8 причин, почему отличник в школе — не отличник в жизни

Культура
1 год назад

Любого родителя радуют достижения ребенка. Приятно, когда сын или дочь прекрасно справляется с заданиями в школе и регулярно получает одобрение учителей. Некоторые родители к этому привыкают. А другим кажется, что быть отличником — прямая обязанность ребенка. Они продолжают давить, даже когда он теряет интерес к какому-то предмету.

Но так ли хорошо получать одни пятерки и прилежно зубрить уроки?

Мы в ADME составили список пояснений, почему быть отличником в школе не равно быть успешным в жизни. И нашли причины, по которым требование от ребенка одних пятерок может привести к весьма удручающим последствиям.

1. Испортит здоровье

Если ребенок успевает хорошо учиться, заниматься спортом и общаться со сверстниками, значит, все отлично. Но в реальном мире многие дети испытывают большие нагрузки. Довольно редко работа ребенка ограничивается одной школой. Часто родители добавляют к этому уроки музыки, английского и другие дополнительные кружки. Плюс обязанности по дому.

В попытке вырастить из наследника гения родители не учитывают возможностей его организма. Часто равнодушно относятся к физическим нагрузкам, если только ребенок сам не проявляет к ним интереса. Видимо, поэтому все больше детей в мире страдает лишним весом, а свободное время проводит за компьютером, чтобы отключиться от реальности. Однако физическое и психическое здоровье ребенка важны так же, как и интеллект: их необходимо развивать и защищать, чтобы вырастить полноценную личность.

2. Не научится правильно расставлять приоритеты

Что важнее: получить пятерки по всем предметам в четверти или разбавить оценки четверками, но подготовиться к важной конференции, которая поможет поступить в вуз? Ответ, казалось бы, очевиден. Но только не для тех, кто привык учиться на отлично. В старшей школе таким детям по-прежнему важнее получать одобрение учителей и родителей, чем выбирать то, что поможет им состояться во взрослой жизни.

Хорошие оценки — это хорошо. Но важнее научить ребенка не механически зубрить материал, а ориентироваться в реальной жизни и определять, что на самом деле будет для него полезно.

3. Не научится самостоятельно мотивировать себя

Может показаться, что отличники — это самые мотивированные дети. Но это не всегда так. У многих с ранних лет, из-за давления родителей, закрепился навык хорошо учиться и вовремя выполнять домашнюю работу. В старшей школе такие дети продолжают прилежно учиться, но избегают других занятий, где нужно самостоятельно себя контролировать. Других мотивирует страх перед наказанием или разочарованием родителей, и именно это заставляет их усердно учиться.

Взрослому человеку приходится самостоятельно себя хвалить, подбадривать и заставлять. У тех, кто в детстве не привык делать что-либо без внешнего давления, есть риск довольно быстро превратиться из отличника в неудачника.

4. Не разовьет социальные навыки

В подростковых фильмах отличников избегают и дразнят, а они не могут постоять за себя. И этот стереотип, к сожалению, не всегда далек от истины. Знания не заменят общения. Можно сколько угодно говорить себе, что ваш ребенок особенный и не ровня невоспитанным одноклассникам. Или думать, что он пойдет в вуз — и все изменится. Но социальные навыки не появляются из ниоткуда. Их, как и другие, надо развивать. Иначе в конце концов умный ребенок будет завидовать обаятельному однокласснику-троечнику, который легко общается с девочками и нравится учителям так, что они завышают ему оценки.

Ко взрослому возрасту человеку важно научиться заводить связи и легко общаться с другими. Не стоит изолировать ребенка от сверстников ради хороших оценок.

5. Привыкнет оценивать себя и других по внешним достижениям

Дети недолюбливают отличников еще и потому, что они считают себя лучше других. Но упрекать в этом ребенка сложно: с ранних лет он привыкает думать, что хорошие оценки делают хорошим и его, а плохие — наоборот.

Такая логика не только помешает завести друзей, но и может испортить взрослую жизнь. Ведь если оценивать себя только по достижениям, любая неудача будет превращать из победителя в лузера. Важно воспитать в ребенке безусловную ценность себя и других, чтобы он понимал, что оценки, да и другие внешние достижения тоже, не определяют ни его личность, ни личность окружающих.

6. Будет избегать неудач

Всем рано или поздно приходится столкнуться с провалом. И лучше, если это произойдет рано. Тогда ребенок научится справляться с неприятными эмоциями и двигаться дальше. Если же он привыкнет к мысли, что все должно даваться легко, во взрослой жизни, скорее всего, неудач он будет избегать и бояться.

Для людей, которые привыкли оценивать свои способности как врожденные, провал — это сигнал о том, что они не так уж умны и талантливы. Те, кто понимает, что способности развиваются, относятся к неудачам как к урокам и неизбежным ошибкам на пути к совершенствованию. Проще говоря, ребенку полезнее получить тройку, исправить ее и вынести из этого урок, чем отчаянно зубрить и трястись от ужаса, что он ее получит.

7. Не научится мыслить креативно

Высокие оценки — во многом результат хорошей памяти и усидчивости. Но взрослая жизнь не дает готовых решений и не выставляет баллы за результаты теста. Ребенку придется столкнуться со сложными этическими вопросами, регулярно делать выбор в ситуациях, где нет однозначно правильного решения, самостоятельно анализировать данные и делать выводы на их основе.

Фантазия, мышление и логика гораздо полезнее в жизни, чем умение вызубрить за вечер два параграфа. Стоит сосредоточиться на развитии у ребенка этих навыков, а не на получении идеальных оценок.

8. Не научится отстаивать свою точку зрения

Если сын или дочка усердно зубрит, ответственно выполняет задания и покорно следует всем вашим указаниям, не стоит радоваться покладистости и послушанию.

Дети готовы днями играть в футбол, запоем читать книги по истории или фантастику. И это нормально — отстаивать свои интересы и стараться избегать того, чего делать не хочется. Если ребенка не интересует ничего, кроме хороших оценок, он старается выполнять все требования взрослых и боится возражать — дело плохо. Покорность и слабый характер — не лучшие черты для взрослой жизни. Лучше предоставить ребенку хотя бы минимальную свободу и ответственность в принятии решений, в том числе и в учебе. Это разовьет самостоятельность и облегчит дальнейшую жизнь.

Учиться на отлично, конечно, неплохо. Но нет ничего страшного и в том, чтобы иметь средние оценки. В конце концов, успех в жизни определяет не школьный аттестат. А как оценки в школе повлияли на вашу дальнейшую жизнь?

Комментарии

Уведомления

статья , наверное, про то, что не надо требовать от ребенка быть первым во всем. а читается так, как если ты учился на пять в школе - ты лузер, да еще и без фантазии. не верю.

9
3
Ответить

Статья выглядит как оправдание для троечников, хотя наверняка задумывалась иначе)))

10
3
Ответить

Именно так и задумывалась. В пятом пункте чуть ли не напрямую говорить, что если человек достиг успехов в чём-либо, то его нужно гнобить и унижать, чтобы принизить его успехи и не дать своей самооценке упасть на дно. А если уж вы попали на место такого человека, то вы сами виноваты, что одноклассники дискредитируют получаемые вами оценки. Вчитайтесь повнимательнее в текст пятого пункта.

2
1
Ответить

И все бы это было хорошо, если бы детей действительно не оценивали по их оценкам в школе и университете. Не знаю, как сейчас в России, но в Европе меня что при поступлении в ВУЗ попросили выслать все предыдущие оценки и оценивали средний балл, что при поиске первой работы - каждый работодатель спрашивал диплом со всеми оценками, начиная с первого курса. А у некоторых работодателей уже в описании вакансии стояло: средний балл не меньше 8 из 10. Так что мы можем сколько угодно воспитывать личности, но система все еще заточена под оценки.

9
1
Ответить

я считаю, что оценки, особенно полученные в высшей школе, являются неплохим показателем собственной мотивации, интереса к своему делу, трудолюбия и т.п.
со мной учатся люди, которым все равно - и это стабильное "троечки хватит"
и люди, которые влюблены в свое дело, которые не перестают доказывать себе и окружающим, что они могут больше.

3
1
Ответить

Я сама всю жизнь отличница, так что мне сложно сказать, есть ли мотивация у троечников или у них реально не получается. Я верю, что у очень креативного человека может не получаться математика, и он потом будет писать книги или рисовать картины, а уравнения ему никогда не понадобятся. И в этом случае может действительно не стоит его оценивать по знаниям математики. Не нужно оценивать рыбу по ее умению лазать по деревьям. Но тут есть наши идеалистические пожелания, а есть реальность. В реальности детей и начинающих специалистов все еще оценивают по их оценкам. И с плохим общим баллом можно не попасть в хороший университет, или не получить грант, или хорошую первую работу.

10
1
Ответить

мне кажется, в России уже отходят эти обычаи. Может на каких-то спецефических должностях спросят диплом, оценки. Все последние места где я была на собеседованиях даже не спрашивают про образование, ну стоит там что-то в резюме и ладно) а тем более смотреть диплом и оценки.

3
-
Ответить

Да, про Россию я не знаю. И еще: у людей с опытом тут тоже не спрашивают. Спрашивают у тех, у кого это первая-вторая работа по специальности, пару лет после окончания универа. У человека с 10-летним опытом все по резюме понятно :)

1
-
Ответить

Я закончила в Европе университет и меня ни разу не спросили про мои оценки, ни при первой, ни при последующих работах. Но возможно дело было в том, что у меня гуманитарная специальность. Работодателям важно было знать, что я хорошо владею иностранными языками и они это проверили на собеседовании.

1
-
Ответить

Если человек умный, он будет учиться хорошо без всяких зубрежек, и свободное время будет для всего остального.
Основная мысль, что человека надо "прокачивать" с детства по всем параметрам и это верно, а оценки тут особо не при чем

4
-
Ответить

Потенциальных гениев среди масс просто не может быть много, а все, кто далеко от такого "титула", банально не могут противостоять давлению социума. Условный троечник Вася может просто спародировать смешным голосом аргумент отличника Пети, чтобы "опровергнуть" его. И окружение поверит. То есть Петя должен либо зарыть свой талант под землю, либо быть изгоем. Так это и работает.

-
-
Ответить

Ни то, и ни другое.
Конфликтные ситуации возникают, их нужно уметь правильно решать. И научить этому ребенка, если он сам не может.
Я говорю по своему опыту. Не гений, но ботан. Мозги закапывать не пришлось, и компания приятелей всегда была.

1
-
Ответить

Не смотрите на троечников свысока и иногда давайте им списывать...Может быть потом они примут вас к себе на работу...

1
3
Ответить

Не знаю, не знаю... У нас в классе выделялось две группы отличников: зубрилы и нормальные. Зубрилы - это те, которые описаны в статье. А нормальные - это те, кто знал, где можно списать, вовремя вызывался к доске, получал оценки, участвуя в многочисленных проектах. Знал, когда нужно вызубрить, а когда не нужно и заморачиваться по поводу дз. Часто гуляли, всегда были за любой кипиш. Помогали с уроками. Причем не просто давали списать, но и с радостью объясняли тему. Необыкновенно талантливые, позитивные люди. Так что, не тащите всех под одну гребенку.

3
-
Ответить

Согласна, всех нельзя, как и троечников. У нас в классе отличники это хорошие специалисты, они стали врачами, банковскими сотрудниками, менеджеры, переводчики и т.д. Троечники некоторые снаркоманились, а другие наоборот, одна девочка дизайнер одежды(местная знаменитость) у второго своя фирма(крутая), еще один на заработках за границей (квартира-машина, жена красавица). У всех разные судьбы, есть и девочки-отличницы которые вышли замуж и в карьере особо не продвинулись. Я считаю что оценки не главное, главное - смекалка)))

4
1
Ответить
5 лет назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.
4 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?

«У тех, кто в детстве не привык делать что-либо без внешнего давления, есть риск довольно быстро превратиться из отличника в неудачника». Ага, а об отличниках, которых никто не заставлял и не подгонял, авторы Adme не слышали? Троечники - как раз те, кто либо ничего не делал, либо делал из-под палки, они к этому привыкают и потом в работе такие же.

«Дети недолюбливают отличников еще и потому, что они считают себя лучше других». Они и есть лучше – в смысле интеллекта и усидчивости. Что мешало другим не завидовать, а следовать их примеру? Интеллект тоже можно и нужно развивать.

«Если же он привыкнет к мысли, что все должно даваться легко…» Это где это отличникам все давалось легко? Задачки, наверно, сами решались, да?

«Фантазия, мышление и логика гораздо полезнее в жизни, чем умение вызубрить за вечер два параграфа». Отличник – не тот, кто просто «вызубрил за вечер два параграфа». Такой и получит только одну «5-ку». Фантазия, мышление и логика как раз таки неизменные спутники отличников.

--

Короче, статью писал бывший троечник, у которого комплекс неполноценности перед бывшими одноклассниками и одногруппниками отличниками так и не прошел.

3
-
Ответить

Похожее