25+ фактов о Майе Плисецкой, которая почти 70 лет танцевала на пуантах

Культура
1 год назад

Грациозная, смелая, непокорная, она очаровывала даже тех, кто вовсе не разбирался в балете. Такова сила гения. Такова сила Майи Михайловны Плисецкой — величайшей балерины современности, которая даже в 75 лет продолжала выходить на сцену и дарить зрителям магическую красоту танца.

Мы в ADME преклоняемся перед талантом Майи Михайловны и хотим вспомнить наиболее любопытные факты из ее биографии. А в конце статьи вас ждет бонус — 10 хлестких цитат легендарной балерины о жизни, любви и, конечно, искусстве.

  • Майя Плисецкая родилась в Москве. Официальным днем рождения балерины считается 20 ноября 1925 года. Однако, по словам дяди Майи Михайловны, будущая звезда балета родилась вечером 19 ноября: "20 ноября страна широко отмечала 50-летний юбилей Михаила Ивановича Калинина – всесоюзного старосты <...> или, по-теперешнему, президента страны. И было довольно естественно, что Миша (отец балерины — прим. ADME) захотел и сумел записать день рождения дочери 20 ноября".

  • Мать балерины, Рахиль Мессерер, была киноактрисой и играла в немых фильмах. Отец, Михаил Плисецкий, служил дипломатом в Комиссариате иностранных дел и внешней торговли.

  • Майя была старшей из 3 детей. Оба младших брата артистки, Александр и Азарий, стали балетмейстерами.

Рахиль Мессерер, мать Майи Плисецкой.

  • В 1932 году Михаила Плисецкого назначили генеральным консулом СССР и начальником угольных шахт предприятия «Арктикуголь» и отправили на норвежский остров Шпицберген. Туда Плисецкие отправились всей семьей: отец, мать, Майя и ее 8-месячный брат. Именно в этом суровом снежном краю Майя Плисецкая впервые дебютировала на сцене — сыграла крохотную роль в балетной постановке Александра Даргомыжского «Русалка». С тех пор балет навсегда завладел сердцем будущей танцовщицы.

  • Спустя 5 лет в дом Плисецких постучалось горе: сначала забрали отца, затем мать вместе с грудным Азарием выслали в Казахстан.

  • Чтобы старших детей не отдали в детский дом, их удочерили родственники по материнской линии. Александра забрал к себе дядя Асаф Мессерер, Майю — тетя Суламифь Мессерер.

Майя Плисецкая в детстве.

  • Тетя Суламифь Мессерер была солисткой Большого театра и сыграла значительную роль в становлении Майи как артистки балета. Именно она отвела девочку в хореографическое училище, когда той было 7 лет и 8 месяцев. Несмотря на то что Плисецкая сразу понравилась членам приемной комиссии, они не сразу решились взять ее — согласно школьным правилам, детей принимали только с 8 лет. Но Суламифь Мессерер смогла убедить преподавателей зачислить девочку на курс.

  • Тетя растила Майю как родную дочь, делала все, чтобы та ни в чем не нуждалась. Именно Суламифь подготовила для Плисецкой знаменитого «Умирающего лебедя» и придумала выход спиной к публике, который помог продемонстрировать красоту и изящество рук начинающей балерины.

Майя Плисецкая в 26 лет.

  • В Москву мать Майи вернулась только за 2 месяца до начала Великой Отечественной войны. Вскоре семью Плисецких эвакуировали в Свердловск (сегодня Екатеринбург).

  • В эвакуации у Майи не было возможности заниматься у балетного станка. Испугавшись, что на этом с мечтой о театре можно будет попрощаться, Майя решилась на отчаянный шаг: без согласия матери отправилась в Москву. К счастью, удача улыбнулась будущей балерине: в столицу она добралась целой и невредимой. Там она с особым рвением возобновила занятия.

  • В 1943 году Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, в котором служила более 45 лет, вплоть до 1990 года.

  • Звездой она стала не сразу. Хотя дядя Плисецкой руководил театром, главных ролей он ей не давал, считая, что продвигать племянницу по карьерной лестнице неприлично. Зарплата у Плисецкой была минимальная.

  • Когда Майя впервые увидела свою фамилию напротив небольшой роли одной из 8 нимф в опере «Иван Сусанин», она была возмущена. «Я раньше не танцевала в кордебалете!» — заявила балерина родному дяде. «Теперь будешь,» — отрезал тот.

  • Успех к Плисецкой пришел после спектакля «Шопениана». «Я намеренно старалась в пике каждого прыжка на мгновение задержаться в воздухе, что вызывало у аудитории энтузиазм. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов. Я и сама не предполагала, что этот маленький трюк придется так по душе зрительному залу», — вспоминала в мемуарах Майя Михайловна.

  • Именно на этом спектакле Плисецкую впервые заметила знаменитый педагог Агриппина Яковлевна Ваганова, работа с которой перевернула все представления балерины о технике и законах танца.

  • Вскоре Плисецкой стали давать сольные роли. Балерина блистательно исполняла главные партии в таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Конек-горбунок», «Шурале», «Спящая красавица», «Дон Кихот».

  • Балерина много гастролировала по стране, но лишь в 1953 году ее вместе с другими артистами Большого театра отправили в 2-месячную поездку в Индию.

  • Однажды, когда большая часть труппы отправилась в Лондон, а Плисецкая осталась в Москве, она решила поставить «Лебединое озеро», в котором впервые выступила балетмейстером и хореографом одновременно. «Что было в конце актов и после последнего закрытия занавеса — описать невозможно. Шквал. Шторм. Извержение Везувия», — вспоминала потом Плисецкая.

  • В 1960 году Майя Михайловна стала прима-балериной Большого театра.

  • Чтобы пуанты сидели крепче, перед каждым классом и выходом на сцену балерина заливала в пятки балетных туфель теплую воду.

  • Майя Плисецкая выходила замуж дважды. Первый брак с солистом балета Марисом Лиепой продлился всего 3 месяца.

  • В 1958 году Майя Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Супруги прожили вместе 57 лет.

  • Впервые Щедрин и Плисецкая встретились в 1955 году на вечеринке у Лили Брик. «Какая-то искра обоюдного интереса пробежала между нами, но тут же затухла», — вспоминала о той встрече Плисецкая. Только спустя 3 года между ними вспыхнул головокружительный роман длиной в жизнь.

  • В 1967 году Родион Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровщика, сделал знаменитую аранжировку к балету «Кармен-сюита», который надолго стал визитной карточкой балерины.

  • У Майи Михайловны было крайне занятное и необычное хобби: она коллекционировала курьезные фамилии. Найдя очередной «шедевр» в какой-нибудь газете, балерина вырезала его и пополняла свою коллекцию. Особенно гордилась она такими перлами, как Денис Непейпиво и Дамочкин-Визжачих.

  • Балерина обожала питательные кремы для лица. Ей нравилось сидеть на кухне, густо ими намазавшись, и раскладывать пасьянсы.

Майя Плисецкая во время репетиции в Театре Колон, Аргентина. Балерине 51 год.

  • Плисецкая писала правой рукой, хотя все остальное делала левой. Писать левой рукой она могла лишь зеркально, в противоположном направлении.

  • Балерина была ярой футбольной болельщицей и всю жизнь болела за ЦСКА.

  • В 1990 году Майю Плисецкую в возрасте 65 лет попросили уйти из Большого театра и отправили приму на пенсию. Но это событие не заставило артистку оставить сцену — с выступлениями она объездила почти весь мир, работала в Италии, Испании, Франции, Японии.

  • После распада СССР Плисецкая вместе с мужем уехала из страны и в 1991 году получила гражданство Литвы, хотя большую часть времени проводила в Мюнхене (там у Щедрина была работа). Родиной балерина по-прежнему считала Россию и часто сюда приезжала.

  • В 1994 году артистка опубликовала автобиографическую книгу «Я, Майя Плисецкая», в которой откровенно рассказала о значимых событиях в своей жизни.

  • В 2000 году, в день своего 75-летия, Плисецкая все еще танцевала. На сцене Большого театра балерина исполнила номер «Аве, Майя», который специально для нее создал французский балетмейстер Морис Бежар.

  • В ноябре 2015 года в Большом театре планировали провести юбилейный концерт в честь 90-летия балерины. Но, к сожалению, до своего юбилея Майя Плисецкая не дожила: она скончалась от инфаркта 2 мая 2015 года. Балерина завещала воссоединить свой прах с прахом мужа, Родиона Щедрина, после его смерти и развеять его над Россией.

Бонус: цитаты Майи Плисецкой

  • «Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок неба».

  • «В искусстве не важно что. Самое важное — как. Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало. Тогда это настоящее, иначе никак».

  • «От морщин никуда не деться. Но молодящийся старичок или старушка — это смешно. Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожены они или нет — это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно, ухожено оно или запущено».

  • «Если рядом есть человек, делящий твое горе и радость пополам, жизнь становится улыбчивее».

  • «Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте... До последнего мига боритесь. Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба».

Расскажите, за что вы любите Майю Плисецкую?

Фото на превью Wikimedia Commons

Комментарии

Уведомления

Уважаемый автор, вы хотя бы эту автобиографию Плисецкой читали? Она терпеть не могла свою тетю Суламифь за ее отвратительный характер, жадность и подлость! И к знаменитому "Лебедю" тетя не имеет никакого отношения!
Почему не написали, что ее отец был репрессирован и за что? За то, что дядя Майи (брат то ли отца, то ли матери - не помню) когда-то эмигрировал в США и впоследствии занял там видный пост в кабинете правительства. Именно за это мать Майи репрессировали тоже, а саму балерину в период расцвета ее карьеры не выпускали за рубеж, ибо она была в "неблагонадежных" из-за родства с американцем. Сама Майя Михайловна узнала об это факте уже будучи взрослой.
И муж ее был не оркестровщиком, а гениальным композитором!
А почти все костюмы для балерины (и для "Кармен-сюиты", и для "Анны Карениной", и для других, как и повседневный гардероб) для нее шил знаменитый модельер Пьер Карден, который считал ее своей музой.

Автор, вы бы, действительно, хоть матчасть (автобиографию или воспоминания коллег и современников) подучили, а не хватали факты где ни попадя...

-
-
Ответить

Я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Это ее цитата?

-
-
Ответить

Плисецкая гениальная. Могу сравнить по гениальности только с Екатериной Максимовой, но, все-таки, они разного плана: Максимова порхала, а Плисецкая парила и царила

-
-
Ответить

Похожее