Ученые обнаружили фантастическую планету-океан недалеко от Земли

Вы находитесь посреди океана. Он бесконечен, но вы не можете его увидеть. Потому что вокруг вас густой туман. Плотные облака скрывают огромное, но тусклое солнце. День сейчас или ночь? Вы не знаете. Вокруг вас только серая дымка. Вы одиноки. И если вдруг вы решите плыть вниз, даже через несколько часов вы всё равно не сможете увидеть дно океана... Такова типичная водная планета! Знаю, звучит мрачновато... Но всё не так плохо! Водные миры интереснее, чем может показаться, так что давайте посмотрим на них.

Планета-океан — это планета, которая состоит, как вы уже догадались, в основном из воды, льда и, возможно, некоторого количества камней. Вспомните океаны Земли, их ужасающие глубины, Марианскую впадину и всё такое... А теперь угадайте, сколько места занимает вся вода в объеме Земли. Двадцать пять тысячных процента. Что ж, попробуйте представить себе мир, состоящий на сорок или шестьдесят процентов из воды! Если вы нырнете туда, глубина может превысить сто километров. По сравнению с этим одиннадцать километров нашей Марианской впадины кажутся сущим пустяком! И да, давление там будет сокрушительным — в двадцать тысяч раз сильнее, чем на поверхности Земли.

Это, конечно, пугает, но было бы здорово узнать больше об этих планетах. По расчетам ученых, таких планет в нашей галактике довольно много. Далеко ходить не надо: водяные миры можно найти даже в нашей Солнечной системе! Конечно, это не планеты, а спутники. У Юпитера есть Ганимед и Каллисто, а у Сатурна — Титан и Энцелад. На океан приходится до тридцати процентов массы этих спутников. Впрочем, не исключено, что эти океаны покрыты толстой коркой льда. Полноценных планет-океанов заметно меньше. Это связано с тем, что условия, в которых могут существовать такие планеты, очень специфичны. Например, планета должна быть в шесть или восемь раз больше Земли. При меньшем размере у нее будет каменистая поверхность, а при большем она превратится в газового гиганта.

В то же время она должна находиться в обитаемой зоне своей звезды. Чуть дальше — и планета сразу превратится в ледяного гиганта или в холодную суперземлю. В общем, планеты-океаны очень разборчивы. Мы начали исследовать их еще в семидесятых годах прошлого века. С тех пор мы нашли лишь пару таких объектов, зато очень интересных. Первая планета — Глизе один два один четыре би. Это была самая первая планета-океан, которую мы обнаружили. Изначально ученые заметили лишь маленькую, тусклую точку. Эта точка оказалась красной карликовой звездой Глизе один два один четыре. Ничем не примечательной, совершенно обычной звездой, которая в пять раз меньше нашего Солнца и в триста раз тусклее.

Ученые не придали находке особого значения, но в две тысячи девятом году они заметили, что у этой звезды есть одна планета. И планета оказалась довольно странной. Это была «суперземля» в два с половиной раза больше нашей Земли и в шесть с половиной раз тяжелее... Но в то же время у нее была очень низкая плотность и примерно такая же сила тяжести, как у нашей планеты. Другими словами, там почти не было камней и металлов. Но это был и не газовый гигант... Оставался только один вариант: она была покрыта водой и льдом. Так мы открыли первую планету-океан.

На самом деле мы только предполагаем, что она состоит из воды. Так говорят математические расчеты. Эта планета и правда странная. Ее трудно исследовать, и до сих пор ученые не смогли ничего там найти: ни водорода, ни гелия, ни воды... Всё потому, что внешний слой атмосферы планеты очень плотный и прекрасно скрывает ее состав. Но, скорее всего, это все-таки водный мир. Глизе один два один четыре би находится очень близко к своей звезде. До нее всего четырнадцать тысячных астрономических единиц, что меньше расстояния между Луной и нами! Год там длится около тридцати шести часов, а температуры, мягко говоря, дикие. Ученые предполагают, что средняя температура там составляет от ста двадцати до двухсот восьмидесяти градусов Цельсия. Жарковато!

Помните мрачную картину, с которой мы начали? На самом деле на Глизе один два один четыре би вас бы ожидало нечто другое, больше похожее на купание в паровом котле. Из-за гигантских температур океан на поверхности постоянно находится в состоянии, близком к кипению, не достигая его. Итак... Представьте, что вы опускаетесь на поверхность планеты, пролетая сквозь облака пара. И вдруг вы оказываетесь в воде! Что? Но как это произошло? Дело в том, что граница между паром и водой на Глизе один два один четыре би, скорее всего, размыта.

Конечно, вы не сможете доплыть до дна этого океана. Но, скорее всего, это дно покрыто очень толстым слоем так называемого «горячего льда». Он похож на обычный лед, но ему наплевать на законы физики, поэтому он не тает даже при гигантских температурах. А толщина этого льда может приближаться к пяти тысячам километров! Вот и всё, что вас ждет на Глизе один два один четыре би. И ни одного хостела в поле зрения. Ладно, у нас есть еще один кандидат на должность водного мира, хотя и в этом случае ученые не дают стопроцентной гарантии.

Недавно открытая планета под названием Ти О Ай один четыре пять два би расположена в созвездии Дракона и удалена от нас почти на сотню световых лет. Ее обнаружила с помощью телескопа «Тесс» группа исследователей из Монреальского университета. Эта планета также относится к классу «суперземель». Она в семь раз больше нашей планеты и в сорок восемь раз тяжелее! И всё это при очень низкой плотности. Из-за этого ученые предположили, что почти вся планета состоит из гигантского океана.

Здесь нам повезло немного больше: в этом мире нас ждет не только лужа космических масштабов и много льда. У планеты, вероятно, есть каменистая поверхность глубоко под водой, как в обычном океане. Однако не стоит слишком радоваться: океан, безусловно, будет сильно отличаться от того, к которому мы привыкли. Ти О Ай один четыре пять два би также вращается вокруг небольшого красного карлика. И даже не одного, а сразу двух! Если предыдущая планета была расположена близко к своему Солнцу, то эта, наоборот, находится очень далеко. Она в два с половиной раза дальше от своих звезд, чем Плутон от Солнца! И движется она с огромной скоростью — год там длится всего одиннадцать дней. Мы еще многого не знаем об этой планете. Возможно, мы получим новую информацию, когда ученые понаблюдают за ней с помощью телескопа «Джеймс Уэбб». Ну, вот и всё. Подождите? Вы ожидали большего?

Ладно-ладно, я знаю, какой вопрос беспокоит вас больше всего. Может ли там существовать жизнь? Ну... это сложно. Мы знаем, что вода означает жизнь, и, кроме того, эти планеты находятся в потенциально обитаемых зонах своих звезд. Так что в теории там может быть жизнь. Не какие-то полноценные цивилизации, конечно, а бактерии, рыбы или жуткие гигантские монстры. То есть, почему бы и нет? Однако это маловероятно. Одной воды недостаточно для возникновения жизни, хотя она и очень важна. Должны быть еще микроэлементы и минералы. И, к сожалению, у большинства водных планет в составе будет только вода и лед. Там не будет никаких минералов.

Но не отчаивайтесь! Шансы еще есть. Во-первых, существуют метеориты и кометы. Они могут принести на планету необходимые минералы. Чем чаще они врезаются в нее, тем выше вероятность, что они принесут что-то в океан и тем самым создадут жизнь. Во-вторых, на Ти О Ай один четыре пять два би должны быть минералы! Мы не знаем, на какой глубине там расположено каменистое дно. Но раз оно существует, там могло что-то зародиться. Будем надеяться, что новые исследования с помощью мощных телескопов позволят нам докопаться до истины. Кто знает? Быть может, однажды мы и правда посетим такую планету.