12 вопросов школьных олимпиад, на которых запнется даже взрослый с высшим образованием

Культура
1 год назад

Знания, которые учителя бережно в нас закладывают, не всегда успешно усваиваются. Одни дети забывают факты уже на перемене, а другие помнят их до экзаменов. Но есть и уникумы, которые умудряются ходить на предметные олимпиады и побеждать в них. Некоторые школьники уже в 6-м классе могут назвать любую горную цепь и понимают, чем отличается мезенская роспись от городецкой. А вы знаете?

Редакция ADME покопалась в архивах олимпиад и бросает вам интеллектуальный вызов: решите задачки, которые щелкают 6–7-классники. Осторожно: ответы даны после картинок, не подсматривайте. А в конце вас ждут 2 бонусных задания повышенной сложности из астрономии.

Биология

Начнем с науки о живых существах и их взаимодействии со средой. Что может быть проще?

Вопрос 1. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленным раствором йода, то появится темно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе есть:

а) сахар;

б) минеральные соли;

в) крахмал;

г) жиры.

Ответ: в (крахмал).

Вопрос 2. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним).

Ответ: мать-и-мачеха, ландыш, клевер, астра.

Вопрос 3. Долина гейзеров на Камчатке, как и Йеллоустонский национальный парк, богаты горячими источниками — гейзерами. Температура некоторых из них может подниматься выше 95 °C. Какие живые организмы могут обитать в этих источниках?

а) вирусы;

б) бактерии;

в) грибы;

г) невозможно выжить при такой температуре, вы что!

Ответ: б (бактерии).

География

Раз уж вспомнили Камчатку, давайте углубимся в географию и попробуем справиться с заданиями, которые в этом году попались московским 6-классникам.

Вопрос 4. Внимательно прочитайте текст и определите, о каком озере идет речь. А какой путешественник его открыл, сможете сказать?

Озеро является крупнейшим по площади на своем материке. Названо в честь одного из правителей Великобритании, такое же имя на данном материке носит и знаменитый гидрологический объект, открытый в 1855 году британским путешественником. В озеро впадает река, которая считается истоком самой длинной реки материка. Озеро расположено на территории трех государств.

Ответ: речь идет об африканском озере Виктория. Его открытию человечество обязано Давиду Ливингстону.

Вопрос 5. Внимательно прочитайте текст. Какая горная система в нем описывается? Может, вы даже помните, цивилизация какого народа существовала здесь до открытия этой территории европейцами?

Данная горная система продолжает формироваться и в наше время. Она образовалась в результате столкновения двух крупных литосферных плит. Горы тянутся через территории нескольких государств и знамениты своими объектами-рекордсменами. До открытия данных земель европейцами в этой горной системе существовала крупная цивилизация, впоследствии разграбленная и уничтоженная европейскими колонизаторами. На границе двух государств расположено крупнейшее из высокогорных озер мира.

Ответ: это Анды. А до европейцев здесь жили инки.

История

Империя инков — это интересно, но отечественная история тоже полна занимательных фактов. Давайте посмотрим, с какими олимпиадными заданиями столкнулись 7-классники.

Вопрос 6. Назовите имя государя, в годы правления которого был сооружен данный памятник архитектуры. Укажите годы его правления.

Ответ: Иван III (1462–1505).

Вопрос 7. Какое имя получил при пострижении в монахи мальчик, изображенный на картине?

Ответ: Сергий. На картине изображен отрок Варфоломей, который в будущем стал Сергием Радонежским.

МХК

Думаете, только в вопросах по истории проверяют знание картин? А вот и нет. Теперь попробуем силы в школьном курсе мировой художественной культуры. Помните такой предмет в расписании?

Вопрос 8. Перед вами кадры из мультфильмов «Лиса и заяц» и «Девичьи узоры». Как вы считаете, какой манерой народной росписи вдохновлялись создатели каждого из мультиков?

Ответ: «Девичьи узоры» — городецкая роспись, «Лиса и заяц» — мезенская роспись.

Чтобы справиться со следующим заданием, ученикам 7-х классов нужно было описать, что происходит на репродукции, назвать автора, годы его жизни, перечислить современников и указать еще хотя бы 3 его картины. Но мы не такие жестокие, как разработчики олимпиады, поэтому сократили условие.

Вопрос 9. Перед вами картина известного художника. Как называется работа?

Ответ: «Явление Христа народу».

Физика

Давайте проверим, не зевали ли вы в 7-м классе на этих уроках. Приготовьте листок и ручку, придется решать задачку.

Вопрос 10. Прочитайте условие задачи. Найдите длину гоночной дистанции, если, по данным Лосяша, Крош догнал Бараша через 21 минуту после старта.

Смешарики Крош и Бараш решили устроить велосипедные гонки. Для этого они нашли в лесу длинную тропинку, обозначили на ней место старта и финиша, а Лосяша попросили стать судьей. Получив команду «на старт», Бараш поехал к финишу с постоянной скоростью 21 км/ч. Крош же вначале решил дать фору Барашу и первую треть пути двигался со скоростью 18 км/ч, затем увеличил свою скорость до 27 км/ч, но в конце пути устал, снизил ее до 20 км/ч и, как результат, проиграл Барашу.

Ответ: длина гоночной дистанции 12,6 км. Если вам любопытно, как получился такой ответ, посмотрите решение.

Бонус: астрономия

Не знаем, как у вас, но в нашем расписании уроков астрономии не было. Зато у нынешних школьников она есть. Сможете решить 2 олимпиадных задания, которые попались в том году ученикам 10–11 классов?

Вопрос 11. Соотнесите изображения и названия объектов (ответы могут повторяться):

1) Луна в затмении;
2) гранатовая звезда Гершеля;
3) Плутон;
4) кусок ветчины.

Ответ: А — 4; Б — 1; В — 4; Г — 4.

А вот как прокомментировали решение сами создатели: «Это задача-шутка. Луну нужно узнать. Звезд здесь явно нет, хотя бы потому, что их изображения такой четкости пока не получены. Как выглядит Плутон, вероятно, рассказывать не нужно».

Вопрос 12. В центре снимка можно заметить астеризм в созвездии Южный Крест (он зарисован). В каком полушарии сделана эта фотография?

1) в Северном полушарии;

2) в Южном полушарии;

3) такого не может быть.

Ответ: 1 (в Северном полушарии).

Вот как решение объяснили создатели: «Это задача-обманка. Видно, что Южный Крест низко и указывает глубоко под горизонт. Фотография сделана в Северном полушарии, на широте 20 °».

Все решили? Могли бы потягаться знаниями со школьниками на олимпиадах?

Комментарии

Уведомления
3 года назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.
3 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
3 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.
3 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.
3 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
3 года назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.
3 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.

Когда Плутон разжаловали из планет эта новость звучала из каждого утюга) И практически везде снимок Плутона с его знаменитым сердечком на боку)

4
-
Ответить
3 года назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.
3 года назад
Комментарий закрыт на реставрацию.
3 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.
3 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!

В США даже митинги проводили с требованием вернуть Плутону статус планеты, резонанс был большой) Кстати, Майкл Браун (астроном, который был главным инициатором изменения критериев планеты) совершил действительно самоотверженный поступок, ведь его считали бы первоткрывателем сразу трёх планет - Макемаке, Хаумеа и Эриды, а в результате он открыл только карликовые планеты и астероиды. Для него наука оказалась важнее личных амбиций.

5
-
Ответить
3 года назад
Уборщица тётя Маня случайно стёрла этот комментарий.
3 года назад
Не шумите. Комментарий спит.
3 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.
3 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.

Уже и на олимпиадах дают задачи-тесты с четырьмя ответами? :(

11
-
Ответить
3 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.

Астрономию не изучала, но луна очевидна по пятнам)). Покушать я люблю, так что две нижние ветчинки признала, а под буковкой А вообще ни куда не отнесла. Остальные не все ответила, но многое))

4
-
Ответить

у нас астрономия была, но опознавать ветчину там не учили....

12
-
Ответить

Интересно, у кого это не было раньше астрономии в школе? Адме у нас после восьмого ушло в бурсу всем составом?

3
-
Ответить

Астрономия была исключена из обязательной школьной программы в 1991. А включена обратно лишь в 2017. Поэтому, у многих, кто учился в этот промежуток времени не было этого предмета.

8
-
Ответить

Не понимаю :( отлично помню свой тонкий и прекрасный учебник астрономии - но ведь в 93-м я пошла в институт. Наверное, запрыгнула в последний астрономический вагон :)))))

4
-
Ответить
3 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.

У меня предположительно в 2000-2002 г (точно не помню в каком классе) совершенно точно была астрономия. И учебники были новые, с красивыми цветными фотками. А до этого классе в пятом был предмет "Вселенная", но я не очень помню, что мы там изучали)

-
-
Ответить

Я ж написал, что была исключена из ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ программы. Это не значит, что она была запрещена и её не могли преподавать у вас.
P.s. этот ответ не конкретно вам.

-
-
Ответить

В нашей школе видимо как предмет ее оставили (если на ошибаюсь, в 10 классе была, это 2001 год), а вот учителя исключили. В начале урока приходила какая-то женщина, говорила номера страниц учебника, которые нужно было законспектировать, и уходила)

1
-
Ответить

А ничего, что в задаче по физике вы не дописали условие задачи, и увидеть его полностью можно только по ссылке на решение, и тогда как бы сам смысл поиска решения отпадает? Не надо так.

-
-
Ответить

а можно сразу??‍♀️??‍♀️??‍♀️ за название статьи. Понятно, что все привыкли на адме к неуклюжим заголовкам, но всё же, серьёзно? при чем тут, блин, высшее образование??? как знание когда какой цветок распускается коррелирует с каким-нибудь дипломом инженерного универа???

3
-
Ответить
3 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?

Надо же, учёба в химико-биологическом классе не прошла бесследно ? И спасибо учителю географии Нине Петровне - слова "Виктория", "Анды" и "инки" сами всплыли в голове. Главное- не начать думать. А вот два года на истфаке прошли даром ?
С ветчиной - подстава

3
-
Ответить
3 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.

Я тоже Луну и одну ветчину. А вот то, что всё остальное тоже ветчина, - не ожидала))

1
-
Ответить

Удивило озеро Викория. Которое открыл человечеству Ливингстон. Неужели африканцы не подозревали о его существовании?

2
-
Ответить

Под "открыли" имеются в виду европейские исследователи. Что там африканцы знали или не знали, никого не волновало, они его на карту не нанесут и доклад в географическом обществе не сделают

-
-
Ответить

Крахмал, бактерии, Виктория, Анды, Луна, задачу не стал решать, но там яснопонятно, цветы методом исключения угадал... Теперь вот, сижу и думаю о практическом применении таких "знаний". Может кто знает, где платят приличные деньги за то, что годы правления такого-то царя, построившего такой-то храм такие-то?

-
-
Ответить

Чгк, квизы с денежными призами))) Там, кстати, в основном выигрывают те, кто в школе по таким олимпиада ходил

-
-
Ответить

Эм, вопрос-то был сарказмом, типа ?
Вот ко мне на фирму проверяющие с налоговой пришли, тож хотят "призов", и хоть ты 100500 олимпиад выиграл... это я про практическое примениение знаний, получаемых в школе, да и в институте тоже...

-
-
Ответить
3 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.

А никто и не говорит, что историю в школе изучают с целью научить размышлять. Это может физика или там геометрия имеет такую цель, там правда есть задачи, которые требуют искать решение, в том числе нестандартными способами.
А история - это возьми и тупо запомни, почему именно наша страна такая великая. В основном история в школе это инструмент пропаганды, а даты это так, чтобы было что зубрить.

-
-
Ответить
3 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».

Я не согласна на счёт зомбирования. В каждой стране ученикам с помощью истории прививается любовь к родине. Негативные прошедшие события рассматриваются с критической точки зрения, возносятся различные достижения.
Ну и историю мира полезно знать для общего развития. С голами даты войн забудутся, но будут помнить хотя бы примерно в каких веках что происходило.

-
-
Ответить

Не влезает религия в уроки религии, как я погляжу.
Можно было бы и в физику задачки по этой теме вставить.

-
-
Ответить
3 года назад
Этот комментарий спрятан в надёжном месте.
3 года назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.

Похожее