Увы, я разлюбила балет. Музыка нравится, но смотреть на этих измученных на вид скелетонов сердце кровью обливается... Дёрнул же меня чёрт на тот балет подзорную трубу взять...
18 фактов, доказывающих, что артист балета — одна из самых суровых профессий в мире
До 1681 года в балете танцевали только мужчины. Именно благодаря им появились выворотные положения ног и позиции рук, которые изначально использовались в фехтовании. Казалось бы, неудобный разворот стоп позволял сражающемуся легко поворачиваться в любую сторону.
Тем не менее в наши дни все еще существует стереотип, что балет - это скорее женское занятие. Мы в ADME решили проверить, насколько справедливо это мнение, и обнаружили море интересного.
- Мужчина, танцующий в балете, называется не балеро и не балерун, а артист балета. Исполнитель главных мужских ролей — это премьер (по аналогии с примой-балериной), а артист, выступающий в первой линии кордебалета, — корифей.
- Сначала все балетные партии танцевали мужчины, затем на сцене стали появляться женщины. В начале XIX века в моду вошел романтизм, балет обратился за вдохновением к фольклору, легендам, мифам и суевериям. Главными героинями становятся воздушные Сильфида и Жизель, танцовщицы, исполнявшие их роли, встают на пуанты и приобретают все большее значение. Мужчинам отводятся второстепенные роли.
- Зато в России танцоры-мужчины совершенствовались вместе с женщинами. В Петербург приглашались звезды балета из Франции и Италии, а к началу XX века в нашей стране появилась плеяда талантливых артистов, покоривших западную публику на Дягилевских сезонах. Например, Михаил Фокин, Николай Легат, Вацлав Нижинский. Мужчина снова оказался в центре балета.
- Но до сих пор о мужчинах в балете существует огромное количество мифов. В 1988 году социолог Уиллиам Уорл проводил исследование стереотипов. Он обратился к покупателям среднего класса с просьбой описать в целом артистов балета, используя до 15 слов и фраз. Люди описали артистов балета следующим образом: «Милые мальчики боятся испачкать себя честным трудом», «Снобы!», «замкнутый», «невротик», «нарцисс», «нежный», «маменькин сынок», «капризный». К тому же обыватели считали, что большинство артистов балета имеют нетрадиционную ориентацию.
- Танцор Аарон Кота выступил против несправедливой предвзятости и помог развеять мифы. Он сделал перерыв в карьере, чтобы вступить в морскую пехоту. Артист рассказал о реакции одного из его сослуживцев: "Когда они узнали, что я получу диплом артиста балета, они спросили: "Что? Что ты получишь?" Они не понимали меня, но им надо просто объяснить, что это такое. Когда ребята из моего подразделения видят отрывки из того, что я делаю, или видео других танцующих парней, они изумляются: "Боже, как это возможно сделать?", "Вау, это круто!", "Это открыло мне глаза…"".
- Бывший артист, а сейчас руководитель Школы русского балета в Женеве Владимир Ипполитов рассказал ADME, что стереотипы о профессии танцора распространены и сейчас. "Я обычное советую посмотреть выступления Михаила Барышникова - там нет никакой женственности. Я вообще считаю, что балет - самая мужская профессия: там носят женщин на руках", - рассказал собеседник.
- При этом, по словам Владимира, если в России сторонние наблюдатели воспринимают танец как работу, то в Европе к нему относятся скорее как к хобби.
- Многие мифы идут даже на пользу артистам балета. Низкая популярность профессии среди мужчин приводит к тому, что среди артистов конкуренция ниже, чем среди их коллег-женщин. Более того, чтобы заманить мальчиков, хореографические школы часто предлагают им бесплатное обучение, в то время как для девочек установлена плата.
- Еще одно существенное преимущество мужчин в балете перед их коллегами-женщинами — они не танцуют на пуантах. «Пуанты были придуманы для балета „Сильфида“, они были призваны подчеркнуть воздушность главной героини. У мужчин в классическом балете образы, как правило, более земные. Другое дело, если роль комедийная, например в балете „Тщетная предосторожность“ есть роль служанки, которую исполняет мужчина, и он делает это на пуантах. Существует также труппа „Балет Трокадеро“, в которой танцовщики-мужчины исполняют пародии на популярные классические спектакли и тоже используют пуанты. Но в хореографических училищах мальчиков этому не учат, и, возможно, зря, потому что танец на пуантах укрепляет голеностоп», — рассказывает Владимир Ипполитов.
- Вместо пуантов танцоры носят балетки. На ногах у них трико, а сверху на них надет колет — что-то вроде приталенного пиджака. Многие задаются вопросом, почему под трико у артистов балета не видны очертания нижнего белья. Дело в том, что танцоры используют бесшовные модели специального незаметного под костюмом белья — бандажи.
- Еще одно преимущество мужчин в балете — они, как правило, не соблюдают диету. Девушкам часто приходится следить за своим весом, чтобы партнерам было легко делать поддержку. У мужчин же таких проблем нет. Зато у них есть другая серьезная задача — поднимать, и причем порой на одной руке, порядка 45–50 кг (таков средний вес балерины). Говорят, что за одно выступление артист балета поднимает и переносит около 2 тонн веса. По словам танцора Евгения Кулинковича, если суммировать общее количество поднятий партнерши, это вполне реальная цифра.
- Как правило, артисты балета едят все. Более того, в течение дня им часто просто некогда перекусить, и основной прием пищи происходит вечером и даже ночью. Впрочем, такой ритм питания с лихвой компенсируется постоянными тренировками, репетициями и выступлениями. «За один спектакль я могу сбросить килограмм-полтора. Во время подготовки постановки балета „Шинель“ я сбросил за полтора месяца килограмма 4», — рассказал в одном из интервью артист Омского государственного музыкального театра Сергей Флягин.
- В отличие от профессиональных спортсменов, у артистов балета нет строгих правил и режима, поэтому бывает, что они довольно далеки от здорового образа жизни. «Часто после премьеры ребята могут пойти в ночной клуб, где протусуются до самого утра, а на следующий день они снова идут на изнуряющие тренировки и репетиции», — рассказывает Владимир Ипполитов.
- У артистов балета есть только один выходной. В российских театрах это понедельник.
- Самые слабые места артистов — спина, поясница, мениски, ахиллово сухожилие, крестообразная связка. Зачастую травмы танцоры получают прямо во время выступления, но зритель даже не понимает, что произошло.
- За такие физические нагрузки и высокий риск травм артисты балета получают довольно невысокую заработную плату. Например, в ряде стран Европы их доход ненамного отличается от дохода кассира в супермаркете. Конечно, это не касается звезд и премьеров ведущих театров.
- Кстати, стать премьером немного проще мужчинам высокого роста, но и невысокие танцоры тоже имеют шансы. Например, Михаил Барышников благодаря своей технике и харизме стал звездой балета при росте 168 см.
- Зато на пенсию артисты балета выходят красивыми и молодыми. Для этого, например, согласно законодательству РФ премьеру нужно иметь стаж не менее 15 лет. То есть на заслуженный отдых танцор может уйти уже в 35–38 лет.
А как вы относитесь к артистам балета? Поменялось ли ваше мнение после этой статьи?
Комментарии
Скелетон - это скелет, но по английски.
Очень эти балерины тощие и измождённые на вид. Прямо жалко их. Потом и вовсе узнала, что у них очень жёсткая диета. Почти голодают.
Где крутили?)
О, здорово ) Я 1,5 года в Вагановском крутила. ))) До сих пор могу, на носке))
И не больно в них?
Мне Цискаридзе всегда казался очень суровым, пока я в выходные не посмотрела его интервью Ирине Шихман. Боже ж мой, я влюбилась!!!! Он просто потрясающий, такое чувство юмора
И тут добрый ютуб, пока я не успела отойти от увиденного, заботливо подпихнул мне ссылку на серию небольших лекций Цискаридзе о балете. Я столько интересного узнала! https://www.youtube.com/playlist?list=PL2XUMApWu-GjxRfNPr_0Iz-WQmAKPprfa Каждую пятницу в 20-00 свежий выпуск!
Да не благодарите )))
Фарух Рузиматов -невероятно пластичен. Леонид Сарафанов. Боже, как он прыгает.. У него антиграв где то спрятан. А еще при весьма астеничной конституции он очень сильный -поднимает балерин на верхней границе веса. Из танцовщиков героического амплуа люблю больше всего Александра Годунова. Абсолютно невероятен по технике, мощи, прыжкам и мужской харизме.
Да, жаль.. Во многом, не без помощи Барышникова. Тот, когда понял, что Годунов становится популярнее его,(Барышников отличный артист был, но фактура не выигрышная, особенно для американского зрителя, где техника не важна, важно "как смотрится" , а Годунов смотрелся еще как), выгнал его из труппы. А вы кого к "мужским" относите? Я, помимо Годунова, - Владимира Васильева и Лиеп (и Мариса, и Андриса)
Годунов с Плисецкой?
Моя тетя-балерина говорит то же самое: самые сильные мужчины – балетные. А другая моя тетя-врач говорит, что самые сильные мужчины – хирурги. )
О хирургах тетя говорила, что сильные, потому что им часто приходится проводить разные манипуляции инструментами, а операции иногда многочасовые. Наверное, она имела в виду, что руки сильные, пальцы.
При этом все много часов операции ещё и предельную концентрацию внимания сохранять! Плюс поразительная небрезгливость! Вот как они это делают? Тут при виде пятнышка плесени на еде очень противно становится...
Думаю, обе правы. )) В плане "взять вес " и проскакать с ним метров 20: однозначно - балетные. А если руками подковы гнуть - хирурги
"Взять вес". )) Сразу представляется штангист со штангой. )
Это я из книги Мариса Лиепы взяла выражение. Он про физические нагрузки писал: "представьте, что штангист, после того, как взял вес должен прыгать и улыбаться. А мы примерно так и делаем" . Ну и сейчас, когда требования к весу балерин снизились, некоторые артисты именно "берут вес"
А вы не видели интервью Быкова с Цискаридзе? Быков (а он еще тот тролляка) говорит - ну, типа, а чотакова, балерины-то легкие. А Николай в ответ: "Ага, а характер? Знаете, как тяжело таскать характер?"
Да, я тоже слышала про маленькие зарплаты в нашем местном театре. На уровне кассиров.
Но хоть мир посмотрят. На гастроли ездят они.
Ответ: больше потратит носильщик из народа шерпа, который несёт груз по бездорожью на высоте в несколько тысяч метров над уровнем моря.
Ну, или любой другой носильщик на большие дистанции или грузчик большого количества груза.
через полторы недели идем на Лебединое Озеро! не могу дождаться!!
Ну вот, я опять захотела купить пуанты. В детстве одноклассница занималась балетом и несколько раз отдавала старые пуанты, из которых выросла, да и пообтрепались они, и мы с сестрой врубали пластинки с классической музыкой и изображали из себя балерин :)
Наверное, самый лучший балет где центром стал танец артиста второго плана, это вот этот: https://youtu.be/t5dHRjbefN0 .
Его уволили задним числом, но приказали отработать этот спектакль.
Для меня танцовщики - что-то вроде элинского идеала совершенства: великолепные тела и, как правило, при этом одухотворенные лица. Нигде больше такого нет.
А куда или во что мужчины балета укладывают свой писюн? Обтягивающие кольсоны смотрятся на мужских ногах премерзко, добавляет это отвратное зрелище кучка из писюна. Ни за что не отдала бы своего сына в балет!
Сей предмет балетного гардероба называется бандаж. Напоминает стринги с широким поясом и гульфиком, собственно, для гениталий. Почему такой гульфик - держит мошонку с яичками высоко, близко к туловищу, потому что при танце мышцы очень напрягаются, становятся на ощупь чуть ли не каменными, и танцовщик рискует собственными ногами при выполнении движений раздавить себе яички.
А обтягивающие кАльсоны или трико у мужчин не только в балете, но и во многих видах спорта и других видах искусства (например, цирковое). Не мерзко и не отвратно.
И мой сын занимается балетом. Я его не отдавала, это его желание.
спасибо за развернутый ответ! мне жаль, что ваш сын выразил такое желание... не знаю, как надо воспитывать мальчика, чтобы в итоге у него возникло желание танцевать в обтягивающих кольсонах и ежедневно укладывать свой писюн в мешочек... У меня дочь, но даже если бы у меня был сын, то перед его глазами был был бы пример настоящих мужиков, на которых хочется быть похожим - прадед, погибший в 1944 г. под Ленинградом, и дед, который 4 года года служил на границе. Но только не обтягивающие кольсоны и мешочек для писюна!
В огороде бузина, а в Киеве дядька. При чем тут военный Ленинград, граница и балетные трико? Между прочим, даже в блокаду театр им. Кирова давал представления. Если вы этого не понимаете, то это значит, что не нужно никому.
ЗЫ. Жалко как-то вашу дочку
Знаете, я за свою долгую жизнь насмотрелась на столько самых своеобразных экземпляров, что вполне могу предположить, что это не троллинг, а на вполне серьезных щах
В противовес ругани под другими статьями, спасибо редакции за эту замечательную публикацию. Интересные факты про весьма необычную профессию. Пойду посмотрю видеозаписи какого-нибудь балета)