Ученые наконец-то взломали код календаря майя

Вы можете сказать, какое сегодня число? Легко. Вы смотрите на свой смартфон, и вуаля: вы сразу знаете день, месяц и год. Но всегда ли было так просто определить дату? Было ли вообще у древних людей понятие года, который длится триста шестьдесят пять дней? И да, и нет. Календари майя имели циклы. Это близко к тому, что мы называем годом. Но цикл майя был намного длиннее: восемьсот девятнадцать дней. И здесь мы подходим к загадке. Почему восемьсот девятнадцать? Когда начинается этот календарь и когда он заканчивается?

Ученые задавали себе этот вопрос на протяжении десятилетий. Они обнаружили и расшифровали календарь майя в сороковых годах прошлого века. Недавно двое американских ученых, Джон Линден и Виктория Брикер, предложили свое решение. Что же они сделали иначе, чем их предшественники? Дуэт объяснил код, взглянув на вопрос шире. Ученые расширили календарь с восьмисот девятнадцати дней до полных сорока пяти лет. Это в двадцать раз дольше, чем первоначальный цикл. И начала вырисовываться закономерность.

Это был большой прорыв, потому что майя определяли время сложным способом. Можете забыть об интуитивно понятных арабских цифрах, которые мы имеем сегодня. Эти люди использовали глифы — крошечные изображения, что-то вроде иконок на рабочем столе или универсальных символов. Когда вы видите маленькую точку с тремя изогнутыми линиями над ней, вы знаете, что доступна сеть Wi-Fi. Календарь майя использовал глифы, которые изображали животных или природные явления. Например, символы ягуара и орла. Каждый глиф обозначал один день.

Каждый цикл повторяется четыре раза. Назовем эти четыре цикла блоками. Майя окрашивали каждый блок в свой цвет. Ученые считали, что эти цвета соответствуют четырем сторонам света. Красный цвет соответствовал востоку, белый — северу. Черный обозначал запад, и, наконец, желтый цвет обозначал юг. Но потом наступили восьмидесятые. Да, это было странное десятилетие. Все расчеты стали неверными. Исследователи определили, что цвета были связаны с положением Солнца на небе. Оказалось, что желтый цвет представлял самую высокую точку, которая называется зенитом. Белый цвет обозначал самую низкую точку, называемую надиром. Календарь показывал, насколько хорошо древние майя разбирались в астрономии.

Это наиболее очевидно в Чичен-Ице. Главный город майя расположен на полуострове Юкатан в Мексике. Там вы увидите впечатляющую ступенчатую пирамиду. Она посвящена Пернатому Змею. И ее расположение идеально. Дважды в год здесь происходит нечто удивительное. Во время равноденствий, когда Солнце светит прямо над экватором и день и ночь длятся одинаково, солнечный свет сначала освещает скульптуру змеиной головы у основания пирамиды. Затем он пробирается вверх по девяносто одной ступени. Это создает иллюзию, будто змея скользит вниз по пирамиде. Даже сегодня люди собираются, чтобы увидеть это зрелище. А когда майя только завершили строительство, это зрелище, должно быть, производило еще большее впечатление.

Знаете ли вы, что такое синодический период? Я тоже не знаю. Но астрономы майя знали. Синодический период — это время, которое проходит перед тем, как звездное тело совершает полный круг. Например, это период между двумя полнолуниями. Если смотреть с Земли, этот период длится примерно тридцать дней. Майя постоянно смотрели на небо. Они следили за синодическими периодами всех планет, от Венеры до Сатурна. Древние астрономы вели учет почти всех небесных тел. Но какое отношение это имеет к их календарю?

Расчеты американских исследователей выявили эту связь. Возьмем для примера ближайшую к Солнцу планету — Меркурий. Его синодический период составляет сто семнадцать дней. Умножим это число на семь и получим... ровно восемьсот девятнадцать. Это точно не совпадение, потому что синодические периоды других планет так же точно соответствуют магической цифре. Но это не видно из одного цикла майя. Ученым пришлось расширить его в несколько раз, чтобы обнаружить закономерность. Есть причина, по которой код так долго не поддавался. Специалисты были сосредоточены на одной планете. Хитрость заключалась в том, чтобы сложить расчеты майя для всех планет. Исследователям просто нужно было увидеть картину в целом.

Это подводит нас к две тысячи двенадцатому году. Помните, некоторые считали, что конец света наступит двадцать первого декабря две тысячи двенадцатого года? Оказалось, что это не так. Мы до сих пор живы и здоровы. Но что послужило началом этого ложного слуха? Конечно же, календарь майя. Майя основывали свой календарь на длительных периодах всех планет. Это включало в себя много сложной математики. Две тысячи двенадцатый год просто был точкой, когда их цикл заканчивался. Он известен как длинный счёт. Этот период подобен нашему году. Для майя две тысячи двенадцатый год год был чем-то вроде тридцать первого декабря для нас. Просто конец цикла, которым они измеряли время. Так что мы зря паниковали. Новогодние вечеринки могут бывают безумными, но мир не заканчивается первого января.

Майя растягивали не только свой календарь, но и самую настоящую резину. Да, эти древние люди производили различные сорта каучука за три тысячи лет до того, как до этого додумался один известный американец — Чарльз Гудьир. Они добывали натуральный латекс из каучукового дерева. Это похожее на молоко вещество, которое можно превратить в каучук. И они были не единственными. Ученые обнаружили доказательства, что их соседи, ацтеки и ольмеки, занимались тем же. Но что они делали с каучуком? Им точно не были нужны автомобильные шины, чего нельзя сказать о сандалях для пляжа. Испанцы писали об обуви на резиновой подошве, которую носили местные жители. К сожалению, ученые до сих пор ее не нашли. Это был бы большой шаг для археологии.

Майя в буквальном смысле играли с резиной. Исследователи считают, что они изготавливали из латекса мячи. Эти мячи были прыгучими и разными по размеру. Типичная игра в мяч включала в себя два обруча. Вы, наверное, представили себе баскетбол, но это не совсем так. Обручи устанавливались на стенах на высоте семь метров над землей. Стандарт ЭнБэА составляет три метра. Кроме того, обручи были развернуты боком.

В истории майя есть и сладкая сторона. Эти древние люди наслаждались шоколадом. Современное слово «шоколад», вероятно, происходит из их языка. Оно означало «горькая вода». Хорошо, с горечью всё понятно, но почему вода? Майя не производили шоколад в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Они не делали плитки шоколада, они его пили. Из растертых какао-бобов получались отличные напитки. Со временем майя усовершенствовали эту смесь и добавили в нее специи. Кто-нибудь хочет попробовать жгучий шоколадный напиток с тушеными перцами и кукурузной мукой? Кто знает, может, этот напиток и в самом деле был приятен на вкус. Какао-бобы были священными и использовались в качестве валюты. Исследователи считают, что наслаждаться шоколадным напитком могли все социальные классы. Бесплатный шоколад для всех звучит неплохо даже сегодня.

Но где майя брали чистую воду для своих какао-напитков? Из древнейшей известной фильтрационной системы в западном полушарии. Она была основана на цеолитах. Это минералы, которые содержат соединения алюминия и силикона. И знаете что? Современные очистители воздуха и воды до сих пор используют эти материалы. Технологии майя снова побеждают. В Европе Роджер Бэкон разработал систему песчаной фильтрации в тысяча шестьсот двадцать седьмом году, примерно через тысяча восемьсот лет после майя. Но как быть с районами, где нет рек, озер или источников? Инженеры майя всё продумали. Дождевая вода. Они вырезали большие резервуары в известняковой породе. Затем они покрывали эти подземные пещеры слоем водонепроницаемого материала. Последним шагом было создание небольших каналов, которые собирали воду с холмов. Ученые подсчитали, что один такой резервуар вмещал в среднем тридцать восемь тысяч литров дождевой воды. Достаточно, чтобы наполнить пятьдесят пять современных джакузи.