AdMe
AdMe

Что такое полуденный ужас, который вы, возможно, испытывали на себе, но не понимали, что с вами происходит

Бывало ли у вас такое, что в солнечный летний день вас вдруг охватывает беспричинная тревога? Например, на природе, когда вокруг все должно умиротворять, почему-то гложет мысль, что происходит что-то странное и даже страшное? Или до боли знакомые улицы родного города вдруг кажутся вам чужими, будто вы попали в параллельную реальность? Если да, то вы столкнулись с явлением под названием «полуденный ужас». Этот эффект с удовольствием используют художники и кинематографисты, чтобы вызвать у зрителя чувство тревоги или даже животного страха. Если вы смотрели недавний фильм «Солнцестояние», то вы наверняка понимаете, о чем я.

Меня зовут Полина, и мне довелось испытать подобное состояние. Я расскажу читателям AdMe.ru о своем опыте и попробую разобраться в том, что это было.

Мне было лет 13, я отдыхала на даче у бабушки и дедушки. Около полудня я пошла прогуляться на поляну, расположенную между нашим домом и лесом. Сначала все было как обычно: пели птицы, шелестели листья — в общем, привычные звуки дикой природы. Но в какой-то момент все как будто замерло. Пропал ветер, воцарилась тишина и какая-то неподвижность.

Помните, как в сериале «Зачарованные» одна из сестер останавливала время? Так вот, было ощущение, что кто-то точно так же взмахнул рукой и мир остановился. Или как будто я попала в параллельную реальность, где все вроде бы такое же, как в нашем мире, но только на первый взгляд. Этакая «Коралина в Стране кошмаров», только в полдень. От надвигающейся паники меня спас соседский щенок, который выбежал с лаем на поляну и развеял этот морок.

Когда я рассказала об этом бабушке, она, выросшая в деревне, ответила, что в полдень нельзя выходить из дома и особенно работать — можно встретить Полудницу. Ее бабушка описывала как высокую девушку, которая может и убить за нарушение запрета.

По сути, этот дух — персонификация полудня как опасного для человека пограничного времени суток. И у этого мифологического персонажа есть вполне рациональное объяснение: солнце, находящееся в зените, может стать причиной серьезных проблем со здоровьем.

Польский исследователь Богдан Барановский связывал возникновение мифа о Полуднице с сердечными приступами и смертями, вызванными длительной работой на поле в жаркие дни, а также с чувством удушения и давления на грудь и дурными снами во время полуденного отдыха, в которых крестьянам мог присниться мифический персонаж, известный им из народных поверий.

Есть мнение, что полевая дева, являющаяся в полдень, — это не просто тепловой удар или изнеможение от работы под солнцем, а нечто более сложное, по сути, тот самый полуденный ужас.

«Представление о Полуднице, вероятно, возникло под впечатлением мертвой тишины на полях в жаркий полдень, особенно перед бурей, когда крошечные водовороты ветра поднимают пыль и немедленно исчезают, когда воздух набухает над зерном и беловатое небо грохочет теплом. Одиночество человека в этой ситуации проявляется в персонификации».
Вацлав Рихтер

Полдень — это символическая граница между утренней и вечерней половинами дня. Как и полночь, он считался сакральным временем суток, когда активизируются самые разнообразные мифические существа, как правило довольно опасные. Слово «полудновать» в Южной Сибири и на Белом море значило «жить последние минуты перед смертью» («едва душа в теле полуднует»).

Помните выражение «панический ужас»? Изначально это выражение и означало «полуденный страх», ведь, согласно поверьям древних греков, час, когда солнце находится в зените, — это то время, когда бог Пан отдыхает. И на того, кто посмеет нарушить его сон, он насылал тот самый панический ужас.

О полуденном страхе писали и советские авторы. Философ Леонид Липавский так описывал это состояние: «День стоит в своей высшей точке. Тепло и блаженно, как в ванне. Цветы поражают вас своим ароматом. Как прекрасно, напряженно и свободно они живут! Они как бы отступают, давая вам дорогу, и клонятся назад. Всюду безлюдно, и единственный звук, сопровождающий вас, — это звук собственного работающего внутри сердца. Вдруг предчувствие непоправимого несчастья охватывает вас: время готовится остановиться. День наливается для вас свинцом. Каталепсия времени! Мир стоит перед вами, как сжатая судорогой мышца, как остолбеневший от напряжения зрачок».

Даже детский писатель Виталий Бианки описывал состояние полуденного ужаса: «Тишина, внезапно наступившая, мне казалась таинственной, я... замер... и вслушивался, ждал, что вот в самой этой неподвижности полдня, в самом пространстве, наполненном зноем, с минуты на минуту что-то произойдет и тайна исчезнет».

Попробуем разобраться, почему человек может испытывать неконтролируемый страх, когда солнце находится в зените.

  • Одной из главных причин может быть банальная физиология: нахождение под прямыми солнечными лучами в жару опасно для здоровья, и наш организм таким образом посылает нам сигнал о том, что необходимо искать укрытие.
  • Есть еще одна причина, связанная с физиологией. Многие животные не любят находиться на открытой территории, залитой светом, — у них возникает интуитивное желание укрыться.
  • Кроме того, существует такое природное явление, как марево: теплые испарения от земли и травы создают условия плохой видимости, и форма предметов искажается.
  • Наконец, под прямыми солнечными лучи привычный вид многих вещей (в частности, форма и цвет) может немного измениться. Например, небо в жаркий полдень может показаться плоским и сероватым. В районе экватора, когда солнце находится в зените, тени исчезают. Это явление получило название «лахайнский полдень».

Лахайнский полдень в даунтауне Гонолулу, Гавайи. Здесь в полдень тени практически исчезают.

Пожалуй, наиболее яркое отражение полуденный ужас нашел в живописи. Наверняка каждый из вас встречал картины, на которых вроде бы нет ничего пугающего, но при взгляде на них испытываешь дискомфорт. Например, «Мир Кристины» Эндрю Уайета, где на первый взгляд изображена просто отдыхающая в поле девушка. Однако ее неестественная, изломанная поза и худоба подают нам сигнал тревоги.

Еще один художественный прием — изображать пустынными те места, которые должны быть полны людей: набережные, пляжи, улицы больших городов. Это создает ощущение произошедшей катастрофы. Кстати, нередко человека может застать полуденный ужас именно в городе, когда улицы пусты из-за того, что большинство людей находятся на своих рабочих местах.

Эффект полуденного страха успешно использовали создатели хоррора «Солнцестояние». На протяжении всего фильма зрители видят солнечный свет, что довольно непривычно для этого жанра. И именно этот свет, мирные природные пейзажи, улыбающиеся люди в белых одеждах создают куда более пугающую атмосферу, чем мрачные тона многих других фильмов ужасов.

Пользователи сети отмечают, что пугающим эффектом обладают белые, терракотовые или песочного цвета здания, окруженные безлюдным пространством. В частности, их пугает знаменитая архитектура острова Санторини.

А вы когда-нибудь испытывали полуденный ужас? Расскажите нам о своем опыте.

Фото на превью roola81 / Pikabu
Поделиться этой статьёй