Спасибо за статью) Много раз читала "Педагогическую поэму", помимо того, что мне просто интересно, всегда удивлялась и восхищалась размахом и результатом работы Антона Семеновича. А вот о деталях его биографии мне ничего не было известно, даже удивительно, что я не заинтересовалась. Пробел, почитаю.
История Антона Макаренко, педагога, который превращал трудных подростков в ярких и умных взрослых
Антона Макаренко знают даже люди, далекие от педагогики. А вот споры вокруг его уникальной методики воспитания подростков не утихают до сих пор. Кто-то считает его гением, а кто-то — жестким человеком, который держал воспитанников в ежовых рукавицах. Как бы там ни было, он сам говорил, что его метод был направлен в первую очередь на трудных и травмированных детей, которым нужно было помочь прийти в себя и найти ориентиры в жизни, а уже потом трансформировался.
Наc в ADME заинтересовали судьба самобытного педагога и те условия, в которых он создал свою методику. Ему удалось сделать так, что из подростков с трудной судьбой вырастали умные и порядочные взрослые, ни один из них не вернулся на преступную дорожку, а некоторые сами стали выдающимися учителями.
Будущего педагога спасли от гибели в юности, но история получила неожиданный поворот
-
Слабенький и болезненный Антоша Макаренко родился в семье железнодорожного рабочего. Семья была интеллигентной, отец Антона любил книги и приучал к чтению сына. Но в детстве Макаренко травили дети из-за неприлично красного носа, который распухал в холода, очков, замкнутости, нелюдимости. И популярности не добавляло то, что он хорошо учился.
-
В юности Макаренко совершил некрасивый поступок. Он увел жену у своего близкого друга, священника. Из-за жесткого буллинга к 17 годам он дошел до крайности — решил свести счеты с жизнью. И от страшного шага его уберег священник, убеждая и разговаривая с ним. А еще посоветовал Антону поговорить с его женой Елизаветой — она считалась душевной и понимающей. Попадья ходила к юному Макаренко, успокаивала его. В итоге она ушла от священника к нему, мальчишке, который был на 8 лет младше нее. Скандал в маленьком городе случился страшный, отец даже выгнал Антона из дома. Но влюбленные остались вместе.
-
Он прожил с неофициальной женой 20 лет (по закону она все равно оставалась супругой священника), но увлекался красавицами и был довольно влюбчив, на что Елизавета смотрела снисходительно.
Хотел стать писателем, но его мечту разбил Максим Горький
-
Юный Макаренко окончил училище и годичные педагогические курсы и сразу стал преподавать детям и подросткам города Крюкова, в котором они с женой продолжали жить. Он работал учителем русского языка, рисования, черчения, но понимал, что его знаний недостаточно для того уровня преподавания, которого ему хочется достичь. Поэтому поступил в Полтавский учительский институт.
-
Но в это же время он чувствует: в нем есть писательский талант. С увлечением пишет небольшие рассказы и один из них решается отослать самому Горькому. Писатель отвечает ему (что было довольно редким событием), но сокрушительно критикует и говорит, что Макаренко никогда не сможет стать писателем.
-
Для Макаренко это было большим ударом, после этого он не писал ничего еще 13 лет. Но подружиться с Горьким ему это не помешало. В дальнейшем он даже назвал в его честь свою школу-колонию, о которой в итоге и написал свою знаменитую книгу «Педагогическая поэма».
Знаменитым педагогом могла бы стать жена Макаренко, но уступила ему место
Кадр из фильма «Педагогическая поэма».
-
Гражданская жена, бывшая попадья, тоже становится учительницей. Курсы, которые она окончила, ценились, она была на хорошем счету. И поэтому именно Елизавете сначала предложили необычную должность директора колонии для беспризорных. После революции таких детей стало особенно много, и советская власть решила взять их под контроль. Но любящая жена уступает эту должность Макаренко.
-
Он берется за дело, и в маленькое село под Полтавой начинают съезжаться подростки с криминальным прошлым. Для педагога стало шоком то, что он увидел. Справиться с ними невозможно, беспризорники ни в грош его не ставят и даже угрожают.
- Пока он придумывает свою систему, дети сами находят себе пропитание в соседних деревнях (берут все, конечно же, без спросу), не собираются учиться, хамят и враждуют.
-
Макаренко решает поделить их на группы, чтобы в каждой был баланс «хороших» и «плохих» детей. Он начинает прививать воспитанникам мысль, что колония — это дом, они здесь полные хозяева, а все, что происходит, зависит только от них. Сломают мебель — никто не починит. Порвут в драке одежду — будут мерзнуть. Не будут выращивать овощи и ухаживать за животными — нечего будет есть.
-
Педагоги — это не враги, а помощники. В коллективе все уважают личность друг друга, и каждый заботится о коллективе. И в общем-то, принципов было всего 4: уважение, ощущение дома, труд и дисциплина. Воспитанник — это не угроза для общества, а его часть. Поэтому они могли общаться с жителями деревни, дружить, устраивать праздники и театральные постановки.
-
Когда коллектив становился более-менее сплоченным, педагог доверял ребятам самоуправление. Дети сами отвечали за ключевые процессы и, только если не справлялись, обращались к педагогам. Это давало им ощущение самостоятельности и помогало личностно расти.
-
Дисциплину поддерживали ежедневные ритуалы: воспитанники приучались не только к гигиене, правилам поведения и организации быта. Они должны были жить так, чтобы чувствовать себя комфортно, но и не нарушать границы других людей.
-
И конечно же, труд был основой системы Макаренко, но только такой труд, при котором четко виден результат. Дети должны были понимать, для чего они это делают: какую конкретную пользу приносят (например, делают ключевые детали машин) и какова мотивация (воспитанники зарабатывали деньги).
- Система начала работать, но сперва с перебоями: однажды у Макаренко случился сильный конфликт с учеником в ответ на хамство. Над ним нависла угроза увольнения, но тут вмешался Горький. С его помощью Макаренко уезжает в другую колонию — под Харьковом, забирает туда большую часть учеников и педагогов. И именно это заведение позже становится хрестоматийным — Макаренко уже четко понимает, какой должна быть «школа жизни».
Он стал известным, но постоянно подвергался критике
Антон Макаренко и театральная труппа коммуны.
-
С харьковской общины началась известность Макаренко как педагога. Его система оформилась, ей стали подражать с одной стороны и сильно критиковать — с другой. Позднее его вообще сместили с должности, а принципы в школе немного поменялись.
-
Но Макаренко продолжает применять свои знания в другой коммуне, где тоже построил систему жизни, обучения, а потом и производства. Бывшие беспризорники делали фотоаппараты «ФЭД».
Кадр из фильма "Педагогическая поэма".
-
С этой фабрикой было связано немало забавных историй. Фотоаппараты «ФЭД» делались по лекалу немецких Leica, но неофициально. Поэтому о новинках узнать было нельзя. Однажды немецкая делегация приехала в коммуну. У одного из делегатов воспитанники заметили фотоаппарат новой модели. И конечно же, ребятам с определенным прошлым было нетрудно утащить его у доверчивого немца. Но плоды воспитания Макаренко не пропали даром: они быстро разобрали новую модель, сделали чертежи конструкции, собрали аппарат и отнесли владельцу. «Это не вы потеряли?» Так появился улучшенный «ФЭД».
-
Воспитанники хорошо зарабатывали, могли путешествовать по всей стране. Правда, после очередного политически мотивированного смещения Макаренко с должности их зарплаты были пересмотрены и уменьшены.
-
Часть идей Макаренко хотели применять, часть считали чуждой тогдашней системе. Поэтому педагог находился в хронической опале и жил под угрозой ареста, как и многие в те времена. К тому же у него была семейная тайна, о которой мало кто знал. Его брат, Виталий Макаренко, был белым офицером, эмигрировал за рубеж. Чтобы не навлекать неприятности на свою семью, Антон не поддерживал связь с братом, но всю жизнь помогал его жене и практически вырастил его дочь. Знаменитая советская актриса Екатерина Васильева — внучка Виталия Макаренко и внучатая племянница Антона.
-
Макаренко работал в Киеве и Москве. Ушел от гражданской супруги, официально женился и усыновил ребенка жены. А скольких детей он «усыновил» с помощью своих коммун, он и сам сбился со счета. А ведь когда-то в детстве, страдая от насмешек, он в сердцах говорил, что рожать детей нельзя, потому что родители сами портят их, ничего не зная о воспитании.
Его имя давно стало по-хорошему нарицательным, и не зря даже сейчас отдельные правила управления командой «по Макаренко» берут на вооружение топ-менеджеры крупных корпораций. А вам близки принципы этого педагога?
Комментарии
Спасибо, найду, посмотрю. А я вчера полезла искать биографию, нашла информацию о книге Леонида Конисевича, описывающей жизнь в коммуне Дзержинского. Хочу найти, скачать.
Почитайте трилогию Фриды Вигдоровой - Это мой дом. Дорога в жизнь. Черниговка. Про воспитанника Макаренко, Семена Карабанова. Не пожалеете, заслуживающая внимания книга.
Спасибо за рекомендацию. Семен, конечно, один из известных воспитанников, вкратце я читала его биографию. Книгу тоже поищу.
Сейчас читаю Конисевича. Мне интересно, взгляд с другой стороны)
не читала, тоже спасибо! поинтересуюсь.
Знала о Макаренко как о великом педагоге, сейчас благодаря автору статьи узнала его как человека. В своё время «Педагогическая поэма» произвела потрясающее впечатление на меня.)
Писателем он все-таки стал. Даже если брать только самые известные книги - "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях" и "Книга для родителей". Отлично написаны, и с точки зрения психологии, и в плане языка, и сюжета. Возможно, сыграло роль детское восприятие, но Горький меня и вполовину так не впечатлил :-)
Я с Вами согласна совершенно! Я когда читала Макаренко, всё время думала, что Горькому то ли вкуса не хватило, то ли он из зависти...Потрясающе же пишет Макаренко - и точно, и богато, и остроумно, и такие у него изумительные речевые находки, что встретишь фразу - залюбуешься, несколько раз перечитаешь. Мне он тоже нравится сильно больше, чем Горький.
Возможно, и разные представления о хорошем в литературе. Известен же казус с Пушкиным, который в последнем своем Современнике написал: в этом № публикуются 2 молодых поэта, "Пупкин" и Тютчев, причем в ПЕРВОМ виден явный талант.
маму мою часто называли его именем))) так как она работала с трудными детьми и к каждому, кто к ней приходил, дети даже часто сами, могла найти подход.
Педагогическую поэму всей семьёй зачитали до дыр , буквально .
Талантливый человек , можно сказать , бесстрашно проводил свою педагогическую политику . Его система и методы воспитания не вполне соответствовали тому времени . Спасибо , что таки дали и поработать , и книги издать .
Это вы от гражданских сожительниц минусов нахватали?
Антон Макаренко- автор "системы воспитания", превратившего советские, а теперь российские детдома, исправительные колонии и воинские части в филиал ада. Суть этой системы- т.н. коллективная ответственность. Проще говоря, за проступок и нарушение одного человека строго наказывается весь коллектив. Так дело "воспитания" от воспитателей переходит к воспитуемым. Подростки в 80х вскрывали себе вены перед этапом, лишь бы не попасть в ту самую чудесную колонию под Харьковым, где террор со стороны актива был абсолютным. Дедовщина, красные зоны, пресхаты в тюрьмах- вот итоги "гения педагогики".
P.S. думаю, фанаты "Педагогической поэмы" и "Флагов..." понимают, по какой причине 20тилетних преступников оставляли в колонии для 14тилетних, спасая от перевода на "взросляк"? Их бы там убили их бывшие "подопечные". Кстати, этот фокус сохранился и современных колониях доя несовершеннолетних: актив имеет право на отсрочку до 20 лет...
Из какого источника у вас эта информация?
Источником могут служить книги самого Макаренко при условии критического осмысления прочитанного. Тот самый актив, проследовавший за ним под Харьков, это здоровенные лбы по 20+ лет, без образования, с криминальным прошлым.
Мой отец 40 лет назад отбывал наказание в том самом Куряже, потом долго меня им пугал!)) Атмосфера ик для несовершеннолетних лучше всего, имхо, описана у Габышева в "Одлян или воздух свободы".
Возможность содержания лиц из числа актива до достижения ими 21 года в колониях для несовершеннолетних прописана в ИТ кодексе и подзаконных актах. В общем порядке при достижении 18 лет всех переводят на "взросляк".
Кстати, термины "пацаны" и "козлы" пришли в арго именно с малолетки. Носить "рога" означало принадлежность к активу, "посшибать рога" значило избиение активиста.
Уточню ещё раз: система АМ не в разделении на касты, классы, группы. Она в максимальном использовании этого разделения для управления проблемными группами, перераспределении функций насилия от наёмных работников к членам этой группы. "Воспитание коллективом"- не уговоры и просвещение, а моральное и физическое давление внутри него на непокорных и проштрафившихся.
Система Макаренко-всего лишь инструмент. Какой будет результат-зависит от того, кто и как будет применять его. Колония Горького в Куряже претерпела значительные изменения сразу после ухода Макаренко, к 80-м от первоначального варианта, полагаю, вообще мало что осталось.
Что касается "20-летних лбов без образования", в колонии получали образование, после уходили на рабфак, дальше в ВУЗы, некоторые воспитанники возвращались воспитателями. А на базе комунны Дзержинского был построен завод.
"Воспитание коллективом"- не уговоры и просвещение. Интересная точка зрения... Сам Макаренко писал об этом, и в статье упомянуто, о том, что сколько написано трудов, а с обычным хулиганом справиться инструментов нет. Если у тебя 10 детей, может, сработают и уговоры, если тебе дают 200 малолетних преступников, я бы посмотрела на ваши уговоры. Что касается просвещения, то учеба в коммуне была обязательным элементом.
Зря полагаете про 80ые...))
Уже отвечал: в Куряже отбывал наказание мой отец, именно в 80ые. За полученную двойку лишали свиданий(они у несовершеннолетних были без ограничений) и передач всё отделение, за неуд в четверти ставилось под сомнение удо бригадира. В бригадирах были вовсе не умницы, а просто физически крепкие парни с низким интеллектом. В основном в актив шли осужлённые по 117ой, изнасилование, не в силу личных качеств, а лишь целью не стать жертвой оуе. Шансы досидеть на малолетке до конца срока были весьма, т.к.мах срок для несовершеннолетних 10 лет, а за изнасилование они получали 5-6 лет мах. По этой же причине, кстати, среди актива практически отсутствовали убийцы, ст 93-94 ук усср; слишком низкий шанс не уйти на "взросляк".
Вообще странно на ресурсе, выбравшем девизом 3 слова, читать подобные опусы. Всё равно что называть ЛП Берия источником научного расцвета советской ядерной физики из-за идеального подбора контингента шаражек...))
Логичнее смотрелся бы Сухомлинский с его утверждением уникальной творческой личности каждого ребёнка и задачи педагога в мах раскрытии её.
Имхо, я всё же не админ сайта!))
Нет, именно не зря полагаю, судя по тому, что вы пишете. В 80-е могли, конечно, нацепить табличку "по системе Макаренко", но это существенно отличалось от того, что описывал сам Макаренко и другие люди в своих воспоминаниях.
Для того, чтобы система работала правильно, видимо, во главе должны стоять заинетересованные люди, то, что Макаренко называл "подвижники". Таких чрезвычайно мало.
в каком году сидел Ваш отец? за изнасилование в 70-80х давали по 15 лет, а за соучастие (видел, слышал, в одном доме находился) 10 лет, как раз с 16 лет. Знаю конкретный случай, обыденность, оказывается, из разных уст разная.
Это не данные, это обыденность. Есть "Записки следователя" следователя прокуратуры Льва Шейнина, а есть "Архипелаг..." сидельца шаражки Солженицына. Есть сериал "Тайны следствия", а есть уголовные дела по пыткам в Татарстане и далее повсюду. Выбирайте сами, в этом и состоит свобода.
Розовые очки
Ой и источника не надо.Книгу не читала , но так и представила это воспитание. Сами подумайте. Трудные подростки с криминальным прошлым. Ой, вот прям разговорами о прекрасном их воспитывали. Как же мне смешно. Если уже в школе , где детки холеные -лелеяные адский ад, то что говорить про всю остальную жизнь.
Да ну нафиг, неудобно это
Мне с фотоаппаратом понравилось, что фотоаппарат вернули - значит воспитание дает плоды. А то, что сделали тайком чертежи (а это тоже кража), так типа ничего такого)))
“.....травили дети из-за неприлично красного носа, который распухал в холода, очков, замкнутости, нелюдимости. “ это был «нелюдимый нос?» или просто - «замкнутый?»
Так в том-то и дело, что предложение построено неправильно, части речи не согласуются. И смысл от этого становится непонятным.
Не сказано, что Макаренко был частью системы детских колоний ОГПУ. Там было много серьезных педагогов, например, Погребинский. Но он и книг не написал, и был репрессирован.
Про "никто не встал на преступный путь" - рапространенный миф. Из таких колоний можно было уйти. Даже в фильме ПП двое трудных уходят (один, правда, вернулся). Доводилось читать, что реальное достижение Макаренко - снижение рецидива с обычных 33% до... 25%.
Метод Макаренко - продукт нэповской "сетевой" идеологии, ленинской фантазии о "цивилизованых кооператорах", ячейках, которые должны будут составить общество будущего. Когда же началась явная регенерация государственности, он пришелся не ко двору (что явно прочитывается в ПП). И считается, что у нас больше "макаренок" не было, хотя и после войны была беспризорщина, и покончили с ней быстро. Но всё было встроено в систему, поэтому такого резонанса это не вызвало.
ужасным, суконным языком написанная статья. она просто понижает уровень любимого ресурса. АДМЕ, пожалуйста, ау! проверяйте своих авторов. ну нельзя так писать! нельзя! жесткий буллинг вам за это!