Хорошая у меня была первая учительница, в далёком 92 году. Но до сих пор вспоминаю, как снижали мне оценки за почерк. С рождения левша, я почему-то решила писать правой рукой, соответственно, почерк был так себе. Одноклассник тоже от этого страдал. Сплошные трояки из-за почерк (даже по математике). Самое интересное, что парень оказался умным, в пятом классе его перевели в математический класс. Учитель не всегда прав, так же, как и родители. Обьективность нужна с обеих сторон
Я работаю учителем и объясню, откуда берутся «ученики-электровеники» и зачем родители делают уроки вместе с детьми
Учитель начальных классов Анна Литягина трудится в школе целых 30 лет. Вполне естественно, что за это время у нее скопилось множество историй об учениках и педагогах. Поэтому она решила завести блог под псевдонимом Марьванна Указкина и поделиться секретами своей работы.
Мы в AdMe.ru не один раз перечитали эти заметки и поняли, зачем родители по ночам лепят пластилиновых ежиков и почему нас всегда заставляли отступать на 4 клеточки от домашней и классной работы.
Про первую парту и имена на бумажках
Бытует мнение, что если ученика не сажают вперед, то к нему непременно предвзято относятся. А еще бывает так: «Пересадите мою девочку от этого мальчика. Она жалуется: у него изо рта плохо пахнет». Поэтому на первом же собрании я устраняю все прения фразой: «Уважаемые родители! В каком ряду, за какой партой сидеть ученику, решаю я».
При рассадке детей учитываются рост, зрение, слух, различные диагнозы, мешающие свободно учиться. Обращаю внимание и на социальные связи ребенка в классе. Можно ли этих двоих товарищей посадить рядом? Или придется их воспитывать-успокаивать весь урок?
Процесс рассадки у меня обычно проходит так. На бумажках пишу имена детей и начинаю двигать их туда-сюда. По 30–40 минут порой сижу, башку ломаю. У этого село зрение — надо двигать вперед, те двое передрались, эта парочка — трещотки-болтушки. Мозг мой бедный кипит.
Так что для кого-то сидеть за первой партой — недосягаемая мечта. Но не волнуйтесь, скоро проблема разрешится. Дети повзрослеют и будут сами убегать на «Камчатку».
Откуда берутся «задания для родителей»
В родительских чатах можно встретить сообщения типа: «Меня больше раздражают задания приклеить фотографии то своей семьи, то своих питомцев. Можно подумать, что ребенок будет лично все это фотографировать и распечатывать».
Задания даются детям! Родители могут только им помочь по мере своих возможностей, по своему желанию и при наличии свободного времени.
Но нет, родительская «любовь» заставляет мам и пап сидеть ночами, приклеивать листья к шишкам и лепить пластилиновых ежиков с иголками из хвои. «Ну как он сам сделает? Это же будет криво и косо. Вовин папа опять самый лучший белый гриб слепит, а у нашего Васи будет поганка кривая? Не допустим!»
В общем, это мамы с папами соревнуются за пятерку, грибами пластилиновыми меряются. А Васе и напрягаться не надо, красота! В общем, это не про любовь вовсе, а про чьи-то амбиции.
Зачем надо рисовать мир глазами кузнечика
Интересно, сколько раз в день икается кузнечику, когда мамы с папами помогают ученику начальной школы нарисовать мир глазами насекомого. На самом деле это задание предназначено для развития воображения и фантазии. Мы его сделали в классе на уроке, и никто из детей не спросил: «А что рисовать?» Очень даже интересно получилось.
Взрослые не помнят себя детьми и начинают судить с высоты своего опыта: «Как ребёнок выполнит задание, не зная, что у кузнечика 5 глаз и фасеточное зрение?» Удивительно, но для второклассника задание выполнимо и без этих фундаментальных знаний.
Есть и другая любимая фраза родителей: «Заинтересуйте своим предметом!» Как раз такие задания и могут вызвать интерес. Не все же одной зубрежкой заниматься.
Опять СДВГ, будь он неладен
Детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) видно издалека. Про них говорят: ленивые, распущенные, невоспитанные, в одно ухо влетело, в другое — вылетело.
Обычно признаки СДВГ видны уже лет с 3. Ребенок не слышит обращенную к нему речь, легко отвлекается, постоянно забывает вещи и не замечает своих ошибок. А гиперактивность превращает его в настоящий «электровеник»: ребенок ерзает, может начать ходить во время урока, неспособен стоять в очереди, быстро говорит и прерывает других людей.
Вот 2 фото работ мальчика с СДВГ. Домашняя и классная работы отличаются по качеству. В домашней работе все аккуратно, без ошибок. Потому что над душой мама сидела. В классной работе почерк пополз. Ошибки свои не заметил, не поправил. Оценил свою работу на «5+».
Я не стала оценивать работу. Было бы много красной ручки и лишняя двойка. У мальчика их и так хватает.
Ребенок с СДВГ страдает от проявлений болезни. Он не нарочно хулиганит и плохо учится. Это делают биохимические процессы в его мозге. Если таким ребенком не заниматься, то у него есть огромный шанс вырасти с комплексом неудачника, который ничего не может довести до конца.
Школа строгого режима. Орфографического
Рассказываю, зачем нужен единый строгий режим оформления работ. Прежде всего он помогает быстрее разобраться в детских записях. Но выясняется, что он развел по разные стороны баррикад учителей и детей с родителями. Педагоги говорят: «Режим — залог успеха». Родители и дети скандируют: «Даешь свободу!» А ведь правы и те, и другие — вот в чем штука.
С одной стороны, ребенок учится работать по правилам. Как бы нам ни хотелось свободы, жизнь все равно загоняет нас в те или иные рамки. Это и законы страны, и нормы этикета, и правила оформления документов.
Другое дело, когда учитель фанатично требует соблюдения единого режима оформления. Дети жалуются на снижение отметки, когда задача решена не тем способом или когда вместо 2 клеток отступил 3. Когда зачеркнул и рядом решил правильно. Друзья мои, но ведь ребенок мыслит, ошибается, исправляет. Это нормально, рабочий процесс.
Был у меня ученик. Хулиган, почерк кошмарный. Задачи решал своими методами — окольными, с переподвыподвертом каким-то. И что, мне ему двойку надо было ставить за полет мысли не в ту сторону? Во всем должны быть мера и здравый смысл.
Я учитель или наседка?
Мой класс напоминает пчелиный улей: «Марьванна, он мою поделку разломал!»; «Она мне в записке плохое слово написала!»; «За мной не пришли. Позвоните моей маме, а?» Дети-то у меня учатся маленькие, от мамкиной юбки не оторванные. Могу, конечно, сделать морду кирпичом и сказать: «Мое дело — вас математике с русским научить. А ваши сапоги я искать не обязана!»
Но вот стоит передо мной рыдающий пацан: куртку потерял, с другом поссорился. И что делать? Предпочитаю все-таки помочь. Он ведь человек. Имеет право на помощь и понимание. Да и я сначала человек, а потом уже учитель.
Но вот перешел ученик из 4-го класса в 5-й. Он же не стал сразу суперсамостоятельным. Ему время на адаптацию надо. Растеряется сначала, обстановка-то новая. Потому и прошу коллег из средней школы быть повнимательнее к пятиклашкам. Месяц-два классному руководителю придется побыть нянькой. А дальше все наладится.
«И без пятерки не возвращайся»
Бывает, детям дома внушают, что любовь надо заслужить. Пятерка — «хороший мальчик» или «умница дочка», двойка — «оболтус», «глаза бы мои тебя не видели». Но иногда взрослые слишком задирают планку. Однажды мой ученик Костик в голос ревел: «Марьванна, не ставьте четверку за контрольную!» Папа из ребенка пятерки выколачивал ремнем. Сам — бывший троечник.
Другая картинка: девочка сказала папе, что на олимпиаде ответила только на половину вопросов. Тот остался недоволен. Но это же задания повышенной сложности, а не проверочная по изученному материалу. Пойди, папа, сам ответь на вопросы.
И чего хорошего-то в вымученных пятерках? Зачем учатся дети? Чтобы мама с папой были довольны? Тогда здравствуй, синдром отличника на всю оставшуюся жизнь. И вечное недовольство собой: «я мог бы лучше», «я неудачник». Сами же делаем из детей невротиков.
Предательство или неквалифицированность?
Мальчишка-второклассник плохо учится и практически никогда не делает домашнюю работу. Помочь и проверить некому. Мама ищет лучшей жизни, папа пропадает на работе и «по делам».
Другой случай. Способный четвероклашка перестал учиться. Родители разошлись, мама нашла ребенку нового папу. А у него лучший друг — ремень. Мальчишка убежал к бабушке, а та тоже молодая, у нее жизнь ключом бьет. В итоге ребенка держали на продленке.
Всех этих пап и мам понять можно. Простить нельзя. В их жизни нет места для их детей. Взрослые заняты собой: своими делами, обидами, разборками с бывшими, поиском будущих.
Почему страдает учеба? Да ребенку не до нее! Можно заниматься наукой, когда у тебя все в жизни хорошо и проблем нет. В описанных случаях каждый ребенок остался один, никому не нужный. Это предательство чистой воды. Его взрослые не выдерживают, а вы хотите, чтобы ребенок пятерки носил и улыбался беззаботно?
У кого-то из коллег прочитала: «Все родители хотят для своих детей квалифицированных педагогов. А педагоги хотят для учеников квалифицированных родителей». Почему мы считаем, что ребенка вырастить — раз плюнуть? Почему мало кто задумывается, сможет ли он воспитать счастливого и здорового человека? Эх...
Давайте негромко...
Учителя - вполне милые дамы. Когда общаются друг с другом в учительской. Но некоторые из них в классе превращаются в неприятных, орущих и истерящих училок. Что за трансформация?
Каюсь, грешна. В самом моем первом классе однажды, пытаясь успокоить детей, я орала до визга и стучала со всей силы указкой по столу. А результат? Пять минут относительной тишины. Сейчас я кричать на детей перестала. Скажу почему.
Во-первых, уж очень это неприятно (даже противно) выглядит со стороны: интеллигентная дама орет, как какая-нибудь истеричка. Во-вторых, это делу не помогает. Дети привыкают, что все время крик, и просто не реагируют на него. Я обычно замолкаю и жду. Через минуту-две обязательно кто-нибудь из детей скажет: "Марьванна ждет, вы что, обалдели, что ли, совсем?" И работаем дальше спокойно.
А уж если расшумелись, то, скорее всего, устали. Надо переключаться. Или физминутку провести, или музыку спокойную послушать, глаза закрыть, представить что-нибудь приятное. И все!
А не пойти бы вам... к репетитору!
В моем детстве учителя считали, что необходимость в репетиторе - это показатель непрофессионализма преподавателя. Ибо что бы там ни говорили, а школьная программа рассчитана на среднестатистического ребенка.
Мне кажется, нынешняя популярность репетиторов - это просто родительское желание помериться, кто круче. Могу понять старшеклассников, которые готовятся к поступлению в вуз. Но зачем в начальной-то школе? Мои ученики с репетиторами занимаются только в самых серьезных случаях.
- Слишком частые пропуски из-за болезней. Есть дети, пропускающие в целом по полгода учебы. Моих скудных часов-консультаций не хватает на заполнение пробелов.
- Диагноз СДВГ. Ребенок физически не может воспринимать материал, так как плохо владеет собой. Его самоконтроль на уроке - на нуле. Поэтому занятия один на один с репетитором - то, что доктор прописал.
Ребенок не читает 80 слов в минуту: отстой?
Самый волнительный момент для ребенка — скорость чтения. Часто вся проверка этим и ограничивается. Читаешь быстро — молодец, медленно — дурачок. Но когда у тебя над душой секундомер, вообще страшно читать. Знаете, когда усиленно думаешь, какую педаль в автомобиле нажимать: газ или сцепление, а может, вообще тормоз, то далеко не уедешь.
Этап «до 40 слов в минуту» может длиться у разных детей по-разному. Кто-то проскакивает за 3–6 месяцев, кто-то пару лет сидит. Не паникуйте, родители. Это нормально и временно. Чтобы понимать смысл текста, нужно читать только целыми словами. Здесь скорость уже вырастает до 60–70 слов. По нормам это 2–3-й класс. Темп от 90 слов в минуту — высший пилотаж. Здесь прячутся углубленное понимание и полное осознание прочитанного.
Я проверяю скорость чтения только для фиксации прогресса каждого ученика. Главное — чтобы ребенок постепенно двигался вперед. И радовался, что у него получается.
Зачем мы растим поколение мимоз
Как-то в школу пришла проверка. Две тети неприступного вида, сжав губки куриной гузкой, ходили с линейками, замеряя расстояние между партами, и проверяли графики проветривания.
Зашли в мой кабинет: «А почему это у вас в классе веник находится? А еще и совок? Безобразие! Все должно быть закрыто под замок и недоступно для детей. Это же рассадники микробов». Одно из последних распоряжений: дети не должны убирать за собой посуду со стола. Получается, поел — не убирай тарелку. Не царское это дело.
А мама одного ученика написала на меня жалобу: «Учитель сделала замечание моему сыну при всем классе. Это заставило его переживать». Вопрос: почему нежная психика мальчика не страдала, когда он плевал в одноклассника и лепил ему на спину записку «Пни меня»?
Так кого же мы растим? Нежных мимоз, заваленных игрушками и развлечениями, но при этом ничего не умеющих, ни за что не отвечающих? Не обернется ли такое воспитание в итоге против самих воспитателей?
Родительское собрание или публичная порка?
Иногда слышу от коллег: «Вот на собрании я выскажу все, что думаю о них и их детях! Пусть им стыдно будет». Было дело, по молодости тоже пару раз практиковала всевысказывание. Потом поняла, что мамы и папы идут на собрание не затем, чтобы выслушивать, какие они никудышные родители и какие бестолковые у них дети.
Родители хотят услышать объективную и полезную информацию о детях и положении дел в классе, в школе. А вот это «все выскажу» — показатель профессиональной беспомощности и некомпетентности. Есть проблемы — назначь встречу, поговори с конкретным родителем один на один. При всех можно только похвалить.
Вы не думайте, на самом деле я и мымрой бываю. Просто понимаю, что родители — тоже люди.
А с какими проблемами сталкивались в школе вы или ваши дети?
Комментарии
Я тоже левша и когда пошла в школу (уже умела писать), родители с чего-то решили, что нужно меня обязательно переучить писать правой рукой! Когда учительница увидела ужас в моей тетради и узнала причину этого, конечно, быстро родителям "мозги вправила") Спасибо ей, а то чувствую, мучали бы меня и дальше))
Мама говорит, переучиваьься было моей инициативой, я этого уже не помню
"Все должно быть закрыто под замок и недоступно для детей. Это же рассадники микробов" - а что, щас правда так?
В нашей школе был уличный туалет, там было... ну не буду вдаваться в подробности, просто нужно было смотреть, куда наступаешь. Иногда всё засыпали толстым слоем хлорки, тогда одна вонь сменяла другую.
Пацаны там курили большую часть школьной жизни, ИЧСХ, никто вроде так и не помер от микробов. А тут веник?
Я и не говорю, что такие туалеты это нормально.
Ненормально бояться веника
Вот и вот-то. Мы в своё время после уроков мыли полы в классе, ещё и грязными тряпками друг в друга бросались. И ничо, никто не умер до сих пор. А тут веник - рассадник микробов...
Главное чтобы эту тряпку не жевали, а контактировать с грязью и микробами вообще-то нормально и даже закаляет иммунитет
за
держать ребенка на продленке.... подумать только изверги какие. надо ж его сиськой до 18 лет кормить.
Вы либо не заметили ,либо так же не считаете проблемой ,что у нового полюбовничка мамы лучший друг - ремень . Потому на продленке держали его,чтоб меньше дома был т.к. бабушке он тоже не нужен .
Жизнь складывается, как складывается. Представляю, что бы было, если бы её строили только вокруг интересов детей. Тоже ничего хорошего. И мама с бабушкой имеют право на личную жизнь. А у ребёнка есть возможность адаптироваться к тому, что есть. Продлёнка - не интернат или детдом.
Да я и не спорю ,что имеют, но написано о том,что им вообще нет дела до ребенка . Я вообще считаю ,что лучше не рожать ,чтоб заниматься своей жизнью . Нет несчастнее родителей которым не нужны их дети и самих детей .
Какой смысл в посыле: "лучше не рожать", если уже родили? Обратно не вернут. Масса людей, которые были не нужны своим родителям смогли реализоваться в жизни. Тот же Джобс. Я терпеть не могу эту моду, которую ввели психологи, считать, что во всём виноваты родители.
О том,что лучше не рожать был посыл от меня лично. Если я хочу заниматься собой - я не хочу детей . И не понимаю зачем рожать при такой позиции . А на счет того, что во всем виноваты родители .. Это их ответственность - их же дети. Не дети же заставляют себя рожать .
Тогда, добро пожаловать на землю. Люди, рожающие детей из собственных интересов были, есть и будут. Как и родители, не любящие своих детей, кому они в тягость. В независимости от чьих-то посылов, которые вы можете реализовать только в своей личной жизни. Вопрос в том, что дети таких родителей могут сделать всё, чтобы стать самостоятельными и счастливыми. А не вот эта вот мантра: во всем виноваты родители, лучше бы меня не рожали.
Согласна ,но дети все разные и на 10 тех кто выберутся будут сотни поломаных . И даже это все не важно .Мерзко после такого отношения смотреть на родителей которые теперь требуют от взрослых ,теперь уже, детей хорошого отношения . И действительно "добро пожаловать ") я и правда живув том мире который комфортен мне и меня раздражают дети таких родителей потому как чаще всего они отвратительны в своей невоспитанности .
Ну да) дело и не в каких-то детях, а в вашем личном комфорте, ими нарушаемом. Это прелестно.
Прелестно )) Вы чудо (субъективно ,во мне нынче говорит ром) ... Я не могу привнести справедливость в мир ,но могу в свою жизнь . И мне порой кажется ,что это просто для каждого: любишь свою жизнь - люби, не хочешь детей -не рожай . Я даже собаку завести не могу хотя очень люблю их потому как не могу дать ей нужную заботу . Поэтому, лично мне, тяжело понять тех, кто рожает не желая детей
Эта справедливость ваша личная. У других она своя. Да и пост не об этом, а о воспитании детей. И я в 100500 раз убеждаюсь в том, что самые осведомленые в этом вопросе те, у кого их нет. Или те, кто своих детей не воспитывал, как Мария Монтессори.
Я ничего не знаю о воспитании детей и не хочу знать, но я знаю ,что если что-то не нужно то от того,что оно появится нужнее не станет . И очем пост не важно . Я просто обратила внимание на то,что это не родители оставляли в прадленке ,а учителя ибо дома он был не нужен. А остальное исключительно субъективно: для ребёнка такое отношение в семье горе, для учителя видно тоже . Для Вас и его родителей это нормально . Каждый имеет право
И вообще да. Виноваты родители ибо не сделали все ,чтоб не рожать . Свои интересы важнее - предохраняйтесь .
Да, Вы правы . Не худшее ,но и далеко не самое лучшее. К тому же ремнем можно дать по жопе пару раз ,а можно и забить до смерти. Кто знает как именно били ребёнка .. И опять же вдвойне больнее ,что это делает даже не отец ,а чужой дядя
Когда я говорила о своем я имела ввиду ,что дали ремня за дело . А не прсто когда бьют ,чтоб доказать силу. На счет хуже не коснувшись пальцем .. Можно рассказать людям оставшимся инвалидами после домашнего насилия о том, что это лучше чем если бы их не коснулись и пальцем . Хотя на сколько мне известно часто физ. насилие сопровождается и психологическим
Вас когда-то били армейским ремнем ? Был у меня знакомый на плаванье который неделю ходил со звездами на спине. А еще одному ,соседу моему,мачеха ремнем рассекла мягкие ткани . А разница в том,что родители чаще бьют когда наказывают и все равно не так сильно , а чужие, тем более когда им родная мать ребенка дала карт бланш , бьют потому ,что мешают и чаще не щадя . В любом случае я считаю ,что ни у кого нет прав применять физическое насилие просто потому,что может.
Кстати физичнское насилие всегда в паре с психологическим. И это выбраться из этого сложнее .
Никогда не думала ,что если кто-то с кем-то соглашается его называют кэпом. Это как минимум странно :" я с Вами согласна", " о да Вы кэп". В следующий раз постерегусь сказать ,что мое мнение совпадает с Вашим ))
О теперь Вы решили выступить в роли кэпа ) мненеие не факт, но на нем оно основывается . А то,что происходит злесь - обмен мнениями . Как то психология и психиатрия практически всегда основана на мнениях ,а не фактах .
Я говорила именно о том о чем писалось в статье. Если бы все было проще учителя не пытались бы задерживать ребенка в продленке . Если обеспокоились в школе - значит проблема больше чем просто дать ремня . В остальном - слишком много вариантов, чтоб судить . Если на то пошло то и разговор начался с моего комментария где я просто поправила человека ,что проблема была не в том,что его оставляли в продленке(продленка не интернат ) а в том ,что это учителя оставляли ребёнка ,чтоб меньше проводил времени в проблемной семье
Ну тут то я с Вами согласна . И вообще все началось с того ,что я просто поправила невнимательное прочтение . А среди моих сверстников нет таких кому бы не перепало ремня . И,скажем так, я -за воспитание ,но против насилия ради насилия .
Самое страшное, что такие яжматери реально существуют.
Ещё до карантина дочь пришла из школы и рассказала о шокировавшей ее картине. Чья-то мама устроила разборки с учительницей на перемене, при всём честном народе, в завершении своей хамской речи обозвала учитеоя в присутствии учеников «овцой е##ной».
Я не знаю, что послужило причиной разборок, и кто там прав, кто виноват (учитель или ученик), но поведение мамаши - ниже дна.
И есть ещё одна мама, чей ребёнок ходит с моим младшим в сад. По сообщениям в общегрупповом чате или ещё как-то она вычислила, что мы с мужем забираем своего дитятю из сада позже всех (или одним из последних). Пишет мне что-то типа «я вам поражаюсь, как ваше сердце выносит такое?» Я: «Простите?», она: «Ваш ребёнок должно быть умирает с голоду каждый день, вы ведь так поздно его забираете». К слову, она не работает, забирает своего сразу после тихого часа.
Мой вопрос, причём тут голод, ведь полдник был часа 3 назад, и как она себе вообще представляет день работающих родителей, она проигнорировала и продолжала сокрушаться над судьбой моего бедного замученного ребёнка. В общем, я с трудом не послала ее на ##й, просто порекомендовала интересоваться своей жизнью и своими детьми.
Вот что это было???
Дамочке скучно дома сидеть и она как бабка с лавки цепляется ко всем подряд. Ну или возможно что она тупо хочет похвастаться что ее муж зарабатывает достаточно чтобы их семья ни в чем не нуждалась, а она могла посветить время ноготочкам, волосикам и всему остальному. А все остальные быдло рабочее.
Любопытно. Но очень понравилась эта статья. Без перегибов и без жалости к себе. Как мне кажется, у учительницы на редкость адекватное отношение к преподавательской деятельности. Цитируя автора: "Во всем должны быть мера и здравый смысл."
Вы так точно описали мое ощущение к этой статье, что даже добавить нечего. ?
Моим родителям не было дела до моей учебы, точнее оценки требовали хорошие, но даже на собрания ходили максимум раз в год, в 6 классе у нас поменялась учительница алгебры, из-за неё начала прогуливать школу в 9 классе, как-то резко сама собой исправила все оценки, 11 класс закончила с 4 четверками, остальные пятерки, поступила в университет на бюджет, правда, на заочное, потому что уже работала к тому времени. Кстати, сидела с мальчиком у которого действительно плохо пахло изо рта.... Это было ужасно.... я задыхалась просто....
У меня тоже была проблема с "похучим соседом". я просто стала носить с собой мятную жвачку и угощать.
Какой урок?? Подмазываться ко всем?)
Про задания родителям так и не поняла.
Фотографии действительно ребенок сам не распечатает.
Пластилин - почему учитель ставит хорошие оченки за поделки, сделанные родителем? Это не "родители соревнуются за пятерки", это учитель ставит пятерки. Чем демотивирует детей, делавших своими силами.
школа это аддддд(((
Какая статья хорошая
Если учитель и вправду ведёт себя так, как описывает в блоге, то всем бы такого
?