AdMe

14 правил цифрового этикета, которые сегодня должен знать каждый вежливый человек

С развитием интернет-технологий внушительная часть нашей жизни переместилась в онлайн-пространство. Это не хорошо и не плохо — просто характеристика современного мира, которую нужно принять. Правила хорошего тона, которые действуют в реальной жизни, никто не отменял и в интернете. Но существует еще и цифровой этикет. Он предлагает готовые инструкции, как вести себя в сети, чтобы всем участникам процесса было комфортно.

Мы в AdMe.ru любим вежливых людей и надеемся, что наши читатели остаются такими и в интернете.

1. Здоровайтесь правильно

14 правил цифрового этикета, которые сегодня должен знать каждый вежливый человек

«Привет» чаще всего говорят хорошим приятелям, когда более официальное «здравствуйте» кажется сухим. Однако оно гораздо лучше, чем раздражающий монстр «доброго времени суток». Эксперты советуют использовать именно слово «здравствуйте»: оно подойдет даже если вы не знаете, в каком часовом поясе находится ваш адресат.

«Приветствую» тоже лучше оставить при себе: стилистически оно больше подходит монаршим выступлениям.

Еще один нюанс — использование форм «добрый день» и «доброго дня». Многие начинают разговор с фразы «доброго дня», но это звучит так, будто вы прощаетесь. Дело в том, что в русском языке при приветствии используется именительный падеж, а при прощании — родительный («счастливого пути»).

2. Сократите количество звонков

Звонок требует отбросить все дела и заняться вопросом, интересующим оппонента. Поэтому многих людей раздражает, когда проблему, которую необязательно решать срочно, не пытаются сначала обсудить в мессенджерах.

Часто неожиданный вызов сравнивают с непрошеным гостем. Эксперт по этикету Кристина Туббритт говорит, что если 10 лет назад звонок были привычным делом, то сейчас его могут расценивать как вторжение в личное пространство.

3. Оперативно реагируйте на сообщения в мессенджере

14 правил цифрового этикета, которые сегодня должен знать каждый вежливый человек

Если сообщение, которое вам прислали, показано как прочитанное, вежливым будет как можно быстрее отозваться. Дайте человеку ответ, а если пока на это нет времени, скажите, что напишете чуть позже (и укажите точный срок). Иначе собеседник может подумать, что вы его игнорируете.

Что касается ответа на e-mail, то считается, что у адресата есть время до конца дня, чтобы среагировать на него.

4. Не поторапливайте

14 правил цифрового этикета, которые сегодня должен знать каждый вежливый человек

При этом поторапливать человека с ответом тоже невежливо. Не стоит писать «Ау?», «Куда пропал?», если адресат не отзывается. Когда очень нужно напомнить о себе, просто пришлите уточняющий вопрос, например спросите, не нужна ли дополнительная информация, чтобы собеседник мог определиться с ответом.

5. Не разбивайте сообщение на отдельные слова

14 правил цифрового этикета, которые сегодня должен знать каждый вежливый человек

Помните: каждый раз, когда вы отправляете сообщение, у человека срабатывает сигнал уведомления. Вы пишете по одному слову, и к тому моменту, как вы доберетесь до сути вопроса, собеседник заработает нервный тик и вряд ли будет доброжелательно настроен по отношению к вам.

К тому же представьте, что адресат откладывает дела и утыкается в экран, ожидая, наконец, когда вы удосужитесь сформулировать свою мысль. То есть вы ее даже еще не оформили, а внимание человека уже привлекли.

6. Не злоупотребляйте скриншотами

Автор книги «Переписка 2.0. Как решать вопросы в чатах, соцсетях и письмах» Александра Карепина считает недопустимым отправлять скриншотом определенную информацию. Логины, пароли, ссылки, номера телефонов и карт лучше высылать текстом. Во-первых, мало кого порадует перспектива продираться сквозь непонятные значки паролей и тратить на это уйму времени. Во-вторых, легко ошибиться и, например, отправить деньги не туда.

7. Откажитесь от голосовых сообщений

Такой способ связи удобен только тем, кто отправляет эти сообщения. А вот адресату приходится с раздражением искать наушники или уединяться, чтобы послушать ваш «войс». Кроме того, это отнимет у него гораздо больше времени, чем если бы вы кратко передали суть письменно, не растекаясь мыслью по древу, как происходит при записи голосовых посланий.

Обращайтесь к аудиосообщениям только в крайнем случае, например если вы бежите по улице, а ответить нужно срочно.

8. Убедитесь, что ваши лайки не поймут неправильно

Если вы сомневаетесь, ставить или не ставить лайк незнакомцу, обратите внимание на то, о какой соцсети идет речь. Считается, что если у человека в твиттере открытый аккаунт, то лайкать или делать ретвит записи может кто угодно, такое поведение никого не смутит.

Фейсбук и «ВКонтакте» все же люди более склонны использовать для общения с друзьями и коллегами. Не все разбираются в настройках приватности, поэтому то, что страница открыта, не должно вас дезинформировать. Хозяин может не понять, зачем незнакомец лайкает его личные фото, как он вообще его нашел и почему следит за ним.

В инстаграме все проще: если профиль не закрыт, да еще и пестрит хештегами, то ваш лайк наверняка будет приятен владельцу аккаунта.

9. Не сокращайте слова вежливости

14 правил цифрового этикета, которые сегодня должен знать каждый вежливый человек

Многие урезают слова, которые не несут информации, а нужны лишь для выражения вежливости. Но ирония в том, что, сокращая «спасибо» до «спс» и «пожалуйста» до «пжл», вы как раз таки сводите на нет главную их функцию: вежливости как не бывало. Вряд ли написание нескольких букв отнимет у вас много времени, а вот адресат может расценить это как лень и неуважение.

10. Не используйте электронный адрес с игривым названием для решения деловых вопросов

14 правил цифрового этикета, которые сегодня должен знать каждый вежливый человек

На работе вы — квалифицированный специалист и серьезный сотрудник, которому можно доверить любое ответственное дело. А уж никак не laskovaya_koshechka86. Поэтому заведите, наконец, рабочую почту, адрес которой будет ассоциироваться у заказчиков со взрослым ответственным человеком.

11. Переходите на «ты» только с позволения старшего

14 правил цифрового этикета, которые сегодня должен знать каждый вежливый человек

Как и в жизни, в переписке можно перейти на «ты» только с разрешения старшего по возрасту или статусу, считает автор книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете» Ольга Лукинова.

Кстати, обращение «вы» теперь можно писать с маленькой буквы, форма с заглавной считается устаревшей и избыточной.

12. Не предлагайте подчиненным добавиться в друзья

Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все наоборот. Подчиненный, если пожелает, первым должен выслать начальнику запрос на добавление в друзья. Продиктовано это тем, что сотрудники могут переживать по поводу того, что к ним в друзья стучится босс. Ведь тогда придется принять его запрос и после этого тысячу раз подумать, прежде чем сделать очередной пост.

13. Не увлекайтесь агитацией в соцсетях

14 правил цифрового этикета, которые сегодня должен знать каждый вежливый человек

Нет ничего плохого в том, чтобы попросить приятелей проголосовать за вас на важном конкурсе снимков, если вы начинающий фотограф. Или подписать петицию, которая касается задевающей вас проблемы. Вот только не стоит прибегать к этому слишком часто (больше одного раза в месяц) и обращаться в личных сообщениях к малознакомым людям. Когда вам действительно понадобится помощь в критической ситуации, ваши шансы получить ее от друзей повысятся, если до этого вы не слишком часто стояли с протянутой рукой в соцсетях.

14. Уважайте личное время собеседника

14 правил цифрового этикета, которые сегодня должен знать каждый вежливый человек

Каждому человеку нужно личное время, чтобы отвлечься от решения деловых вопросов. Поэтому не стоит донимать коллег рабочими задачами с 22:00 до 9 утра. Не пишите по поводу работы и в выходные. Во-первых, дайте людям отдохнуть, а во-вторых, пока дело дойдет до понедельника, о вашем вопросе уже могут сто раз забыть: информация затеряется и пройдет незамеченной.

А вы соблюдаете цифровой этикет? Какие еще негласные правила вы добавили бы в этот список?