одной меткой на экране самолет, в котором 200 человек, за другой — 500. Начинаешь нервничать, переживать, может дрожать голос».

  • Все это хорошо оплачивается. По данным Федерального управления гражданской авиации, самый обычный специалист зарабатывает около $ 130 тысяч в год. В России дела обстоят хуже, но в целом работу тоже можно назвать престижной.

Как проходит обычный рабочий день

  • Ежедневно все начинается с медосмотра и длительного инструктажа, на котором дают информацию о погоде, работе аэродрома и рейсах, перевозящих важных персон. Затем происходит прием дежурства, который записывается на диктофон. Это доказательство, что предыдущий диспетчер все правильно передал сменщику.

  • Самый распространенный график работы — 3 через 3. Первый день — дневная смена, второй — утренняя, третий — ночная; далее отсыпной и два выходных. Впрочем, в зависимости от компании и страны, график может отличаться.

  • А рабочий день длится 8–9 часов. При этом каждые 2 часа положен отдых в 15–20 минут.

  • «Ни один день не похож на другой, и я никогда не знаю, с чем могу столкнуться, придя на работу», — рассказал авиадиспетчер на пенсии Джефф Джарр.

Тайный язык и другие секреты

  • Международный язык авиадиспетчеров — английский, но его не разберет даже англичанин. Все потому, что в речи используются определенные фразеологизмы, благодаря которым в переговорах отсутствует двусмысленность.

  • Послушать речь авиадиспетчеров можно здесь. Так сразу станет понятно, почему же фразеология авиации — совершенно самостоятельный язык.

  • Благодаря кинематографу, некоторые фразы известны и нам; каждая из них произносится трижды при вызове диспетчера. Pan-pan — не слишком серьезные проблемы на борту; Mayday — угроза жизни людей и необходимость срочной помощи; 7500 — захват самолета.

  • Примечательно, что ругательства строго запрещены, их не услышать в речи диспетчеров даже в самой напряженной ситуации. Все потому, что это выдает беспокойство, которое может передаться пилотам и привести к серьезным последствиям.

  • Существует профессиональная заморочка не использовать слово «столкновение». Его заменяют фразой «конфликтная ситуация», морально она легче воспринимается.

Реальные истории из разряда «на грани катастрофы»

  • Случай, произошедший на аэродроме Внуково, который мы подслушали на радио «Эхо Москвы» и сократили до короткой истории. «Один иностранный пилот неправильно услышал команду и взял курс навстречу 6 пассажирским бортам. Тогда мне пришлось экстренно их разворачивать, что не так просто в условиях плотного воздушного трафика. Ошибка была в том, что он принял команду и занял высоту в 5 100 м вместо указанных 2 100. А позже еще и не переключился на нужный канал, отчего с ним невозможно было связаться. Все закончилось хорошо, но страшно представить, что бы случилось, соверши такую же ошибку еще один из пилотов, которых мы разворачивали».

  • А этой историей поделился пользователь Pikabu: «Был конец крайнего рабочего дня, который ничего не предвещал. Хорошо, что я обратил внимание на работу напарника: один из его бортов критически сбился с курса при приземлении. Общими усилиями пришлось экстренно уводить 3 попутных и 1 взлетающий самолеты. Буквально за 30 секунд интервал удалось увеличить до не самых безопасных 5 км. Все обошлось. Как оказалось, один из пилотов случайно принял чужую команду и подтвердил ее одновременно с другим, отчего диспетчер его не услышал».

Счет идет на секунды не только в экстренных ситуациях

  • Временами подводит техника, особенно радио. В таком случае диспетчер из башни направляет на самолет зеленый луч, давая понять, что можно приземляться. Если же есть помехи, то сигнал меняется на моргающий красный.

  • Ромбики на экране, которые мы часто видим в кино, — это самолеты. Работа диспетчера в том, чтобы не давать им сблизиться меньше, чем на 10 км. Такое расстояние самолет преодолевает за 40 секунд, а летящие друг другу навстречу — в 2 раза быстрее.

  • Если интервалы нарушаются, срабатывает система предупреждения опасного сближения — и метки самолетов визуально меняются на крестики. Происходит это за 45 секунд до возможного столкновения: этого времени достаточно, чтобы экипажи среагировали и разошлись.

  • У пилотов своя аппаратура, на которой есть TCAS — система предупреждения столкновения самолетов в воздухе. Если она срабатывает, то ее сигналы приоритетнее команд диспетчера.

  • Во многом из-за возможности появления непредвиденных ситуаций компьютер все еще не может заменить человека в этой работе.

И еще несколько любопытных фактов

  • Люди злятся, когда слышат о задержке вылета. Однако в большинстве случаев вины диспетчера в этом нет. Причины могут быть разные: от банальной загруженности аэропорта до плохих погодных условий.

  • По тем же причинам самолет может кружить в ожидании посадки, хотя должен был уже приземлиться. В крупных аэропортах с большей вероятностью может выстраиваться очередь, которую можно назвать эквивалентом автомобильной пробки.

  • При этом диспетчер может не дать разрешение на посадку, даже если у самолета не хватает топлива на ожидание. В таком случае приходится брать курс на другой аэропорт.

  • Работа плохо отражается на семейной жизни, и среди авиадиспетчеров большое количество разводов. Все потому, что вырабатывается определенный характер — диспетчеры привыкают к четкому выполнению всех указаний и не готовы к отказам или даже компромиссам.

  • Зато при покупке билетов существуют различные льготы. После 6 лет работы положен один бесплатный билет в год. Но некоторые авиакомпании предоставляют своим работникам все билеты за 10 % от реальной стоимости.

  • Диспетчеры периодически докладывают об НЛО. Из недавних случаев: в штате Орегон был замечен незарегистрированный летающий объект, движущийся на большой скорости.

Как думаете, вы подходите для такой работы? Хотели бы себя попробовать?

Фото на превью Commander / flickr

Комментарии

Уведомления

Достаточно подробно описывается работа диспетчеров в книге «Аэропорт» , Хейли.

10
-
Ответить
4 года назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.
4 года назад
Комментарий закрыт на реставрацию.
4 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.
4 года назад
Этот комментарий спрятан в надёжном месте.
4 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.
4 года назад
Красиво сказано… но не к месту.
4 года назад
На этот комментарий прилегла кошка.
4 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.
4 года назад
Комментарий слишком горяч, чтобы его показывать. Берегите руки.
4 года назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.
4 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
4 года назад
Этот комментарий съел енот.
4 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.
4 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.
4 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
4 года назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.

Ати-Мати! Я вас что-то уже так давно не встречала на просторах сайта. Думала, вы ушли от нас, *похлопывает по плечу* Как вы вообще?

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.

29 тётушка родила. Нет, я сейчас в России. Переезд отложился до... Да без понятия. Говорят: жди совершеннолетия (21 год, а мне 19). Но тогда они уже официально смогут сказать "чао бомбина". В Россие, по сути, каждый год - потерянные. Вообще нет развития. Эх... А у вас как дела? Дождались вы своего МЧ?

-
-
Ответить
4 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!

Я режиссёр. В России учусь заочно. Но, повторюсь, здесь для меня будущего вообще нет. Доказательства? Взгляните на современный российский кинематограф. Меня лично от него тошнит. В нем не хватает души, эстетики. Чувств, эмоций. Прочувствованного сюжета...

Пы.Сы. Пусть этот месяц для вас пролетит как можно быстрее

Пы.Пы.Сы. Скажите, а ведь вы бывшие кросовки (на аве стояли, голубенькие такие. Но череп лучше, он вообще наслаждение для глаз)?

1
-
Ответить
4 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.

Я выросла на Миядзаки. Но прекрасно понимаю, что мультипликация - это уже следующий этап. Моя самая большая мечта - это снять мультипликационный фильм по "Божественной комедии". Это просто цель жизни. Но я отдаю себе отчёт, что это будет не раньше моего 40 летия. И никаких уступок. Это должна быть мультипликация, на наивысшем уровне. Или так, или никак. Иначе я себя просто возненавижу. Но, повторюсь, это самая большая мечта. А сейчас... Пишу, пытаюсь потихоньку снимаю (пока почти всё сама). Да и время ещё есть. Единственная проблема: я человек огненный. Я загораюсь вдохновением, вкладываю все силы, что есть (даже чёрный запас). А потом остаётся пепел. И этот пепел, что б его, ещё пол года восстанавливается. То есть вообще ничего нормального сотворить не может. А потом все с начала

-
-
Ответить
4 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».

Надо будет послушать)) Фильмы разве что в хранилище загружать. Муторно) Но могу мельнкуть картинами. Они старые. Но ради них прилично так перья сожгла. Рисовала исключительно ночью. Запоем. Эта картина уже старая. Она создана по историям бабушки. Её детство, юнность, люди, которых она встречала... Как большая книга... И вот она лежит в гробу. Книга захлопнута.

Когда увидите, дайте знак

1
-
Ответить
4 года назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.

Эта картина о любви. И ожидании дитя.

Но я, увы, не художник. Рисовать училась сама. Но чего-то не хватало. А в режиссуре есть всё, что мне было нужно

1
-
Ответить
4 года назад
Это слишком секретные материалы.
4 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.
4 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.

Похожее