Филолог рассказала, какой смысл кроется в детских сказках, и детям о нем знать необязательно

Культура
1 год назад

Русские народные сказки нередко вызывают у нас много вопросов, когда мы перечитываем их в сознательном возрасте. Зачем Бабе-яге ступа, для чего Кащею такая сложная схема с уткой, зайцем и яйцом и, в конце концов, откуда почти во всех сказках берется эта злобная мачеха, отсылающая падчерицу в лютый мороз из дому? Хорошо, что есть люди, которые посвятили этим вопросам немалую часть жизни. К примеру, филолог Ульяна Нижинская, которая легко и интересно объясняет недетский смысл детских сказок.

Мы в ADME досконально изучили блог Ульяны и спешим рассказать вам самые интересные факты о популярных сказках.

Почему не смеется царевна Несмеяна

  • Сказку о неулыбчивой царевне знают все. Но развеселить ее трудно вовсе не из-за того, что дама чересчур капризна и избалована или не знает, чего хочет. Причины печали Несмеяны кроются в старых обычаях.

  • Смех всегда имел сакральное значение и огромную ритуальную силу. Считалось, что смех дарит жизнь и тот, кто смеется, жив, а кто не смеется, принадлежит к царству мертвых. Например, в Древней Греции люди смеялись перед своей смертью, чтобы переродиться вновь. Оттуда, кстати, и берет начало выражение «сардонический смех», значение которого сейчас поменялось.

  • Когда-то в древности крестьяне смеялись во время посевных работ, чтобы земля была плодородной. Если же год все равно был неурожайным, для людей это значило, что среди них кто-то не смеялся. Этот кто-то — бог или богиня, которого люди не смогли рассмешить, как ни старались. Получается, что царевна Несмеяна не просто капризная знатная особа, а богиня плодородия, которую люди стараются задобрить и развеселить.

Зачем Бабе-яге ступа

  • В сказках Баба-яга нередко грозится изжарить случайного путника в печи, и неспроста. Раньше в любом селе жила бабка-повитуха, к которой относили недоношенных детей, чтобы она провела особый обряд — «перепекание».

  • Неизменные атрибуты Бабы-яги — это ступа и пест. У древних славян они были своеобразными символами мужского и женского начал. В древности существовал такой обряд: бабка-повитуха приносила на свадьбу ступку и пест (а она, как главная женщина в роду, обязательно присутствовала на всех свадьбах) и начинала толочь воду. Этот ритуал был направлен на счастливую супружескую жизнь и рождение множества детей.

  • Помимо этого, ступа и пест фигурировали в ритуалах народной медицины. Люди считали, что в ступке можно «перетолочь» болезнь. А кому, как не главной деревенской знахарке, этим заниматься? Так и дошел образ бабки со ступой и пестом до наших дней.

Откуда у избушки курьи ноги

  • Избушка на курьих ножках служит домом Бабе-яге отнюдь не просто так. На картине Рериха справа изображена как раз такая избушка — считалось, что финно-угорские племена хоронили своих усопших в таких домовинах над землей. Славяне жили бок о бок с финно-угорскими племенами, и их традиции нашли отражение в сказаниях и легендах.

  • Почему избушка стоит именно на курьих ножках? Строения устанавливались на пни, которые корнями уходили в землю, и внешне напоминали куриные лапы. Но есть и еще одна теория, почему «ноги» избушки так назывались. Вероятно, это пошло от традиции окуривать дымом эти самые пеньки, чтобы в них не заводились жучки.

  • Когда герой былин подходит к обиталищу Бабы-яги, то просит повернуться избушку к лесу задом, а к нему — передом. Для чего? Да просто вход у таких домиков был направлен в сторону леса из-за того, что люди считали, будто усопшие способны оживать по ночам.

Почему русалка сидит на ветвях

  • Более привычная нам русалка с хвостом вместо ног появилась в русском фольклоре только в XIX веке под влиянием западного романтизма, а до этого вполне обычным явлением для жителей Древней Руси была русалка, сидящая на ветвях дерева, в точности как в сказке Пушкина.

  • Сказка Андерсена «Русалочка» на самом деле вовсе не про русалку. В оригинале она называется Den Lille Havfrue, что означает «Маленькая морская дева». А морская дева — это дочь морского царя. В англоязычном бестиарии для определения славянской русалки существует термин rusalka, а для морской девы есть слово mermaid.

  • Славянские русалки не были дочерьми морского царя. По поверьям, русалками становились души людей, умерших не своей смертью, и селились эти духи как раз в дремучем лесу, на ветвях, будто птицы. Встретить русалку можно было и в других местах: в поле или в бане ночью.

  • Люди, кстати, не называли их русалками — это слово использовалось только в книгах. Более привычными уху крестьянина прозваниями для этих дев были шутовка (из-за способности защекотать прохожего до смерти), мертвушка или мавка, кривуха, щекоталка — в зависимости от области проживания.

Для чего Кащею прятать свою смерть

  • Идея о том, что Кащей прячет свою смерть в иголке, не пустая выдумка. В древности существовал обряд: человек, который хотел продлить свою жизнь, приходил к шаману, чтобы тот с помощью заклинаний и песнопений переселил душу человека из его тела в любой посторонний предмет.

  • Примеры такого обряда существуют не только в русском фольклоре, но и в индийских и египетских преданиях. «Двойники» нашего Кащея живут также в итальянских сказках, где злой колдун по имени Тело-без-Души прячет свою погибель в черном яйце. Все эти сказания похожи в одном: если разрушается предмет, в котором заключена душа, человек погибает. И наоборот: если погибает человек, то и вместилищу души приходит конец.

  • Эту древнюю легенду вплела в свои книги и Джоан Роулинг: если помните, душа злодея Волан-де-Морта была спрятана в крестражах, которые нужно было уничтожить, чтобы его победить.

  • Иголка, в которой прячется кащеева смерть, — очень значимый предмет, участвовавший во многих обрядах. Игла могла как защитить своего владельца, так и навести на него порчу — зависело от наложенного на иглу заговора. А чтобы прервать действие порчи, иглу надобно было сломать пополам.

Яйцо как символ перерождения

  • Важную роль в цепочке, ведущей к душе Кащея, играют яйцо и утка. В древности верили, что яйцо в виде солнца весь день плавает в небесном океане, а вечером опускается в подземный мир. Там, влекомое уткой, оно проплывает по подземным водам и к утру возвращается на небо. Таким образом, каждое утро яйцо-солнце возрождалось вновь.

  • Считалось, что подземное солнце освещает душам дорогу в загробный мир. По этой причине при погребальных обрядах к мертвецу клали глиняный сосуд, на дне которого было изображено именно это светило. Такими же знаками часто украшали люльку младенца, чтобы защитить дитя.

  • Связь яйца и солнца укрепилась в ежегодных обрядовых праздниках, когда люди раскрашивали яйца, празднуя возвращение солнца после зимы. Участвовал символ яйца и в погребальных обрядах: в древнеславянских захоронениях находят глиняные расписанные яйца — символ возрождения души.

  • Получается, что и смерть Кащея спрятана в яйце неслучайно, ведь яйцо, которое несет ему погибель, изначально было тем самым солнцем, символом возрождения и победы над зимой. А Кащей — это олицетворение зимы и холода, злой дух Карачун.

Куда летят гуси-лебеди

  • По народным поверьям, гуси-лебеди не просто птицы, а души людей, которые летают по небу между миром живых и миром мертвых. Именно в мир мертвых — «за темные леса, за высокие горы» — они и уносят братца Иванушку.

  • В основе сказки лежит древний обряд инициации (взросления). Такие обряды различались в зависимости от места проживания. Суть одного из них в том, что старший родственник отправлял своих детей в лес, лишая огня и крова (вспомним сказку «Морозко»). Те, кто возвращался, испытание проходили.

  • Аленушка (в некоторых версиях Машенька) испытание прошла. На это указывает то, что в конце сказки она принимает угощения из печки, не кривясь, как в начале, то есть она выросла и набралась уму-разуму, и печь дает ей укрытие.

  • Молочная река в сказке — это не что иное, как Млечный путь. В древности его называли Гусиной дорогой: именно по ней души путешествовали между мирами. Ну а кисель (как мы помним, берега у реки кисельные) — обязательное блюдо на поминках. Эти два факта указывают нам на то, что сестрица действительно попала вслед за братом в загробный мир.

  • В сказке девочке помогает мышка. Она не обычный зверек, а древнеславянский образ предка, который знаком нам и по другим сказкам. Девочка накормила мышку кашей, то есть задобрила дух предка, чтобы он помог ей, ведь каша — важная ритуальная еда, которая у славян подавалась на всех праздниках.

Мачехи и падчерицы в сказках

  • Есть мнение, что сказки, в которых злая мачеха всячески третирует бедную сироту, восходят корнями к тем древним временам, когда широко распространено было многоженство и разные матери могли невзлюбить детей от других жен.

  • Впрочем, источники таких сказок могут быть и другими. Многие из них появились, когда возник запрет на женитьбу на женщинах из своего рода. Брать в жены приходилось девушек из соседних родов, а соседний род — это не просто соседи, а самые настоящие враги. То есть вражда мачехи и падчерицы — это вражда двух женщин разных родов, ведь дочь все равно принадлежала к дому отца.

  • Исходя из этого, считалось, что жена из другого рода даже не может быть хорошей матерью. Вероятно, мачехами называли именно таких матерей, и в сказках их описывали злобными ведьмами. Ведь древний человек очень четко рисовал границу между своим и чужим: все, что к его роду не принадлежало, было для него вражеским.

  • Все свое имущество и все плоды своего труда отец обязательно должен передать дочери. И, в общем-то, теперь понятно, почему мачехи всеми силами пытались извести падчериц, чтобы им ничего не досталось.

Сказки с наивным мышлением

  • Читая детям сказки вроде «Колобка» и «Репки», взрослые задумываются, для чего написана такая на первый взгляд неинтересная история, где нет ни положительных, ни отрицательных героев, и как она вообще дошла до наших дней. А между тем сказка о Колобке известна по всему миру, к примеру в США главный герой там — имбирный человечек.

  • Сказки, где на одно действие «нанизывается» множество других (от дедушки ушел, от бабушки ушел, от волка ушел), называются кумулятивными. Возникли они еще в древности, и на заре своего существования были не сказками, а обрядами.

  • В каменном веке, например, над убитым зверем читали заговор, чтобы его дух не пришел мстить. Охотник говорил: «Это не я тебя убил. Виноват ветер, который разогнал тучи, без туч не стало дождя» и т. д., убеждая дух, что люди неповинны в гибели зверя.

  • Эта традиция перешла и к древним грекам. На праздновании, принося в жертву быка, люди перекладывали вину с одного на другого, по цепочке, пока вина не доходила до топора. Топор и наказывали, топя в море.

  • Таким образом, эти «примитивные» сказки — настоящий реликт, отображающий наивное и простое мышление древнего человека, который старался упорядочить мир вокруг себя, а накопленные знания закреплял с помощью повторения.

Как вам такая сторона сказок? Конечно, мы рассказали не обо всем, но в аккаунте Ульяны есть еще множество интересных фактов о древнеславянском фольклоре.

Комментарии

Уведомления
3 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.

сексуально озабоченный филолог , понятие далеко от подоплёки , сказка лож да в ней намёк добрым молодцам урок, применительно не находите, типа три сестрицы под окном, или русалка на ветвях, или во лбу звезда горит, и многое другое не включая ПЕРО Шарля, в принципе каждый в меру испорченности судит, но всё познаются в сравнении , типа родила богатыря, или лебедь белая плывёт, какой то уебищный писун , всё перевернёт, филолог похоже озабоченный, согласно данной статьи , уже заочно можно садить за педофилию , проверенно яндекс правописание всё правильно

-
3
Ответить
3 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.

Все сведения в соответствии с выдающимися учёными и официальной наукой. Почитайте хотя бы Проппа, это очень интересно.

-
-
Ответить

Ножки у избушки, кстати, не куриные, а курьи! От слова курить/окуривать (покойника).

24
-
Ответить

Чета про мачеху пособрали бреда в кучу. При чем тут многоженство? Какая-то передача имущества. Какие-то чужие-свои...
Умирали женщины в родах очень часто. Прабабушка умерла, оставив двоих детей - сына 4 лет и дочку не старше года. Когда прадеду сватали вторую жену, то про девочку даже не сказали, все равно помрет. А у той своя дочь есть, через пару лет еще одна родилась, уже в новом браке. Зачем ей чужая девочка? Она ее, конечно, сильно не мучила, все же у ребенка и отец был, и старший брат, но и не любила. Часто обделяла в пользу своих дочерей.
Разве сейчас не так? Сколько ситуаций, что женщина, выйдя замуж за разведенного, ничего о его детях от предыдущего брака и знать не хочет. Люди не меняются. Хоть в 21 веке, хоть в первом.

32
1
Ответить
3 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!

Тем более, похоже, и своими детьми не всегдо дорожили. Чего бы их в лес отправлять самих в тайной надежде, что не найдут дорогу назад? Ну найдут, судьба такая. А жрать всем нечего было при натуральном хозяйстве, особенно в неурожайный год. Особенно ранней весной " зимушка надоела, все хлебушки пераела".

2
-
Ответить

В детстве лето я проводила у деда. Он второй раз женился. Только повзрослев я поняла, что его вторая жена хорошая женщина и ничем меня не обделяла, а даже наоборот. А в детстве было какое-то непринятие

9
-
Ответить

Согласна. Особенно логика "они враги - но мы берем их в жены - продолжаем враждовать - все равно хорошей матерью быть не может - имущество отдам дочери".
Возникают вопросы: неужели все соседи прям самые настоящие враги? Зачем впускать врага в свой дом? Почему наследство обязательно дочери, сыновья не рождались? Зачем выходить замуж за вдовца, с перспективой остаться ни с чем? А общие дети куда?

3
-
Ответить
3 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.

Вы в это верите? Люди общинами жили, друг другу помогали, вместе от врагов отбивались.
А что по поводу сыновей? И зачем женщине выходить замуж за вдовца?

3
-
Ответить
3 года назад
Сдаётся место для комментария.

Если сама вдова - можно ещё понять.
А кто посватал, за того и отдали - не соглашусь. Сватам и отказать могли. Да и сначала родители между собой договаривались. И родители, конечно, искали жениха получше да побогаче. Чтобы и им помощь, в случае чего.

-
-
Ответить
3 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.

Люди общинами жили в родо-племенном строе. До того был родовой. Антагонизм "свой - чужой" до сих пор имеет важную роль в обществе и политике, а тогда это был вопрос выживания.

1
-
Ответить

Не соглашусь. Соседняя община - не равно враг.
А больные дети (результат кровосмешения) - тоже вопрос выживания.
Так что с соседями дружили.

1
-
Ответить

То есть, душу нужно переселять во что-то прочное, типа корпуса советской мясорубки (нож от нее я таки поломала)))

14
-
Ответить

О господи, ну ведь АДМИ через раз нас посвящает что нет ни чего более вечного чем чугунная сковорода, а вы о мясорубке)))

12
-
Ответить

сковорода, таки, подвергается регулярной тепловой обработке. А у мясорубки только вторичные механические нагрузки)

1
-
Ответить

если погибает человек, то и вместилищу души приходит конец (C)
А в чем тогда смысл этого упражнения - прятать душу в предмет, если ты всё равно смертен?

18
-
Ответить
3 года назад
Не шумите. Комментарий спит.
3 года назад
Никто. Не должен. Видеть. Этот. Комментарий.

Я бы даже сказала, так шансы смерти увеличиваются, потому что тебе не только за собой, а ещё я за иголкой в яйце следить нужно ? видимо, автор ошибся

7
-
Ответить
3 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.
3 года назад
Комментарий скрылся за пределы галактики.

Ну русалки назывались шутовками не потому что щекотали. А потому что "шутили" (от шут - "черт") - завлекали обманками, мороками в гиблое место.

12
-
Ответить

По сути это был краткий поверхностный пересказ Проппа. Кстати, советую почитать. Лучше всего ночью при небольшом источнике желтого света. Весьма атмосферная книга, хоть и не художественная.

10
-
Ответить
3 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.

Днем эта книга покажется довольно скучной, наверное. Я сама читала ночью, одна, при небольшой настольной лампе. Желтый оттенок света хорошо имитирует свечи, но при этом достаточно яркий, чтобы глаза не болели. При свечах не пробовала, но, думаю, будет совсем аутентично, как в сказке)
В нужном антураже главы про Бабу-Ягу становятся неплохим ужастиком

5
1
Ответить
3 года назад
Это слишком секретные материалы.

цитата: "Все свое имущество и все плоды своего труда отец обязательно должен передать дочери" - это правда или влажные мечты феминистки?

7
-
Ответить

Если у него других детей не было, то правда.
Ну и да, до принятия христианства у славянских женщин, как и скандинавских, было имущественное равенство с мужчинами.

1
1
Ответить
3 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.
3 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.

Вот это да, такой версии ещё не встречала. А ведь лингвист. А почему тогда в одном ряду с луком-самострелом и копьем-самотыком? Я спрашивала у филологов, никто не смог сказать

2
-
Ответить
3 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».

вы не представляете, сколько я всяких версий читала, когда задала вопрос на башорге. Про меч-кладенец, лук-самострел и копьё-самотык (ыыы). Эта версия была, а вот про гладиус - нет

-
-
Ответить
3 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.

А можно варианты разъяснений для детей, если спросят?)) Не эти же "ужастики" им рассказывать))

-
-
Ответить
3 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.

Пересказ "Морфологии волшебной сказки" В. Я. Проппа. Настольной книги филолога.

-
-
Ответить

Ага, повитуха толкла воду в ступе, чтоб много детей было, а знахарка - чтоб излечить от болезни, и это, видать, нихрена не помогало, потому и пошло выражение "воду в ступе толочь", что означает - заниматься бесполезным делом. XDD

-
-
Ответить

что я только что прочитала??? не всех резунов с истфаков повыгоняли? велесова книга нервно курит в сторонке....

-
-
Ответить

Похожее