Я 8 лет работаю в такси и готов поделиться секретами профессии, о которых не догадываются пассажиры

Водитель такси — одна из самых массовых профессий современности. Но, видимо, таксистов все равно не хватает, так как 90 % из них работают сверх нормы. С появлением соответствующих приложений сервисы соревнуются друг с другом и низкими ценами заманивают пассажиров к себе. И теперь «наши люди в булочную на такси» ездят еще как. А я их туда вожу.

Меня зовут Игорь, и для AdMe.ru я без прикрас расскажу, каково это — проводить свой рабочий день за рулем и проезжать от 200 до 600 км за смену.

Хотел временно подработать

После переезда в другой город с работой было тяжело. У меня был свой уже не новый, но неплохой автомобиль. Поэтому возникла мысль пойти в такси. Устроиться получилось очень легко — на оформление ушло меньше часа.

Никто не проверял ни техническое состояние машины, ни умения — стаж определили по дате получения водительского удостоверения. По душе пришелся свободный график, общение с пассажирами не напрягало, нравились ежедневные выплаты и чаевые — так я называю все: и деньги сверх стоимости поездки, и сдачу, которую не забрали.

Как было раньше

Немного поездив на своей машине и поработав через приложение, я понял, что это невыгодно: плохое состояние дорог в Туле убивало машину день за днем. Поэтому я перешел в таксопарк на штатное авто. Там был сменный график и свои диспетчеры. Схема простая: клиент звонил оператору, тот говорил в эфир адрес. Все подключенные таксисты начинали в ответ кричать по рации свои номера.

Чтобы тебя услышали, нужна была радиоустановка в автомобиле. Они были по 100, 200, 500 Вт. Последняя — самая мощная, но очень дорогая. Но за ней все равно охотились все уважающие себя таксисты. Вспоминаю это время с ностальгией. Но потом начались проблемы с выплатами, у руководства была задача оштрафовать водителя по любому поводу — в итоге я зарабатывал только 30–40 % от своей выручки.

Как теперь

Я перешел в «Яндекс.Такси», и все стало совершенно по-другому: на экране гаджета появляется заказ, и за 15 секунд нужно решить, будешь ты его брать или нет. Если машина не брендированная и на ней нет надписей с названиями одного такси, то можно работать с разными приложениями. Так, если вы сели в машину к водителю, у которого на панели установлено сразу несколько планшетов, значит, он работает с разными сервисами.

Я часто езжу между городами, благо Тула удобно расположена — рядом с Москвой. Недалеко аэропорт Домодедово, подальше Внуково и Шереметьево. Для меня это очень выгодно, так как я вожу пассажиров по тарифу «комфорт». Не хочу отказываться от этой подработки и когда закончу работу в такси.

Как строится работа

Если берешь заказы через приложение, то просто запускаешь его, когда готов выйти на линию, и все. Нам нужно проходить фотоконтроль каждые 10 дней — все ради безопасности пассажира. Но многие приводят в порядок свое авто с помощью фотошопа, а заодно меняют цифры и печати в удостоверениях. Так на работу попадают или непрофессионалы, или неадекватные водители.

Таксопарки с диспетчером никуда не исчезли, теперь они просто пользуются мобильными — звонит диспетчер, предлагает заказ, если тебе выгодно, то берешь. По второй схеме я работаю с межгородом — в случае если заказа обратно или туда нет, беру попутчиков по BlaBlaCar, чтобы отбить стоимость бензина. Не скажу, что это работа мечты, но мне она определенно нравится. Общение с людьми тоже дает свои плоды — нашел несколько деловых контактов по второй работе.

Такси для клиентов стало значительно дешевле

Раньше люди не могли позволить себе такси. Сейчас же ездить на авто чуть ли не ежедневно стало привычным делом для всех. Причем многие договариваются и ездят на работу на одной машине. И получается, что втроем-вчетвером даже дешевле, чем на общественном транспорте. Водители отдают долю заработанного «Яндексу» и таксопарку. Я плачу 12 % «Яндексу» и 6 % таксопарку, который дает мне доступ к системе.

Заработок нестабильный

Бывает, что нужно ездить в аэропорт каждый день, а бывает и неделя простоя. По городу необходимо получить очень много заказов, чтобы вышли те же деньги, что за межгород. По городу выгодно выходить на линию, когда за поездку считается сумма с коэффициентом увеличения цены, который стабильно повышается в снегопад, мороз, сильный дождь и, конечно же, в час пик.

Мне часто приходится встречать и провожать иностранцев в аэропорты. Я стараюсь, чтобы они чувствовали себя комфортно, общаюсь с ними на ломаном английском и с онлайн-переводчиком. Иногда на новогодние праздники они оставляют чаевые в валюте, это очень поднимает настроение и мотивирует работать дальше.

Самые частые просьбы

«А можно не пристегиваться?» — на это я реагирую спокойно. Каждый взрослый отвечает за себя сам — если остановит ГАИ, то пусть пассажир платит штраф, если ему принципиально ехать непристегнутым. Впятером в машину не беру — таким приходится сразу отказывать.

Поражают люди, которые хотят провезти детей без автокресла: «Тут же 5 минут ехать». Я не соглашаюсь никогда, причем не из вредности — за такое нарушение штраф 3 000 рублей водителю. Однако слышал истории, что могут применить статью «О предоставлении услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Если вдруг случится ДТП и кто-то пострадает, то можно получить реальный тюремный срок.

Был еще такой случай: еду в машине с женщиной, и ей в процессе поездки звонит служба контроля качества и спрашивает, предложил ли водитель музыку. А она отвечает: «Нет, он не предложил мне ни музыку, ни климат-контроль, и еще вот это не предложил, и это...» За такой отзыв мне назначают штраф, небольшой — 50 или 100 рублей. Но остается открытым вопрос: неужели так сложно попросить таксиста сделать потеплее, если холодно? В начале своей работы я все это предлагал пассажирам, но заметил, что это вызывает у них только раздражение, и перестал.

Какие бывают пассажиры

Таксисты работают по 12–14 часов, и человеку за рулем нужно обязательно обладать стрессоустойчивостью, так как пассажиры бывают разные. Я заметил, что те, кто вызывает по телефону, часто выходят долго, они не могут найти мою машину, бывают сильно нетрезвые. Иногда огромных размеров люди садятся спереди и не могут там даже пристегнуть ремень, хотя на заднем сиденье могли бы устроиться легко. Одну мадам я возил 2,5 часа в пригород и обратно, и все это время она разговаривала по телефону! За ту поездку я понял, что главные проблемы в жизни — это волосы и ногти.

Пассажиры, которые заказывают через приложение, сильно отличаются: выходят быстро, что очень важно, особенно в пиковые нагрузки. Но и тут иногда бывают люди, для которых 100 рублей — это много, и они своим поведением показывают, что им все обязаны: долго идут, зная, что машина уже ждет, пытаются изменить маршрут, не увеличивая цену. Ругаться с такими смысла нет, стараюсь отменить такие поездки или высадить.

Бывает, что пассажир заказывает авто и уезжает перед твоим носом на другой машине, не предупредив. Тогда приходится стоять на месте 10 минут и отменять заказ, нажав кнопку «Клиент не вышел». Через некоторое время мне начисляется бонус от системы за холостой проезд до адреса и простой.

Зачем мы просим поставить «5 звездочек»

«Яндекс» контролирует деятельность водителей через шкалы рейтингов. Причем это метод кнута: отказался от невыгодного заказа — минус в рейтинг. Получил плохие отзывы от клиента — минус в рейтинг. Исполняешь мало заказов — рейтинг не растет. А именно он непосредственно влияет на зарплату: благодаря ему появляются хорошие заказы в большом количестве. Первые недели я вообще не зарабатывал, так как заказов приходило мало и они были не самые удобные и выгодные. Но приходилось брать что дают.

Все эти правила существуют для того, чтобы сервис в целом был удобен и безопасен для клиентов. В качестве пряника приложение нередко доплачивает водителю за заказы. Клиент платит одну сумму, а система начисляет бонус до приемлемой суммы за такую работу.

Вещи забывают в такси часто

Пару раз оставляли телефоны, я возвращал и не требовал за это денег, но люди сами давали. Однажды иногородние ребята думали, что забыли у меня макбук, и предлагали € 500, если верну. Но у меня его, к сожалению, не было. Они забыли его явно не у меня, хотя и не поверили — решили проверить с полицией по видеокамерам. Но в машину садились они уже без компьютера.

Безопасность

Раньше клиент вызывал такси с городского телефона или просто ловил машину у обочины, и мы о нем не знали ничего, кроме того, откуда и куда его везти. В автомобиль мог сесть кто угодно, и, случись что, человека найти было практически невозможно.

Теперь пассажиров мы не боимся. У нас масса информации о них: телефон, номер паспорта, к которому привязана SIM-карта, и даже ссылки на профили в социальных сетях. Понятно, что при желании и упорстве можно придумать, как обмануть систему, но нам стало спокойнее. А пассажирам тем более: они понимают, что вероятность совершения преступных действий против них исключена, все действия фиксируются.

Бывают разные типы водителей

Когда работы становится мало, мы собираемся группой водителей возле кафе с шаурмой — обсуждаем клиентов и связанные с ними жизненные ситуации. Всех таксистов я делю на 3 типа:

  • работяги — те, которые работают тут постоянно;
  • бомбилы — это водители без лицензий, которые живут разовыми заработками, максимально завышают цены, наглеют по любому поводу;
  • авантюристы — они, как правило, работают не ради денег, а ради случайных связей, каких-то махинаций и просто приключений.

Избыточное предложение на рынке создают любители

Некоторые пару раз в неделю вечером или утром перед работой выходят на линию, чтобы выполнить несколько заказов и получить легкие, на их взгляд, деньги. Но к ним быстро приходит понимание, что это невыгодно. Сегодня они радуются, что потратили немного бензина, а заработали в несколько раз больше.

Но уже завтра будут страдать, когда потребуется ремонт подвески, двигателя или еще какой-нибудь детали стоимостью около 20 000 рублей. Однако на их место приходят другие новички-любители.

Хитрости водителей, на которые регулярно попадаются пассажиры

  • Часто, только лишь подъезжая к месту заказа, водитель ставит отметку, что машина уже вас ожидает. Так он получает несколько оплаченных вами минут.
  • Иногда таксист специально едет не тем путем, который загружен. И система увеличивает стоимость поездки.
  • Наверняка все замечали это печальное «нет свободных машин» среди такси экономкласса. Это потому что водители не очень любят брать данный класс в работу и, хотя и находятся поблизости, просто ждут более выгодных заказов.
  • В ходу старый трюк — «случайно» добавить в ваш заказ услуги, которые вы не заказывали. Например, багаж, автокресло, перевозку животных.
  • Бывает, что водители сами специально создают повышенный коэффициент: они видят, что идет много заказов из какого-нибудь места, сговариваются и не принимают их. Тогда приложение увеличивает цены в 1,5–2 раза, чтобы замотивировать таксистов взять заказы.

Как сэкономить на такси

  • Поминутная оплата иногда помогает экономить средства во время коротких поездок. В этом случае при заказе машины не указывается конечная точка поездки. Но этот способ работает только тогда, когда в городе нет пробок.
  • Попробуйте подвигать значок по карте в пешей доступности от места, где вас забрать, и места, где вас надо высадить. Иногда стоимость в пределах одного пешеходного перехода может варьироваться рублей на 100.
  • Если следить за акциями на разных сервисах, можно ловить скидки на поездки.
  • Установите на телефон несколько приложений. У каждого такси свои алгоритмы расчета цены, поэтому в одно и то же время с одного адреса они будут предлагать разную стоимость.
  • Бронируйте заранее. Например, вы знаете, что прилетите или приедете в определенное время на вокзал или в аэропорт. Специально для таких случаев некоторые приложения позволяют заказать машину заранее. Это особенно актуально, если поездка планируется в час пик, ведь повышающий коэффициент в данном случае на нее уже не повлияет.
  • Этот способ работает при заказе машины по телефону. У диспетчера можно просто спросить, есть ли скидка. И сказать, что вы поедете, только если они сбросят цену, иначе вы обратитесь в другую службу такси. Это работает почти в 100 % случаев.
  • Всегда проверяйте, нажал ли водитель кнопку «В пути» и «Завершить заказ». Это невозможно не заметить: таксометр начинает громко сигнализировать о том, что забыли поставить отметку. Но недобросовестные таксисты могут выключить звук, и уже в дороге приложение будет продолжать накручивать вам платное время ожидания.

И напоследок просьба к пассажирам

Если поездка прошла без нареканий, то не поленитесь поставить хорошую оценку водителю в приложении. Так вы помогаете ему повысить рейтинг и в дальнейшем получать больше качественных заказов и, соответственно, больше заработать. И не стесняйтесь оставлять отрицательные отзывы, если поездка не понравилась. Для начала такие таксисты будут выполнять меньше заказов и, возможно, в конце концов перестанут работать.

Согласно кодексу водителя такси, мы первыми не можем начать разговор, если это не касается непосредственно обслуживания клиентов. Поэтому если вам скучно в пути и вы хотите общения, то задумчиво посмотрите в окно и скажите: «Эх, вот довели же страну...» До конца поездки вас ждет незабываемый диалог с водителем.

Часто ли вы пользуетесь услугами такси? Довольны ли сервисом?

Фото на превью keleny / depositphotos

Комментарии

Уведомления

Диспетчер сбросит цену? А с каких пор цены устанавливаются диспетчерами?

3
-
Ответить
3 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.

Незабываемый монолог водителя длительностью 50 минут был у меня сегодня утром. Темы варьировались от карманников в общественном транспорте до смерти всех участников группы «Иванушки». Под конец поездки мне хотелось убивать

11
-
Ответить
4 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
4 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.
3 года назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.
4 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.
4 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.

Ну почему же не знаете, если через Яндекс.Такси или Ситимобил, там все указано в истории поездок, в ситимобил даже с фотографиями чаще всего.

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.

блин, вопросы водителя раздражают, а самим спросить стремно - в итоге жалобы на водителя?!??!!?? логика ты где.

В общем, нет ничего более постоянного, чем временное...

2
-
Ответить

Логика в том, общество это не монолитная структура, в множества разных индивидов. ОДНИХ людей это раздражает и говорить им не хочется, а ДРУГИЕ рады бы поговорить, но начать стесняются. Универсального рецепта для тех и других нет.

Эта логика, кстати, работает и во многих других случаях, например когда в автобусе одним душно с закрытым окном, а другим дует с открытым.

5
-
Ответить

Есть понятие стандартов обслуживания в компании, в любой, в большинстве. И раз служба качества задаёт такие вопросы, значит от водителей это требуется предлагать и спрашивать "тепло ли тебе, девица?"

И если водитель спросит вежливо и доброжелательно- никого это не "раздражит". А этот конкретный водитель, просто пренебрегает своими обязанностями, свалив ответственность на пассажира. Он видите ли, заааамеееетил. Телепат прямо. А потом обиделся на пассажирку, за простую и честную констатацию факта.

2
-
Ответить

А вот меня вообще раздражают шаблонные вопросы, которые компания заставляет задавать своих работников. Причём я прекрасно понимаю, что сами они этих вопросов задавать не хотят, просто их обязывают это делать. Но блин, как будто с роботом общаешься, у которого программа. Особенно не нравится, когда этих вопросов штук 5, и даже если ты после первого вопроса говоришь "ничего мне не надо", тебя всё равно продолжают задалбывать остальными четырьмя, потому что программа.

Это может не так страшно, если происходит 1 раз. Но представьте, если уже сотый раз. А как самим работникам спрашивать это в 10000-й раз?

Нахрен такие компании с их стандартами.

-
1
Ответить
4 года назад
Сдаётся место для комментария.

Ага, именно так и подумала! И при этом пассажиры вообще лишние на этом празднике жизни, мешают спокойно водителю работать. Столько завуалированно недовольства в статье.

1
-
Ответить

Мне везёт с такси!

Увы, неудобно добираться до второй работы (выйти из дома, топать полтора километра с большой сумкой до остановки, ждать нужный маршрут, выйти через ...дцать остановок, дойти до метро и проехать несколько станций) - долго, утомительно, а ещё утром так хочется поспать лишние полчасика... Поэтому периодически беру такси - и это сплошное удовольствие перед тяжёлой сменой: заказываешь автомобиль, пока одеваешься и спускаешься (3-7 минут), садишься в приличную машину, релаксируешь в дороге, через 15 минут ты на месте!

Так привыкла, что даже когда есть запас по времени, бывает, не могу себе отказать в этом комфорте за 200 рублей )).

Водители в массе своей - адекватные (ну, и как в любом деле - 5% офигенных и 5%, с которыми стрёмно), машины чистые, стоимость поездки - разумная, все заказы отрабатываются - ни разу меня не подводили. Благодаря такси сэкономлено много нервов, сил и времени.

7
-
Ответить

Заказать заранее у агрегаторов часто не канает, т.к. заказ все равно принимают непосредственно перед нужным временем, а кто будет в час пик брать заказ без коэффициента?

2
-
Ответить

Одна из самых запомнившихся поездок. Когда работа заканчивается оч.поздно, можно было заказать такси за счет фирмы. но самое дешевое.

Приехал как-то драндулет. Меня довозят последней. Коллега выходя прямо сказал водиле, что запомнил его и его машину. И понеслась...

Такси для некруящих.

Водитель: я покурю

Я: Нет. Для некурящих (салон уже прокурен, но не усугублять же)

В: тогда остановимся и я покрую

Я: да курите уже так, только едем (время полночь, мы на задворках города)

После этого пошел монолог за жизнь с обязательными моими "ну-да", "ужас какой" и подобное. В общем, сложно жить таксисту с проституткой...

Когда он проехал, поворот к моему дому, я наотрез отказалась от "щас заверну, поверну, подъеду", выскочила из машины и так дошла

4
-
Ответить

Такси пользуюсь редко

В последний раз ехала в аэропорт, рано утром. Каждые 15 минут будила водителя, потому что он ехал с закрытыми глазами.

4
-
Ответить

Примерно представляю какого страху вы натерпелись.) Только с утра нарвалась на что -то подобное.Ехали с дочкой в такси,раннее утро,дороги плохо расчищены,гололед.А таксист смотрел(!) сериал во время езды..Сериал,Карл!!

2
-
Ответить

Редко езжу на такси, видимо, поэтому, пока что попался только один водитель, которого хотела прибить. Возвращалась домой после концерта, время - второй час ночи или около того, так он с порога начал ныть, как ему невыгодно меня везти (из Москвы в область), потому что обратно никто в такое время не поедет, как он не хотел брать заказ, но жизнь тяжёлая, надо семью кормить. А дальше началось "а кем работаешь?", "а почему не замужем?", "а что делала, что так поздно возвращаешься?". Хорошо, что ехать было всего пол часа, иначе эта поездка точно кончилась бы убийством.

6
-
Ответить

Буквально вчера за какие-то бешеные деньги пришлось ехать на Яндекс-такси, даже с учётом скидки. Ехать 10-15 минут, погода прекрасная, время не час пик и не глубокая ночь, в кафе народу мало. В шоке были. Но ребёнок уставший на руках, деваться некуда. Зато в прошлые два раза за смешные деньги гораздо большее расстояние проезжала, даже если без скидки, и в час пик, и в дождь. Не понимаю логики. Летом одно время пришлось часто ездить на такси с ребёнком- очень много негативных впечатлений осталось, и негативных отзывов не пожалела. Были и приятные моменты - такие, как девушка-водитель, которая нам потом привезла забытую в машине шапочку.

3
-
Ответить

После того, как Яндекс ввёл тариф «детский», я их вообще стороной обхожу, они мне тут за 2,3 километра почти 400₽ обьявили.

1
-
Ответить

думаю, это из-за автокресел, покупать их в машину- лишние расходы, тем более, что нужны они не всегда, но детей без них возить нельзя (у нас в городе много случаев, что на вызов с ребенком либо не приезжали, либо отказывались везти) вот, видимо, водители покупают кресло, а потом отбивают его стоимость, это ж доп.услуга.....

1
-
Ответить

Детское кресло и было доп.услугой. До тарифа «детский», я переплачивала только за кресло, что, в принципе, понятно, а вот когда ввели этот тариф, там изначально, даже без кресла, цена завышена вдвое, выбираешь кресло и двойная цена ещё вдвое взлетает.

1
-
Ответить

а что тогда "детского" в этом тарифе, если кресло можно заказать в обычном???? Водитель ребенку сказки рассказывает??

1
-
Ответить

Теперь нельзя в обычном тарифе выбрать кресло, а что необычного в детском ещё не проверяла, вызывала другое где дешевле.

-
-
Ответить

Нет, ну все-таки, про паспорт и сим-карту -- эта информация доступна не таксистам, а вашему оператору и уполномоченным органам в случае надобности.

5
-
Ответить

Последний совет - огонь ))))

А то теме статьи: в Москве очень часто приходилось пользоваться Яндекс-такси, до аэропорта и обратно. И всегда без проблем, адекватные водители. Ну, в худшем случае - «довели страну» и тд.

Но вот у себя в глубинке как-то вызывали стандартное такси по телефону... о майн год.. как будто в прошлый век окунулась. Хамство несусветное.

В общем, серьезно, теперь только Яндекс. И как хорошо, что он пришёл и в регионы тоже.

5
-
Ответить

Если такси, то только убер блэк и вилли. Только высокая цена ( как и раньше в такси) может гарантировать хоть какую- то безопасность в лице русского, приятно пахнущего и выспавшегося водителя.

-
-
Ответить

Однажды ехала в такси, водителем был пожилой армянин. Приятный собеседник.

Вообще слышала много "бабаек" про водителей из южных республик. К счастью, мне такие не всречались, хотя сервисом пользуюсь довольно часто.

1
-
Ответить

Честно говоря, такси пользуюсь в крайних случаях. В чужих машинах до тошноты или воняет грязью, или "феееричным" парфюмом водителя, едут не по той дороге, которой поехала бы я, то стойки стучат, то в багажнике скрипит. Да, бывало когда хорошо довезли, хотелось и похвалить и отблагодарить. Но в целом, впечатления как от общественного туалета - очень надо, но превозмогая себя. Хотя супруг однажды, так сложилось, подрабатывал в такси, и пассажиров разных насмотрелся достаточно, и таких как я, пассивно недовольных, наверное, тоже)))

3
-
Ответить

Живу в Кемерово. Водители такси всегда вежливые и приятные в общении. Единственное, что не нравится в поездке до тошноты- шансон из динамика. В этом случае, прошу водителя либо выключить, либо переключить на другое.

2
-
Ответить

Про запрет не слышала, но замечено, что большинство таксистов только его и слушает. Но встречается и любители хорошей музыки. Однажды слушала симфонический оркестр. Было классно!

-
-
Ответить

Я работаю в такси уже 7 лет. В этой статье уж очень много несостыковок с реальностью. Человек элементарно не знает как работает приложение, в каких случаях цена изменяется, а в каких нет, как считается платное ожидание и т.д. Более того, у большинства таксистов установлены все приложения (максим, везет, яндекс, убер, сити мобил, индрайвер и т.д.) и для этого не надо много планшетов (у меня они все в 1 телефоне). Статью до конца читать не стал, так как очевидно, что написана она человеком, не работающим водителем такси. И очень явно прослеживается реклама яндекс такси. Почему рассказ только про яндекс? Ведь у разных агрегаторов и разные условия - есть свои плюсы и свои минусы, причем очень много интересного можно рассказать про "максим", "везет" и др., в которых, в отличие от яндекса каждый заказ не является лотереей. Автор пишет, что если нет свободных машин, то водители ждут хорошего заказа...это же бред, водитель в яндексе узнает адрес назначения только после того, как прибудет на адрес подачи.. В общем, автору спасибо за старание, но не надо обманывать людей. Каждый, кто регулярно пользуется такси знает, что яндекс плевало и на водителей и на пассажиров, постоянно повышая цены, прикрываясь высоким спросом для пассажиров и обманывая с безналичными заказами, промокодами и повышением комиссии для водителей. Яндекс - это единственный агрегатор, который не способен на сегодня решить ни одну проблему через службу поддержки. У меня забыли электронный прибор для слуха - и я и клиент связывались с поддержкой, но ответ шаблоном был в обоих случаях, что они не могут ничем помочь. Только по счастливой случайности я снова вез этого клиента на следующий день и вернул аппарат. Так что делаю вывод, что эта статья - фейк.

1
-
Ответить
4 года назад
Красиво сказано… но не к месту.

Похожее