Я отказалась от любого давления на сына. И спустя 9 лет свободы и безнаказанности хочу рассказать, к чему это привело

1 год назад

Меня зовут Таисия. У меня 9-летний сын, и я уже несколько лет стараюсь давать ему возможность выбора и поощрять самостоятельность. Я не проверяю за ним то, как он сделал уроки (и сделал ли), даю возможность заниматься в течение дня чем он хочет и не ругаю за плохие отметки. Но вместе с тем не разрешаю бесконтрольно играть в игры на телефоне. Однако окружающие убеждены: такая вседозволенность до добра не доведет.

Специально для ADME я расскажу, почему пошла по такому пути и с какими подводными камнями столкнулась при этом.

Почему я решила давать сыну больше самостоятельности

Как ни странно, один из тех, с кем я разошлась в вопросах воспитания, — это мой муж. Он считал, что я даю сыну слишком много свободы. Сам он в детстве начинал что-то делать, только когда приезжал старший брат и начинал его «строить». Когда последний садился с ним за уроки, он учился на четверки и пятерки, а на велосипеде начал кататься, только когда брат сказал не возвращаться домой, пока не научится.

В моей же семье все строилось по-другому: никто не контролировал, как я учусь, никто не сидел со мной за уроками. Но я внутренне ощущала какую-то ответственность за свои успехи перед родителями и в результате окончила школу всего с парой четверок, остальные были пятерки.

В то же время меня в детстве 2 года подряд заставляли ходить на дзюдо, хотя я терпеть не могла тренировки, и ничему я так толком за это время не научилась. Поэтому сыну я решила давать больше свободы и самостоятельности.

В чем мой подход оправдался

С первого дня 1-го класса Алеша сам делает уроки и собирает рюкзак. Помогаем мы ему только с английским и с тем, с чем действительно возникают сложности. И вот какие преимущества выявились у такого подхода.

  • Вся ответственность с первого дня лежала на нем: забыл спортивную форму или тетрадку в школу — виноват сам. Получил двойку — тоже. Многие дети, особенно в 1-м классе, даже не знали, что и где находится в рюкзаке, положила ли им мама бутылку воды. У сына, понятно, таких проблем не возникало.
  • Я не трачу время на бесполезные занятия. Не участвую в родительских переписках в Viber, где мамы обсуждают животрепещущие вопросы: какую скобку нужно ставить в задаче — фигурную или круглую; сколько клеточек отступать после каждого примера и т. д. Не зазубриваю с сыном вместе текст стихотворения или параграф из книги.
  • Я не порчу с ребенком отношения из-за плохих отметок или лени.
  • Он учится выкручиваться — тоже, как я считаю, полезный навык. Однажды утром, пока отводила в школу, он мне признался, что не выучил стихотворение. Ругать не стала, сказала: «Получишь двойку — сам виноват будешь». На обратном пути спрашиваю: «Ну как?» Получил четверку. Пока всех опрашивали, он на ходу выучил за ними стихотворение.
  • Все его оценки (а 1-й и 2-й классы он окончил без троек) полностью заслужены, поскольку всю работу — классную и домашнюю — он выполнял самостоятельно.

Как в школе всплыла жуткая правда о том, что я не проверяю домашние задания сына

Но, конечно, долго такое безобразие продолжаться не могло. Однажды я пришла в школу за сыном, и его учительница решила вызвать меня на ковер. В присутствии всего класса она стала меня отчитывать за то, что мой сын плохо сделал домашнее задание. Оказалось, Алеша переписывал упражнение по русскому языку и допустил кучу ошибок.

Тут-то и вскрылась страшная правда: я ни разу не проверяла домашние задания сына! Учительница была шокирована. «Как можно! — сказала она. — У меня два сына, и я их усаживала рядом с собой, и они под моим присмотром делали домашнюю работу». Мои доводы, что меня никто не контролировал и это мне не мешало хорошо учиться, ее не убедили. Думаю, она записала меня в число безответственных мамаш и на этом успокоилась.

Какие побочные эффекты выявились у моего подхода

В других сферах жизни я тоже старалась давать Алеше свободу. В результате уже в 8 лет он умел лучше мужа мыть посуду и никогда не оставлял после уборки грязный стол или раковину. Сейчас сыну 9 лет, и он может сам спечь несложный пирог или приготовить оладьи. Готовить он начал по собственной инициативе, хотя это стоило мне нескольких разбитых тарелок и калеки-заварника, лишенного ручки.

Но в некоторых сферах эта самостоятельность выходила боком: сын менял множество секций и нигде не мог надолго закрепиться. Он перепробовал танцы, актерское мастерство, вольную борьбу, игру на флейте, плавание, изобразительное искусство. Где-то был неделю, где-то год, где-то пару месяцев. Практически каждый раз муж предлагал применить метод кнута, но я, вспоминая свой опыт с дзюдо, разрешала сыну не ходить на занятия. В конце концов, как еще определиться, чем хочется заниматься, если не пробовать?

Еще одним «побочным эффектом» было то, что, умея мыть посуду, сын делать этого совсем не хотел. Чтение, физические нагрузки сверх того, что давались на занятиях, были ему совершенно не интересны. Его письменный стол зарастал хламом (и это во время каникул), а просьбы убрать его превращались в смертельные обиды. Он почти перестал даже чистить зубы по утрам, пользуясь тем, что во время летних каникул можно вставать позже и проконтролировать я его не могу. Эта ситуация стала меня сильно бесить, и в конце концов я решила, что пора что-то менять.

Как я справилась с проблемой

Как ни странно, решение этой проблемы также пришло из детства. Мне было 9–10 лет, когда мама начала ругать меня с братом за беспорядок. Мол, и пыль могли бы лишний раз протереть, и полы помыть, и вообще она одна тут убирает, а мы все только захламляем. И помню, что я тогда сказала ей: «Мам, а ты напиши нам распорядок, кому, когда и что делать, и повесь на шкаф». Мама в ответ только фыркнула: «Вот еще!» Стоит ли говорить, что ничего после того разговора так и не изменилось.

Недолго думая, я распечатала список вещей, которые сын должен или мог бы делать. И решила проследить (без постоянных напоминаний и не ругая), сможет ли он самостоятельно контролировать их выполнение.

День 1-й. Сын подскочил с самого утра, но, несмотря на мои просьбы покормить и выгулять собаку, так и не сделал ни одного, ни другого. Зато появились неопровержимые свидетельства того, что зубы он-таки почистил: на полу красовались следы пасты. Что же, небольшой, но прогресс: до этого нередки были случаи, когда он убеждал нас с мужем, что почистил зубы, но щетка оставалась сухой. Днем вытер пыль и разобрал стол.

День 2-й. Мы ходили в гости, поэтому у него получился день безделья. Не читал, собаку выгулял всего 1 раз. Вечером убежал гулять с друзьями, оставив ее на меня.

День 3-й. Пока работала, слышала, как он читает вслух за предыдущий день и за этот. Количество страниц не проверяла. Посуду пока по-прежнему оставляет на столе. Возможно, виновата я сама: она меня раздражает, и я ее убираю.

День 4-й. Заставлять выгуливать собаку уже не приходится, но напоминать — да. Утром, увидев сладкое на столе, начал есть, не почистив зубы. Напомнила, чтобы почистил, думала, что забудет, но через время проверила щетку — влажная. Но в остальном день был испытанием для моих нервов. Все вещи бросались где попало, напоминать убирать их приходилось по нескольку раз. Даже кровать полдня была не заправлена. Я начала сомневаться, что из эксперимента что-то выйдет.

Последующие дни прошли с таким же переменным успехом. Сын то делал, что положено, то забывал, о чем его просили. После 14 дней я была готова бросить эксперимент. Однако, помня о том, что привычки закрепляются в среднем за 2 месяца (а кому-то нужно даже более 200 дней), решила не останавливаться. И найти способ ускорить процесс.

Что из этого вышло

Чтобы скорее привить новую привычку, рекомендуется начинать с минимальных задач, которые займут не более 1–5 минут, и только потом увеличивать нагрузку. А новые привычки привязывать к рутинным делам. Я учла и то и другое при составлении нового расписания. В результате осталось лишь 5 отжиманий вместо полноценной зарядки, 2 страницы чтения вместо 7–10, а все дела должны были быть привязаны к тому, о чем сложно забыть, например ко времени завтрака.

В результате всего за 4 недели появился значительный прогресс:

  • Сын сам стал выгуливать собаку.
  • Регулярно чистит зубы по утрам.
  • Заправляет кровать.
  • Читает (тут небольшая нагрузка дисциплинировала и меня, потому что проверить чтение 1–2 страниц не долго, в отличие от 7–10).

В остальном еще есть над чем работать, но на столе уже относительный порядок, а создавать поделки своими руками и заниматься английским на компьютере он и сам не против. Поэтому на достигнутом останавливаться я не собираюсь и хочу поделиться с вами выводами, которые сделала.

  • Приучить ребенка к домашней работе можно, но процесс это длительный. Одной из моих ошибок было то, что я сразу возложила на сына несколько обязанностей, в то время как даже взрослым не рекомендуют одновременно прививать себе больше 1 полезной привычки.
  • Нужно четко определить для ребенка круг его обязанностей. Пусть сейчас это будет лишь «ставить грязную тарелку в раковину после еды», но это приучит его к порядку, и он будет точно знать, что ему нужно делать.
  • Начинать необходимо с небольшой нагрузки. Хотите приучить ребенка читать — заставляйте читать по 1 страничке. И всегда привязывайте это к привычным вещам: делать после завтрака, после утренней зарядки, после прогулки.
  • Важно замотивировать ребенка. Если дело касается учебы, то в идеале нужно объяснить, что знания помогут ему получить лучшее образование и найти более высокооплачиваемую работу. В моем случае мотивация была не лучшей: я позволила сыну по полчаса в день играть в игры на компьютере, хотя обычно не разрешала. Тем не менее даже такое простое поощрение позволило нам сдвинуться с места. Только не мотивируйте ребенка деньгами — истории в бонусе дадут вам понять почему.

Бонус: опыт других родителей

  • У коллеги 3 детей. Эксперимент с платой за оценки он ставил на старшей. В один прекрасный день она заявила, что за такие копейки учиться не будет, торг не прошел, новых мотиваций для учебы не появилось — окончила с результатом «серединка на половинку». К счастью, потом заинтересовалась определенным направлением и кое-как выгребла с репетиторами. © yozhzhik / Pikabu
  • Как-то в 1-м или 2-м классе я заартачился, мол, учиться не буду. А жили мы в деревне. Батя спокойным голосом сказал: «Ну ладно, как хочешь. Пошли работать». И до обеда дрова кололи, за скотиной убирали. Было не очень весело. На следующий день сам оделся и пошел в школу. Труд воспитывает. © KychaKos / Pikabu
  • Слышал от кого-то следующую идею. Сколько пятерок будет в табеле у ребенка, столько дней он сможет в следующем учебном году абсолютно легально прогулять школу (отец напишет записку учителю). © DzenKochan / Pikabu
  • Знакомый приучил своих детей к тому, что платит им за домашнюю работу. Потом как-то сидят у нас в гостях, он говорит сыну: «Принеси ложку». Сынуля ему в ответ: «А сколько я за это получу?» Я говорю: «Ну, блин, у вас и рыночные отношения». © brexit / Pikabu

Приучаете ли вы своих детей к домашним делам, помогаете им делать уроки или нет? Даете им больше свободы или стараетесь строго контролировать?

Фото на превью vorobevaola / Depositphotos

Комментарии

Уведомления

Насчет собаки-если есть возможность выгуливать чаще, обязательно надо гулять, они терпят, чтобы просто сходить в туалет. Элементарное издевательство над животным. Это объяснять надо с малых лет, что животные тоже чувствуют и боль и дискомфорт.

-
-
Ответить

Ну закончить начальную школу без троек это не повод для гордости. В началке закладываются основы математики и не только. В математике есть две оценки 2 и 5, а все остальное это ерунда. Или ты знаешь и понимаешь или нет. И простите за непрошенный совет, но я бы на вашем месте пока ребенок маленький прошлась по всему курсу хотя бы математики и ликвидировала пробелы, а они точно есть раз у него 4ка. И ваш кэп, дети разные. У меня и сестры одни родители, воспитывали одинаково, но я с 4 класса полностью училась самостоятельно если только редко когда проблемы были с русским к маме обращалась. А сестра до выпуска делала только если ее контролировали. Я в школу бежала, а она градусник нагревала чтобы притвориться больной. Способности у нас абсолютно одинаковые.

-
-
Ответить

Что за бредовая статья!!!! И где тут методика? Где результат? Обычное воспитание, как у многих. Единственное, наверно без криков и ультиматумов. Но как результат, не нормальной учебы, не самостоятельности в домашних делах, не успехов в спорте! Маме просто лень было напрягаться и тратить нервы, вот и вся методика! Но получается же, что всё равно были просьбы сделать что то? которые часто игнорировались. Уроки, сбор рюкзака.. конечно должен сам. Но хоть изредка то проверка за успеваемостью должна быть. А сравнивать себя в детстве с сыном, это вверх тупости! Как минимум девочки очень отличаются от мальчиков и в учебе и вообще! )))

-
-
Ответить

Похожее