9 фактов о том, как на самом деле жили барышни в институтах благородных девиц

Культура
1 год назад

В 1764 году по указу Екатерины II в Санкт-Петербурге было создано первое в России женское учебное заведение — Смольный институт благородных девиц. Именно с него началась революционная история женских институтов, которые стали открывать по всей стране. Екатерина II мечтала дать государству «образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества», однако выпускниц этих заведений называли белоручками, кисейными барышнями, совершено инфантильными и оторванными от мира, впечатлительными и наивными. Слово «институтка» стало синонимом экзальтированности, слабости и ограниченности.

Но если узнать, как строилась система образования в таких заведениях, то такой результат не покажется странным. Нас в ADME очень заинтересовало, что же происходило за дверями закрытых пансионов, и мы изучили, что об этом рассказывают историки и вспоминают в мемуарах сами воспитанницы.

1. Ученицы делились на «плохих» и «хороших»

Последние выпускницы Смольного института, Санкт-Петербург, 1917 год.

То, что девушки попадали в институт, не означало, что у них тут же автоматически изменится характер. Не всем подходили жесткие условия, и, конечно, барышни начинали протестовать. Таких «бунтовщиц», пусть даже их бунт заключался всего лишь в выбившейся из прически пряди или громком разговоре, называли мовешками (от французского слова mauvaise — «дурной»). Тех же воспитанниц, которые вели себя правильно, держали идеальную осанку, были вежливыми, называли парфетками (parfaite — «совершенный»).

Имело значение, как ученица зарекомендовала себя сразу, поэтому даже в дурные поступки парфеток верили не сразу, а вот от мовешек всегда подсознательно ожидали плохого и следили за ними более пристально.

2. Преподавателями были незамужние женщины и непривлекательные мужчины

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев.

Чтобы попасть на работу в институт благородных девиц, женщина должна была быть незамужней. Однако этот статус негативно отражался на характере классных дам, ведь в то время одинокая женщина считалась неуспешной и порицалась обществом. Поэтому воспитанницам часто приходилось несладко, так как наказания следовали за малейшие проступки.

Экзаменационная комиссия в Московском Екатерининском институте благородных девиц, 1900-е годы.

А вот мужчин в подобные заведения брали на работу неохотно. Чтобы не вводить в искушение молодых девиц, учитель должен был обязательно быть женатым, пожилым и лучше с каким-либо физическим недостатком или дефектом внешности. Однако это не мешало ученицам обожать их, что было связано со сложившейся институтской традицией обязательно иметь объект поклонения.

3. Потребность в любви и дружбе часто принимала гипертрофированные формы

Внешний мир был закрыт от воспитанниц, развлечений у них было мало, поэтому чтобы пережить яркие эмоции, нужно было обязательно кого-нибудь обожать. Предметом любви могла стать старшая ученица, учитель (только классных дам не особо жаловали, чтобы не быть заподозренными в подхалимаже), священник. Главное, чтобы обожаемый был хоть немного выше в школьной иерархии. Ему дарили подарки, молились за его здоровье, оказывали мелкие услуги. Но добавляли и драмы: «страдая за любовь», могли выпить уксусной воды или съесть мыло, нацарапать инициалы на руке, чтобы быть достойной «высокой личности». При этом любовь была платонической: например, если учитель объявлял, что женится, то ученицы начинали заочно любить и его невесту.

Когда же дело касалось высокопоставленных чиновников, царских особ, иногда посещавших институты, а тем более императора, который приезжал в Смольный, истерия обожания обострялась максимально. Кусочки еды со стола царя собирались, засушивались и хранились как талисман. Если же удавалось раздобыть царский платок, то его разрезали на крошечные лоскутки, чтобы хватило всем, и носили на груди.

4. Физические наказания не применялись, но меры воздействия были унизительными

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на обеде в столовой.

Телесные наказания не применялись к воспитанницам, но провинившаяся должна была почувствовать себя максимально некомфортно. Например, за неряшливость во внешнем виде к платью прикалывали рваный чулок, за сквернословие вешали на шею огромный картонный язык. Еды не лишали открыто, как в мужских заведениях. Однако могли заставить стоять во время обеда. Теоретически можно было поесть и стоя, но редкая ученица могла сделать это и навлечь на себя еще больший гнев. Еда стоя считалась уделом падших женщин, и порядочная девушка вряд ли смогла бы потом «отмолить» свой проступок.

Позором считалось и носить тиковый передник (из грубой матрасной ткани) — его надевали ученицам за крупные провинности.

5. Условия жизни были строгими, а список развлечений ограничен

В реальности «неженкам-институткам» приходилось терпеть совсем нетепличные условия. Температура воздуха в спальнях часто составляла 12–16 °С, и выспаться под тонкими одеялами было очень сложно. Подъем в 6 утра, умывание ледяной водой, молитва, скудный завтрак, уроки, выход в церковь.

Гулять разрешалось строго по расписанию на территории институтов. Воспитанниц Смольного иногда выводили на прогулку в Таврический сад, предварительно закрыв его для других посетителей. Зимой двор института застилался досками, и ходить позволялось только по этим настилам, чтобы не промочить ноги и не принести грязь в помещение. Пронести снег в руке считалось среди учениц смелым поступком, за который вполне можно было получить тиковый передник.

Воспитанницы вели беседы и дневники, а вот интересное чтение было недоступно. Книги только по программе, да и из них удалялись целые куски, которые «могли смутить юные умы». Такие вырезанные фрагменты собирались в отдельную книгу, которую девушки могли купить по окончании института, и мечты о ней не раз становились предметом разговоров. Если же какое-либо запрещенное издание чудом удавалось достать, его прятали как настоящее сокровище.

6. Встречи с родными считались вредными

Встреча воспитанниц с семьями в большом зале института.

Переписка с родными и поездки к ним в разных институтах регламентировались по-своему. Часто воспитанницы не могли отлучаться домой, разрешалось только принимать родственников в стенах института под надзором воспитателей. Все письма проходили строгую цензуру, и обойти ее можно было, только подружившись с горничной и заплатив ей. Считалось, что контроль поможет оградить девушек от вредного влияния внешнего мира. В договорах некоторых институтов было прописано, что родители не могут прервать обучение и забрать ребенка домой без очень веских причин.

Тоска по дому, разговоры о нем и прошлой жизни, друзьях и домашних высмеивались преподавателями и старшими воспитанницами, поэтому сначала новенькие учились скрывать чувства, а потом институт становился их единственной реальностью.

7. Обучение соответствовало уровню не института, а средней школы

В первые годы после создания в институтах была более сильная программа, хотя все равно обучение в них соответствовало программе женской гимназии. Внимание уделялось иностранным языкам и арифметике, истории и географии, физике, архитектуре. Позже программы сместились в сторону «декоративных» умений — пения, танцев, упал уровень преподавания основных дисциплин. От воспитанниц требовали больше соблюдения приличий, чем успеваемости, а чтобы родители не возмущались по поводу того, что зря заплатили деньги, аттестаты выдавали всем.

Ограничению мышления способствовало и то, что в библиотеках часто не было необходимых книг, а учителя строго запрещали задавать вопросы и вступать с ними в какие-либо дискуссии, отстаивать свое мнение.

8. Девушки покидали стены заведения абсолютно неприспособленными к жизни, что породило немало анекдотов

Урок гимнастики в Московском Елизаветинском институте благородных девиц.

После длительного пребывания в пансионе при столкновении с реальным миром девушки испытывали панику. Многих из них нельзя было назвать пышущими здоровьем — сказывались малое количество физических упражнений и довольно ограниченный рацион питания.

За годы учебы ослабевала связь с родными, все казалось чужим и враждебным. Нужно было выполнять элементарные бытовые обязанности: ходить в магазины, расплачиваться со слугами, ориентироваться в городе и так далее.

«Оставалось только сделать инфантильность своей изюминкой: невинно хлопать глазами и говорить трогательным детским голоском. Любители спасти „невинное дитя“ находились».
Елизавета Водовозова. Дневники смолянки. Воспоминания об институтских нравах

9. Но все же среди выпускниц были и сильные личности, ставшие знаменитыми

Так, выпускницы самого известного института благородных девиц — Смольного — известны на весь мир. Среди них первая русская женщина-воздухоплаватель Прасковья Гагарина, разведчица и возлюбленная Максима Горького Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг, знаменитая арфистка Ксения Эрдели, поэтесса-футуристка Нина Хабиас, первая женщина-дипломат Дарья Ливен. Но, возможно, сильными личностями воспитанницы таких заведений становились не благодаря институту, а вопреки.

А что вы думаете о таких правилах воспитания в пансионах благородных девиц?

Комментарии

Уведомления

Интересно, почему в учительницы брали строго незамужних теток? Чему эти синие чулки могут научить хорошему? ))

1
1
Ответить

наверное, чтобы они тоже могли жить в институте, как ученицы. Классные дамы ж круглосуточно девиц караулили

9
-
Ответить
4 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!
4 года назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.

Могли брать ночных воспитательниц из незамужних, а учительниц из замужних. Чтоб учили как правильно мужу угождать ))

6
3
Ответить
4 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.

я тоже совсем не поняла этот момент... с другой стороны, наличие семьи тоже было слишком большой работой для женщины, какое уж тут преподавание 24/7.

-
-
Ответить

"Kняжна Kитти Mещерская жилa в рoскоши. Онa былa aристократка. Вcё у неё было: двoрец, драгoценности, плaтья, рoяль... Она вoспитывалась в пaнсионе для блaгородных дeвиц. Нoсила тугие корсеты — для осанки. Тaкие, что дышaть труднo. Встaвала в шeсть утра и умывaлась лeдяной водой. Шлa с девoчками на мoлитву.

В спaльне было двадцать девочек, у каждой — своя железная кроватка, хлипкая подyушка, тонкое одеяльце; темпeратура — десять градусов. Одежду надо было так слoжить на стульчике, чтобы классная дама видела: чyлки на месте! От холода иные дeвочки пытались в чулочках спать. Их наказывали: остaвляли без обеда. Ну, помолятся и идут зaвтракать: чай и хлеб с маслом. Всё. Кормили мало; если кто тайком что-то съест, нaпример, бутерброд родители принесут — наказывали.

Рoдители раз в неделю навещали. И общались при классной даме с девoчкой. А выходных не было; пели в хоре и молились. И изучали хорoшие манеры: доносить подло. Надо делиться, если разрешили лакoмство получить от мамы с папой. Надо держать осанку и присeдать в реверансе — тренироваться. Дорогое бельё носить — вульгaрно; бельё должно быть просто чистым. А деньги лучше бедным отдать.

Княжнa потом попала в подвалы Лубянки — и преспокойно в тюрьме выжила. А пoтом в войну служила в ПВО, бомбы зажигательные тушила. И eздила с концертами на фронт. И писала военные марши. И была замужeм за лётчиком. И ещё три раза была замужем. И прожила 93 года, без драгоценностей, дворцов, платьев — но с прекрасной осанкой. И с прекрасным аристократическим воспитанием: жаловаться нельзя, доносить нельзя, нужно делиться и при первой возможности — приседать. Тренироваться. Быть бодрым, не ныть и подавать пример другим.

Это и есть настоящее аристократическое воспитание, благодаря ему княжна выжила и всё пережила. И даже её медалью наградили за оборону Москвы. И дали хорошую пенсию, которой Китти делилась. Потому что надо делиться! Так что ребёнка надо баловать, конечно. Но и воспитывать надо. Впереди жизнь; а жизнь редко балует, к сожалению. И иногда выжить позволяет только воспитание... Умение держать осанку"

© Анна Кирьянова

Комментарий с изображением на AdMe.Media
26
3
Ответить

Не все закончившие пансион аристократки смогли выжить после свержения монархии. Скорее наоборот.

16
-
Ответить

тоже читала. да. одна из немногих, которая в казиматах института благородных девиц не угробила здоровье, все равно что тиф пережила - точно что хочешь сдюжит

а ваще в воспоминаниях про парочку институтов пишут, что они были норм, не такие суровые

6
-
Ответить
4 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
4 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.
4 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.
4 года назад
Не шумите. Комментарий спит.
4 года назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.

так, я в поисковике тут вбила её фамилию, истории про поезд нет. не на этом сайте наверное было творение...

зато нашла пару других статей. зачем я их прочитала....аааа....

2
-
Ответить
4 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
4 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
4 года назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.
4 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.
4 года назад
Этот комментарий спрятан в надёжном месте.
4 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.
4 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.
4 года назад
А был ли комментарий?
4 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».
4 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.
4 года назад
Красиво сказано… но не к месту.
4 года назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.
4 года назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.
4 года назад
Это слишком секретные материалы.
4 года назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.
4 года назад
Комментарий скрылся за пределы галактики.
4 года назад
Комментарий был не про авокадо. Пришлось удалить.
4 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
4 года назад
Сдаётся место для комментария.
4 года назад
Комментарий слишком горяч, чтобы его показывать. Берегите руки.
4 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.
4 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.
4 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.
4 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.
4 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?
4 года назад
Никто. Не должен. Видеть. Этот. Комментарий.
4 года назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.
4 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.
4 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.
4 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.
4 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.
4 года назад
На этот комментарий прилегла кошка.
4 года назад
Уборщица тётя Маня случайно стёрла этот комментарий.

Да не в образовании было дело. В престиже. И поверхностная образованность тогда не считалась социнвалидностью. Впрочем, как и сейчас. (Ведь не факт, что олигархи отсылают детей учиться в Англию именно ради образования.)

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий съел енот.
4 года назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.
4 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.
4 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.
4 года назад
Это слишком личное, не можем показать.

Все как в той ужасной школе из романа "Джен Эйр". Только там была самая дешевая школа для бедных девочек, а тут, получается, для самых благородных ничуть не лучше.

-
-
Ответить

Очень понравился фильм о подобном пансионе "Трещины" с Евой Грин.

-
-
Ответить
4 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.
4 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.

Все смешали в кучу без какого-либо хронологического указания... Дырявые чулки, запреты на вопросы учителям - все это было в первое время, затем институты и способы преподавания менялись вместе с людьми. И вопросы уже можно было задавать, и чулки не приклеивали.

Институт для некоторых семей - к примеру, небогатых дворян (в институтах попроще Смольного), был хорошей возможностью дать дочери образование. Многие из выпускниц затем могли поступить на работу - гувернанткой, учительницей, или сейчас сказали бы "репетитором", и зарабатывать себе и даже семье на жизнь. Хотя работать, разумеется, собирались не все, многие просто возвращались под родительский кров в светскую жизнь, выходили замуж и т.д.

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.
4 года назад
Комментарий закрыт на реставрацию.
4 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!

А вы обратили внимание что там повсюду электричество как рассказывает Павел Лобанов?!!!

-
-
Ответить

Интересная статья, положению женщин в царской России безусловно не позавидуешь. Недавно тоже прочитала статью о положение женщин в борделях https://www.legendapress.ru/special-investigation/bordeli/

-
-
Ответить

Моя прабабушка закончила Смольный в 1917-м, на фото в статье ее, правда, нет. Видимо, другой выпуск, а почти все фото она уничтожила в целях самосохранения. После революции ей очень пригодилось образование, знание двух языков, она преподавала. Пережила всю блокаду, спасала осиротевших детей (помимо собственной дочери, моей бабушки), тушила зажигалки на крыше... Кремень, а не женщина была. Помог ли Смольный или помешал чему-то - сложно теперь сказать. Я склоняюсь к первому варианту.

-
-
Ответить

Моя бабушка тоже в войну дежурила на крышах, тушила бомбы. А еще их отправляли лес рубить зимой по пояс в снегу.

-
-
Ответить

Не уверен, что статья полно охватывает тему.

Была у меня весьма пожилая знакомая, рожденнаяя в мезальянсе. Отец числился в крестьянах; на самом деле был сыном писаря. Ничего по жизни не умел, был, что называется "сто рублей убытку". А мать была аристократкой и... умела всё: и дров наколоть, и даже проводку починить! Это так ее научили в институте!

-
-
Ответить

Похожее