AdMe
НовоеПопулярное
Творчество
Свобода
Жизнь

Как создавали передачу «Спокойной ночи, малыши!», на которой выросло не одно поколение

1 сентября 1964 года вышел первый выпуск передачи, которой суждено было стать любимой не одним поколением детей. «Спокойной ночи, малыши!», конечно, немного менялась в зависимости от реалий, но в то же время формат оставался прежним — добрые взрослые и симпатичные зверюшки рассказывают детям что-то познавательное, а потом показывают мультфильм.

Нам в AdMe.ru стало любопытно, как придумали передачу, которая все еще заставляет малышей прилипать к экранам: ее смотрели нынешние бабушки, а теперь смотрят их внуки.

Зверюшки и их «родители»

  • Однажды в поездке по ГДР главный редактор программ для детей телевидения СССР увидела мультфильм про песочного человека, который каждый день попадал в разные ситуации. Это натолкнуло ее на мысль создать передачу для детей с веселыми героями. Поначалу программа действительно не имела четкого плана и сценария. Маленьким зрителям показывали картинки с закадровым текстом, потом артисты театра стали разыгрывать небольшие сценки, а затем появились первые куклы. Но это были не всем знакомые Хрюша или Степашка, а Буратино, мальчики Шустрик и Мямлик.

  • Первым из любимых героев на экранах появился интеллигентный Филя. Актером, озвучивавшим Филю, был Григорий Толчинский. Он любил шутить: «Уйду на пенсию — издам книгу „20 лет под юбкой тети Вали“». Хотя, конечно, в то время предъявлялись строгие требования к одежде ведущих: короткие юбки носить было нельзя.

  • Затем в 1970 году в эфир пустили Степашку. Эффектнее всего на экране появился Хрюша. Он вылез из-под стола прямо во время эфира, а зайчик признался, что это друг, который теперь живет у него. Модница Каркуша появилась уже в 1982 году. Поначалу она была строгой вороной, но все же создатели считали, что ей не хватает цельности характера. Модницу, кокетку и умницу из Каркуши удалось сделать актрисе Гертруде Суфимовой, которая озвучивала ее много лет.

  • Все остальные герои, кроме этой четверки, появлялись в передаче эпизодически и так сильно не полюбились зрителям. Хотя их было немало: Ерошка, Мишутка, Цап-Царапыч, Домовой, Буквоежка, Ухтыш.

Ведущими всегда были самые обаятельные актеры

  • За время существования программы сменилось 33 ведущих. Некоторые оставались в передаче многие годы, другие приходили ненадолго. Но советским детям, конечно же, запомнились тетя Валя (Валентина Леонтьева), дядя Володя (Владимир Ухин), тетя Света (Светлана Жильцова), тети Тани (Судец и Веденеева), тетя Лина (Ангелина Вовк), дядя Юра (Юрий Николаев).

  • Каждый ведущий вносил что-то свое в передачу. Например, Татьяна Веденеева каждый раз приносила в студию какой-нибудь интересный предмет, про который сочиняла сказку. Ангелина Вовк попала в программу случайно, но полюбилась зрителям. Амаяк Акопян показывал ребятам фокусы, а Владимира Ухина зрители называли настоящим успокоительным, потому что когда он появлялся на экране, то замолкали и слушали его как завороженные даже самые капризные малыши.

Секреты и трудности съемок

  • Артистам, которые озвучивали игрушечную компанию, иногда приходилось работать в довольно сложных условиях. Ведь передачи не всегда снимались в студии. В середине 80-х программа вышла за пределы студии, съемки велись в цирках, театрах и парках. А однажды прямо из сугроба и даже из водоема. «Там участвовали дубляжные куклы (не из передачи). Их специально пропитывали жиром, чтобы можно было мочить, а мы сидели в озере по пояс в воде. Гертруде Суфимовой (Каркуша), уже немолодой женщине, пришлось лезть на дерево, на самый край ветки, прямо над озером», — вспоминала Наталья Голубенцева, актриса, которая озвучивала Степашку.

  • В советское время создатели использовали специальный язык, чтобы минимизировать число пауз и ляпов. Например, тетю Валю легко постукивали по ноге, когда пора было заканчивать фразу или вступать в беседу. А когда эфирное время истекало и нужно было об этом напомнить, ведущую поглаживали по коленке.

  • Раньше ведущий сидел за столом, а под ним находились актеры-кукольники в неудобных позах. Современная студия сделана более комфортной для всех участников. Ведущий сидит на возвышении, под ним оборудован второй пол с люками для актеров и кукол.

  • Куклы используются так интенсивно, что их нужно менять каждые 3 года. Одно время их даже пытались заказывать из Англии, но зверюшки получались не такими, как нужно, не душевными. Гардероб меняют еще чаще, но и уже отслуживших свое кукол, и одежду хранят в специальных контейнерах, а не выбрасывают.

  • Интересно, что характер Хрюши, по мнению многих ведущих, напоминал нрав настоящего ребенка — озорной, любознательный и смелый. Но и споры чаще всего разгорались вокруг него. Хрюшу несколько раз хотели уволить из передачи. Бедный поросенок провинился в том, что на него ополчились мусульмане, называя его нечистым. Кто-то считал, что поросенок не должен учить детей, потом обратили внимание на то, что у него не моргают глаза, как у остальных кукол. Но Ангелина Вовк отстояла этого персонажа.

  • Только поросенка пудрят перед эфиром, как настоящую звезду, другие звери не удостаиваются такой чести. Это делали сначала из-за слишком блестящего материала, из которого он сделан, а сейчас — для придания румянца.

  • Актеры, которые озвучивают кукол, делают это много лет и уже сроднились с ними. А иногда и забавно используют свое служебное положение. Например, актриса, которая озвучивает Степашку, говорит его голосом с гаишниками. Мало того, в удостоверении рядом со своим фото она вклеила снимок своего персонажа.

Заставки передачи вызывали споры среди зрителей

  • Первая заставка появилась в 1964 году. Она была черно-белой и изображала часы с двигающимися стрелками. Тогда у передачи не было постоянного времени выхода, и художнику приходилось каждый раз рисовать ее заново. И только в 1970-х заставка стала цветной.

  • Самой долгоиграющей оказалась пластилиновая заставка Александра Татарского, сделанная в 1981 году, с девочкой и игрушками у телевизора. Кстати, многие дети, только став взрослыми, заметили фишку заставки: каждый день недели она была разная — у телевизора с понедельника по воскресенье прибавлялись зрители. В понедельник это была только девочка, а к воскресенью вокруг нее собиралась целая компания игрушек. Но так делали только в период 1981–1987 годов.

  • Одно время у передачи была заставка, нарисованная знаменитым Юрием Норштейном, — с зайцем, звонящим в колокольчик. Но именно она вызвала негодование зрителей, и руководству пришлось ее убрать. Зубы и губы зайца показались им слишком страшными.

  • С 2002 года в «Спокойной ночи, малыши!» используют все ту же, но модернизированную и более яркую пластилиновую заставку Татарского.

Современная передача

  • В 90-е, 2000-е и в наше время ведущими передачи становились известные люди. Общались с детьми Дмитрий Маликов, Виктор Бычков, Валерия и даже Тимати. Дольше других ведущей проработала бывшая «Мисс Вселенная» — Оксана Федорова. Самым нестандартным ведущим зрители назвали Николая Валуева. А Анна Михалкова стала лауреатом премии «ТЭФИ-Kids» как лучшая ведущая.

  • Сейчас постоянными ведущими являются Анна Михалкова и Оксана Федорова, а у Хрюши, Степашки, Фили и Каркуши появился новый друг — тигренок Мур.

  • Со временем стиль общения на программе сильно изменился — к ведущим перестали обращаться на «вы» и называть их тетями: теперь в гостях у любимых героев бывают просто Оксана и Аня. Только актера Виктора Бычкова куклы все же называли дядей Витей, ведь он старше и Федоровой, и Михалковой. Его образ — добрый сосед, всегда приходящий на помощь в трудную минуту.

Мы с удовольствием окунулись в детство и даже пересмотрели несколько выпусков передачи. А вы ее смотрели? Показываете ли вашим детям сейчас?