История Антона Макаренко, педагога, который превращал трудных подростков в ярких и умных взрослых

1 год назад

Антона Макаренко знают даже люди, далекие от педагогики. А вот споры вокруг его уникальной методики воспитания подростков не утихают до сих пор. Кто-то считает его гением, а кто-то — жестким человеком, который держал воспитанников в ежовых рукавицах. Как бы там ни было, он сам говорил, что его метод был направлен в первую очередь на трудных и травмированных детей, которым нужно было помочь прийти в себя и найти ориентиры в жизни, а уже потом трансформировался.

Наc в ADME заинтересовали судьба самобытного педагога и те условия, в которых он создал свою методику. Ему удалось сделать так, что из подростков с трудной судьбой вырастали умные и порядочные взрослые, ни один из них не вернулся на преступную дорожку, а некоторые сами стали выдающимися учителями.

Будущего педагога спасли от гибели в юности, но история получила неожиданный поворот

  • Слабенький и болезненный Антоша Макаренко родился в семье железнодорожного рабочего. Семья была интеллигентной, отец Антона любил книги и приучал к чтению сына. Но в детстве Макаренко травили дети из-за неприлично красного носа, который распухал в холода, очков, замкнутости, нелюдимости. И популярности не добавляло то, что он хорошо учился.

  • В юности Макаренко совершил некрасивый поступок. Он увел жену у своего близкого друга, священника. Из-за жесткого буллинга к 17 годам он дошел до крайности — решил свести счеты с жизнью. И от страшного шага его уберег священник, убеждая и разговаривая с ним. А еще посоветовал Антону поговорить с его женой Елизаветой — она считалась душевной и понимающей. Попадья ходила к юному Макаренко, успокаивала его. В итоге она ушла от священника к нему, мальчишке, который был на 8 лет младше нее. Скандал в маленьком городе случился страшный, отец даже выгнал Антона из дома. Но влюбленные остались вместе.

  • Он прожил с неофициальной женой 20 лет (по закону она все равно оставалась супругой священника), но увлекался красавицами и был довольно влюбчив, на что Елизавета смотрела снисходительно.

Хотел стать писателем, но его мечту разбил Максим Горький

  • Юный Макаренко окончил училище и годичные педагогические курсы и сразу стал преподавать детям и подросткам города Крюкова, в котором они с женой продолжали жить. Он работал учителем русского языка, рисования, черчения, но понимал, что его знаний недостаточно для того уровня преподавания, которого ему хочется достичь. Поэтому поступил в Полтавский учительский институт.

  • Но в это же время он чувствует: в нем есть писательский талант. С увлечением пишет небольшие рассказы и один из них решается отослать самому Горькому. Писатель отвечает ему (что было довольно редким событием), но сокрушительно критикует и говорит, что Макаренко никогда не сможет стать писателем.

  • Для Макаренко это было большим ударом, после этого он не писал ничего еще 13 лет. Но подружиться с Горьким ему это не помешало. В дальнейшем он даже назвал в его честь свою школу-колонию, о которой в итоге и написал свою знаменитую книгу «Педагогическая поэма».

Знаменитым педагогом могла бы стать жена Макаренко, но уступила ему место

Кадр из фильма «Педагогическая поэма».

  • Гражданская жена, бывшая попадья, тоже становится учительницей. Курсы, которые она окончила, ценились, она была на хорошем счету. И поэтому именно Елизавете сначала предложили необычную должность директора колонии для беспризорных. После революции таких детей стало особенно много, и советская власть решила взять их под контроль. Но любящая жена уступает эту должность Макаренко.

  • Он берется за дело, и в маленькое село под Полтавой начинают съезжаться подростки с криминальным прошлым. Для педагога стало шоком то, что он увидел. Справиться с ними невозможно, беспризорники ни в грош его не ставят и даже угрожают.

«Я с отвращением думал о педагогической науке: „Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться!“»
  • Пока он придумывает свою систему, дети сами находят себе пропитание в соседних деревнях (берут все, конечно же, без спросу), не собираются учиться, хамят и враждуют.
«В поисках педагогических работников я дошел было до полного отчаяния... Все боялись босяков, и никто не верил, что наша затея окончится добром».
  • Макаренко решает поделить их на группы, чтобы в каждой был баланс «хороших» и «плохих» детей. Он начинает прививать воспитанникам мысль, что колония — это дом, они здесь полные хозяева, а все, что происходит, зависит только от них. Сломают мебель — никто не починит. Порвут в драке одежду — будут мерзнуть. Не будут выращивать овощи и ухаживать за животными — нечего будет есть.

  • Педагоги — это не враги, а помощники. В коллективе все уважают личность друг друга, и каждый заботится о коллективе. И в общем-то, принципов было всего 4: уважение, ощущение дома, труд и дисциплина. Воспитанник — это не угроза для общества, а его часть. Поэтому они могли общаться с жителями деревни, дружить, устраивать праздники и театральные постановки.

  • Когда коллектив становился более-менее сплоченным, педагог доверял ребятам самоуправление. Дети сами отвечали за ключевые процессы и, только если не справлялись, обращались к педагогам. Это давало им ощущение самостоятельности и помогало личностно расти.

  • Дисциплину поддерживали ежедневные ритуалы: воспитанники приучались не только к гигиене, правилам поведения и организации быта. Они должны были жить так, чтобы чувствовать себя комфортно, но и не нарушать границы других людей.

  • И конечно же, труд был основой системы Макаренко, но только такой труд, при котором четко виден результат. Дети должны были понимать, для чего они это делают: какую конкретную пользу приносят (например, делают ключевые детали машин) и какова мотивация (воспитанники зарабатывали деньги).

  • Система начала работать, но сперва с перебоями: однажды у Макаренко случился сильный конфликт с учеником в ответ на хамство. Над ним нависла угроза увольнения, но тут вмешался Горький. С его помощью Макаренко уезжает в другую колонию — под Харьковом, забирает туда большую часть учеников и педагогов. И именно это заведение позже становится хрестоматийным — Макаренко уже четко понимает, какой должна быть «школа жизни».

Он стал известным, но постоянно подвергался критике

Антон Макаренко и театральная труппа коммуны.

  • С харьковской общины началась известность Макаренко как педагога. Его система оформилась, ей стали подражать с одной стороны и сильно критиковать — с другой. Позднее его вообще сместили с должности, а принципы в школе немного поменялись.

  • Но Макаренко продолжает применять свои знания в другой коммуне, где тоже построил систему жизни, обучения, а потом и производства. Бывшие беспризорники делали фотоаппараты «ФЭД».

Кадр из фильма "Педагогическая поэма".

  • С этой фабрикой было связано немало забавных историй. Фотоаппараты «ФЭД» делались по лекалу немецких Leica, но неофициально. Поэтому о новинках узнать было нельзя. Однажды немецкая делегация приехала в коммуну. У одного из делегатов воспитанники заметили фотоаппарат новой модели. И конечно же, ребятам с определенным прошлым было нетрудно утащить его у доверчивого немца. Но плоды воспитания Макаренко не пропали даром: они быстро разобрали новую модель, сделали чертежи конструкции, собрали аппарат и отнесли владельцу. «Это не вы потеряли?» Так появился улучшенный «ФЭД».

  • Воспитанники хорошо зарабатывали, могли путешествовать по всей стране. Правда, после очередного политически мотивированного смещения Макаренко с должности их зарплаты были пересмотрены и уменьшены.

  • Часть идей Макаренко хотели применять, часть считали чуждой тогдашней системе. Поэтому педагог находился в хронической опале и жил под угрозой ареста, как и многие в те времена. К тому же у него была семейная тайна, о которой мало кто знал. Его брат, Виталий Макаренко, был белым офицером, эмигрировал за рубеж. Чтобы не навлекать неприятности на свою семью, Антон не поддерживал связь с братом, но всю жизнь помогал его жене и практически вырастил его дочь. Знаменитая советская актриса Екатерина Васильева — внучка Виталия Макаренко и внучатая племянница Антона.

  • Макаренко работал в Киеве и Москве. Ушел от гражданской супруги, официально женился и усыновил ребенка жены. А скольких детей он «усыновил» с помощью своих коммун, он и сам сбился со счета. А ведь когда-то в детстве, страдая от насмешек, он в сердцах говорил, что рожать детей нельзя, потому что родители сами портят их, ничего не зная о воспитании.

Его имя давно стало по-хорошему нарицательным, и не зря даже сейчас отдельные правила управления командой «по Макаренко» берут на вооружение топ-менеджеры крупных корпораций. А вам близки принципы этого педагога?

Фото на превью Unknown author / Wikimedia

Комментарии

Уведомления

Спасибо за статью) Много раз читала "Педагогическую поэму", помимо того, что мне просто интересно, всегда удивлялась и восхищалась размахом и результатом работы Антона Семеновича. А вот о деталях его биографии мне ничего не было известно, даже удивительно, что я не заинтересовалась. Пробел, почитаю.

32
-
Ответить
3 года назад
Комментарий скрылся за пределы галактики.

Спасибо, найду, посмотрю. А я вчера полезла искать биографию, нашла информацию о книге Леонида Конисевича, описывающей жизнь в коммуне Дзержинского. Хочу найти, скачать.

4
-
Ответить

Почитайте трилогию Фриды Вигдоровой - Это мой дом. Дорога в жизнь. Черниговка. Про воспитанника Макаренко, Семена Карабанова. Не пожалеете, заслуживающая внимания книга.

7
-
Ответить

Спасибо за рекомендацию. Семен, конечно, один из известных воспитанников, вкратце я читала его биографию. Книгу тоже поищу.
Сейчас читаю Конисевича. Мне интересно, взгляд с другой стороны)

2
-
Ответить

Знала о Макаренко как о великом педагоге, сейчас благодаря автору статьи узнала его как человека. В своё время «Педагогическая поэма» произвела потрясающее впечатление на меня.)

20
-
Ответить

Писателем он все-таки стал. Даже если брать только самые известные книги - "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях" и "Книга для родителей". Отлично написаны, и с точки зрения психологии, и в плане языка, и сюжета. Возможно, сыграло роль детское восприятие, но Горький меня и вполовину так не впечатлил :-)

34
1
Ответить

Я с Вами согласна совершенно! Я когда читала Макаренко, всё время думала, что Горькому то ли вкуса не хватило, то ли он из зависти...Потрясающе же пишет Макаренко - и точно, и богато, и остроумно, и такие у него изумительные речевые находки, что встретишь фразу - залюбуешься, несколько раз перечитаешь. Мне он тоже нравится сильно больше, чем Горький.

11
1
Ответить

Возможно, и разные представления о хорошем в литературе. Известен же казус с Пушкиным, который в последнем своем Современнике написал: в этом № публикуются 2 молодых поэта, "Пупкин" и Тютчев, причем в ПЕРВОМ виден явный талант.

-
-
Ответить

маму мою часто называли его именем))) так как она работала с трудными детьми и к каждому, кто к ней приходил, дети даже часто сами, могла найти подход.

21
-
Ответить

Педагогическую поэму всей семьёй зачитали до дыр , буквально .
Талантливый человек , можно сказать , бесстрашно проводил свою педагогическую политику . Его система и методы воспитания не вполне соответствовали тому времени . Спасибо , что таки дали и поработать , и книги издать .

12
-
Ответить
3 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.
3 года назад
Сдаётся место для комментария.

Антон Макаренко- автор "системы воспитания", превратившего советские, а теперь российские детдома, исправительные колонии и воинские части в филиал ада. Суть этой системы- т.н. коллективная ответственность. Проще говоря, за проступок и нарушение одного человека строго наказывается весь коллектив. Так дело "воспитания" от воспитателей переходит к воспитуемым. Подростки в 80х вскрывали себе вены перед этапом, лишь бы не попасть в ту самую чудесную колонию под Харьковым, где террор со стороны актива был абсолютным. Дедовщина, красные зоны, пресхаты в тюрьмах- вот итоги "гения педагогики".
P.S. думаю, фанаты "Педагогической поэмы" и "Флагов..." понимают, по какой причине 20тилетних преступников оставляли в колонии для 14тилетних, спасая от перевода на "взросляк"? Их бы там убили их бывшие "подопечные". Кстати, этот фокус сохранился и современных колониях доя несовершеннолетних: актив имеет право на отсрочку до 20 лет...

13
3
Ответить

Источником могут служить книги самого Макаренко при условии критического осмысления прочитанного. Тот самый актив, проследовавший за ним под Харьков, это здоровенные лбы по 20+ лет, без образования, с криминальным прошлым.
Мой отец 40 лет назад отбывал наказание в том самом Куряже, потом долго меня им пугал!)) Атмосфера ик для несовершеннолетних лучше всего, имхо, описана у Габышева в "Одлян или воздух свободы".
Возможность содержания лиц из числа актива до достижения ими 21 года в колониях для несовершеннолетних прописана в ИТ кодексе и подзаконных актах. В общем порядке при достижении 18 лет всех переводят на "взросляк".
Кстати, термины "пацаны" и "козлы" пришли в арго именно с малолетки. Носить "рога" означало принадлежность к активу, "посшибать рога" значило избиение активиста.
Уточню ещё раз: система АМ не в разделении на касты, классы, группы. Она в максимальном использовании этого разделения для управления проблемными группами, перераспределении функций насилия от наёмных работников к членам этой группы. "Воспитание коллективом"- не уговоры и просвещение, а моральное и физическое давление внутри него на непокорных и проштрафившихся.

6
3
Ответить

Система Макаренко-всего лишь инструмент. Какой будет результат-зависит от того, кто и как будет применять его. Колония Горького в Куряже претерпела значительные изменения сразу после ухода Макаренко, к 80-м от первоначального варианта, полагаю, вообще мало что осталось.
Что касается "20-летних лбов без образования", в колонии получали образование, после уходили на рабфак, дальше в ВУЗы, некоторые воспитанники возвращались воспитателями. А на базе комунны Дзержинского был построен завод.
"Воспитание коллективом"- не уговоры и просвещение. Интересная точка зрения... Сам Макаренко писал об этом, и в статье упомянуто, о том, что сколько написано трудов, а с обычным хулиганом справиться инструментов нет. Если у тебя 10 детей, может, сработают и уговоры, если тебе дают 200 малолетних преступников, я бы посмотрела на ваши уговоры. Что касается просвещения, то учеба в коммуне была обязательным элементом.

23
-
Ответить

Зря полагаете про 80ые...))
Уже отвечал: в Куряже отбывал наказание мой отец, именно в 80ые. За полученную двойку лишали свиданий(они у несовершеннолетних были без ограничений) и передач всё отделение, за неуд в четверти ставилось под сомнение удо бригадира. В бригадирах были вовсе не умницы, а просто физически крепкие парни с низким интеллектом. В основном в актив шли осужлённые по 117ой, изнасилование, не в силу личных качеств, а лишь целью не стать жертвой оуе. Шансы досидеть на малолетке до конца срока были весьма, т.к.мах срок для несовершеннолетних 10 лет, а за изнасилование они получали 5-6 лет мах. По этой же причине, кстати, среди актива практически отсутствовали убийцы, ст 93-94 ук усср; слишком низкий шанс не уйти на "взросляк".
Вообще странно на ресурсе, выбравшем девизом 3 слова, читать подобные опусы. Всё равно что называть ЛП Берия источником научного расцвета советской ядерной физики из-за идеального подбора контингента шаражек...))
Логичнее смотрелся бы Сухомлинский с его утверждением уникальной творческой личности каждого ребёнка и задачи педагога в мах раскрытии её.
Имхо, я всё же не админ сайта!))

7
2
Ответить

Нет, именно не зря полагаю, судя по тому, что вы пишете. В 80-е могли, конечно, нацепить табличку "по системе Макаренко", но это существенно отличалось от того, что описывал сам Макаренко и другие люди в своих воспоминаниях.
Для того, чтобы система работала правильно, видимо, во главе должны стоять заинетересованные люди, то, что Макаренко называл "подвижники". Таких чрезвычайно мало.

7
-
Ответить

в каком году сидел Ваш отец? за изнасилование в 70-80х давали по 15 лет, а за соучастие (видел, слышал, в одном доме находился) 10 лет, как раз с 16 лет. Знаю конкретный случай, обыденность, оказывается, из разных уст разная.

-
-
Ответить
3 года назад
Никто. Не должен. Видеть. Этот. Комментарий.

Это не данные, это обыденность. Есть "Записки следователя" следователя прокуратуры Льва Шейнина, а есть "Архипелаг..." сидельца шаражки Солженицына. Есть сериал "Тайны следствия", а есть уголовные дела по пыткам в Татарстане и далее повсюду. Выбирайте сами, в этом и состоит свобода.

8
1
Ответить

Ой и источника не надо.Книгу не читала , но так и представила это воспитание. Сами подумайте. Трудные подростки с криминальным прошлым. Ой, вот прям разговорами о прекрасном их воспитывали. Как же мне смешно. Если уже в школе , где детки холеные -лелеяные адский ад, то что говорить про всю остальную жизнь.

-
-
Ответить
3 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?
3 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».
3 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.
3 года назад
На этот комментарий прилегла кошка.
3 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.
3 года назад
Красиво сказано… но не к месту.
3 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.
3 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.
3 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.
3 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.
3 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!

“.....травили дети из-за неприлично красного носа, который распухал в холода, очков, замкнутости, нелюдимости. “ это был «нелюдимый нос?» или просто - «замкнутый?»

3
-
Ответить
3 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.

Так в том-то и дело, что предложение построено неправильно, части речи не согласуются. И смысл от этого становится непонятным.

2
-
Ответить

Не сказано, что Макаренко был частью системы детских колоний ОГПУ. Там было много серьезных педагогов, например, Погребинский. Но он и книг не написал, и был репрессирован.
Про "никто не встал на преступный путь" - рапространенный миф. Из таких колоний можно было уйти. Даже в фильме ПП двое трудных уходят (один, правда, вернулся). Доводилось читать, что реальное достижение Макаренко - снижение рецидива с обычных 33% до... 25%.
Метод Макаренко - продукт нэповской "сетевой" идеологии, ленинской фантазии о "цивилизованых кооператорах", ячейках, которые должны будут составить общество будущего. Когда же началась явная регенерация государственности, он пришелся не ко двору (что явно прочитывается в ПП). И считается, что у нас больше "макаренок" не было, хотя и после войны была беспризорщина, и покончили с ней быстро. Но всё было встроено в систему, поэтому такого резонанса это не вызвало.

1
-
Ответить

ужасным, суконным языком написанная статья. она просто понижает уровень любимого ресурса. АДМЕ, пожалуйста, ау! проверяйте своих авторов. ну нельзя так писать! нельзя! жесткий буллинг вам за это!

1
-
Ответить

Похожее