Все живые существа развились из одной клетки || Хронология эволюции человека

Это LUCA — последний универсальный общий предок. Это бактерия, и никто не знает, как она выглядела на самом деле. Мы смогли узнать о ней с помощью генетики. У всех живых существ есть генетический код. Представьте это как книгу. Она написана с использованием алфавита всего из четырех букв — A, T, C и G. Они составляют шестьдесят четыре слова, каждое из которых содержит три буквы. А последовательность этих слов и есть генетический код. Вы, мы, кактус на вашем подоконнике, паук на стене, эта собака — да, мы все родственники, потому что наши гены написаны на одном языке. Например, текст в кодовых книгах людей и шимпанзе отличается всего на один процент.

LUCA жил четыре с половиной миллиарда лет назад. Эта бактерия — семя, и из нее выросло древо жизни на Земле. Оно было не первым, но все началось с него. Планета менялась. Сначала были только океаны. Затем появилась суша. Горы поднимались и опускались. За засухами последовали ледниковые периоды. Жизнь менялась вместе с планетой. Вначале появились одноклеточные организмы. Но миллиарды лет спустя жизнь стала намного сложнее. Кто бы мог подумать! Шестьсот миллионов лет назад Земля напоминала какой-то научно-фантастический блокбастер.

Жизнь была только в океане и в виде таинственных существ размером от спичечного коробка до современной акулы. Они выглядели как листья деревьев, живые одеяла, ленты ткани или пакеты с желе. Кембрийский взрыв произошел пятьсот сорок миллионов лет назад. Виды стали более разнообразными, у многих из них появились головы и хвосты, что помогало им менять направление в воде. Появились предки современных рыб, амфибий, раков, насекомых и пауков. Эти существа все еще напоминали монстров из фильмов ужасов. Вся жизнь была сосредоточена в воде, но ненадолго.

Пятьсот миллионов лет назад появились наземные растения. Амфибии последовали за ними на сушу. Считается, что первым был париоскорпио — предок всех современных скорпионов. Как это не странно, семена появились всего триста пятьдесят миллионов лет назад. До этого все растения были без семян. Что касается цветов, то они начнут радовать глаз только через двести двадцать миллионов лет. Пришло время для наших любимцев! Динозавры вступили в стадию эволюции двести сорок миллионов лет назад. Мясоеды и растительноядные, наземные и летающие, огромные и маленькие, они правили планетой миллионы лет.

Но в тени гигантских ящериц возникли странные животные. Они были покрыты мехом и кормили своих детенышей молоком. Это были первые млекопитающие, похожие одновременно на современного хорька, крысу и кошку. Скорее всего, они были ночными охотниками и жили на деревьях. Шестьдесят шесть миллионов лет назад динозавры исчезли, но остались птицы — их потомки. А десять миллионов лет спустя появились первые приматы. Древние лемуры, видимо, были их прямыми предками. Перенесемся на пять миллионов лет назад, и приматы, похожие на человека, уже селятся в Африке, и дикие животные — не главная их проблема. Стало еще холоднее. Еды не хватает, джунгли стали меньше и прятаться становится все труднее.

В то время холод был всеобщей проблемой. На планете появились огромные ледники, поглощающие огромные объемы воды. Джунгли превращались в сухие саванны. Ранние гоминиды приспособились выживать в новых условиях. Голод выгнал обезьян из леса на открытые пространства. Там была еда, но повсюду таились опасности. Постепенно приматы научились ходить на задних лапах. Это помогало им быстрее замечать врага и легче ориентироваться в высокой траве. Со свободными руками они могли подавать сигналы родственникам или бросать камни. Через миллион лет жизни в саванне они стали гомининами. Еще не людьми, но уже и не животными.

Приматы, которые не покинули джунгли, стали предками шимпанзе. Вот почему мы так с ними похожи. Эволюция человека — это не просто временная шкала. Представьте себе шоу с десятками сезонов, идущих параллельно, но перекрывающих друг друга. Каждый сезон рассказывает историю определенного гоминида. Ученые называют этих животных приматами. Проще говоря, людьми. Вы, ваши родители и друзья — хомо сапиенс. И мы всего лишь один из видов этого рода. Проблема в том, что были потеряны целые эпизоды, а некоторые из важнейших сцен были вырезаны из сюжета. Два миллиона четыреста тысяч лет назад часть гомининов эволюционировала в первых людей — homo habilis или «человек умелый». Они были размером с современных шимпанзе и делали орудия труда из камня.

Итак, эта серия называется «Начало эволюции». Homo ergaster или «человек работающий» появился примерно полтора миллиона лет назад. Он знал, как делать инструменты, отлично бегал и был хорошим охотником. Даже современным нашим спортсменам было чему у него поучиться. Этот вид жил в условиях сильной засухи и потерял почти все волосы на теле. Homo erectus или «человек прямоходящий» в это же время возник в Африке и первым отправился в Азию. Неясно, эволюционировали эти виды и еще дюжина гоминидов друг в друга или развивались параллельно. Homo sapiens появился около трехсот тысяч лет назад. Через двести тысяч лет они покинули Африку и отправились заселять весь мир.

Изменение климата стало для них зеленым светом для миграции — Африка превратилась в засушливую пустыню, и наши предки отправились дальше в поисках пищи. Там они встречали и других людей. Неандертальцы жили в Европе и Западной Азии. Из-за ледников Европа выглядела как морозильная камера, но неандертальцы чувствовали себя отлично. Их большие носы согревали проходивший через них холодный воздух, а мускулы и выносливость помогали ходить по снегу. Явантроп жил в современной Индонезии. А на острове Флорес появились удивительные люди — их буквально прозвали хоббитами. Они весили около двадцати пяти килограммов и были не выше метра.

Но в отличие от своих фантастических собратьев, которые любили сидеть у камина и мирно веселиться, эти были отличными охотниками. В две тысячи десятом году археологи раскопали Денисову пещеру в Сибири. Там ученые обнаружили часть пальца, принадлежащего неизвестному науке гоминиду. Они называли его «Денисовский человек». Но в ближайшие тысячелетия все Homo, кроме Sapiens, исчезли. Мы не были самыми сильными или быстрыми, но нам очень помогло общение. Homo sapiens разговаривали, планировали будущее и делились друг с другом идеями. Мозг первых людей не отличался от нашего — отличались их когнитивные способности. Они не были так хороши в запоминании новых вещей, в общении и в обсуждении явлений и предметов.

Мозг Homo sapiens был гибким. Благодаря этому древние люди привыкали к новым условиям, получали опыт и менялись. Вид Homo erectus использовал одинаковые каменные топоры миллион лет. Но их разумные коллеги не стояли на месте и улучшали свои инструменты. Они придумали лук и стрелы, иглы для шитья одежды, крючки для рыбной ловли, каменный нож. Они освещали свои пещеры не только огнем, но и примитивной масляной лампой. Они продолжали развиваться, и делают это даже сейчас. На наше развитие как вида влияют окружающая среда, питание и современные технологии. Например, сорок тысяч лет назад рост среднего человека составлял метр восемьдесят.

На протяжении тысячелетий мы уменьшались в размерах, но теперь люди снова становятся выше. Видимо, это происходит благодаря хорошему питанию и здоровью. Сегодня самые высокие люди живут в Нидерландах. Их рост аналогичен росту первого Homo sapiens. Наши мозги тоже уменьшаются! У людей прошлого они были на десять процентов больше. Для первых людей выживание было самым важным. Сегодня мы живем в основном в безопасности, и поэтому наш мозг продолжает уменьшаться.