Я проработала в школе 7 лет и расскажу, как за ошибки родителей расплачиваются и дети, и учителя

Если бы я пришла на собрание анонимных педагогов, то начала бы свою речь так: «Привет, меня зовут Маргарита, я учитель». И все такие: «Привет, Маргарита», «Ууу, как мы тебя понимаем», «Что, тоже не можешь держать все это в себе?» Не могу. За 7 лет работы с детьми — а я преподавала в обычной и частной школах, вела занятия по робототехнике, занималась репетиторством — во мне накопилось очень много информации. У педагогов со стажем уже глаз наметан на воспитательные косяки родителей, а отношения в семьях учеников они считывают лучше любых гадалок. Учителя многое могли бы поведать о вас и ваших детях, однако предпочитают молчать.

Но сегодня специально для читателей ADME я расскажу о том, что знают учителя, но часто не догадываются или не хотят видеть родители.

Когда я пошла учить детей, то даже не догадывалась, что меня ждет.

1. Все, что вы говорите дома, ребенок пересказывает в школе

В старших классах дети уже умеют держать информацию при себе, но младшая и средняя школа — это период души нараспашку и языка без костей. Дети наперебой рассказывают, что ели и где были, сколько заработал папа в прошлом месяце и что мама думает о соседке сверху.

Материться и сплетничать многие детишки тоже учатся дома. В поговорке «Не воспитывайте детей — они все равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя» на самом деле заложен очень глубокий смысл.

  • Однажды ученица сказала мне: «Вы не давали нам списывать, потому что у вас мужика нет!» Откуда это у шестилетки? Ответ нашелся быстро. На собрании ее мама доверительно прошептала мне на ухо, указывая на другую родительницу: «Она такая конфликтная! Ну знаете, как бывает, когда мужика давно нет».
  • Лайфхак: если ваш ребенок любит комментировать что-то подобным образом, не надо его ругать или запрещать так говорить — получится запретный плод, который сладок. Попросите объяснить сказанное («Что ты имеешь в виду?») или выстроить логическую цепочку («И как это связано?»). Поначалу чадо будет теряться, но вскоре научится думать, что говорит. Кстати, с взрослыми это тоже работает.

2. Говорить с детьми о деньгах нужно очень осторожно

Школьники часто меряются, у кого богаче родители, дороже телефон или больше блесток на пенале. С точки зрения возрастной психологии это нормально, но порой родители щедро подливают масла в огонь. Вместо того чтобы постепенно объяснять ценность труда, они учат малышей кичиться материальными благами. Или, наоборот, безосновательно попрекают деньгами, прививая ребенку комплекс неполноценности.

  • Как-то на уроке я заметила, что ученик записывает только часть текста, ужимает буквы и выходит за поля. Оказалось, мама сказала ему, что тетради дорогие и на школу уходит очень много денег. Как думаете, пятикласснику действительно нужно это знать?

3. Школьная форма — это круто

В старших классах многие дети демонстрируют через одежду внутренний протест, и это нужно просто пережить. Но когда школьники помладше наряжаются, словно на показ мод, это не их выбор, а самовыражение родителей. Нарциссические взрослые соревнуются в том, чей ребенок моднее, красивее, лучше. Детишки быстро подхватывают тему, и вот в 6-м классе ученики уже делят друг друга на крутых и лузеров.

  • Когда у нас в школе ввели обязательную форму, многие родители негодовали. К концу учебного года все резко изменили мнение, потому что простой синий комплект одежды оказался решением многих проблем. Дети перестали тратить учебное время на рассматривание друг друга, и у них больше не было повода гнобить тех, кто одет поскромнее.

4. Не стравливайте детей даже из благих побуждений

До определенного возраста учеников можно мотивировать через конкуренцию. И то учителю важно обставить ситуацию так, чтобы ребята не мерились своими результатами, а осознали важность работы каждого. Когда же родители пытаются подстегнуть детей, сравнивая их с более успешными одноклассниками, получается мрак. Ребенок утверждается во мнении, что он хуже других, замыкается в себе или включает агрессию.

  • После занятий мама постоянно говорила Мише: «Посмотри, какой у Егора робот красивый и быстрый, а у тебя еле ползает. Поднажми, сынок!» Однажды Миша поднажал и ответил маме: «Мне только 9 лет, а тебе уже 42, но ты вообще робота сложить не можешь!» Мама обиделась и пару недель не приходила на занятия, а когда появилась, ее ждал сюрприз. Миша и Егор работали в паре, и на все провокационные вопросы я отвечала: «Мальчики все сделали вместе, оба такие молодцы!»

5. Пытаясь не потерять авторитет, вы запутываете ребенка

Кажется, некоторые родители боятся, что из-за школы ребенок бросит семью или уйдет жить к классному руководителю. Как иначе объяснить, почему мамы и папы пытаются выглядеть умнее, правильнее, круче учителей? Многие забывают, что школа — это прежде всего институт социализации. Такой же важный, как семья, и в нем действуют те же правила.

Представьте: вы приучили дочку завтракать кашей в 9 утра, но потом пришла соседка и сказала, что это бред, есть нужно вечером и только конфеты. Теперь спроецируйте это на учебный процесс.

  • На уроке географии одна ученица не смогла показать на карте Южную Корею. Не потому, что глупая, — просто папа научил ее, что есть одна страна Корея, разделенная на северную и южную области. Какая столица у области, вы что? Именно так объяснял мне свою науку папа, примчавшийся в школу «посмотреть на географичку, которая детям головы морочит». Обычные карты его не убедили, но гугл, к счастью, расставил все Кореи по местам.

6. Учитель ничего вам не должен

Кроме выполнения своих непосредственных обязанностей, конечно. Никто не будет требовать у официанта почистить пальто или писать жалобы на продавца, потому что у него красные волосы. Но почему-то для многих родителей совершенно нормально выкатывать необоснованные претензии к учителям и обвинять их во всем на свете.

  • Чего я только не наслушалась за годы работы: «Почему вы не проверили, надел ли мой сын шапку? Из-за вас у нас снова ангина!», «Вам что, сложно остаться на часок после уроков и помочь ребенку с проектом?», «Вы могли сами нам позвонить и сказать домашнее задание!»
  • И первое место: «Я видела вас в воскресенье в центре. Педагог не должен так одеваться и ходить по заведениям!» Эта мама даже пожаловалась директору, но сотрудников не увольняют за то, что они гуляют на выходных или им нравится Че Гевара.

7. Отменить домашние задания — плохая идея

С ними дети лучше усваивают материал, учатся его применять и выстраивают в голове логические цепочки. В младшей школе родители должны помогать с домашкой, но многим удобнее решить все задачки самим, чем посидеть с сыном или дочкой за учебниками. Из-за этого дети теряют мотивацию и интерес к учебе.

Еще одна ошибка родителей — ограждать ребенка от любых нагрузок. Малыши привыкают, что при малейших трудностях или простом нежелании учиться можно нажаловаться маме и она пойдет ругать противную училку, из-за которой приходится книжку читать, а не сидеть в планшете.

  • Когда один мой ученик действительно не мог выполнить задание, я не ставила ему двойки, а порасспрашивала коллег о его успеваемости, поговорила с родителями и школьным психологом. У мальчика оказалась небольшая особенность, и я просто составляла для него индивидуальные задачи. Когда есть объективная проблема, в школе всегда пойдут вам навстречу. Если же вы привили ребенку выученную беспомощность — простите, но нет.
  • Не все знают, но есть такая вещь, как нормативы по домашней работе. Например, в России на ее выполнение старшеклассникам отводится максимум 3,5 часа в день, а давать задания на выходные вообще запрещено. Кроме того, в каждой школе должен быть акт, в котором указано примерное количество заданий по всем предметам. Уверены, что детей перегружают? Идите к директору и поднимайте документы.

8. Ваш ребенок может быть самым обычным, и это нормально

Некоторые дети очень эрудированны и развиты не по годам. Но это всегда заметно со стороны: педагогам, дальним родственникам, посторонним людям. Если вы считаете сына или дочь вундеркиндом, но в дневнике почему-то одни тройки, подумайте, не выдаете ли вы желаемое за действительное. Потому что в таком случае вы пытаетесь реализовать через сына или дочку собственные амбиции.

  • Самая большая боль учителя — родители, которые требуют отправить их ребенка на олимпиаду по физике, перевести в продвинутую группу или поднять балл, потому что «наш Васечка очень смышленый». При этом мальчику не даются точные науки, он любит рисовать, но родители ничего не замечают — им нужен только титул самого умного. В школе над Васей потешаются одноклассники, а сам он имеет все шансы вырасти инфантильным и неуверенным в себе человеком, за которого все решает мама.

9. Оставьте ребенку его детство

Одни родители считают, что достаточно предоставить жилье, еду и образование, а ребенок уж сам как-то вырастет. Другие впихивают в малышей все подряд: уроки музыки, карате, иностранные языки, занятия с репетиторами по 3–4 предметам. Родители разные, но в обоих случаях дети испытывают стресс — от чувства, что их не любят, или от тотальной усталости.

Детство — это время, когда можно и нужно набивать синяки, гулять, дружить и веселиться, зная, что родители прикрывают тыл. Так давайте не будем омрачать эту чудесную пору и оставим подрастающему поколению то, чего не хватает многим взрослым, — искреннюю радость и беззаботную веру в лучшее.

Вы довольны учителями своих детей или, может, хотели бы им что-то высказать?

Комментарии

Уведомления

Старая шутка: объявление в садике «Уважаемые родители, просьба не верить всему, что говорят Ваши дети о том, что происходит в садике. В ответ, мы не будем верить всему, что говорят Ваши дети о том, что происходит дома!»

49
-
Ответить
3 года назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.

О, боже, у меня с Кореей тоже была история) Я была свято уверена что это остров, находится чуть выше Японии) И когда вышел трейлер 2 части Поезд в Пусан с описанием "Полуостров бла-бла-бла" я в шоке пошла гуглить и обнаружила что он у нас на материке) У меня ощущение было неделю что кто-то ночью коварно прилепил Корею к материку и мне не сказал? 25 лет, учитель))

11
-
Ответить

Ну в Северной Корее до сих пор считается, что Корея одна, просто ее южная часть захвачена американскими оккупантами.

3
-
Ответить

Начала читать, заранее настроившись скептически к автору поста. А к концу прочтения порадовалась, что во многом мнения совпали.) Статье – плюс.

34
-
Ответить

Вот не проникаюсь я никак идеей школьной формы. Как по мне, это просто советский пережиток, который учителя как-то пытаются оправдать. Да, наверное не стоит разрешать приходить в школу в купальнике итп, и надо ввести какие-то рамки. Но помню у нас запрещали джинсы (даже черные).

Не верю в "это выравнивает учеников и они не будут выделять тех кто беднее". Как ни крути это видно, кто-то рассказывает, что провел лето у бабушки, а кто-то на мальдивах, кто-то пришел с айфоном и рассказывает, что у него на супер современном компе идет самая крутая компьютерная игра. Да даже если ни чего не рассказывать, то кто-то купил к этой форме 3 блузки на смену, а кто-то 20, кто-то каждый день приходит в новых туфлях, а кто-то носит поцарапанные уже третий год.

Не будут отвлекаться друг от друга? тоже странный аргумент. В современном мире вряд ли кого-то можно удивить одеждой настолько, что захочется рассматривать ее весь урок. А если урок скучный, то увы, отвлечься захочется и на крестики нолики, и на стены с потолком, и на свои мысли.

Помню нам еще учителя говорили:"Выйдите вы на работу, там всех заставят ходить в офисном виде, вот привыкайте". Тоже странно, если потом всю жизнь ходить в брюках и блузках, дайте хоть до 18ти джинсы поносить. И да, вышла я на работу, у нас в офис хоть в шортах пляжных и майке можно (лето в жару так многие ходили) лишь бы работал хорошо.

30
7
Ответить

Ну уж "советским"-то пережитком форму никак не назвать, поскольку появилась она и до сих пор успешно существует в очень многих странах мира, включая вполне себе капиталистические, а в некоторых местах ещё и считается признаком элитарности учебного заведения.

38
1
Ответить

ок, поправлюсь. Я согласна, что форма есть во многих странах. Но после рассуждений учителей и их аргументов, которые, как мне кажется, легко опровергнуть. Мне всегда казалось, что это что-то из разряда "а вот в наше время", "а вот раньше трава была зеленее", "а наше поколение" итп. Люди просто привыкли, что "так было всегда, а значит, что это правильно"

13
2
Ответить

Не знаю, на тему формы сколько людей, столько и мнений. Лично я - за, но только при условии, что форма будет разнообразной (и брюки, и юбки, и шорты при необходимости, и свитера, и пиджаки) и из качественных, подходящих ситуации и сезону материалов.
Меня в школьные годы напрягала необходимость думать, что надеть, чтобы было тепло, хоть немного модно и красиво и главное - не одно и то же каждый день, а то фу-фу-фу. А зарабатывали мои родители не так чтобы много...

21
3
Ответить
3 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.
3 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
3 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.

Я только один плюс вижу в школьной форме - родителям меньше заморачиваться по поводу одежды на каждый день.
И Вы правы - никого форма не выравнивает. Когда я училась, всем в классе прекрасно было известно, кто из состоятельной семьи, а кто из бедной. Даже если б выравнивала - если в классе изначально нездоровая атмосфера, некоторые особо одарённые всё равно найдут, к чему прицепиться и начать травить.

18
-
Ответить

согласна, у нас в школе зимой достаточно прохладно, а в тёплых кофтах ходить не разрешают, типо " В школе жарко, ну-ка идите переодевайтесь", да ещё и замечание влепят
а сама наша классная руководительница зимой в школе ходит в свитере и жилетке..
в школе жарко, говорили они, ага, да да..

5
-
Ответить
3 года назад
Комментарий слишком горяч, чтобы его показывать. Берегите руки.

Мои дети ходили без формы и это было накладно каждый раз искать вещи, чтоб не как у всех, но красиво и дорого.
У внука форма, причём в нашей школе родители сами решают быть форме или нет и какой ей быть. По мне это очень удобно, не надо заморачиваться. А самое главное мнение преподавателя тоже учитывается. На первом собрании она сказала, решать вам, но когда дети одинаково одеты, у меня не пестрит в глазах и мне легче сосредоточиться самой и сконцентрировать внимание учеников на мне, а не на друг друге. Это начальная школа и дети ещё не привыкли к дисциплине, они ещё часто отвлекаются на всякие мелочи. А форма их немного дисциплинирует. Да я даже сама заметила, как дети которые на площадке неловкие, зажатые увальни одев форму становятся более подтянутыми и уверенными в себе.

7
-
Ответить

Какая чуть. Поверхностная статья с претензией на психологию. Аж семь лет, бедняжка, героически в школе отработала и теперь считает себя очередным гуру педагогики.
Все родители погрязли в косяках воспитания, одна учительница робототехники вся в белом, не учит детей, а ищет изъяны в семьях, от большой личной внутренней гармонии очевидно.

3
43
Ответить

Ага, надо 40 лет проработать, стать грузной Марьванной с халой на голове, чтобы что-то понимать? Умному человеку и двух лет хватит, чтобы понять что к чему в школе. Она и не говорила, что весь класс такой, но, в каждом классе найдётся 2-3 уникума из родителей, которые за все 30 семей крови выпьют и опыта добавят. И по большинству пунктов все правильно сказано.

21
-
Ответить
3 года назад
Красиво сказано… но не к месту.
3 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.

Вообще-то таких государств, как "Южня Корея" и "Северная Корея", действительно нет. Это обиходные названия, а официально они называются "Республика Корея" и "Корейская народно-демократическая республика". Так что тот папаша был, конечно, неправ, но и учительница не совсем права.

11
2
Ответить

Там всё тонко. В КНДР считают, что есть одна Корея с временно оккупированной территорией. Надо учить всем точкам зрения, для полноты картины.

4
-
Ответить
3 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.
3 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.

Очень сильное ощущение от статьи, что автор детей любит и еще не растеряла желание что-то делать, а не просто отбывать уроки. Я не могу себе представить, что если бы у моего сына что-то не получалось, учительница пошла бы к психологу и уж тем более составляла индивидуальные задания для 1 ученика. В нашей школе просто на собрании мне бы мозг долбали, что я должна подтянуть сына сама.
А если бы я встретила в центре учительницу в футболке с Че и сумкой с шипами, то порадовалась бы, вспомнив молодость) Тем более в школу ведь она в деловом стиле приходит, какая кому разница, как она одевается в нерабочее время?

20
-
Ответить

Точно, помню раз в месяц ходила к учителю истории и объясняла, что у ребёнка плохая речевая память, пусть она ему побольше тестов даёт, и самостоятельные письменно и не мучает у доски. И каждый раз она делала круглые глаза и говорила : "да вы что, конечно я учту это". В результате сн стал прогуливать её уроки. Хорошо классная была понимающий.
Таких учителей нам очень не хватает, которые понимают детей и могут найти подход к каждому.

2
-
Ответить

Статья хорошая, но 6 пункт смутил. Эта учительница вообще про Че Гевару читала? Чем там восхищаться? Садизмом и террором? У Гевары руки по шею в крови. Если для нее это не новость, то моральные ценности у училки оставляют желать лучшего, а если новость, то оставляет желать лучшего общий уровень её развития.

6
4
Ответить

Знаю, что многие будут сейчас писать, что я придираюсь, но "Каратэ" пишется с буквой "Э". Просто мне обидно за мой вид спорта, ведь его название постоянно каверкают и не считают за серьезный спорт. Хотя нагрузки у нас столько же, а то и больше чем в популярном спорте.

1
-
Ответить

Ужасная норма времени домашнего задания! Для школьника провести полдня сидя в школе, а потом ещё 3.5 часа сидя дома. А где время на продвигаться, на побыть ребёнком? Как интересно в европейских странах получается организовать обучение без д/з для младших классов?

-
-
Ответить

Похожее