В Антарктиде есть банкомат, но для кого?

Антарктида — самый отдаленный континент на планете. На нем собрано девяносто процентов мирового льда, но он считается пустыней, поскольку годовое количество осадков составляет всего около двадцати сантиметров. Вы бы вряд ли подумали, что это пустыня, из-за белизны и обилия животных. Но Антарктида — это не только то, что вы видите на поверхности, под ней скрыто очень многое. И даже над ней. Атлантида давно занимает умы людей. Существовала ли она вообще? И если да, то где она находилась? Одна из теорий утверждает, что цивилизация атлантов могла процветать на континенте Антарктида, когда он еще не был покрыт льдом. Из-за цикличности земных эпох, то есть периодов оледенения и межледниковья, Антарктида когда-то была тропическим лесом. И вот на недавнем снимке Google Earth были обнаружены интересные руины, погребенные на дне ледяного озера. Неясно, какой цивилизации принадлежат эти развалины. Но некоторые теоретики считают, что это вполне может быть Атлантида.

И это далеко не всё, что хранят в себе антарктические озера. В семидесятых годах двадцатого века ученые с удивлением обнаружили большие озера под ледяными пластами на замерзшем континенте. Считается, что под слоями льда существует более четырехсот озер. Например, озеро Восток, самое большое подледниковое озеро, погребено под тремя километрами льда! Там также скрыты нетронутые ледяные пещеры. Вода в этих озерах остается жидкой благодаря небольшому количеству геотермального тепла из ядра Земли. Ученые считают, что возраст некоторых озер составляет около пятнадцати миллионов лет!

Среди уникальных явлений, которые можно увидеть в Антарктиде, стоит упомянуть чрезвычайно странный водопад. В тысяча девятьсот одиннадцатом году австралийский геолог наткнулся на так называемый «кровавый водопад». Его озадачил поток красной жидкости, льющийся со склона небольшого холма среди антарктических льдов. После долгих лет исследований стало ясно, что за красный цвет отвечает высокое содержание железа в воде. Последний кусочек головоломки встал на место, когда ученые обнаружили неподалеку подземное озеро с водой, насыщенной окисленным железом. Из-за него и образуется кровавый водопад.

Думаю, эта картинка вызвала у вас много вопросов. Кому и зачем понадобится снимать наличные в Антарктиде? Сначала немного истории. В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году США основали исследовательскую станцию Мак-Мердо, которая постепенно стала крупнейшим научным центром на континенте. В самое оживленное время на станции Мак-Мердо работают от двухсот до тысячи ученых. И этим людям нужны деньги, чтобы покупать кофе, пиццу и другое для удовлетворения своих повседневных потребностей. Вот почему компания Wells Fargo решила установить там банкомат. Заодно она установила рекорд Гиннесса! Банкомат Wells Fargo на станции Мак-Мердо — самый южный банкомат в мире, а также самый одинокий, поскольку на сотни и сотни километров от него нет других банкоматов.

Низкие температуры делают Антарктиду враждебной для человека. Антарктида — самый холодный, сухой и ветреный континент на нашей планете. Средняя температура на побережье составляет около минус десяти градусов Цельсия, но по мере продвижения к внутренним районам становится холоднее. В глубине континента температура может достигать минус пятидесяти семи градусов. Мороз создает такое впечатляющее явление, как ледяные пузыри. Это пузыри метана, замерзшие внутри некоторых антарктических озер. Газ, выделяющийся при таянии ледников, замерзает на середине пути и создает завораживающую картину. Думаю, метан еще никогда не выглядел настолько красиво.

Несколько лет назад ученые обнаружили гигантскую дыру размером с Нидерланды в одном антарктическом озере. Для сравнения: это размер озера Мичиган. Такие дыры — естественное явление на континенте, однако эта полынья оказалась самой большой из всех, которые ученые видели с семидесятых годов. Полыньи — это огромные дыры в ледяном покрове, и в основном они расположены вдоль побережья континента, но та, о которой мы говорим, была обнаружена в море Уэдделла, довольно далеко от берега. Ученые всё еще пытаются понять, как она появилась и какие последствия это имеет для климата в регионе.

На континенте есть один объект, который кажется рукотворным. Насчет его происхождения появилось множество теорий. Согласитесь, это образование похоже на пирамиды, которые строили люди. Разница лишь в том, что на самом деле это естественное скальное образование, которое существует очень давно. Впервые его заметили во время экспедиции в начале двадцатого века, и долгое время находку держали в секрете. Ее прозвали пирамидой, но правильное научное название — «нунатак», то есть пик скалы, торчащий над ледником или ледяным щитом. В мире есть и другие вершины, имеющие форму пирамиды, например Маттерхорн в Швейцарии. Так что это действительно не человеческая постройка. Мы в этом уверены.

Список удивительных открытий на ледяном континенте на этом не заканчивается. Программа искусственного интеллекта анализировала набор данных об Антарктиде и сделала потрясающее открытие. В ледяных полях континента может находиться до трехсот тысяч необнаруженных метеоритов. Метеориты падают на континент уже миллионы лет, но только сто десять лет назад был найден первый из них. И знаете что? Недавно исследователи нашли марсианский метеорит в Восточной Антарктиде. Он оказался самым большим из найденных за последние двадцать пять лет и весил около семидесяти пяти килограммов.

Обычно огонь и лед — довольно сложное сочетание, поэтому вы вряд ли ожидаете встретить в Антарктиде действующий вулкан. Но он существует. Вулкан Эребус — самый южный действующий вулкан в мире с жидкой магмой и лавой, кипящей много веков. На самом деле вулкан Эребус активен уже более миллиона лет, и это второй по высоте вулкан Антарктиды. Его высота составляет три тысячи шестьсот метров.

Мы уже упоминали, что Антарктида не всегда была ледяной. Но можете ли вы представить огромный тропический лес, покрывающий весь континент? Это не научная фантастика, это было на самом деле. Отпечатки листьев и окаменевшая древесина — явные признаки существования тропических деревьев в этом регионе. При исследовании окаменелостей также выяснилось, что в Антарктиде жил самый древний червь в мире. Согласно National Geographic, окаменелости, найденные в Антарктиде, свидетельствуют о давно вымершем виде червя, который жил около пятидесяти миллионов лет. Ученые утверждают, что это открытие крайне важно для изучения эволюционных связей, и говорят, что оно стало возможным только благодаря глубокой заморозке образцов.

Антарктида — континент с богатой фауной. Пингвины и тюлени — вот лишь некоторые из известных нам животных, обитающих там. Также есть редкий и удивительный вид рыб, живущий в водах Антарктики. Эти создания, известные в народе как прозрачные рыбы, столь же причудливы, сколь и красивы. Чтобы выжить в холодной воде Антарктики, рыбам пришлось приспосабливаться, В итоге они превратились в уникальных существ. У них не только прозрачное тело, но и прозрачная кровь, что делает их полностью прозрачными. Это происходит потому, что у них отсутствует белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. Круто, правда?

Думая об Антарктиде, вы, возможно, представляете себе айсберги. Вот несколько интересных фактов о них. Знаете ли вы, что продолжительность жизни айсбергов составляет около трех тысяч лет? И что главные источники айсбергов в мире — это Гренландия и Антарктида? Айсберги могут возвышаться над поверхностью воды на двести метров, и еще около девяноста процентов ледяной глыбы скрыто под водой — отсюда и пошло выражение «верхушка айсберга».