Как управленцы во всем мире берут пример с Макаренко (Его систему использует и ваше начальство)

Культура
1 год назад

«Тоже мне Макаренко нашелся!» — вполне могут услышать в свой адрес родители, которые воспитывают детей так, как считают нужным, а не как принято в обществе.

А между тем Антон Семенович, используя экспериментальные методы, сделал то, что было не под силу штату воспитателей. Благодаря его системе 3 тыс. беспризорников обрели шанс на новую жизнь — ни один из выпускников колонии не стал преступником. Педагог придумал, как увлечь трудных подростков работой, приучал к ответственности и мотивировал.

Современные «дрим тимс» строятся как раз по образу и подобию коммун Антона Макаренко. А руководители чтут заповеди педагога-практика и активно используют их в управлении персоналом. ADME погрузился в мир советской истории и выяснил, почему его систему ценят во всем мире и что общего у нее с современным тимбилдингом.

Макаренко превращал малолетних преступников в высококлассных профи, с зарплатой в 3 раза выше, чем у рабочих того времени

В 1988 году ЮНЕСКО назвало Антона Макаренко одним из четырех педагогов, определивших направление образования в ХХ веке. В компанию к нему записали еще Джона Дьюи, Георга Кершенштейнера и Марию Монтессори. Его произведения были переведены почти на все языки мира. А «Педагогическая поэма» вошла в топ-10 самых значимых книг по воспитанию ХХ века.

Под началом Антона Семеновича были поочередно колония им. Горького и колония им. Дзержинского. В каждой организовали трудовые коммуны. Государство получало от коммуны прибыль в размере более 5 млн рублей. Идеи, благодаря которым колонии были успешны и самоокупаемы, много лет спустя стали активно использоваться в бизнесе.

  • Качество, затраты, поставки в срок — вот 3 главных принципа менеджмента по Макаренко, которые он называл осями. Советский педагог придумал термин «поосевое управление», а японская компания Bridgestone Tire в 1964 году возьмет за основу его принципы, но перефразирует оси на «сияющие иглы».
  • Цепочки экспертов. Для текущих дел, не касающихся производства, в коммунах были хозяйственные комиссии, столовые комиссии, комиссии по праздникам — каждая отвечала за свой фронт работ. Лишь спустя полвека аналог появился в Гарцбургской модели управления профессора Рейнхарда Хёна в Германии, которая применялась, к примеру, в розничных гигантах Aldi Nord и Aldi Süd.
  • Корпоративный университет. В коммуне им. Дзержинского были школа и рабфак (подготовительные курсы при Харьковском машиностроительном институте), который преобразовали в техникум с электромеханическим и оптико-механическим отделениями. А еще театр, 40 творческих кружков и оркестр, один из лучших в УССР. Первый же западный корпоративный университет появился только в 1961 году — в McDonald’s.

На родине систему Макаренко запрещали. А за рубежом, напротив, активно использовали опыт педагога

Например, в Японии книги советского учителя переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательными к прочтению для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. Вот какие правила системы нашли отражение в японской трудовой культуре.

  • Дисциплина. В колонии Антона Семеновича царили дисциплина, режим по звонку, больничная чистота. Методы нередко были жесткими — «наряды» и даже «аресты». В современных офисах Японии аналогом выступает хансей — собрание для размышлений и самоанализа. Для японского служащего вполне нормальным считается прийти на работу заранее, а уйти только после того, как дневная норма выполнена. Обед строго по расписанию, а перекуров там нет: работника с вредными привычками попросту увольняют. Каждая минута на рабочем месте учитывается с помощью электронных устройств, а соответствующие данные передаются руководству.
  • Доход. Макаренко добился того, чтобы воспитанники получали жалованье. Зарплата колонистов была в 3 раза выше, чем у рабочих того времени. Вся прибыль коммуны шла на самообеспечение колонии и стипендию выпускникам. Японцы также являются приверженцами прозрачной системы: у них нет «серых» и «черных» зарплат. А доход сотрудника напрямую зависит от качества работы.
  • Ответственность. В колонии им. Дзержинского отказались от воспитателей: 600 колонистов отвечали друг перед другом и работали на результат. Японцы тоже готовы выйти на работу в выходной всем коллективом, потому что это «общее дело». Если корпорация несет убытки и терпит крах, то первыми увольняются руководители.

Выводы, к которым советский учитель пришел 100 лет назад, сейчас успешно используют коучи и бизнес-тренеры

После того как систему Макаренко отшлифовали за рубежом, ее приняли и в России — в формате «мозговых штурмов», «умения работать в команде», «тимбилдинга», «повышения мотивации сотрудника».

  • Современные корпоративы, выезды на природу, пятничные пиццы, совместные игры — все это сближает людей, а значит, повышает эффективность труда и желание работать в конкретной компании. Для воспитанников колоний же устраивались танцы, творческие вечера, походы в театры и музеи. Летом колонисты ходили в походы, ездили в Москву, Крым, на Кавказ. При этом они не могли выбирать, посещать им мероприятия или нет.
  • В современных корпорациях успешные сотрудники идут на повышение и берутся за наиболее сложные задачи. Сейчас ценятся инициативные работники, постоянно повышающие квалификацию. Антон Семенович тоже придерживался мнения, что труд развивает, если он по душе, и постоянно ставил новые цели и задачи перед воспитанниками. Например, колонисты с нуля запустили завод по выпуску легендарных фотоаппаратов ФЭД — аналогов Leica.
  • Работа так увлекала колонистов, что они даже устраивали соревнования на скорость. Такая практика конкуренции и поощрения используется и сегодня: талантливые и упорные работники попадают в списки лучших сотрудников года и получают бонусы.
  • В коммунах была своя конституция. В ней были прописаны правила работы органов самоуправления, распорядок дня, перечень обязанностей, правила поведения на производстве. Как видим, по сути, это не что иное, как устав компании и договор, который подписывают сотрудники при приеме на работу.
  • В колониях к каждому новичку приставляли старшего товарища. Тот отвечал за своего подопечного: защищал, направлял, поддерживал — в общем, относился как к младшему брату. В современных компаниях к вновь пришедшему сотруднику также часто в помощь назначают куратора на первое время работы.

А каких принципов придерживаетесь в работе вы и ваше руководство? Поделитесь своими находками и успехами в комментариях.

Комментарии

Уведомления

Чтобы как-то разбавить пафос статьи, тут остро не хватает комиксов про сову - эффективного менеджера.

Она небось тоже работает "по Макаренко" :).

19
-
Ответить
4 года назад
Комментарий скрылся за пределы галактики.
4 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.

За совой далеко ходить не надо, ее недавно выкладывали тут, на Эдми :)

https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/hudozhnik-risuet-komiksy-pro-sovu-effektivnogo-menedzhera-chitat-kotorye-uvlekatelno-i-nemnogo-bolno-2015315/

2
-
Ответить
4 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.

В редакции adme надо бы внедрить эти принципы, и чтобы в выходные работали всем коллективом.

12
-
Ответить

Один нюанс: Макаренко перевоспитывал трудных детей, с тяжёлой судьбой, искалеченных беспризорностью, войной, голодом. Он разработал гениальную систему для вполне конкретной среды. Странно, а зачастую и вовсе неэффективно использовать те же методы для всех поголовно

38
-
Ответить

А почему нет? Как раз-таки все хотят, в том числе и трудные дети (я бы даже сказала - в первую очередь трудные дети) - справедливости, стабильности, надежности и уверенности в том, что твои заслуги оценят.

-
-
Ответить

Вот уж чего бы я точно не хотел, так это работать как японец.

По своему опыту знаю, что все эти тимбилдинги и пятничные пиццы часто сопровождаются эффективным менеджментом и полным отсутствием человеческого отношения. Например, тебя заваливают работой или ставят трудно реализуемые планы, а взамен дают что? Большую зарплату? Нет, взамен корпоратив, от которого нельзя отказаться, или футболки с рекламой компании. А на твои возражения тебе говорят, что ты не поддерживаешь интересы компании, а раз так, то там за воротами полно желающих на твоё место.

43
-
Ответить
4 года назад
А был ли комментарий?

Честно говоря, слабо себе представляю, чем все эти миллионы японцев занимаются в своих офисах. Я имею в виду именно офисный планктон, чья работа заключается в протирании штанов в бесчисленных небоскрёбах. Особенно сейчас, когда одна база данных может спокойно заменить 1000 клерков. Вот чем их всех можно занять по в режиме 12/6, как они все любят?

2
-
Ответить
4 года назад
Сдаётся место для комментария.
4 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
4 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.

В статье часто упоминаются японцы - это те трудоголики, которые буквально зарабатывались до летального исхода и государству пришлось утвердить законом ограничения на переработки? Спасибо, обойдусь.

25
1
Ответить
4 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.

Из майкрософта выперли, так к вам устроилась?

Кажется, они все примерно такие, по крайней мере я нормальных не встречал.

-
1
Ответить
4 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.

Хотелось бы напомнить, что вся педагогическая поэма началась с того, что Макаренко избил первого поступившего воспитанника (Задорова). Это был переломный момент и если бы тот дал бы здачи и не подчинился, то похоже Япония бы жила по-другому.

11
5
Ответить

поэма началась совсем не с этого, а с того, что ему поручили воспитать "советского человека" из почти совершеннолетних преступников, дав для этого разваливающиеся бараки и копейки. А подростки устроили там ночлежку, куда приходили пожрать и поспать, чтоб потом снова идти воровать. И это был не первый воспитанник, а "вожак" шайки

18
-
Ответить

Правильно, Макаренко работал с трудными детьми. И перед ними (бывшими беспризорниками) открывал целый мир. И колония - это была армия со своей дисциплиной, обязательной работой, обязательной учебой, стандартами, командирами, формой, флагом, маршами и т.д. И это было правильно для тех лет. Ребят выдергивали из дерьма и давали им нормальную жизнь. И загружали полностью, чтобы не было личного времени.

То, что Макаренко запрещали - неправда. Да, всегда находились ревнивцы, которые охаивали его систему. Но без этого не бывает.

Его книги полезны для руководителей, да. Именно в разрезе интересных методов управления трудными людьми.

В Японии несколько иная система управления. Силен традиционализм (консерватизм, семейственность, фирма = семья, уважение старших, подчинение), кайдзен (качество, дисциплина в связке, ответственность).

Вообще дисциплина, цели, ответственность - это в любом воспитании и управлении.

8
-
Ответить
4 года назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.
4 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.
4 года назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.
4 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.

Использовать отдельные методы, а не значит, система. Из надёрганных ниток, ткани не получиться. Основа системы Макаренко - другая, осмысленность жизни, развитие, общее благо, а не личный эгоизм. Система Макаренко это продукт социализма, а все параллели - обычный капитализм с "эффективным" менеджментом.

9
5
Ответить

Обычная глупость: якобы "ни один из воспитанников не стал преступником". Даже в фильме ПП один неисправимый всё-таки ушел от него обратно к шпане. (Точнее, ушли двое, но один вернулся.)

А вообще-то статистика гораздо более прозаическая: если в обычных колониях рецидив был до трети, то Макаренко удалось снизить его до... четверти. И это считается вполне хорошим показателем. А про чудеса не надо.

Макаренко прославился как теоретик педагогики. Но, возможно, крупнейшим практиком был Михаил Погребинский, основатель болшевской колонии. Достаточно сказать, что он дослужился до комиссара ГБ 3-го ранга (корпусный комиссар, генерал-лейтенант). Вон какие силы были брошены на борьбу с беспризорщиной! Но был репрессирован, и в истории осталась только его бессменная кубанка на голове героя Путевки в жизнь.

10
-
Ответить

Система Макаренко хороша именно как система воспитания в профильных учреждениях для трудных детей или подростков. Как всеобщая система для организации коллективной работы - вряд ли.

5
1
Ответить

Пыталась я как-то читать его книги... очень скучно и нудно, при всём уважении! 90% - какие-то мемуары зама по хозяйственной части, а не педагога. Понимаю, конечно, что когда детям есть нечего и спать не на чем - тут не до воспитания, и бытовые вопросы нужно решить в первую очередь, но описывать это в книге, которые потом считаются чуть ли не эталоном педагогики...

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.
4 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.

Похожее