Преподаватель университета рассказала о биче современного общества: уставших родителях и завышенных ожиданиях

Преподаватель вуза и мама 2 детей школьного возраста Евгения Горина написала на своей странице в Facebook пост, который вызвал бурное обсуждение среди родителей. По мнению Евгении, часто современные мамы и папы слишком полагаются на прогнозы и ожидания, безоговорочно верят специалистам и настроены чересчур критично по отношению к своим детям. От этого страдают все, в итоге и родители, и дети чувствуют лишь разочарование и усталость.

ADME публикует текст Евгении.

Уставших родителей вокруг меня становится все больше. Уставших от школы, садика, поликлиник, развивающих курсов, репетиторов, уставших от самих детей, что уж. Некоторые из них в последнее время, говоря со мной на «детские» темы, часто матерятся. Многие плачут. Кое-кто жалуется на нервный тик, новые болячки, хвалит специалистов из онкоцентра.

Пара знакомых кинулись было к психологам, но неведомая сила докатила их до экстрасенсов, откуда, на мой взгляд, прямая дорога в Зазеркалье, и от меня привет Чеширу. Так что с мизантропией не только у меня все окей. Но как? Как это получается, что мы так быстро учимся ненавидеть и от этого основательно уставать?

Думаю, проблема в привычке строить глобальные прогнозы, а еще больше — в привычке таким прогнозам верить. И надо признать, эти прогнозы долгосрочные, уверенные, негативные, авторитетные, со ссылкой на еще большего спеца.

«Не встал на ножки в 8 месяцев? Вас ждут проблемы с ходьбой. Встал уже в 6 месяцев? Нате на всю жизнь кривые ноги»

Не говорит в 2 года предложениями? Лечите, мамаша, невролог — ваше все, вот рецепт на мешок таблеток, вперед по аптекам города. Не умеет читать перед школой? Не различает звонкие и глухие в 6 лет? Не рассуждает, глядя на картинку Васнецова? Васнецова не знает?! Не в курсе в 5 лет, что такое диагональ? Не мастерит скворечник на конкурс «Мы все любим птичек»? Так он у вас дебил! Вас ждут проблемы с орфографией, чтением, математикой, геометрией, и на лошади он у вас скакать не сможет, будет мучить кошек, наслаждаться хрустом тараканов, а за их отсутствием щелкать пузырьки на пакетиках от упаковки... Покупайте, мамаша, метлу.

Я знаю логопеда, который 6-летнему ребенку (которого, к слову, мама вытягивала с ДЦП и добилась суперуспеха) ставит диагноз: «Он у вас в школе будет учиться плохо, с письмом будут проблемы, со звуковым анализом не справится, считать не сможет, у него куча проблем, занимайтесь ребенком!» Да он говорит, ходит, ест, одевается, читает себе сам! Вы его 3 года назад не видели, а прогнозы на всю школу вперед рисуете...

«Смотрите, он у вас как плохо считает, все рисует. А ведь он мальчик, ему математика нужна»

Учитель в школе 4-класснику и его маме при мне заявляла: «Он у вас никогда не сможет поступить в вуз. Вам надо его готовить к какому-то делу. В техникум какой-то. Смотрите, он у вас как плохо считает — все рисует. А ведь он мальчик, ему математика нужна». Да кто тебе сказал, что мальчику нужна математика? Пацан, рисуй! Вырастай художником, дизайнером, архитектором, модельером. Мамаша, гуляйте чаще далеко от школы.

Репетитор, с которым я знакома, рассказывает про выпускницу: «Полный ноль. Написала сочинение и перепутала Фета с Тютчевым. Представляешь? Афанасий Тютчев! Куда она поступит? Идиотка. Маме сказала, чтобы готовились в ПТУ». Попросила сочинение, там: «А Тютчев был чрезвычайно любвеобилен, как мне кажется, и не слишком умен в отношениях с женщинами». Понятия не имею, как там у Тютчева с женщинами, но ясно вижу, что «А» в сочинении — союз.

Да, я тоже грешна. Когда студент 2-го курса при мне склоняет глагол по падежам, я нервничаю и мысленно готовлю гвозди для экзаменационного гроба. Но я не иду с вызовом и диагнозом к его маме. Слава богу.

Но врач, репетитор, учитель, воспитатель идут. И безумные мамаши принимают твердое решение: надо что-то делать. И начинает делаться то, что в итоге ненавидят и мамы, и дети.

— Мультики отменяем, какой Багги? Какой Шрек? Это вредно. Максимум про домовенка Кузю и в Новый год про снеговика-почтовика.
— Игры? Пожалуйста: пазлы по книжке о Маугли, с сюжетами, чтобы тренировать рассуждение по картинке; рисовалки-обводилки, чтобы тренировать руку для будущей каллиграфии; садись, я тебе почитаю, будет тебе 5 — будешь читать сам; вот английский алфавит — учи; будет 6 — будешь говорить на 2 языках.
— Поиграть в компании? Это запросто: репетитор по..., тренер по..., врач по... — компания по расписанию, каждый день занятия с 3 до 5 и с 6 до 8...

И вот это все у кого больше, у кого меньше.

И каждый раз, когда встречаемся, я слышу:

— Ой, у него проблемы с внимательностью.
— Ой, его ругает логопедша, он все еще не выражает связно мысли.
— Ах, пишет ведь как курица лапой. Репетитор замучилась с ним.
— Учительница опять ругает за неусидчивость, хотя мы занимаемся каждый день по 3–4 часа, учимся сидеть, внимательно слушать, читать вслух.
— Все равно путает гласные и согласные, а ведь 3 дня уже учим!

И все поголовно цитируют врачей, репетиторов, учителей, воспиталок... А сверх того: придурок, идиот, дурак, лентяй, пофигист, тупица и дебил — это мамы после встречи со специалистами говорят о своих чадах.

Ты мама, твоя задача — любить. Отругать всегда найдется кому

Я что хочу сказать. Забейте же, маманьки, на прогнозы. И не стройте их сами, особенно по аналогии. Слушайте прогноз погоды, а лучше музыку на «Яндексе», «Яндекс» делает чудесные подборки, это вам не учитель по русскому.

Вот сегодня звонила знакомая и жаловалась, мол, классная ругает дочку. Невнимательная девочка растет. Рассеянная. Педагог в ужасе, мама в панике. Вот, говорит, мы такими не были, а они...

Да что за мания такая сравнивать нас и их? Мы не просто разные поколения, мы вообще из разных стран, из противоположных миров.

Когда мамы жалуются мне, когда они цитируют злых спецов, когда они вдруг спрашивают, что им делать, я отвечаю одно. Ты мама, твоя задача — любить. Отругать всегда найдется кому. Ругать твоих детей будут везде: в поликлинике, в садике, в школе, у репетитора, у логопеда и на улицах. Ты мама, твоя задача — защищать. Укрыть его от ярлыков, которые ему прилепят моментально и все там же. Ты мама, твоя работа — хвалить и не сравнивать. Хвалить за то, что важно и ново для твоего ребенка, а не в сравнении с чьим-то и не по мнению кого-то. Если ты сравниваешь своего ребенка с каким-то другим, ты мало отличаешься от учительницы, которая недовольно заявляет: «Ваша девочка совсем не умеет ровно писать, а вот посмотрите, как пишет Маша!» Учительница, возможно, забыла, но ты-то помнишь, мать, что у тебя дочь Катя? С тем же успехом можно начать переживать, что балалайка не цветет весной, хотя ромашки...

Уровень ненависти, как мне сегодня кажется, зашкаливает. Уровень усталости — за видимыми пределами. Мы в окружении тех, кто направил лучшее, что в нас есть, против нас. Ведь в чем главный смысл всех прогнозов? Вы любите своего ребенка? Переделайте его. Измените его. Прогните его. Он должен стать удобным, предсказуемым, стандартным, молчаливым, готовым к выполнению команд... Тогда он нам тут всем понравится.

А вы его рожали, чтобы он всем нравился? Я не призываю учить нарушать золотые правила и забивать на морали. Я призываю использовать любовь в соответствии со здравым смыслом.

Комментарии

Уведомления

На собеседовании в первый класс логопед сказала мне, что мой сын не найдет приличную работу и не устроит личную жизнь, если не исправит звуки. При этом он прекрасно говорил, только с мягким Р были проблемы. Слава богу, к сентябрю она ушла на пенсию.

-
-
Ответить

Немного отвлекусь от темы.
Меня немного покоробило от фраз учителей, которые утверждают, что ребенок обязательно должен получить высшее образование. А если ты неуч - то тебе в училище.
Но, во-первых, я вчера читала в газете, что даже отличники сейчас идут в училища, потому что это - престижно!
А во-вторых, у нас и так избыток юристов, бизнесменов, ученых и т.д. А кто, извините меня, будет качественно делать ремонт? Качественно готовить еду? И прочее.

-
-
Ответить

Отличные мысли, отличные идеи. Одна беда: они все приходят нам в голову в нашем подростковом возрасте, когда мы видим, как не надо делать, и знаем, как не будем делать. А с первым ребёнком большая часть из них улетучивается. А со втором растворяются в небытие и все остальные. И классическая мама с двумя детьми совершенно не отличается от своей мамы, которая не отличается от её мамы и так далее.
Мало осознать ошибки других родителей, мало построить для себя модель поведения идеального родителя, воспитывающего самых лучших, самых счастливых детей, нужно ещё постоянно напоминать себе об этом. Осознавать каждую попытку поплыть по течению, поступить стереотипно, видеть каждую ошибку, видеть начало превращения идеального теоретика в типичного практика.
Иначе через несколько лет мы будем вспоминать себя с глумливой улыбкой и считать свои (уже прошлые) правильные теории наивной блажью, всеми силами оправдывая чудовищные действия в воспитании собственных детей чем угодно.

-
-
Ответить

Все хорошо, но...
"Да кто тебе сказал, что мальчику нужна математика? Пацан, рисуй! Вырастай художником, дизайнером, архитектором, модельером."
С каких это пор архитектору не нужна математика? Проектировать он как будет?)

А вообще, со всем согласна. Я очень поздно читать научилась, в 6 лет со мной сидели и я прям помню, как мучились со мной)
Да еще и в более раннем детстве 6(!) букв не выговаривала: со всем шипящими проблемы были.
До пятого класса пересказывать не умела вообще.
И ничего, школу с золотой медалью звакончила, все 11 лет отличницей была. Хотя и школьные успехи тоже не показатель, это потом в университете очень видно.
Но все вот эти Ванги вокруг - прям все всё наперед знают, ага.

-
-
Ответить

Похожее