Что не так с современным искусством, которое нередко выглядит абсурдным, а стоит при этом миллионы

Культура
4 года назад

Средняя мировая цена на произведение современного искусства в 2018 году составляла почти $ 70 тыс. К слову, это примерная стоимость нового BMW X5. Однако кто-то за эту же сумму предпочтет, скажем, банан, приклеенный скотчем к стене. Пришла пора разобраться, почему так происходит.

AdMe.ru не раз сталкивался с современными картинами и инсталляциями, которые вызывали лишь недоумение. Оказывается, в таких случаях часто виновато вовсе не отсутствие чувства прекрасного.

Как устроен современный рынок искусства

Жан-Мишель Баския, «Без названия», 1982 год.

Речь пойдет совсем не о мировых шедеврах, знакомых каждому со школы. Их стоимость вполне оправдана культурной и исторической ценностью. Большинство авторов этих работ были признаны лишь посмертно. Сегодня же картина современника может продаваться за баснословные деньги. В 2017 году, например, миллиардер из Японии купил картину, которую вы видите выше, за $ 110,5 млн. Подобные ему частные коллекционеры господствуют на сегодняшнем рынке искусства, в то время как авторитет государственных музеев слабеет.

Влияние частных коллекционеров на рынок трудно переоценить. По логике, цена произведения должна отражать его художественные заслуги и историческую ценность, но только не сегодня. Имя современного художника — бренд. Стоимость его работ зависит уже не от эстетической оценки, а от возможностей его покровителя и доступных ему инструментов пиара и маркетинга. Да, сегодня почти у каждого именитого художника есть «владельцы».

«Когда я полностью наедине с собой, у меня не хватает смелости считать себя художником в великом и древнем смысле этого слова. Джотто, Тициан, Рембрандт, Гойя — великие художники. А я лишь клоун, который понял свое время».

Получается закрытый рынок с нестабильными ценами и богатыми влиятельными игроками, которые готовы покупать ради престижа и статуса. Причем покупаются не только произведения искусства, но и отзывы критиков на них. Поэтому неудивительно появление на таком рынке нечестных участников, использующих мутные схемы. Учитывая, что отследить стороны и точно определить стоимость того или иного товара крайне сложно, это дает возможности для превращения своих нелегальных доходов в легальные.

Темная сторона современного искусства

Главная проблема арт-рынка сегодня — возможность отмывания денег через него с использованием сложных схем. Нельзя просто взять и набрызгать на полотно чем-то, а потом загнуть цену в несколько раз больше годового бюджета какого-нибудь провинциального города. Это вызовет подозрения, поэтому готовятся тщательно. Примерно так:

  1. Нечистый на руку миллионер имеет несколько миллионов, хранящихся на тайном счете в банке другой страны. Пользоваться ими он не может, потому что официально у него их нет. Он идет на ярмарку и приобретает за $ 200 картину, которую некий студент когда-то давно нарисовал в качестве выпускной работы.

  2. Работа появляется в модных журналах, позиционируется как известная в узких кругах ценителей, обрастает слухами, покупаются хвалебные рецензии критиков. Слава растет, а пропорционально ей и цена.

  3. Работа выставляется на аукцион. Кто-то предлагает $ 100 тыс., $ 200 тыс., $ 1 млн... Продано! Солидный дяденька из 3-го ряда, которого туда посадил не кто иной, как сам владелец картины, стал счастливым обладателем произведения искусства. А наш миллионер совершенно легально отмыл свои грязные деньги.

В реальности данная схема, конечно, гораздо более запутанная, и поймать на таких махинациях крайне сложно. Анонимность и расчеты наличными на этом рынке совершенно нормальны. Все осуществляется через лиц, которые занимаются этим постоянно, возможно, даже имеют свою галерею, но тем не менее связаны с нашим миллионером, а то и несколькими такими же.

История одного коллекционера

В 2008 году полицейским удалось разоблачить злостного коллекционера-отмывателя Эдемара Феррейру. Принадлежавшая ему картина Жана-Мишеля Баскии «Ганнибал» (1981 г.) обнаружилась в одном аэропорту. Причем завернутой в сверток с пометкой $ 100, хотя уже на тот момент она стоила по меньшей мере $ 8 млн.

Согласно документам, она была куплена несколькими годами ранее одной неизвестной фирмой за $ 1 млн. Через год Феррейра выкупил ее за $ 5 млн, а после решил вывезти из страны, что и стало ошибкой: Эдемаром всерьез заинтересовались спецслужбы. Большинство подобных преступлений раскрываются именно на границе, так как после покупки судьбу произведения отследить невозможно. Оно исчезает на годы, попадая вовсе не на стену в доме своего счастливого владельца, а на сверхзащищенный склад к другим ценностям, откуда может быть перепродано какому-нибудь анониму.

Феррейра владел банком и скупал за счет него произведения искусства, накопив оных около 12 тыс. штук. В конце концов выяснилось, что банк вообще находится на грани банкротства и официально таких средств не имеет, а коллекция Эдемара вовсе не такая грандиозная. Большинство дорогостоящих произведений в ней обнаружить не удалось: они в таких же «100-долларовых» свертках давно были вывезены за границу. Следователям пришлось искать их в течение 11 лет.

Борьба с махинациями

Кажется, члены правительств многих государств тоже не могут по достоинству оценить некоторые «шедевры», но при этом невеждами себя не считают. А предлагают инициативы, которые призваны повысить прозрачность сделок на арт-рынке. В 2020 году они будут действовать в большинстве стран Европы.

Новые законы ужесточают требования к отчетности на товары, цена которых превышает € 10 тыс. В частности, будут проводиться проверки, выясняющие личность покупателя и источники его доходов. Разумеется, такие правила участникам рынка не по душе. Традиционная секретность всегда была на нем негласным правилом.

Однако на данный момент отсутствует детальный регламент проверок, и никто не понимает, как это будет действовать на практике. Никакие прогнозы пока сделать нельзя, но над прикрытием лазеек для отмывания денег непрестанно работают.

Светлая сторона современного искусства

Такое положение дел в искусстве вовсе не означает его упадок. Также не нужно умалять и таланты тех, чьи работы печально известны участием в махинациях. Виноваты не они, а люди, которые довольно далеки от прекрасного. Но стать популярным художником можно и не ввязываясь в мутные финансовые схемы. Причем у современных творцов возможности поистине грандиозны, а источники вдохновения неиссякаемы. Так, эксцентричный художник Бэнкси стал настоящим символом современного искусства, даже не открывая при этом свою личность.

Сегодня можно получить признание и не имея выдающегося таланта в рисовании, но имея свою идею, способную вызвать у зрителя какие-то чувства. А все потому, что сегодня художник может транслировать их на весь мир, не вставая с рабочего места. Иегуда Девир с женой, например, собрали миллионы поклонников, просто иллюстрируя свою семейную жизнь.

А кто-то творит красоту не только ради искусства, но и ради привлечения внимания к мировым проблемам. Один из них — художник Hula, которому небезразлична экология, и он нашел преданную аудиторию людей тех же интересов.

Несмотря на темные стороны, редакция AdMe.ru обожает искусство, в том числе и современное. И названные сегодня имена — это лишь единицы из множества талантливых людей, про которых мы всегда не прочь написать отдельные статьи.

Как вы относитесь к современному искусству? У вас тоже иногда возникает когнитивный диссонанс от вида той или иной современной картины и ее стоимости?

Комментарии

Уведомления
4 года назад
На этот комментарий прилегла кошка.

Когда на adme пишут личный опыт или свое субъективное мнение, то обычно это указано в статье. Тут не указано, а значит, что собирали отовсюду. Не исключено, что тем постом на пикабу вдохновлялись для этой конкретной части статьи.

5
-
Ответить
4 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».

Собсно, вот эта статья: https://pikabu.ru/story/sovremennoe_iskusstvo_i_legalizatsiya_deneg_7095788

Даже кадр из фильма тот же самый.

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.
4 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
4 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.

Непонятна Ваша агрессия на ровном месте. А информации о том, что я писала достаточно, погуглите, почитайте. Во любом случае, уверена, что Вам следует проверить свои нервы, если на безобидное замечание Вы так нервно и болезненно реагируете))

1
-
Ответить
4 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.

Чем кого-то Бэнкси привлекает? Рисует слабенько, сюжеты примитивны, выходки для привлечения внимания - сомнительны. Те же Смуг Ван, Финтан Мэги или Джорит Агоч неизмеримо выше.

1
3
Ответить
4 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.
4 года назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.

Мне нравится современное искусство, несмотря на все его «темные» стороны. Пусть оно субъективно и неоднозначно – Ван Гог тоже в своё время (да и сейчас) нравился не всем.

Если я чувствую эмоцию, глядя на картину или инсталляцию, – для меня это искусство.

7
1
Ответить
4 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.
4 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.
4 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.
4 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.

Да, созвучие неполное, признаю. Для меня тут совпало только «Ноа» и милота.?

Нет, в размерах вы не совпали совсем. Вы по-прежнему очень стройная.)

4
-
Ответить

я всем рекомендую прочитать "айфак 10" Пелевина - у него много опусов по теме современного искусства и достаточно логично объяснено ценообразование в данной области ( и о экспертном сообществе заодно)

2
-
Ответить
4 года назад
А был ли комментарий?

Я здесь так давно, что помню давишний холивар на тему искусства ))

Разве только современное искусство может быть абсурдным?

"Стул с жиром", Йозеф Бойс, 1964 год. Наслаждайтесь.

И сколько бы мне не говорили о скрытом смысле и вложенных в такие произведения эмоциях и посылах, я, как минимум, их не понимаю.

Комментарий с изображением на AdMe.Media
14
-
Ответить

Со второй половины 20 века – это современное искусство. Знаю это по литературе. Думаю, с живописью и скульптурой тоже так.

Хотя лично я бы отнесла к современному искусству то, которое началось вместе с 20 веком, то есть ещё раньше.

-
-
Ответить

Да, я прочитала. В отношении искусства есть такой термин.

Но, сказать правду, с моей точки зрения-это странно. Само слово "современный" подразумевает текущее время. Поэтому мне кажется разумным считать современным искусство хотя бы 21 века, с начала которого уже прошло 20 лет!

1
-
Ответить

Мне кажется, 20 лет – это слишком маленький срок в масштабах человечества.

Я почему говорю, что вообще считаю современным искусство начала 20 века, потому что модернизм, который тогда и появился, очень сильно влияет на искусство до сих пор.

Но я вас понимаю.) Помню в универе мы говорили преподу: «Какой же Хемингуэй современный писатель? Уже 50 лет прошло с войны». А препод нам сказал: «Он ровесник века, в котором родился, и пока век не кончился, он его современник».

2
-
Ответить

В том и дело, что 20 век кончился.. Но вы правы, все корни-там.

Впрочем, уже появляются новые виды искусства, например, цифровая скульптура.

2
-
Ответить

Вот цифровая скульптура, кстати, – как раз одно из тех видов искусства, которое меня совсем не цепляет. Мне кажется, авторы всех этих объектов, «построенных» в виртуальном пространстве, не учитывают основную особенность скульптуры – материальное воплощение художественного замысла: в бронзе ли, стали, мраморе, дереве. Ведь это то, что отличает скульптуру от других видов искусства – оживление твёрдого материала.) Поэтому я не понимаю, чем виртуальная скульптура отличается от трехмерного рисования, например. Но если найдётся знаток этого вида искусства – с удовольствием послушаю его доводы.)

-
-
Ответить
4 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!
4 года назад
Сдаётся место для комментария.

Да-да, я это понимаю. Так же как и почему современное искусство начинается со второй половины 20 века. В литературе то же самое, я говорила об этом своим студентам.

Но вот лично мне кажется, что современное искусство началось вместе с 20 веком. Потому что влияние того времени чувствуется до сих пор. Хотя, конечно, если копать совсем глубоко, можно и до итальянского кватроченто и древнегреческих трагедий докопать.)

-
-
Ответить
4 года назад
Уборщица тётя Маня случайно стёрла этот комментарий.

«Конец 19 века – конец традиционного общества». Вот поэтому лично для меня современное искусство начинается с начала 20 века.

Про Шилова и Глазунова – это понятно. Я бы ещё Никаса Сафронова добавила бы к ним. И Церетели.

2
-
Ответить
4 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.

Так оно уже тогда вполне деградировало, а начался этот процесс намного раньше.

Эмоции от искусства - ну такое. Много чего вызывает эмоции, даже куча дерьма под кустом в парке, только это плохие эмоции. Чтобы такие эмоции вызывать, много ведь ума не нужно.

Искусство должно вызвать чувство красоты, восхищение, духовный подъём. В этом должна быть его цель, а не просто вызвать хоть какие-то эмоции. А также это отражение души своего создателя. Какая душа, такое и отражение, если искусство уродливое, значит и сам человек, создавший его, такой же моральный урод. Я не могу понять желание некоторых людей искупаться в чужом дерьме, впрочем кому что.

7
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий спрятан в надёжном месте.

Отвратительное искусство наверно тоже искусство. И детские каракули, и недалеко ушедшие до них картины, и когда обезьяна макает зад в краску и садится на холст - это наверно тоже всё искусство.

Просто не всё оно одинаково ценно.

Наверно дальше должен следовать вопрос, а кто же определяет ценность? Ну конечно это субъективно. Если кому-то нравится отпечаток обезьяньего зада, то кто ты такие, чтобы спорить.

Но эти предпочтения прекрасно характеризуют самого этого ценителя.

4
-
Ответить
4 года назад
Это слишком секретные материалы.

У меня искусство вызывает разные эмоции. Когда вижу «синего» Пикассо – очень грустно, гогеновские девушки вызывают восхищение и насыщают красотой, Энди Уорхолл удивляет, а Гойя путает. В общем, не всегда мои эмоции возвышенные, но всегда живые. По-моему, настоящее искусство способно вызывать любые чувства, кроме равнодушия.

1
-
Ответить

Многое способно вызывать любые чувства. Тут я согласна с Александром. Значит, все причислять к настоящему искусству?

2
-
Ответить

Эмм, нет. Например, банан, приклеенный скотчем, лично для меня не искусство. Потому что он не вызвал никаких сильных эмоций у меня и я не увидела в этом никакой мысли. Китч – да. А мысли, концепции – нет.

Впрочем, я слишком дилетант в искусстве, чтобы всерьёз рассуждать о нем. Но я учусь! ) Читаю много книг по искусству, смотрю передачи, пытаюсь понять.

И я не согласна с Александром, что создатель уродливого искусства – сам моральный урод. Искусство рождается не только из красоты и говорит не только о красоте. На мой скромный взгляд, называть уродом человека, создающего не понятное кому-то искусство, все равно что называть винодела, делающего сухое вино, самогонщиком.)

-
-
Ответить

Банан вызвал у меня недоумение. Притом сильное. Тоже чувство ?

В том и дело, что понятие "искусство" такое многогранное. Даже определений его существует множество.. Наверное, каждый выбирает для себя свое, и это нормально)

-
-
Ответить

Говоря об эмоциях, я имела в виду чувства, трогающие душу. И не всегда это восхищение у меня.)

Но, конечно, я согласна с вами в том, что восприятие искусства – субъективная вещь.

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.

Тогда я скажу так: банан в моей личной картине мира совсем не искусство. Я поохала пару раз, повеселилась над офигевшими лицами очевидцев во время его поедания – но и всё. Сейчас вот вспомнила к слову, ок. Но ни пересматривать, ни думать над ним не хочу. А вот та же «Герника» каждый раз у меня вызывает вопросы. Я не люблю эту картину Пикассо, кстати, но я ее помню, думаю над ней, когда ее вижу.

-
-
Ответить
4 года назад
Красиво сказано… но не к месту.

Во всем на свете можно увидеть "образную форму воспроизведения действительности", даже в кучке дерьма. Я выбрала для себя другое определение искусства, но никому не предлагаю разделить со мной мою точку зрения.

-
-
Ответить
4 года назад
Не шумите. Комментарий спит.

С этой хернёй (не могу употребить слово искусство) всё не так! Особенно со "специалистами", которые говорят: "Прекрасная картина. Стоит не менее 10 млн долларов!" Потом оказывается, что подделка. Они: "Ну да, конечно, если приглядеться, то и пару баксов не дал бы". Ещё через месяц подтверждается авторство. Специалисты: "Ну если приглядеться получше - гениально!"

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.
4 года назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.
4 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.
4 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.
4 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?
4 года назад
Комментарий слишком горяч, чтобы его показывать. Берегите руки.
4 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.
4 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
4 года назад
Комментарий закрыт на реставрацию.
4 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.

Искусство -- это то, что представляется искусством некоторой группе людей. Для других оно при этом искусством быть не обязано. Если для некоторой группы людей банан на стене является искусством -- я не возражаю: они имеют право разрабатывать эстетику банана, основывать банановые арт-сообщества, устраивать аукционы, писать диссертации по концепту банана. Обязан ли я считать это значимым искусством в моей собственной эстетической системе координат (на которую я имею такое же право, как и они - на свою)? Очевидно, не обязан. Равно как и они не обязаны считать значимым искусством то, что нравится мне. И все довольны.

.

Две сценки про современное искусство от... кого бы вы думали:

https://www.youtube.com/watch?v=F4h-WHCcmqc

https://www.youtube.com/watch?v=Txsoy97E7Mc

-
-
Ответить

Был в прошлом году в Музеях Ватикана. Там, уже в самом конце, чтобы пройти в Сикстинскую капеллу и Станцы Рафаэля надо было пройти по коридору, слева от которого были залы современного искусства, в том числе Дали, Шагал и т.д. Так вот, в коридоре стояло в очереди с тысячу людей, и лишь человек 5 прошли в эти залы мимоходом посмотреть на это дерьмо. Людей не обманешь, им это не интересно. Всем хотелось посмотреть действительно шедевры, а на современное искусство даже из любопытство не взглянули.

-
-
Ответить
4 года назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.

Босх, Дали и компания понимаемы только после того, как попробовал что-то сильно торкающее. Ну и когда знаешь основы психологии, особенно Юнга. Конкретно доставляет, специально ходил на выставки, где оно было.

А иногда и перфоманс бывает прикольным. Подписан в инсте на чувака, который разными экстравагантными способами шарики лопает. Лютый трешак с налетом шизы, но притягивает.

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий скрылся за пределы галактики.

В Люцифере (сериал) об этой схеме с отмыванием упоминали в сезоне 2, насколько я помню.

-
-
Ответить

"...Главная проблема арт-рынка сегодня — возможность отмывания денег через него с использованием сложных схем...."

Ладно картины, далеко не каждый и не каждый день их видит.

Когда же на конец общество обратит внимание на тот хлам, в виде современного кинематографа, "шоу" программ за последние эдак лет 25???

Вот где денег намыли! Холсты с нелепостью меркнут просто...

-
-
Ответить

Похожее