15 закулисных фактов, которые доказывают, что артисты балета — те еще крепкие орешки

Культура
3 года назад

О балетном мире сложилось множество мифов. Когда Диану Вишневу — приму-балерину Мариинского театра — мама отдала в балет, она сказала дочери: «Какая прекрасная профессия: вечером станцевал — весь день свободен». Это, конечно, далеко от истины. Как и представление о том, что артистки тренируются только в трико и купальниках.

Мы в AdMe.ru ушли с головой в закулисный мир известных балерин нашего времени и готовы рассказать их секреты.

Как становятся артистами балета

  • Чтобы построить карьеру в мире балета, дети начинают готовиться к вступительным испытаниям с 6–7 лет. После 4-го класса общеобразовательной школы они могут поступить в училище, где их ждет упорный труд в течение 7 лет. За это время студенты должны освоить не только танцевальную программу, но и привычные нам школьные предметы. А также научиться актерскому мастерству и основам игры на музыкальном инструменте.

  • Попасть в балет можно, если тело соответствует определенным параметрам. У потенциальных танцоров проверяют подъем стопы, эластичность мышц и выворотность (способность развернуть ноги внутренней стороной наружу). Если интересно, как проходит отбор, посмотрите это видео.

  • Кроме колоссальных физических нагрузок ученицам приходится мириться с «балетным этикетом». У девушек должны быть длинные волосы, которые запрещено красить. В некоторых заведениях преподаватели строго следят за тем, чтобы студентки даже в свободное время не ходили с ярким маникюром и макияжем.

  • По словам заслуженной артистки Марии Абашовой, в трико и купальниках тренируются либо очень самоуверенные балерины, либо героини кино. Во время репетиций опытные артисты носят несколько слоев одежды, чтобы разогреться на весь рабочий день. Сама Мария помимо трико и купальника надевает шерстяной комбинезон, шорты, специальный пояс, футболку, кофту, жилетку и гетры.

  • Однако студентки занимаются в купальнике, трико и тонкой юбке из шифона, так как педагоги должны видеть все движения учениц и работу их мышц.

  • В балетном училище всех девушек взвешивают дважды в год. При росте 170 см ученица не должна весить больше 50 кг. Но, вопреки всем мифам, они не сидят на жестких диетах, поскольку ежедневно занимаются с 9:00 до 18:30, а от недоедания сил не прибавится. Иногда балерины даже позволяют себе перекусить сладким или фастфудом.

Как живут ведущие солистки

  • Многие артистки балета помимо основных нагрузок дополнительно занимаются пилатесом. По словам Анжелины Воронцовой, бывшей солистки Большого театра, эти физические упражнения не только совершенствуют тело, но и помогают восстановиться после изнурительных выступлений или травм и успокаивают мысли.

  • Чтобы быть примой-балериной, нужно соответствовать техническим стандартам. В 1894 году в Петербурге итальянка Пьерина Леньяни впервые в истории прокрутила 32 фуэте, исполняя партию в «Лебедином озере». С тех пор способность исполнить 32 фуэте считают знаком качества в балетном мире. Если артистка не делает такое количество вращений, она вряд ли сможет сыграть Одетту.

  • Артисты работают не меньше 3 часов. Сначала их ждет часовой класс — совместная разогревающая тренировка у станка. Потом идут сольные репетиции и прогоны мизансцен. Иногда балерины в один день репетируют 2 спектакля сразу по 2 часа каждый. А если вечером их ждет выступление, то работа в театре отнимает целый день.

  • Оклад ведущей солистки Большого театра в 2018 году составлял ₽ 14 600. Но кроме оклада артистка получала за каждый спектакль ₽ 30 тыс.

  • Из-за плотного графика гримерки балерин оборудованы всем необходимым для полноценной жизни. Например, у солистки Большого театра Кристины Кретовой есть кровать, микроволновка, кофемашина, холодильник.

Что изменилось в балете

  • Вес большинства классических балерин колеблется от 38,5 до 59 кг. Но они не всегда были такими невесомыми. Так, во времена Мариуса Петипа танцовщицы могли себе позволить быть более упитанными, потому что у мужчин не было необходимости поднимать над головой партнерш: высоких поддержек просто не существовало.

  • Танец на пуантах — обязательный элемент классического балета. Этой технике обучают всех выпускниц хореографических училищ. Но в современных постановках все чаще мелькают босые исполнительницы. Например, в «Золушке» Жана-Кристофа Майо солистка танцует без пуантов.

Как понимать балет

  • Если вы никогда не смотрели балет, но планируете посетить классический спектакль, изучите заранее язык жестов. Пантомима вдохнула жизнь в танец и наполнила его эмоциональностью. И у этой пантомимы есть свой словарь. Например, когда артист прикасается руками к сердцу, герой признается в любви. А два высоко поднятых пальца одной руки означают клятву.

  • Диана Вишнева считает, что знакомство с классикой нужно начинать со знаковых спектаклей: в Большом театре обязательно стоит сходить на «Спартак», а в Мариинском — посмотреть «Лебединое озеро». Если соберетесь на «Лебединое озеро», ознакомьтесь с расшифровкой жестов, чтобы полностью погрузиться в сюжет и ничего не упустить.

А вы следите за миром балета? Какие балерины нравятся вам?

Фото на превью Wikimedia Commons, © marachok / Instagram

Комментарии

Уведомления
3 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.
3 года назад
Комментарий был не про авокадо. Пришлось удалить.
3 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
3 года назад
Красиво сказано… но не к месту.

Моя дочь в балете, но ей пока 12. Волосы должны быть средней длины - короткие будут выбиваться, длинные красиво не уложить. Никакие украшения кроме небольших сережек не допускаются. Занятий балетом около 3 часов в день (у детей). Насчет веса все сложно. Несмотря на обилие занятий, лишний вес у девочек часто набирается.

9
-
Ответить

Интересная статья. Всё сознательное детство провела в нашем Оперном театре, там почти вся семья работала. В основном среди своих были оперные, но о балете тоже наслышана. Помню пальцы тёти, вышедшей на пенсию :( Труд этот конечно и образ жизни

4
-
Ответить

Кстати, фигура Марии Хоревой, широко представленной здесь на фото - не идеал. Но это не мешает ей быть прекрасной балериной.

2
-
Ответить

И это в том числе. Балерина не должна быть худой - она должна быть тоненькой. Это не одно и тоже. Тело должно быть очень гармоничным. Форма ног у Хоревой также специфична.

2
-
Ответить

Господи, что за бред вы несете... Сразу виден человек, вообще никакого отношения к балету не имеющий. Балерина не может не быть мускулистой, иначе она не то, что спектакль, а пяти минут на сцене не выдержит. А "специфичные" ноги - это идеальные балетные линии, о которых говорит весь мир.

-
-
Ответить

Хм....моя дочь в профессиональной балетной школе, вообще-то. Занимается с корифеями и солистами Парижской Оперы. Перечитайте мой комментарий - вы сами придумали тезисы и сами с ними спорите.

2
-
Ответить

«Какая прекрасная профессия: вечером станцевал — весь день свободен» — очень наивная мама у Вишневой

6
-
Ответить

Я тоже долго смеялась. Подруга рассказывала. У них дача была рядом с дачей какой-то балерины. И она услышала разговор бабок - мол, сажает свой огородик балерина, и поет. И тут одна бабулька и говорит "А что ж ей не петь! Она ж всю жизнь ничего не делала, только танцевала!"

11
-
Ответить

Недавно была в нашем оперном. Были балерины с короткими стрижками, сама удивилась. А самый прикол - дон Кихот каждый раз на сцене появлялся на настоящем белом коне!

Комментарий с изображением на AdMe.Media
5
-
Ответить

Вспомнила абсолютно ни на что не похожий детектив Нины Васиной "Шпион, которого я убила"

— Что ж ты, опять сегодня за уборщицу сцены?

Наденька промолчала, кусая губы. Сегодняшний спектакль был внеплановый, сорокапятилетняя Жизель подхватила насморк, потом кашель, «Дон Кихота» поставили третий раз за месяц. А Наденька соглашалась на уборку сцены, только когда «Дон Кихот» был не чаще двух раз.

— Не злись, может, сегодня у осла случится запор.

— А у лошади понос, да? — повысила голос Наденька, но смеха сдержать не смогла, обняла старую балерину, и они посмеялись вместе, в который раз поражаясь очередности извержения экскрементов: осел и лошадь делали это исключительно по очереди. Никогда — вместе. Но осел — чаще.

На сцену, постукивая пуантами, высыпали балерины. В пачках, с диадемами в подготовленных прическах, они смешно смотрелись, разогреваясь в шерстяных с накатом рейтузах. Прима не разминалась, была уже без рейтуз и, исследовательски уставившись в пол, мерила сцену мелкими шажками....

6
-
Ответить

У Нины Васиной странные детективы. Они очень увлекательные, но странные - сюжет перемешан с какими-то вставками в стиле сюра, с теориями заговоров и вообще текст внезапно уходит в совершенно нереальную фантасмагорию. Читала в своё время и изумлялась - вроде дамский детектив, наподобие Поляковой, живенько так всё, а потом как закрутит... ну совершенно не по-женски... С другой стороны, в каком-нибудь "Generation „П“ никто не спрашивает у Пелевина: "Друг мой, что ты такое забористое курил?" Но у Васиной бред вплетается совершенно осознанно, он крепко сцеплен с канвой повествования, это никакие не лирические отступления. И читалось в двухтысячные это прямо на ура, вот не знаю, пойдёт ли сейчас. Короче, рекомендовать на всякий случай не буду, всё на ваше усмотрение - вдруг зайдёт?

1
-
Ответить
3 года назад
Уборщица тётя Маня случайно стёрла этот комментарий.
3 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.

У Ульяны Лопаткиной т Натальи Осиповой короткие стрижки. Они кже могут себе позволить. Для остальных - все зпвисит от театра. Но в балетных школах правила едины - никаких коротких волос.

-
-
Ответить

Ну вот у нас явно не примы со стрижкой были. Но и не третий лебедь в пятом ряду. Значит, театр свобдных нравов. Ну в общем, если вспомнить наши версии Евгения Онегина или Ромео и Джульетты... Лучше не вспоминать

-
-
Ответить

В свое время мы с дочкой пересмотрели весь балетный репертуар нашего Большого театра. Ходили по 2 раза в месяц, благо билеты можно было недорогие купить. Некоторые спектакли смотрели не раз. И целая коробка программок 15- 20-летней давности, открыток и буклетов. Как быстро пролетает время...

5
-
Ответить

Похожее