Япония потратила $ 20 млрд на уникальный плавучий аэропорт (который теперь тонет)

Наука
7 месяцев назад

Представьте себе такое... Сотни тысяч рабочих создают в океане два искусственных острова, а затем строят там большой аэропорт. В будущем им смогут пользоваться около тридцати миллионов пассажиров в год. В процессе строительства инженеры сталкиваются со многими проблемами, но их удается решить. Первоначальная стоимость аэропорта составляет около восьми миллиардов долларов. Но со временем она увеличивается до двадцати миллиардов. Он входит в топ-тридцать самых загруженных аэропортов в Азии! Итак, все празднуют успешное завершение строительства, а потом... он вдруг начинает тонуть. Представьте, как двадцать миллиардов долларов медленно погружаются на дно океана. Конечно же, инженеры разрабатывают план по спасению аэропорта. Но давайте начнем с самого начала и выясним, как это вообще стало возможно!

Всё началось в тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году недалеко от японского города Осака. В том году на территории нового международного аэропорта Итами приземлился первый самолет. Полет прошел успешно, но была одна проблема. Аэропорт располагался рядом с жилыми домами, и первый самолет пролетел мимо окон местных жителей. Конечно же, шум от турбин людям не понравился! Они вышли на акции протеста и подали сотни судебных исков с требованием закрыть аэропорт или выплатить им компенсацию. А между тем с каждым днем количество рейсов увеличивалось. Недовольство людей тоже росло, и суд частично удовлетворял их требования. Одни получали денежные компенсации за моральный ущерб, а кто-то и новые дома в другом районе. Конечно, всё это обходилось властям довольно дорого.

Шли годы, авиакомпаний в Итами стало больше, выросла и нагрузка на аэропорт. Каждый год им пользовались миллионы людей. Однако одного аэропорта было явно недостаточно для быстро развивающегося города. Министерство транспорта Японии решило построить более крупный аэропорт. Планировалось купить землю недалеко от города, чтобы транспортные коммуникации и инфраструктура находились рядом. Это было бы очень выгодно! Новый аэропорт должен был стать продолжением старого и взаимодействовать с городом. И тут реальные проблемы проявили себя.

Земля, где собирались начать строительство, оказалась очень дорогой. Да и протесты с компенсациями, которые пришлось выплатить, тоже еще не забылись, и было ясно, что и в этот раз люди снова будут недовольны. Многих придется переселить в новые дома. Возможно, потребуется переселить целый район! Судебные процессы будут длиться годами и стоить огромных денег. Всё это крайне невыгодно. А еще строительство могло оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Поэтому, после долгих размышлений, было решено строить новый аэропорт за городом. Так самолетам не придется пролетать над жилыми районами. Расположение было идеальным, но опять возникла проблема. Аэропорт нужно было строить на воде. Инженеры были уверены, что справятся с этой задачей. Итак, в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году началось строительство международного аэропорта Кансай. Для этого сначала нужно было возвести искусственный остров, а потом и второй, потому что одного было бы недостаточно. Авторы проекта подумали, что таким образом строительство обойдется дешевле, чем возведение аэропорта где-нибудь поближе к Осаке. Прежде всего геодезисты, инженеры и другие эксперты тщательно исследовали морское дно. Им нужно было найти идеальное место, чтобы заложить прочный фундамент для острова.

Затем, чтобы защитить строительную площадку от волн, возвели стены. На это ушло сорок восемь тысяч бетонных блоков плюс щебень. А вокруг стен построили стальные камеры весом в сотни тонн. Эти дамбы должны были защищать остров от воды на всех этапах стройки. Чтобы в процессе строительства волны не разрушили остров, нужен был дополнительный щит. Цена этого щита составила около ста пятидесяти миллионов долларов. После этого начались сложные работы по укреплению грунта и откачке жидкости. Строители высыпали сотни тысяч тонн песка на глинистое морское дно, чтобы создать дополнительный слой грунта в качестве основания. Но вся эта почва размокла. Она была похожа на губку, которая меняет форму и может сжаться и потянуть за собой аэропорт. Вот почему инженеры установили более двух миллионов вертикальных труб в почве, и внутрь каждой засыпали песок.

Иногда при строительстве искусственных островов трубы заполняются тканью. Это необходимо для впитывания влаги. Система работает по принципу вертикального дренажа. Затем рабочие убрали трубы, а в земле остались дренажные шахты. Дальше нужно было насыпать дополнительный грунт поверх слоя песка. Строители брали этот грунт из гористой местности залива Осака и привозили на баржах из соседних городов и стран. Они положили эту почву на уплотненный слой, а затем масса нового слоя вытеснила всю жидкость в менее плотный песок. Из-за сильного давления сверху влага могла перемещаться только горизонтально. Жидкость попадала в вертикальные шахты, поднималась и испарялась. Чем больше выходило влаги, тем более плотной становилась почва. Она стала прочнее и менее подверженной деформации.

Укладка нового грунта проходила поэтапно. Важно было делать паузы, чтобы каждый из уровней мог как следует утрамбоваться. Слой за слоем всё было закончено. Затем для укрепления фундамента туда вбили девятьсот колонн, расположив их на гидравлических домкратах, которые позволили бы отрегулировать колонны в случае просадки почвы. Наконец было создано оба искусственных острова и строители приступили к возведению аэропорта. Масштабное строительство закончилось в тысяча девятьсот девяносто четвертом, и в том же году аэропорт был открыт. Здание стояло высоко над океаном. А потом оно начало потихоньку оседать. Но никто особо не нервничал. Согласно лабораторным анализам почвы и расчетам инженеров, потребуется около пятидесяти лет, чтобы почва оказалась в четырех метрах над уровнем моря.

Это минимальный уровень, необходимый для безопасной работы аэропорта. Плотина может прорваться, и вода затопит аэропорт, если он опустится ниже четырех метров. Предполагалось, что через пятьдесят лет аэропорт станет небезопасным местом, но к тому времени инженеры наверняка найдут решение и этой проблемы. Вот только всё пошло не по плану. Некоторые места просели до четырех метров всего за шесть лет после открытия аэропорта! Инженеры обеспокоились еще во время строительства в тысяча девятьсот девяностом году, когда первый остров просел на восемь метров вместо ожидаемых шести. Для такого гигантского комплекса разница была огромной. Это всё равно что купить двухэтажный дом, но получить лишь один этаж! Никто не мог и представить, что расчеты будут так сильно отличаться от реальности.

Чтобы исправить ситуацию, проседающие части были раскопаны и прямо под гидравлические домкраты установили железные пластины. Домкраты регулировались, поэтому инженеры приподняли колонны аэропорта на необходимую высоту. Проблема была решена, но надолго ли? В каждой из девятисот колонн есть измерительный прибор, который показывает любые изменения в фундаменте. Инженеры ожидают, что при необходимости придется вносить изменения каждые два года. Сейчас нельзя предсказать, как быстро аэропорт затонет. Всё осложняется тем, что здания проседают неравномерно. Некоторые полагают, что второй остров просядет до четырех метров уже к две тысячи двадцать третьему году. А может, это случится и быстрее. Но одно известно наверняка: с тысяча девятьсот девяносто четвертого года Кансай просел уже почти на двенадцать метров.

Инженеры не прекращают укреплять здание и защитную дамбу. Из-за постоянных ремонтов и модификаций цена аэропорта растет. На момент открытия он стоил восемь миллиардов долларов. К две тысячи восьмому году цена Кансая превысила двадцать миллиардов. Несмотря на это, аэропорт отлично выполняет свою работу: он соединяет Осаку с остальным миром. Почти каждый год через его терминалы проходят более двадцати шести миллионов пассажиров. Это делает его одним из самых загруженных аэропортов Японии. Уменьшение нагрузки не решит проблему. Давление оказывает засыпанный грунт, а не люди или оборудование.

Комментарии

Уведомления
Комментариев пока нет.
Есть шанс стать первым!

Похожее