Ну неплохо они там жили, государственные преступники-то. Норма в 49 кг руды, которую еще наверняка за "наших князей" вырабатывал кто-то другой - это трудотерапия, считай. Шелковые портьеры из Петербурга, пианины всякие. И дети, я смотрю, неплохо устроились, уж никак не заводскими крестьянами.
Вольготнее только Ленин, наверное, жил, уплетая в чернильницы из белого хлеба с молоком. Жуткий царизм, чоуж.
Комментарии к статье «История княгини, которая в 21 год не побоялась уехать из дома и провела с мужем в сибирской ссылке 30 лет»
Ну так это были люди благородного происхождения, для них и такая ссылка - страшное наказание. А с простыми людьми при царизме так же не церемонились. Записки Чехова о Сахалине почитайте.
Читали-с. Об том и речь.
С чем конкретно вы не согласны? Марию Волконскую в ссылку насильно никто не отправлял. А за преступление ее мужа в те времена еще по старому уставу полагалось ни много, ни мало - четвертование (да, да, как Емельке Пугачову). Так что парень очень неплохо отделался. И дожил, заметьте, до 80 лет.
ПугачОв - это, простите, что за чувак?
О, учительница первая моя пришла!
И явно не последняя...
Боже, какая шутка! Не отвлекаемся от тетрадок, Мариванна.
Каникулы, детка. Ка-ни-ку-лы! Хотя вам, как второгоднику(це), этот термин вряд ли хорошо знаком.
Ну на огород тогда иди. А то прицепилась к Емельяну. ПугачЁЁЁЁву. Вот правда, что 90% училок - лодыри, не способные себя занять.
Пы. Сы. А второгодники, тётка, про декабристок не знают, они делом занимаются - табуретки клеят.
Вот, молодец. Садись, пять. На именную табуретку.
Так ты трудовик что ли? А что в русскую языку лезешь? Да еще так фамильярно -"чувак"? Это вам не там, дяденька.
Фамильярность - это когда на "Ты" без разрешения. У вас часто бывают затруднения с идентификацией пола собеседника? Хотите поговорить об этом?))
Ну так оно и задумывалось по звучанию. Можно почитать воспоминания тех, кто прошел советские лагеря или даже был на поселении. Как они там жили и какие там были нормы.
Шелковые портьеры и пианины там не от хорошей жизни, а от родни. Изначально поездка за мужем воспринималась как приключение, и когда до героини дошло, что вернуться нельзя, она расстроилась малость))) а родня пересылала деньги и вещи по собственному разумению, не зная реалий. Потому и были шелковые портьеры на стене камеры - присланы от души, а деть их там больше некуда. Думаю продать их там тоже некому было, иначе бы продали :)
И вам того же, раз так нравится. Мы за вас порадуемся, а то вам. видать, очень тяжко сейчас, что на портьеры обдерганные облизываетесь. Пусть вам хоть три пары достанется.
Я только одно хочу спросить: ЗАЧЕЕЕМ???
Я могу понять, если супруга выбрала я сама. Жила с ним душа в душу, а потом ну вот такое несчастье - ссылка. Ну что делать.
А тут по сути они были чужими едва знакомыми людьми, и такое самопожертвование чужому в общем-то человеку. Как она сама это объясняла?
Я раньше думала, что это такое благородное воспитание. Но в статье написано, что и родители были против. Значит, не в воспитании дело.
А может быть это любовь?
Ну, может, скучно было. В те времена даже в высшем обществе бабе дорога - ну пусть не "от горшка до порога", но очень ограниченная. А тут - цель, миссия. Поэму опять же написали.
А вообще мне думается, что вот этот массовый отъезд декабристок в Сибирь был попыткой продавить власть на тему смягчения условий и сроков заключения. И частично это получилось, как я понимаю. Мягкий царь был, хоть и прозвали Палкиным. Представляю, как Петр Алексеевич, например, поговорил бы с организаторами государственного переворота.
Не ради поэмы, но ради общественного резонанса, определенно. И им удалось.
Естественно. Вы что доказать-то хотите? Я же не умаляю, скажем так, "бытовой" подвиг дворянок, обрекших себя на трудные условия жизни. А вот мужья о них, кстати, не подумали, когда 25 декабря на Дворцовую поперлись.
Когда в школе проходили, это казалось таким красивым - любовь, самопожертвование... Но теперь я тоже не могу понять, как можно оставить маленького сына и уехать с полузнакомым человеком. Ждать его, не требовать развода, не выходить больше замуж - понимаю. Писать прошения царю (через пару лет, как остынет), чтобы разрешил какие-то поблажки, встречи - тоже понимаю. Но бросить ребенка... В то время, наверное, дворянки все равно детьми не занимались, скидывали на нянек, но чтобы вообще не видеть, как он растет...
Ну, может, образованнейшие Муравьевы и радели, а разорившийся шляхтич Каховский (который и начал пальбу), скорее всего, рвался к кормушке, чтобы в мутной воде рыбку половить. И побольше. Декабристы были очень разные.
Меня больше удивило не то, что она за, по сути. малознакомым человек в ссылку поехала, а то, что она своего ребенка бросила. И в последствии с ним связь потеряла.
Интересно, что о судьбе крепостных думали аристократы. Не было бы жёсткого самодержавия и отпуска крестьян без земли на все четыре стороны, может, вся российская история бы другой, без гнева нищего пролетариата, революций и последующего террора. Удалось же многим монархиям сохраниться, вовремя став конституционными из самодержавных. Не то, чтобы монархии сами по себе хороши, но некоторых ужасов можно было бы избежать, наверное.
Думаю, у коммунистов и их последователей были свои причины славить декабристов, но в целом я отношусь с ним скорее с симпатией и сожалением. Как к "ходокам в народ", просветителям, писателям. Достаточно один раз прочитать Некрасова о тех самых крестьянках, которые "коня на скаку остановят" или Чехова, котрого уже выше упоминали, чтобы навсегда перестать романтизировать те времена и "хруст французской булки".
Я читала о том, что никто из декабристов не отпустил на волю своих крепостных, хотя такое право у них и было. Не знаю правда ли это...
Не углублялась, но может и так. У Толстого ещё было про это, про попытки модернизировать имение, ввести какие-то новые порядки и то, что из этого ничего не получилось толком. Как и из "хождения в народ", когда богатые романтические девушки и юноши, ничего не знающие о жизни крестьян, ходили читать им книги, организовывали больнички и начальные школы, рассказывали о правах. Тогда тем было не до этого, так как это не меняло сути, их положения, нищеты. Поэтому я и написала, что мне интересно, что об отмене крепостного права думали скорее дворяне, но не сами крестьяне, у которых вряд ли были силы на размышления по вечерам. Ну а позже "из искры возгорелось пламя", как говорили классики.
А как же восстания крепостных, которые периодически случались?
"Отпускание крепостных" - тот еще аттракцион. Я не уверена, что крепостным было, куда пойти. Самые предприимчивые выкупали себя и семью, такие не пропадут, а вот остальные, которые привыкли на барина работать и почитать его как отца родного?
Была тема вчера про чернокожих рабов, мы там про это говорили. Что отпустить мало, нужна была поддержка для начала. Надел земли, например. Тогда меньше было бы бедствия и горя уже после освобождения, меньше нищего пролетариата в городах, меньше социальной напряжённости, что привела потом к революции и новым ужасам. Что людям, выросшим в рабстве, мало одной свободы, большинство таких людей свобода пугает. Но хоть немного условий для собственного народа и уже у их детей будет шанс.
Насколько я помню, Александр 1 разрешил по закону о вольных землепашцах отпускать крепостных с землей.
Чего далеко ходить. На вот в 91-м "отпустили" - и сколько сейчас таких, кто мечтает вернуть блаженное время СССР, когда за тебя все решало государство.
Согласна. Если у них ни возможности получить образование, ни представления, как жить дальше, если с младенчества всё барин решал. А если барин, действительно, хороший, то он на своей территории делал то, что мог.
Кроме того, дворяне, со своей стороны, сами были ограничены. Крепостные не понимали, что такое свобода, а хозяева не знали, что такое принадлежать другому. И что недостаточно дать вольную тому, кто не знает что с ней делать.
Но, ведь, научиться быть свободным нельзя в рабстве.
А разные они были - декабристы. Пестель, например, был бы, доберись они до власти, не мягче Робеспьера с Маратом. От него даже свои, собратья по тайному обществу, шарахались.
Могу себе и это представить, немного читала про французскую и русскую революции. И вот что делать, когда и насилие не выход, но и терпеть сил нет больше, а те, кто мог бы что-то решить, мало того, что не заинтересованы в изменении твоей судьбы, но и всеми силами препятствуют этому.
Я когда-то интересовался французской революцией и читал довольно много, включая 6-томную "Историю французской революции" Жана Жореса (великолепно изданную в СССР в рамках подготовки к ее 200-летию). Там было несколько волн, на каждой из которых градус насилия постепенно повышался по сравнению с предыдущей, пока не дошло до Робеспьера.
А про соотношение "насилие не выход" и "сил нет терпеть" есть прекрасный роман Диккенса - "Повесть о двух городах".
Будет повод прочитать, спасибо. Ещё в контексте случающегося после революций вспоминается "Скотный двор", в своё время произвёл очень сильное впечатление.
Так я помню из когда-то прочитанного и так стоит в статье. Но, может, это уже устоявшийся стереотип о "радетелях за крестьян".
Я выше уже написал - сообщество декабристов не было чем-то единым и единомысленным. кто-то думал об отмене крепостного права, кто-то нет. Вообще, об отмене крепостного права думали даже такие одиозные с точки зрения советской идеологии личности, как Аракчеев (если не ошибаюсь) и Николай I. Только одно дело - думать, и совсем другое - сделать.
Надо еще учитывать ,что не всем женам декабристов повезло вернуться. Та же "Каташа" Трубецкая так и умерла в Сибири, умерли Камилла Ивашева и Александрина Муравьева.
Да.
Судить надо по меркам и соответственно тому времени, а не нынешнему
Ну, меряться страданиями - не самое достойное занятие. Не знаю, кто из героев там это говорит, выражает ли он мнение автора, или это стеб такой... То, что декабристки по своей воле ехали - это да, но они могли не знать, в каких условиях придется жить... и сейчас-то, при телевидении и интернете, все ли работники московских офисов в курсе, как живут люди в некоторых регионах?
Ой, у меня мама тоже за папой в Сибирь поехала... Правда он капитан ракетных войск, и в закрытом военном городке продовольственное обеспечение было покруче, чем в мамином городе-милионнике :)
Почитал комменты...
Я понимаю, почему по патриотическим каналам ТВ ныне не показывают ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм "Звезда пленительного счастья"
Да, от читателей Эдми не ожидала реакции "ачо тут такова" и "самадуравиновата".
Лицо Волконской на портрете, где она в возрасте уже, поражает внутренней силой
20 лет - не ссылки, а каторги. А ссылка - навсегда.
у нас в Ялуторовске (недалеко от Тюмени) есть музей декабристам.
Очень интересно посмотреть дома, где они жили, послушать чем занимались.
Для города они сделали немало, открывали школы, занимались просветительством.
Но! Мне никогда не понять, как можно оставить детей, детей которых ты выносила и родила. Твою частичку. Променять на мужа...Кто-то увидел их только через 30 лет. Не укладывается в голове... А как же материнский инстинкт???
прочитала про Авдотью, логика, конечно, нам непостижима. Но зато хэппи энд для всех
"да прилепится жена к мужу своему"