«Да какой ему вуз, мы ему ПТУ присмотрели». История о том, как родители из лучших побуждений чуть не погубили талант своего ребенка

Когда у наших детей что-то не получается, мы, к сожалению, не всегда задумываемся о причинах, а сразу выносим вердикт: «Ты недостаточно стараешься!» Но часто для того, чтобы разобраться с проблемой, нужно просто довериться ребенку, прислушаться к нему. От этого может зависеть будущее вашего сына или дочери. Преподаватель Яна Полянских рассказала на странице в фейсбуке драматичную историю из своей практики о том, как важно верить в силы своих детей, даже когда кажется, что все потеряно.

Мы в ADME считаем, что текст Яны поможет родителям взглянуть на своих детей другими глазами и вернуть надежду тем, кто ее почти потерял.

Верьте в ребенка. Каждый момент, в любой ситуации, что бы ни случилось — верьте в ребенка. Когда совсем опускаются руки... пожалуйста, верьте.

Был у меня в педагогической практике жуткий случай. В одном сером марте с репетиторского сайта позвонила женщина, которая чуть не в слезах просила помочь ее сыну. Ему грозила неаттестация в 11 классе по математике: одни двойки, ничего не получается, ни одну контрольную не написал за год, все в шоке, слезы и «помогите сдать на три».

А у меня как раз один ученик поступил и освободилось место. Уж очень не хотелось работать с таким количеством двоек и, видимо, отсутствием мотивации, но решила взяться.

Приезжаю. Мама мне с порога сообщает, что заниматься он не хочет, ищите подход. Вот, думаю, вляпалась. Подход в 11 классе в марте. Идеально же. Чуть не развернулась прямо там, да смелости не хватило. Пошла.

За столом сидел худой, замученный подросток с кругами под глазами и очень уставшим взглядом. Я представилась и сказала, что пришла помочь. Он огрызнулся и сказал, что ему не надо помогать.

Давайте, говорю, сыграем в математическую игру. Ребенок хмуро посмотрел на меня, но согласился. Объяснила правила, он заинтересовался, даже улыбнулся. Начали играть. Раз классный ход, два классный ход — и он меня с блеском обыграл. Воу... В эту игру я еще ни разу не проигрывала.

Слишком странно. Это была не случайная победа, это были великолепно обдуманные ходы и прекрасное логическое мышление. И у него двойки по математике? Серьезно?

Я поделилась с ним своими мыслями и попросила посмотреть его тетради. Он невероятно смутился, видимо, очень не хотел меня огорчать. Но показал.

То, что я там увидела, я не забуду никогда. Там были совершенно необычные решения стандартных задач: графические методы, исследование с помощью производных, использование свойств функций, введение параметра, восхитительно короткие и красивые аналитические выкладки. Перечеркнутые. Жестоко так перечеркнутые красным. На некоторых листах перечеркнутые так, что на листе появлялись разрывы. И двойки. Много двоек в сочетании с фразами «В классе делали не так!».

Я позвала его маму, рассказала о том, что у ребенка прекрасная математика и что ему дорога на мехмат. Что сейчас им надо забить на школьные оценки, я помогу выйти на эту несчастную тройку, но им надо начать работать с форматом профиля на ЕГЭ и сдавать ДВИ. Мальчик был в шоке. Ему никто такого не говорил... Он сидел и завороженно смотрел в свою тетрадку. А мама лишь сказала: «Ну-ну. И что же тогда у этого гения двойки?» Я попыталась ей объяснить, что это нестандартные методы решения и, возможно, его школьный учитель просто их не понимает или не хочет принимать, вот и ставит двойки. Но мама была непреклонна: ребенок — дурак, не может делать нормально, да какой ему вуз, мы ему ПТУ присмотрели, вот туда и пойдет. На тройку надо сдать.

Тяжелый случай. Ну ладно, согласилась помочь с тройкой, а сама стала подсовывать парню задачки из ДВИ и олимпиад. Некоторые он решал быстрее и круче меня, применяя странные штуки, от которых я улыбалась и восхищалась. Мальчик каждый раз спрашивал: «А я правда правильно делаю? Прямо совсем правильно?» В него никто никогда не верил... После занятий с ним я рыдала в сквере у их дома, не понимая, что можно сделать и как переубедить родителей.

В один из дней мальчик устроил родителям скандал. Сказал, что будет поступать в нормальный вуз и что ему нужен репетитор по физике. После мне позвонила мама и жестко сказала больше к ним не приходить.

А через пару дней позвонил сам мальчик. Сказал, что пока у него нет такой суммы, чтобы оплачивать мои занятия, но он готов платить ₽ 500, а остальное все отдаст с 1-й зарплаты. Я была в шоке. И я согласилась.

Мы стали заниматься подготовкой к поступлению. Рассказала о нем своему знакомому репетитору по физике, тот тоже взял его на заочное обучение: посоветовал книги, давал задачки, проверял и комментировал. Мальчик кое-как получил тройки за год (убедили его писать «по стандарту»), сдал ЕГЭ по математике на 99 баллов, ЕГЭ по физике — на 96 и ДВИ — на 100. Взяли с распростертыми объятиями.

Сейчас он оканчивает второй курс мехмата. Участвует в студенческих олимпиадах и выступает на конференциях. Работает в «Яндексе». Деньги за занятия честно отдал и мне, и репетитору по физике, даже с процентами. Поздравляет со всеми праздниками и присылает цветы.

Почему я решила вспомнить эту историю? Просто позавчера, в День защиты детей, его мама прислала мне единственное за это время СМС. Там было «спасибо».

Комментарии

Уведомления

В школе в массе своей работают тупенькие и бездарные люди, за редким исключением. Меня тоже в школе, стараниями математички определили в группу с отстающими, а мой репетитор по математике (препод из МГУ) тем временем занималась со мной бесплатно, так как я была ее любимой и самой способной ученицей. А еще в универе препод по английскому валила меня просто по-страшному, у меня единственной в группе была 3ка, при том, что я свободно говорила по-английски в отличии от одногруппников, которые даже на вопрос который час ответить не могли. Хотя были и хорошие учителя и преподаватели, которые очень много мне дали. В этом плане мне нравится штатовская система, когда проверку знаний делают тестами и с помощью беспристрастного компьютера.

-
-
Ответить

А у меня было чёткое математическое мышление. И 3-4 по этому предмету из-за хреново го внимания. Но вместо того, чтобы поработать с этим, учительница все время меня подкалывала, мои правильные ответы не замечала, постоянно жаловалась родителям, что я не посещаю факультативы (начало в 7.30) и непонятно где шляюсь. По факту я все посещала, да и куда б я делась то в 6 утра? Ей было плевать, что все подтверждали, что я была на факультативах, что отвечала правильно, не забывая никаких нюансов. Самое страшное, что примерно так из-за её слов и памяти об учёбе моей матери в этой школе (она была чистым гуманитарием) все математики меня такой и считали. Она поставила мне в 11м классе за алгебру 3ку, хотя по оценкам выходила 4, зная, что ЕГЭ я сдам на 5 (переходный период, когда у егэ был эквивалент в оценках из-за которых могли повысить или понизить оценку на балл). Потому что поставив мне 3 она после егэ она обязана была добавить балл к годовой оценке и вышло 4. А не 5, как должно было. Так и накрылась моя серебряная медаль. Но хуже всего в той ситуации было то, что я ненавидела свою школу, я реально мечтала её сжечь, но родители так и не дали мне перейти в другую школу.

-
-
Ответить

Что-то мне с трудом верится в эту историю, основа, может, и правдивая, но дьявол в мелочах.

У нас на школьных занятиях по математике повышали или понижали оценку за рациональность. Ты можешь правильно решить, но ты пишешь контрольную по конкретной теме, поэтому нужно использовать знания именно из этой темы для отличной отметки.

Если парень правильно решил, но нерационально, то ему могли снизить оценку, но не ставить пару. Что за бред.

-
-
Ответить

В общем даже допускаю в реальности такую ситуацию, как в статье. И она, даже, не выглядит прям уж сказочной.

Я очень благодарна своим родителям. Они мои увлечения никогда не пресекали. В детстве я занималась и рисование, и плаванием, и фортепиано, и танцами, и лепкой. Некоторыми долго занималась, некоторые быстро бросала. Но никогда никаких укоров в свой адрес не слышала.

И мне наверное повезло с учителями. До сих пор большинство вспоминаю с теплотой. По математике был очень строгий учитель и чтобы он нам улыбнулся, так это вообще какой-то нонсенс. Но мы его обожали, он был очень справедлив к нам, доступно и четко всё объяснял. В 10-11 классе, я перешла в другой класс, там тоже была замечательная учительница, но более слабая в преподавании. По русскому/литературе наоборот. До 11 класса предметы преподавались очень слабо, а в 10-11 охрененный напор был. Мы даже на уроке слушали пластинки Окуджавы и Высоцкого (я и не догадывалась, что такие технологии до сих пор существовали))

Вот, сейчас вспоминаю, и даже не могу вспомнить ни одного учителя, который бы вызывал резко негативные эмоции. Да, были, которые не нравились, но до ненависти не доходило. Видать и правда, мне с этим очень повезло))

В институте там уже да, всякие попадались. Но там уже другое, более взрослое восприятие.

Ещё не по теме (о дипломе). Помню многие, когда я поступила в институт, говорили, что потом мне мой диплом пригодится только, как разделочная доска или подставка. Говорили, что я зря трачу свое время. Вот тогда то я и научилась отвечать тем, кто даёт советы, как, по их мнению, надо правильно жить. До этого не умела, слишком мягкая была)) И кстати, на каждой работе, куда я пыталась устроиться, спрашивали диплом. На одной это даже стало решающим фактором при приеме примерно "одинаковых" претендентов))

-
-
Ответить

Похожее