Можно я выскажусь от лица «тупого ребенка»?

«Ребенок, 5 лет. 2 проклятых часа учим букву „Б“, переходим к „В“, а через полчаса он уже „Б“ забыл. Это что, тупость такая? Или к врачу?»

Такие посты я вижу в соцсетях и слышу на площадке регулярно. И не могу молчать. Не потому что я детский психолог. Не потому что педагог со стажем. Да я даже не мать со стажем: моему ребенку и 2 лет нет! Все проще. Я сама этот тупой ребенок.

Меня зовут Ася Явиц, я веду честный и смешной телеграм-канал «Будни плохой матери» и специально для читателей ADME хочу высказаться в защиту всех «тупых» детей.

В 7 лет я читала 32 слова в минуту по слогам. В конце 1-го класса мою маму вызвали в школу «на разговор». У нас накануне был читательский сейшен для всей параллели: каждый ребенок должен был принести свою любимую книжку и пропиарить ее. Одна девочка принесла «Маленького принца». Главный отличник принес, конечно, Жюля Верна. А я принесла раскраску. С феями. Текст там тоже был, между прочим! Ну что-то типа «Это фея Флора». Или «Раскрась фею Фауну и фею Флору. Какие красивые у них платья». Учительница не заценила почему-то.

Моей маме вообще было нелегко. Пришлось расставаться с уверенностью в своих фантастических способностях к материнству. А что еще делать, когда сначала у тебя рождается ребенок, который в 8 месяцев шахматные фигуры расставляет по клеткам, в 1,5 цитирует Мандельштама с табуреточки, а в 2 читает его самостоятельно... но следующий твой ребенок начинает ходить в 2, а в 5 играет шахматами и книжками в куклы?

С математикой у меня было еще хуже: когда папа в конце 3-го класса пытался мне все-таки объяснить, что при переносе из одной части уравнения в другую знак меняется, то через 3 часа карниз понял и рухнул. Но я выстояла. Мой мозг не поддался этим логичным объяснениям.

Меня водили к психологам, они показывали мне карточки. Еще давали таблетки. Я же не просто была тупой, я еще сосала палец до 7 лет и дергала пупок. Психологи и врачи прописывали лекарства пачками. Дедушка-врач увидел один из этих списков и сказал, что это прекрасный рецепт «овоща под слюнями по-психиатрически». Но в куклы шахматами, говорит, играть перестанет, конечно.

Это я все к чему? К тому, что у меня 2 красных диплома — экономического и филологического факультетов. В 3-м классе я читала лучше всех в параллели. В 6-м заняла 3-е место на математической олимпиаде самой крутой физматшколы Петербурга. Не иначе как помогли таблетки, которые я регулярно высыпала в мусор.

Как это все получилось? Само. Просто когда пришло время. Ладно-ладно, с чтением не само. Но без крика и ремня уж точно.

После вызова в школу по поводу раскрасок мама плюнула на психологов, и все лето я была обязана ежедневно читать по странице «Приключений Гвоздика». Вслух.

А осенью мама читала мне на ночь всякие книжки сама. Но по вечерам у нее, кроме чтения, было еще много «неважных» дел — ужин там приготовить, убрать что-то, подготовиться к завтрашней лекции. И она стала «не успевать» читать мне. А между прочим, сложно лечь спать, бросив Тима Талера, плачущего в одиночестве в темном парке. Не узнав, что же было дальше! Поэтому приходилось дочитывать самой.

Потом было не очень круто слушать одно и то же по второму разу, но не признаваться же маме, что я научилась читать? В какой-то момент она все-таки застала меня за этим постыдным занятием, но читать вслух не прекратила, лишь продолжала теперь с другого места.

А с математикой получилось еще проще: в 8-м классе я каким-то чудом попала в самый сильный математический класс школы. И там был нереально крутой преподаватель, который не просто хорошо объяснял, но и был интересным и разносторонним человеком. Сначала я доделывала классную работу дома по 3 часа. Потом как-то незаметно поняла, что математика — единственный предмет, в знании которого я уверена на 100 %, если меня среди ночи разбудить.

Так что, если вы родитель «тупого» ребенка, который назло вам не хочет включать свой мозг, я прошу, очень прошу — не трогайте его. Дайте ему время. Много времени. Узнайте его мотивацию. Найдите хорошего учителя. Не того, кто все соки выжмет, а такого, который заинтересует. Да так, что ребенок сам найдет нужную олимпиаду и победит в ней.

Верю, что силы на исходе, верю, что вы в этом возрасте как орешки щелкали все эти «у Маши было три яблока, а Петя дал ей еще одно». Но если ваш ребенок их не щелкает, то, может, он просто задается другими вопросами? Про какую Машу речь — про ту, которая с дачи, или ту, которая из садика? И если это Маша из садика, то зачем ей яблоки? Она же их не ест. И вообще, почему Петя ни с того ни с сего дал ей еще? А банальные «сколько у кого стало» начнут волновать его позже, когда придет время. Или не начнут — без них ведь тоже можно быть счастливым, а?

Комментарии

Уведомления

Из своих личных наблюдений согласен со словами автора "Просто когда пришло время". Так бывает, хотя уповать только на это не стоит. В любом случае с ребенком надо работать. С умом, конечно.

-
-
Ответить

О! Учитель, который сумеет объяснить и заинтересует - на вес золота!
Была у нас "математичка" - Людмила Петровна Мухина, царствие ей небесное. Уже в хороших годах была. Но объясняла как бог! Алгебру и геометрию невозможно было не знать и не понимать! Отстающих практически не было! Но она ушла от нас из 10го класса, и пришла новая. Всего на год. Но этот год был адовыми муками для меня! Я абсолютно не понимала ту ерунда которую несла эта "учителка"! Даже имени её не помню ... Выпускной класс, на носу экзамены, а я "поплыла" по алгебре. Репетиторов тогда не было, не было таких понятий. Пришлось самой всё заново. Разобралась, выучила, сдала на "отлично". Но до сих пор эту мымру с содроганием вспоминаю.

-
-
Ответить

Аукнется родителям слишком интенсивное ранее развитие детей. Как раз недавно обсуждали с друзьями эту тему.
Чревато это тем, что у бедных детей синдром эмоционального выгорания будет аналогичен родительскому, а психика и память в какой-то момент скажут "Стоп". Из умного сообразительного малыша получим так называемого "тупого" ребенка.
Да, развитие детей - это прекрасно. Только не стоит забывать некоторые вещи: их психика не стабильна, они энергичнее, но и устают быстрее, им сложнее сосредоточиться, успокоиться после ярких на эмоции занятий. Классно, что сейчас появляется куча современных кружков, клубов с нестандартными подходами к обучению. Но это стремление родителей забить день ребенка полностью, чтобы ему даже пукнуть времени не было, я не понимаю. Тупое соревнование между детьми, которые выросли, но не повзрослели, и родили своих детей.
Про сложности социализации и формирования навыка общения, дружбы с другими вообще молчу. У детей даже потребности такой не будет, так как в редкие минуты покоя они захотят отдохнуть и побыть одни.

-
-
Ответить

А у меня другая история, вундеркинд с детства, сама научилась читать, считать, в садике меня садили перед детьми сказки читать, в младшей школе круглая отличница, контрольные за пол урока решала, дальше в средней начала хуже учиться, в старшей еле дотянула до серебрённой медали, тупо не хотела учить, где то списывала, где то выучила. Поступила в мед. институт и расслабилась, вроде бы я хотела учиться, но не училась, тянула на 3,4,закончила на очень слабеньких знаниях, хотя сама. Я могу выучит быстро, нет тяги, если преподша была строгая, я зубрила, сидела сутками и сама сдавала, где можно расслабиться, я нихрена не делала. Итог есть знания, но дальше поликлиники не пойдет дело, я понимаю не потяну. И опять же мои одногруппники дальше учатся, конференции, курсы,а мне лень, я в интернете сижу, шмоточки заказываю, сериалы смотрю. Вот так с лучшей ученицы в школе,я скатилась к средненькому врачу, да я не тупая, свою работу тяну,но понимаю что могла бы больше, но не хочу.

-
-
Ответить

Похожее